Информационно-методический и научно-педагогический журнал

bbs teen child fuck bbs
  • Категория: Стажировочная площадка
  • Просмотров: 4631

Говоря о проблемах преподавания и изучения региональной истории, необходимо подчеркнуть, что своими корнями они уходят в 1990-е годы. Тогда в условиях новой реальности в России происходило переосмысление содержания школьного курса истории и методов преподавания и воспитания историей. Менялась и форма обучения предмету – была введена и постепенно закреплялась концентрическая система преподавания. На одном из форумов, проводимых при содействии шведского консульства в Санкт-Петербурге и посвященных проблемам Холокоста, мне удалось побеседовать на эту тему с Александром Григорьевичем Асмоловым, заместителем министра образования России. Как известно, А.Г. Асмолов был главным вдохновителем концентрической системы обучения. После отмены обязательного среднего образования значительное количество детей, окончив основную школу, начали уходить в систему профтехобразования, и Министерство образования пошло на введение концентров ради этих детей, чтобы все выпускники школ освоили системный курс истории страны.


Все это звучало убедительно, а созданная система просуществовала до сегодняшнего дня. Что касается содержания школьного курса, то достаточно сказать, что до недавнего времени существовали десятки учебников по истории, одобренные Минобрнауки, в массе своей отражавшие авторский, зачастую крайне субъективный взгляд на прошлое нашей страны и всего мира. Добавим, что к субъективизму учебника добавлялся еще субъективизм учителя, а в итоге ученики иногда в одной и той же школе изучали разную историю, оперировали разными фактами, имели свою систему аргументации.
Первым инструментом процесса упорядочения школьного исторического образования стала введенная с 2004 года система единого государственного экзамена (ЕГЭ). Здесь возможны возражения, но речь идет лишь о том, что ЕГЭ предлагал единообразную систему вопросов и заданий, и учителя должны были на это реагировать. Вологодская область включилась в систему ЕГЭ одной из первых, и с самого начала я являюсь бессменным председателем областной экзаменационной комиссии по приему ЕГЭ по истории. Прошедшие годы дали мне богатый материал для практического осмысления содержания школьного исторического образования, и в результате я все больше убеждался в необходимости что-то агрегировать и упорядочивать в школьном образовании.
Создавались стандарты, в том числе и стандарт образовательной области «История Вологодского края», который был разработан и принят в 2007 году и вобрал в себя основные достижения вологодского краеведения и российской провинциологии в целом. На основе данного стандарта были утверждены программа и тематическое планирование для 6–9-х классов основной школы.
В русле стандарта был создан учебно-методический комплект. К сожалению, он не был полностью опубликован1.
В 2010-х годах проблема содержания школьного исторического образования была в повестке дня многих общероссийских форумов, собиравших учителей истории и преподавателей высшей школы. Складывались центры, объединявшие историков-профессионалов, в том числе при Институте всеобщей истории Российской академии наук под руководством академика А.О. Чубарьяна. Традиционно созываемые всероссийские съезды учителей многое дали в плане содержания и методики курсов истории.
В свою очередь Российский государственный социальный универститет в лице тогдашнего ректора академика Василия Ивановича Жукова предпринял попытку объединить в общероссийскую ассоциацию всех преподавателей истории высшей школы. Проводимые РГСУ конференции во многом были посвящены содержанию предмета «История» в школе и вузе.
Большую роль в работе сыграл Рамазан Абдулатипов, тогда депутат Государственной Думы, до этого занимавший много ответственных постов, включая должность министра национальной политики РФ. Так, например, для решения проблемы изучения истории малых народностей был предложен сбалансированный подбор материала для федерального и регионального компонента исторического образования, уход от «москвоцентризма» и пр.
Так или иначе, всеми осознавалось, что содержание школьного предмета «История» должно соответствовать ее главному предназначению – формировать гражданина многонациональной страны и воспитывать патриотизм.
В русле этих ожиданий 21 мая 2012 года последовало поручение Президента Российской Федерации № Пр-1334 о создании общей модели регионального компонента, единой линии учебников и учебных пособий по региональной истории, направленной на укрепление государственности и консолидации российского общества.
В феврале 2013 года на заседании Совета по межнациональным отношениям Президент Российской Федерации В.В. Путин выдвинул задачу обновления исторического образования в стране: «Возможно, стоит подумать о единых учебниках истории России для средней школы, рассчитанных на разные возрасты, но построенных в рамках единой концепции, в рамках единой логики непрерывной российской истории, взаимосвязи всех её этапов, уважения ко всем страницам нашего прошлого. И, конечно, нужно на конкретных примерах показывать, что судьба России созидалась единением разных народов, традиций и культур».
За этим последовало поручение Президента Российской Федерации от 18.04.2013 № Пр-877 о разработке Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, включающей в себя Историко-культурный стандарт.
Всероссийская общественная организация «Российское историческое общество» разработала Концепцию, которая была утверждена на расширенном заседании Совета Российского исторического общества 30 октября 2013 года. Далее последовало общественное обсуждение новой концепции, которое проходило довольно бурно. В дискуссии живое участие приняли учителя и преподаватели вузов России, в том числе и Вологодской области.
В июне 2014 года председатель Государственной Думы С.Е. Нарышкин, председатель комитета по образованию Государственной Думы Федерального собрания РФ В.А. Никонов направили в адрес Министерства образования и науки и всех субъектов РФ рекомендации по внедрению новой концепции и разработке концепций региональной истории.
Одной из методологических основ концепции является многоуровневое представление истории, при котором курс отечественной истории сочетает в себе историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села, семьи). Такой подход должен способствовать осознанию обучающимися своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи.
Иными словами, основу концепции составляет история людей, их поведения, образа мыслей, поступков и т.д. Средоточием этих идей стал Историко-культурный стандарт (ИКС).
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2015 № 575 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253» были утверждены линии новых федеральных учебников, соответствующих ИКС.
С 1 сентября 2015 года начался процесс введения этих линий учебников в образовательный процесс в российских школах, в том числе и в школах Вологодской области.
В это же время в 2014–2015 годах была создана рабочая группа историков-профессионалов (В.А. Саблин, Ф.Я. Коновалов, С.Г. Карпов, А.В. Камкин, О.В. Ильина), которой был разработан региональный историко-культурный стандарт Вологодской области (далее – РИКС).
РИКС был одобрен на заседании регионального учебно-методического объединения в системе общего образования Вологодской области (протокол от 30.09.2015 № 2) и утвержден приказом Департамента образования области от 14.12.2015 № 3248 «Об утверждении регионального историко-культурного стандарта». Таким образом, Вологодская область была одной из первых, если не первой в стране, разработавшей РИКС.
Региональный историко-культурный стандарт ставит своей целью овладение учащимися знаниями об основных этапах развития родного края с древности до наших дней в русле общероссийских исторических процессов.
Региональный историко-культурный стандарт предполагает линейную структуру изучения истории края в школе (6–10-е классы), показывает основные этапы становления и развития края, его своеобразие на фоне общероссийской истории и специфику отдельных периодов, формирует устойчивый интерес к судьбе края, уважение к его прошлому и настоящему, осознание необходимости бережного отношения к материальным и духовным ценностям своего региона. Структура РИКС составлена в контексте федерального ИКС и представляет собой подбор тем, из которых каждая включает в себя историко-культурное пред­уведомление, содержание раздела, культурное пространство эпохи, понятия и термины эпохи, персоналии и событийный ряд:
6 класс – история края с древнейших времен до конца ХV в.;
7 класс – история края в ХVI–ХVII вв.;
8 класс – история края в ХVIII в.;
9 класс – история края в ХIX – начале ХХ вв.;
10 класс – история края в ХХ–ХXI вв.
Сегодня на базе Вологодского института развития образования создана стажировочная площадка по реализации направления 2.4 «Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений» ФЦПРО на 2016–2020 годы. Она стала настоящим центром по разработке данной проблематики, и уже имеются значительные результаты. На мой взгляд, главным из них в контексте рассматриваемой темы является разработка методических рекомендаций по изучению региональной истории в соответствии с Историко-культурным стандартом и региональным историко-культурным стандартом (авторы: М.И. Никоарэ, Н.Ю. Слободина, Е.С. Фролова).

1 Тогда вышли в свет: История Вологодского края с древнейшего периода до конца ХVIII века: учеб. пособие для учащихся 6–7 кл. общеобразовательных учреждений / науч. ред. М.А. Безнин. – Вологда: Учебная литература, 2010. – 208 с.; История Вологодского края ХIХ–начала ХХI века: учеб. пособие для учащихся 8–9 кл. общеобразов. учр. / науч. ред. М.А. Безнин. – Вологда: Учебная литература, 2009. – 232 с. (Госпремия Вологодской области).