Информационно-методический и научно-педагогический журнал

bbs teen child fuck bbs
  • Категория: Стажировочная площадка
  • Просмотров: 3761

Концепция развития этнокуль­турного образования В Рес­публике Коми на 2016–2020 гг., утвержденная приказом Министерства образования Республики Коми от 23.11.2015 № 255, является нормативным документом, определяющим цели, задачи, основные направления и стратегию развития этнокультурного образования в Республике Коми. В Концепции принят уровневый подход к описанию системы этнокультурного образования: от краткой характеристики современного состояния уровня образования (дошкольного, общего, профессионального, дополнительного) – через выявление проблем – к определению задач и способов их решения, описанию условий развития этнокультурного образования как целостной системы.


Под регионализацией образования принято понимать учет при отборе содержания образования и определении технологий образовательного процесса исторических, социально-политических, этнических, экономических, географических и иных особенностей территории. В современных условиях эта задача решается через разработку и реализацию основных общеобразовательных программ, основных профессиональных образовательных программ, дополнительных образовательных программ.
Содержание пяти образовательных областей ФГОС дошкольного образования определяется основной образовательной программой дошкольного образования в объеме 60% обязательной части и 40% части, формируемой участниками образовательных отношений. ФГОС общего образования предусматривает разработку образовательной организацией части образовательной программы соответствующего уровня образования, формируемой участниками образовательных отношений, составляющую 20% от общего объема программы начального общего образования, 30% – основного общего образования и 40% – среднего общего образования. Содержательное наполнение части каждой из реализуемых основных образовательных программ, формируемой участниками образовательных отношений, должно отражать образовательные потребности и интересы обучающихся, в том числе по изучению этнокультурных и региональных особенностей.
ФГОС среднего и высшего профессионального образования также регламентирует возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования за счет вариативной части (от 20 до 30%).
Учет региональных, этнокультурных особенностей является одним из ведущих принципов проектирования содержания образования в Республике Коми и решает задачи воспитания социально ответственной личности, инициативного и компетентного гражданина, способного транслировать базовые национально-культурные ценности народов России и интегрированного посредством родной культуры в общероссийское и мировое культурное пространство.
Интеграция этнокультурной, региональной составляющей в содержание образования призвана сформировать у учащихся системное представление о регионе, обогатить их историко-культурную картину мира, сформировать гражданскую позицию относительно судеб региона и России, помочь смоделировать будущее региона на основе определения специфики социокультурных практик, геополитического и экономического развития.
Каждый российский регион нуждается сегодня в подготовке специалистов, способных модернизировать традиционное хозяйство, вести социально-экономические и социально-культурные преобразования, а это невозможно без глубокого изучения культуры и истории. Стратегии развития завтрашнего дня должны быть приспособлены к местным нуждам не в ущерб экологии, религии, культуре, семейным традициям и психологической атмосфере существования. Только так сможет родиться новая управленческая культура, увязанная с этнокультурными ценностями и установками, спецификой региона, культура ответственности.
Цель Концепции развития этнокультурного образования – воспитание гражданина, культурного и образованного человека, опирающегося на позитивные жизненные ценности и установки, способного создавать и развивать социально перспективные сферы деятельности, в том числе в хозяйствах традиционного типа.
Планируя цели этнокультурного образования, необходимо одновременно видеть и планировать результаты этого процесса. Результатом интеграции этнокультурной и региональной составляющей в содержание образования должна стать сформированность в сознании учащихся знаниевого, отношенческого и деятельного компонентов.
Первый компонент – знание учащимся фактов культуры, истории, которые он воспринимает как факты, события своей истории, культуры («Я знаю, что это наше, мое!»).
Второй компонент (главный, системообразующий) – положительное отношение к определенным, «нашим», фактам истории и культуры («Я горжусь, одобряю такие-то события, факты нашей культуры, истории»). Это и есть то, что обычно называют чувством патриотизма.
Третий компонент – деятельный. Это готовность, настрой человека участвовать в деятельности по развитию культуры, жизни в регионе, стране («Я готов, настроен действовать на благо своего города, села, региона, страны»).
Предметом региональной составляющей образования являются характеристика климата, природы, биогеоценозов Республики Коми; этнокультурной – варианты приспособления коми народа к климатическим, природным условиям через проектирование жилищ, изготовление одежды, формулирование неписаного охотничьего кодекса по сохранению биоразнообразия, осмысление памятников природы в фольклорной традиции, использование и развитие природного потенциала (производство, экология).
Этнокультурная, региональная составляющая в содержании дошкольного образования имеет свое наполнение в зависимости от образовательных областей:
1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» включает ознакомление с особенностями культуры коми народа (национальными праздниками, традициями и обычаями); формирование представлений об этнической принадлежности, воспитание доброжелательного отношения к людям разных национальностей; развитие чувства гордости за достижения уроженцев Республики Коми, которые внесли вклад в развитие культуры, образования, искусства, спорта, за подвиги земляков-героев, а также предусматривает ознакомление с коми пословицами и поговорками о жизни, труде, быте, моральных представлениях коми на­рода.
2. Образовательная область «Познавательное развитие» направлена на знакомство с населенным пунктом, в котором находится детский сад и проживает ребенок, с улицами родного города (поселка, села); с г. Сыктывкаром – столицей Республики Коми, с другими городами и районами, расположенными на территории республики; с гербом, гимном, флагом Республики Коми; с картой Республики Коми; с климатом, географическим положением, природой нашего края (явлениями неживой природы, растительным и животным миром); с реками, озерами, заповедниками; с видами природных месторождений; с видами производства, где работают родители и окружающие ребенка взрослые; с продуктами труда, которые производятся в республике.
3. Образовательная область «Речевое развитие» предполагает обучение коми языку в разных вариантах в зависимости от местоположения детского сада.
4. Образовательная область «Физическое развитие» предусматривает включение в образовательный процесс коми народных подвижных игр с целью развития двигательной активности, физических качеств, ознакомление дошкольников с коми пословицами и поговорками о здоровье; чтение художественной литературы о богатырях и героях, обладающих крепким здоровьем, о народных способах заботы о своем здоровье.
5. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» направлена на ознакомление с произведениями коми детской литературы и фольклора; с коми орнаментом и декоративно-прикладным искусством, изобразительным искусством, выраженным в произведениях живописи, скульптуры, книжной графики, архитектуры; с художниками и скульпторами – уроженцами Республики Коми; с коми музыкальными инструментами, музыкальным фольклором и музыкальными произведениями композиторов Республики Коми.
Региональная, этнокультурная составляющия в содержании школьного образования укладываются в несколько моделей представления подобного содержания.
В рамках монопредметной модели коми язык, литература изучаются на специально выделенных учебных предметах.
Комплексные модели дифференцируются в зависимости от компоновки и подачи регионального, этнокультурного содержания:
– дисперсная подразумевает введение дидактических единиц, отражающих своеобразие этнической культуры коми народа в диалоге с русской и иными культурами, в содержание учебных предметов и курсов;
– модульная предполагает включение в учебные предметы специальных тем (модулей), отражающих своеобразие этнической культуры коми народа в диалоге с русской и иными культурами;
– интегративная реализуется в виде интегративных курсов, в которых этнокультурные, региональные аспекты изучаются в единстве и взаимосвязи.
Комплексные модели предусматривают интеграцию этнокультурного, регионального материала в содержание большинства учебных предметов, курсов школьной программы.
Интеграция регионального, этнокультурного содержания в курс русского языка и литературы, иностранного языка на принципе диалога культур способствует позитивной этнической идентификации, развитию рефлексии, ценностному самоопределению. Через типологию сюжетов, персонажей, идей можно проследить разнообразное преломление «вечных» человеческих проблем, показать связь времен и людей. Постигая мир через различные языковые системы, дети начинают на более высоком уровне сопоставлять, сравнивать, соизмерять различные факты, иными словами, через аналитическое освоение языков идти к синтезу познаний о языке, мышлении человека в целом, к осознанию и пониманию сущности языкового моделирования мира.
Изучение и анализ истории региона в контексте российской и мировой истории позволяет определять общее и особенное в характере протекания исторических событий, учитывать и анализировать причинно-следственные связи, видеть мир в целостности и взаимосвязанности.
Изучение этнокультурного содержания в изобразительном и музыкальном искусстве дает возможность воспитания чувства стиля, учит находить национальное и интернациональное в индивидуальном творчестве, анализировать роль нетрадиционных, национальных техник в развитии и обогащении искусства. Изучение памятников культурного наследия Республики Коми регионального и федерального значения (памятников истории, монументального искусства, градостроительства и архитектуры), а также объектов нематериального культурного наследия (народные традиции, праздники, фольклор, легенды и предания) способствует овладению обучающимися духовными ценностями и культурой многонационального народа России.
Определённый потенциал для изучения и сохранения этнокультурного наследия имеет учебный предмет «Технология». Овладение учащимися общекультурными и общетрудовыми компетенциями базируется на формировании представления о наиболее распространённых в регионе традиционных народных промыслах и ремеслах. В результате школьник научится понимать культурно-историческую ценность традиций, отражённых в окружающем мире.
В программе учебного предмета «Физическая культура» предусмотрены знакомство с историей физической культуры разных народов, информация о связи спорта с природными и географическими особенностями, традициями и обычаями народа.
Большое значение в реализации этнокультурной, региональной составляющей содержания образования отводится предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Краеведческое направление этнокультурного образования представлено на уровне начального общего образования в интегрированном учебном курсе «Край, в котором я живу» (1–4-й кл.). Целью изучения данного учебного курса является формирование элементарных навыков адекватного природо- и культуросообразного поведения младшего школьника в окружающей его природной и социальной среде на основе знакомства с природно-культурным и культурно-историческим наследием Коми края.
На уровне основного общего образовании краеведческое направление реализуется в интегрированных учебных курсах «История и культура Коми края» и «Природа и хозяйство Республики Коми» (для 6–9-х классов).
Развивающие модели представляют собой модели организации внеурочной деятельности учащихся на этнокультурной основе. Согласно ФГОС общего образования внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие формы на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. Раздел «План внеурочной деятельности» основных образовательных программ общего образования предоставляет образовательной организации возможности удовлетворения широкого спектра индивидуальных, групповых и коллективных потребностей обучающихся, развития их личности посредством планирования, разработки и реализации программ внеурочной деятельности, отражающих региональные и этнокультурные особенности региона.
Целенаправленная систематическая работа по интеграции этнокультурного, регионального содержания в содержание программ профессионального образования является важным условием подготовки будущих специалистов, укорененных в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, знающих региональные условия и возможности, в которых предстоит организовывать различные виды деятельности.
Этнокультурная, региональная составляющая в содержании дополнительных общеразвивающих программ может предусматривать следующее:
– в художественной направленности: включение в программы блоков знакомства с историческими корнями и особенностями возникновения ремесел; освоение технологий традиционных ремесел путем интеграции исконных технологий и новых материалов в современных изделиях на основе проектного, исследовательского и дизайн-подхода;
– в технической направленности: моделирование робототехнических процессов на производстве (лесо­переработка, нефте-, газо-, угледо­быча);
– в естественнонаучной направленности: проведение слетов, экспедиций, школ-лагерей с целью изучения природной среды региона;
– в физкультурно-спортивной направленности: изучение и организация народных игр, состязаний, праздников;
– в туристско-краеведческой направленности: реализация блока «Коми край глазами исследователя и путешественника»; проведение тематических лагерей и смен;
– в социально-педагогической направленности: использование потенциала народной педагогики и этнопедагогики.
Кроме этого, применение исследовательской и проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе учреждений дополнительного образования детей создает обучающимся благоприятные условия для творчества и поиска, придавая процессу обучения воспитывающий и развивающий характер, и является необходимым деятельностным подходом при разработке дидактико-методического обеспечения.
Для инновационного развития этнокультурного образования необходимы специальные условия, основу которых составляют эффективные технологии и актуальные практики воспитания. Эти технологии включают проблемно-ценностные дискуссии, социально-моделирующие игры, социально-образовательные проекты, детско-взрослое образовательное производство, мировоззренческое кино, молодежные переговорные площадки, центры социального проектирования, практику школьных музеев-клубов краеведческой и военно-патриотической направленности, практику детско-взрослых поисковых отрядов, туристско-краеведческие экспедиции, неимитационное детское самоуправление и детско-взрослое соуправление, школьные клубы и детские общественные объединения (организации) с выраженной этнокультурной и гражданско-патриотической составляющей деятельности. Важным при этом представляется обеспечение субъектной активности обучающихся и использование конструктивных проектных форм работы.
При реализации учебных курсов этнокультурной направленности в начальной школе должны применяться следующие активные формы учебной и внеурочной деятельности: экскурсии, походы, образовательные путешествия; встречи со знаменитыми земляками (поэтами, художниками, ветеранами, людьми разных профессий); устные журналы, викторины, беседы; тематические праздники; сбор и оформление материалов для фондов школьного или краеведческого музеев; участие в школьных, районных, республиканских конкурсах.
В основной школе (5–9-е кл.) учащиеся должны получить основные сведения о различных сторонах жизни Коми края – в прошлом и настоящем. Значительно, по сравнению с начальной школой, усиливаются информационный, адаптивный и профориентационный аспекты содержания образования. Активные формы учебной и внеурочной деятельности: участие в природоведческих экскурсиях, образовательных путешествиях, экспедициях; использование культурного потенциала города/села (музеи, театры, библиотеки); расширение образовательного туризма; вовлечение в процесс этнокультурного образования органов государственной власти и местного само­управления, общественных организаций и объединений, средств массовой информации; сотрудничество с предприятиями города/села с целью проведения профориентационных учебных занятий. На этапе предпрофильной подготовки особенно актуальной становится задача разработки программ элективных курсов этнокультурной тематики.
Старшая школа (10–11-е кл.) – это этап расширения и углубления знаний о Коми крае на макро- и мегауровне, широкого вовлечения школьников в доступную им учебную исследовательскую и проектную деятельность по региональной тематике. Среди тем, выносимых на занятие, все большее значение приобретают вопросы определения учащимися своего места в профессиональной деятельности («Рынок труда в крае», «Региональные вузы: прошлое и современность» и т.п.). На данном уровне целесообразно информировать обучающихся об экономическом, научном и культурном потенциале Республики Коми. Эффективным средством подготовки школьников к дальнейшему профессиональному самоопределению могут стать профориентационные занятия и экскурсии на местные предприятия города/села.
Цель развития этнокультурного образования в Республике Коми – формирование (в контексте общероссийского) современного регионального образовательного пространства, обеспечивающего общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся за счет использования педагогического потенциала этнокультурного образования.
Для развития этнокультурного образования необходимы:
– поддержка профессионального развития педагогов, в том числе через материальное стимулирование при наличии высоких показателей деятельности; а также стимулирование руководителей, активно поддерживающих инновации в этнокультурном образовании;
– разработка образовательных программ с этнокультурной составляющей для системы дошкольного, общего, профессионального, дополнительного образования;
– разработка современных учеб­но-методических, дидактических пособий, методических рекомендаций по интеграции этнокультурного и регионального содержания образования в систему образования;
– разработка специального программного, учебно-методического, дидактического обеспечения дистанционных форм образования в области этнокультурного образования и формирование системы электронных образовательных ресурсов;
– развитие сети инновационных площадок на базе лучших образовательных организаций РК по реализации содержания этнокультурного образования;
– создание системы информационно-методического сопровождения работы с одаренными детьми в области этнокультурного образования;
– расширение конкурсного пространства для педагогов и учащихся.
Концепция дополняется планом основных мероприятий по ее реализации, структурированным по следующим задачам:
1. Создание условий для интеграции усилий общества и государства для обеспечения эффективного функционирования и развития системы этнокультурного образования, наращивания его созидательного, консолидирующего потенциала.
2. Совершенствование нормативно-правовых, финансово-экономических условий реализации этнокультурного образования.
3. Научно-методическое сопровождение развития этнокультурного образования.
4. Создание единого республиканского электронного этнокультурного образовательного пространства.
5. Достижение качественно нового уровня профессиональной подготовки, профессионального развития педагогических и управленческих кадров системы этнокультурного образования.
6. Создание единой региональной системы целенаправленной и непрерывной работы по выявлению и сопровождению развития одаренных и талантливых детей и молодежи в области этнокультурного образования.
7. Совершенствование механизмов и инструментария мониторинговой оценки эффективности развития этнокультурного образования.
Таким образом, реализация Концепции развития этнокультурного образования позволит решить комплекс задач развития личности учащихся, обеспечивая формирование диалогового, критического мышления, толерантности, системного подхода к оценке событий, целостного миропонимания, присвоения ценностей патриотизма, гражданственности, гуманизма, что позволит будущему профессионалу осваивать и преобразовывать социальную и природную среду, продуктивно использовать свой творческий потенциал на благо региона, обеспечивая высокую культуру современного производства и требуемое качество жизни.