Ответы на вопросы правового характера слушателей курсов повышения квалификации

ВОПРОС:

1. Какие основные НПА должны в обязательном порядке входить в пояснительные записки ЛА школы?

ОТВЕТ:

Издание локальных актов является полномочием образовательной организации, согласно ст.30 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями). Структура локального акта образовательной организации данным нормативным правовым актом не регулируется. Это полномочие субъекта федерации. В рамках данного полномочия в Вологодской области принят Закон Вологодской области от 05 июля 2012 года № 2806-ОЗ «О нормативных правовых актах Вологодской области» (с изменениями). Данный нормативный правовой акт также не устанавливает требований к локальным актам на территории области. В практике регионального регулирования данного вопроса в РФ есть случаи установления требований к структуре локального акта, включая требование не включать нормы права в преамбулу.

В нашем случае, когда специальный порядок не установлен региональным законодательством, его можно закрепить локальным актом организации, в т.ч. коллективным договором. Если такой акт не принят, данный вопрос решается по усмотрению работодателя. Основанием в данном случае является ст.8 ТК РФ.

Поскольку назначение преамбулы нормативного акта состоит в предметном определении области/вопроса регулирования, принято приводить конкретные НПА, на нормы которых опирается локальный акт. Здесь все зависит от предмета регулирования (какие именно правоотношения регулируются). Например, если предметом регулирования являются отношения по применению к обучающимся мер дисциплинарного взыскания, следует указать: международные акты, закрепляющие личные неимущественные права (ребенка и родителей/законных представителей); КРФ; законы РФ о защите прав детей и об образовании в части полномочий образовательной организации по применению дисциплинарных мер; подзаконный акт Правительства РФ о порядке применения мер дисциплинарного воздействия к обучающимся. Порядок перечисления нормативных актов может быть любым, но правильнее соблюдать традиционную иерархию: по юридической силе. Перечень нормативных актов в преамбуле отражает целеполагание, идеологию локального акта. Если таковой перечень применяется, то не стоит указывать конкретные нормы приводимых нормативных актов: статьи, части, пункты.

Т.о., можно утверждать, что в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством обязанность соблюдать определенную структуру преамбулы локального акта в отношении образовательной организации, действующей на территории, области не установлена. Следовательно, даже если в тексте преамбулы организация ограничится простой фразой о соответствии локального акта действующему законодательству РФ в сфере образования, она не допустит никакого правонарушения.Создано 10.12.2019 09:07Обновлено 10.12.2019 09:07Автор: Михаил Иванов

1. ВОПРОС:

Несколько лет назад всех специалистов управления образования перевели в должность «инспектор». Функционал остался прежним и растет с каждым днем + большая методическая работа. Насколько это правомерно. Может ли младший технический персонал все это выполнять.

ОТВЕТ:

Перевод является правомерным, если работник выразил свое согласие. Основание: ст. 74 ТК РФ. При этом работодатель обязан соблюдать установленный порядок перевода работника с учетом требований п.1 ч.7 ст.77 ТК РФ.

В отношении должности инспектора см. раздел 2 Закона Вологодской области от 09.10.2007 № 1663-ОЗ «О регулировании некоторых вопросов муниципальной службы в Вологодской области» (с изменениями). Разделом 2 указанного НПА должность инспектора муниципальной администрации(муниципального служащего) не предусмотрена, следовательно, положение работников, замещающих данные должности, определяется трудовым законодательством РФ.

Вопрос о соразмерности трудовых функций решается в соответствии с трудовым договором/контрактом. В случае нарушений прав работника со стороны работодателя работник имеет право обратиться в комиссию по трудовым спорам учреждения, государственную инспекцию труда, прокуратуру либо в суд.

2. ВОПРОС:

В каком соотношении к программам предоставляются платные услуги в д/с? (В количестве 27 штук) Не получится ли в погоне за прибылью в рамках платных услуг реализовывать и программу? (кружки рисования, логопед, физкультура и т.д.)

ОТВЕТ:

Соотношение объема образовательных услуг на бюджетной и платной основах законодательством РФ не предусматривается и не устанавливается. Вместе с тем, предоставление платных образовательных услуг не должно препятствовать реализации права граждан на получение общего образования с учетом прочих требований (образовательные программы, государственное/муниципальное задание, СанПиН и т.д.), предъявляемых законодательством к образовательным организациям, в частности, в отношении обязанности обеспечения условий осуществления образовательной деятельности.

Обращаем Ваше внимание на то, что платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов. Данные действия запрещены нормой п.2 ст.101 закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

Иначе говоря, обладая правом самостоятельно решать вопрос об оказании платных образовательных услуг, образовательная организация обязана в приоритетном порядке обеспечить реализацию основных образовательных программ на бюджетной основе, только после этого избыточные ресурсы (кадровые, материальные и пр.) организации могут быть привлечены к оказанию платных дополнительных услуг. Порядок оказания платных образовательных услуг регулируется Постановлением Правительства РФ от 15 августа 2013 г. № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» (с изменениями).

Ответственность за «реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом» наступает в соответствии с ч. 2 ст. 19.30 КоАП РФ «Нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса».

3. ВОПРОС:

Семейная форма обучения, каковы действия управления образования по привлечению к прохождению промежуточной аттестации и государственной итоговой аттестации детей, находящихся на семейн. обуч. Родители на контакт не идут!

ОТВЕТ:

п.1) ч. 4 ст. 44Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об образовании в Российской Федерации»

устанавливает обязанность родителей обеспечить получение детьми общего образования. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации на основании ч. 6 ст.44 указанного Федерального закона. Безусловно, прямое административное воздействие со стороны управления образования на родителей не возможно. Но есть инстанции, управомоченные на принятие решений в отношении родителей, ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности: органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, судебные органы.

4. ВОПРОС:

— Какие нормативные правовые акты разрабатываются на уровне управлений образования (н-р на уровне РФ есть положение о целевом обучении, на ур. обл. его нет);

— наименование нормативных документов, которые должны быть в управлении образования района и ОО по коррупции, периодичность их пересмотра;

— ключевые моменты, которые должны быть в должностной инструкции граждан, заполняющих справки о доходах, и нужно ли включать в должн. инструкции спец-в?;

Хотелось бы получить образцы нормативных правовых актов, которые должны быть в организации и конкретные фразы для внесения в должн. инструкции по данному направлению;

— в наших случаях требуется создание документов на уровне района, управления обр., ОО.

ОТВЕТ:

1. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов издают нормативные акты по вопросам образования исключительно в пределах своей компетенции, установленной Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями), Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями), иными федеральными законами, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Исходя из положений Федерального закона № 273-ФЗ органы местного самоуправления обязаны принять нормативные акты по следующим вопросам:

— об организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, организации предоставления дополнительного образования детей (пп.1,2 ст.9). Формой акта по данным вопросам может быть административный регламент, содержащий процедурные нормы;

— о порядке создания, реорганизации, ликвидации муниципальных образовательных организаций и их филиалов (п.4 ч.1 ст.9);

— о закреплении муниципальных образовательных организаций, реализующих программы общего образования, за конкретными территориями муниципального района, городского округа – в целях обеспечения гарантий доступности общего образования (п.6 ч.1 ст.9). Кроме того, целесообразно принять акт о ведении учета детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей (ч.5 ст.63);

— о консультативных, совещательных и иных органах, создаваемых при органах местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования (при их наличии) (п.3. ч.1 ст.10);

— о мерах социальной поддержки и стимулирования обучающихся, в том числе с целью поощрения лиц, проявивших выдающиеся способности (при наличии таких мер) (п.7 ч.2 ст.34; ч.4 ст.77);

— об олимпиадах и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсах, физкультурных и спортивных мероприятиях, направленных на выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений (ч.2 ст.77);

— нормативы для формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований местного бюджета (при наличии фонда) (ч.6 ст.36);

— порядок и случаи обеспечения питания обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов (ч.4 ст.34);

— об организации бесплатной перевозки обучающихся в муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями (ч.2 ст.40);

— о порядке аттестации руководителей муниципальных образовательных организаций и лиц, претендующих на занятие данных должностей (ч.4 ст.51);

— о родительской плате за присмотр и уход за детьми в муниципальных дошкольных образовательных организациях (ч.2 ст.65);

— об оплате за содержание детей в муниципальной образовательной организации с наличием интерната — за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня (ч.8 ст.66);

— организация отдыха детей в каникулярное время (п.11 ч.1 ст.15; п.13 ч.1 ст.16 Федерального закона №131-ФЗ).

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов вправе издавать иные нормативные правовые акты по вопросам образования, не противоречащие действующему законодательству РФ.

В отношении примера НПА о целевом обучении следует заметить, что в Вологодской области отношения в рамках целевого обучения регулируются Законом Вологодской области от 20.09.2019 № 4566-ОЗ «О ежемесячных денежных выплатах студентам образовательных организаций высшего образования, предоставляемых в целях кадрового обеспечения системы образования области»

2. Нормативного закрепления исчерпывающего перечня локальных актов по противодействию коррупции для организаций и органов государственного и муниципального управления нет. На Портале противодействия коррупции в Вологодской области размещены 8 типовых документов по противодействию коррупции. К указанным документам рекомендуем добавить правила, регламентирующие вопросы обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства; положение о комиссии по противодействию коррупции (необходим план работы и протоколы). Необходим распорядительный акт организации о назначении лица, ответственного за организацию работы по противодействию коррупции. Периодичность пересмотра локальных актов не установлена, т.к. она определяется не только внешними причинами (изменения в законодательстве, ликвидация/реорганизация учреждения), но и внутренними (персональный состав комиссии по противодействию коррупции, лицо, ответственное за организацию антикоррупционной деятельности могут меняться).

В создании указанных локальных актов Вам могут помочь Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции Минтруда РФ, разработанные во исполнение подпункта «б» пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» и в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

3. По вопросу о об отражении в должностной инструкции обязанности предоставления сведений о доходах рекомендуем внимательно ознакомиться со

ст. 8Федеральный закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ (с изменениями) «О противодействии коррупции».

Обычно в текст должностной инструкции лица, находящегося на государственной гражданской или муниципальной службе включают положение об обязанности представлять в установленном порядке предусмотренные законодательством РФ сведения о членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах, принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера.

5. ВОПРОС:

Есть ли НПА, регламентирующие обязательное создание в образовательной организации службы медиации?

ОТВЕТ:

Таких нормативных правовых актов не существует.

6. ВОПРОС:

Какие документы федерального и регионального уровня регламентируют обучение лиц, старше 18 лет, находящихся в соц. учреждениях (ранее необучаемые)?

ОТВЕТ:

— Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года № 61/106;

— Конституция РФ (ст.43);

— Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»;

— Закон РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;

— Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

— Приказ Минобрнауки России от 11 февраля 2015 г. за № ДЛ-5/07вн «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

— Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;

— Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»;

— Приказ Минздравсоцразвития России № 593 от 14.08.2009 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15;

— Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении Санитарноэпидемиологических требований к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

— Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»;

— Закон Вологодской области от 01.03.2005 № 1236-ОЗ «О государственной социальной помощи в Вологодской области» (с изменениями); и др.Создано 10.12.2019 09:02Обновлено 10.12.2019 09:02Автор: Михаил Иванов

Вопрос 1:

Кто должен предоставлять декларацию о доходах? Как проверяется достоверность сведений, представленных в декларации?

Ответ:

Предоставление декларации о доходах не следует путать с предоставлением сведений о доходах. Работники категории «руководители» в системе образования предоставляют «сведения о доходах». Данные правоотношения до марта 2018 года регулировались Приказом Министерства образования и науки РФ от 13.09.2013 № 1070. Согласно п.5 данного приказа обязанность по предоставлению сведений о доходах, как правило, возлагалась на первых лиц (директоров) и главных бухгалтеров учреждений. Приказом Министерства образования и науки от 13.03.2018 № 179 перечень обязанных лиц был изменен, в число таковых работников были включены представители 5 категорий: 1) Руководитель, 2) Президент, 3) Заместитель руководителя, 4) Главный бухгалтер, 5) Руководитель филиала.

Проверки представленных данных проводятся по письменному заявлению управомоченных заявителей.

Вопрос 2:

Как объяснить детям, что дарить учителю подарки, цветы на День учителя – «ГРЕХ»?

Ответ:

Вы абсолютно правы, в жизни порой соседствуют противоположные вещи. Скромный букет последних летних цветов любимому учителю как знак уважения не только к конкретному человеку, но и ко всем учителям, школе, конечно, если даритель способен это осознать, дорогого стоит. Не в денежном измерении, разумеется. Вряд ли нормальный человек оценит это как нечто греховное.

Есть и другая сторона жизни. Когда дело доходит до прямых заказов на дорогостоящие украшения, технику, путёвки, сертификаты. Никакой закон не способен учесть все, что чувствует нормальный человек в реальных взаимоотношениях. Увы, всегда найдутся люди и среди родителей и среди учителей, не способные понять, что отнюдь не все в жизни продается. И тогда, то ли по инициативе классного руководителя, то ли по инициативе родительского комитета появляется смета собираемых в классе сумм, в которой расписано на год: сколько денежек запланировано на подарки учителям, какой стоимости, к какому празднику.

Совесть неимущих на путь истины направляет закон. Так, статья 575 Гражданского Кодекса РФ в редакции, вступившей в силу с 30.12.2018, устанавливает ограничение: запрещается принимать любые подарки, стоимость которых превышает 3 тысячи рублей. Остальное – дело порядочности самих граждан (участников образовательных отношений). В любом случае, стоит ли устраивать ярмарку тщеславия, унижая друг друга деньгами не слишком богатых родителей?

Вопрос 3:

На канале «Ютуб» обычно размещены ролики на ту или иную тему. Как показывать в школе, если все зафильтровано? Конечно, можно скачать, но иногда идут онлайн-трансляции, вебинары.

Ответ:

Регулирование данных правоотношений осуществляется на основе следующих НПА:

Федеральный закон 436-ФЗ от 29 декабря 2010 г. «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (с последующими изменениями)

Федеральный закон 114-ФЗ от 25 июля 2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности» (с последующими изменениями)

Федеральныйзакон187-ФЗ от 2 июля 2013 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях» (с последующими изменениями)

Кроме того существуют различные методические материалы:

Письмо Минобрнауки России от 28 сентября 2011 г. № АП-1057/07 «Правила подключения общеобразовательных учреждений к единой системе контент-фильтрации доступа к сети Интернет, реализованной Министерством образования и науки Российской Федерации»

Письмо от 28 апреля 2014 г. № ДЛ-115/03 «О направлении методических материалов для обеспечения информационной безопасности детей при использовании ресурсов сети интернет».

Данный вопрос многократно обсуждался общественностью, в том числе на форумах педагогического сообщества. В настоящее время законодательство РФ не предусматривает передачи полномочий по определению полезного/неполезного контента непосредственно образовательной организации.

Вопрос 4:

Где можно найти примерную программу антикоррупционного воспитания младших школьников?

Ответ:

Типовой (примерной) программы не существует. Можно порекомендовать Письмо МОиН от 03.08.2015 №08-1189 «Об утверждении методических рекомендаций по воспитанию антикоррупционного мировоззрения у школьников и студентов», а также Программу по антикоррупционному просвещению обучающихся на 2019 год, утвержденную Распоряжением Правительства РФ от 29 января 2019 г. №98-р.

Вопрос 5:

Как объяснить детям, что бесплатное использование нелицензионной продукции (любого плана, в том числе и Интернет-ресурс) – это нарушение закона?

Ответ:

Согласно п. 1 ст. 1225 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), программные продукты признаются интеллектуальной собственностью, которая подлежит охране, а п. 1 ст. 1259 ГК РФ установлено, что они охраняются как литературные произведения. У автора (разработчика) компьютерной программы (лица, творческим трудом которого она создана) возникает на нее наряду с личными неимущественными правами (неотчуждаемыми и непередаваемыми) исключительное право. В соответствии с п. 1 ст. 1229 ГК РФ, правообладатель вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Другие лица не могут использовать соответствующий результат интеллектуальной деятельности без согласия правообладателя за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ.

За нарушение авторских прав, выразившееся в использовании нелицензионного программного обеспечения, организация, должностные лица и пользователи могут быть привлечены к серьезной гражданско-правовой, административной и даже уголовной ответственности

ч.2 ст. 146 УК РФ Нарушение авторских и смежных прав.

Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенные в крупном размере, — наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок).

Вероятно, лучше всего разъяснить общественную опасность данного рода правонарушений, связанных с нарушением прав собственности, смогут представители компетентных органов, по роду своей деятельности располагающие необходимым опытом устранения данного социального негатива.

Кроме того, АНО «Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешенл — Р» летом 2020 г. планирует издать два учебных пособия для общеобразовательных учреждений: «Азбука антикоррупционера» и «Честная игра». Предварительный заказ со стороны региона на данные издания сделан. Если данное намерение будет осуществлено, экз. пособий поступят в управления образования районов области.

Вопрос 6:

Ежегодно требуется проведение интерактивных уроков со школьниками по антикоррупционному законодательству. Где можно найти программу по антикоррупционному воспитанию?

Ответ:

Из официальных документов уже упоминалось Письмо МОиН от 03.08.2015 №08-1189 «Об утверждении методических рекомендаций по воспитанию антикоррупционного мировоззрения у школьников и студентов».

Вопрос 7:

Как Вы оцениваете название конкурса по противодействию коррупции, проводимого сектором по работе с молодежью управления по работе с общественностью мэрии г. Череповца, — «Ни дать ни взять»?

Ответ:

Организаторы/учредители конкурсов имеют право на применение оригинального названия, которое, в соответствии с ч.7 ст. 1259 ГК РФ, является объектом охраны авторских прав, в отличие от самого конкурса, если, конечно, последний не оформлен как литературное произведение (сценарий, например). Если объект (в данном случае – название конкурса) не демонстрирует признаков правонарушения, его применение является правомерным. В данном случае использован прием амфиболии (греч. ἀμφιβολία (amphibolia) — двойственность, двусмысленность; слово или фраза, имеющие более одного толкования), применение которого в данном названии направлено на придание фразеологизму иного смысла. Насколько можно судить, применяемое название не может расцениваться как неприличное, провоцирующее непристойные ассоциации, однозначно идентифицируемые русским языковым сознанием, и, следовательно, не подлежит негативной правовой оценке с применением соответствующих санкций. Все остальное, очевидно, определяется уровнем морали, культуры, образованности и прочими индивидуальными социально-значимыми признаками правообладателей с одной стороны и носителей общественного мнения с другой стороны. В любом случае, способность педагогов сохранять наблюдательность в отношении социальных проблем в мельчайших их проявлениях, в том числе на базовом, нейро-лингвистическом уровне, вселяет надежды в отношении их учеников.

Вопрос 8:

Есть ли реальные случаи возмещения вреда, причиненного коррупционными правонарушениями?

Ответ:

Реальные случаи есть. Обобщенную информацию о результатах борьбы с коррупционными правонарушениями за 9 месяцев текущего года Вы можете найти на официальном сайте прокуратуры Вологодской области в разделе «Новости по борьбе с коррупцией» на вкладке «Противодействие коррупции».