- Автор: Михаил Иванов
- Категория: Современный педагог в цифровом пространстве
- Просмотров: 243
ТЕХНОЛОГИЯ «ВЕБ-КВЕСТ» КАК ИНТЕРАКТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ПЕДАГОГА ДОО
Иваненко Светлана Сергеевна,
методист лаборатории развития дошкольного образования АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования»
Аннотация
В статье раскрываются особенности использования информационно-коммуникационных технологий в развитии профессиональных компетенций педагогов дошкольных образовательных организаций, возможности технологии «Веб-квест» в очном и дистанционном режиме образовательной деятельности взрослых и детей; представлен пример презентации PowerPoint как продукт образовательных цифровых технологий.
Ключевые слова
Цифровая грамотность, цифровая компетентность, информационные ресурсы, образовательные цифровые технологии, образовательная среда, веб-квест.
Одним из ведущих профессиональных качеств современного педагога является наличие компетенций в области информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Однако у ряда педагогов на первоначальном этапе процесс освоения ИКТ имеет неупорядоченный, неорганизованный и часто спонтанный характер. Это связано с недостаточной подготовкой в области теории и практики использования информационно-коммуникационных технологий, отсутствием у некоторых педагогов интереса к их использованию и просто боязнью чего-то нового.
Между тем именно эти технологии направлены:
– на стимулирование интереса и мотивации к самообразованию;
– повышение уровня активности и самостоятельности;
– развитие навыков анализа и рефлексии собственной деятельности;
– развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.
ИК-технологии в современных условиях могут стать действенным инструментом для педагога в плане организации образовательного пространства с дошкольниками и родителями. В связи с этим цифровая грамотность становится непременным условием успешности педагога, который сегодня в основном имеет дело с цифровым поколением.
Цифровая грамотность (digital fluency) определяется набором знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета.
В основе цифровой грамотности лежат цифровые компетенции (digital competencies) или способность решать разнообразные задачи с помощью ИКТ: использовать и создавать контент при помощи цифровых технологий, включая поиск и обмен информацией, ответы на вопросы, взаимодействие с другими людьми и компьютерное программирование. Цифровая компетентность должна включать способность к цифровому сотрудничеству, обеспечению безопасности и решению проблем.
Цифровая грамотность также включает личностные, технические и интеллектуальные (цифровые) навыки, которые необходимы для того, чтобы жить в цифровом мире. Под цифровыми навыками (digital skills) понимаются устоявшиеся, доведенные до автоматизма модели поведения, основанные на знаниях и умениях в области использования цифровых устройств, коммуникационных приложений и сетей для доступа к информации и управления ею. Развивать данные навыки следует постепенно, системно, включая в активную самостоятельную деятельность, например самообразование. Даже самые сложные современные технологии можно освоить, начиная с доступных, понятных примеров их включения в образовательную деятельность.
Рассмотрим использование технологии «Образовательный веб-квест» в облегченном варианте.
Веб-квест – это пример организации интерактивной образовательной среды. Образовательный веб-квест (webquest) – это проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета.
Идея использования данной технологии в практической деятельности слушателей курсов повышения квалификации (далее – КПК) появилась сама собой. Информационный поток в интернете настолько велик, что в нем не просто ориентироваться, особенно новичку, возможности же при использовании интернет-ресурсов открываются для педагога (воспитателя) большие. Поэтому для слушателей КПК была создана презентация в программе PowerPoint – своеобразный навигатор для начинающих, с потенциалом освоения технологии веб-квеста, развития диджитал-компетенций, расширения поля профессиональных интересов и навыков педагогов ДОО.
Веб-квест называется «Интернет-ресурсы успешного педагога» и призван стимулировать собственную активность участника, познавательную активность (желание узнать новое), коммуникативную активность (желание общаться, делиться своими рассуждениями и впечатлениями с окружающими, и прежде всего с коллегами) и, конечно, творческую активность (творить, выдумывать, пробовать). Дополнительная цель данного ресурса: познакомить педагогов ДОО с технологией веб-квеста; побудить научиться создавать собственные авторские тематические, образовательные и информационные веб-квесты для детей и взрослых.
Для того чтобы начать работу, слушателю КПК необходимо открыть презентацию. В начале презентации размещены основные понятия по теме и обращение-инструкция: «Внимание! Уважаемые коллеги! На следующих слайдах вам предложены интернет-ресурсы: скриншоты сайтов и ссылки для выхода онлайн. В тонированном окне предложены задания, которые вам необходимо выполнить. Успехов вам в самообразовании и интересной работы!».
Каждый слайд презентации посвящен определенной проблеме дошкольного образования, направлению или виду деятельности педагогов ДОО. Он включает в себя один или несколько скриншотов (фотографий) интернет-ресурса (педагогического сообщества, сайта, страницы, раздела) с активной ссылкой. Рядом в тонированных окнах сформулированы вопросы-задания, ориентирующие участника на определенные действия при посещении указанной страницы.
Для перехода к нужному ресурсу участнику необходимо кликнуть на ссылку возле изображения, после чего открывается страничка сайта или видео. После просмотра следует закрыть закладку и вернуться в квест.
Созданное с помощью презентации виртуальное информационное пространство довольно обширно, имеет ссылки на интернет-ресурсы, где собрано гораздо больше информации, чем может освоить педагог за одно интернет-путешествие. Это сделано для того, чтобы у педагога была возможность возвращаться к тому, что его заинтересовало, несколько раз, благодаря чему формируется профессиональный познавательный интерес и обеспечивается возможность вариативного изучения тем.
Слушатель курсов может сам выбирать ту часть виртуального навигатора, которая ему интересна, идти туда, куда хочет, исследовать тему столько, сколько захочет, при этом пользоваться наиболее удобными способами сбора и переработки информации.
Веб-квест предполагает решение исследовательских задач. Для того чтобы помочь педагогу найти ответ на проблемный вопрос, который поставлен в квесте, предусмотрены пояснения, комментарии, визуальные указатели, маркеры. Слушатель КПК, используя их, создает наглядную опору для размышления, что помогает находить необходимую информацию, закономерности, делать обобщения, выводы.
Профессиональный интерес – это именно тот регулятор активности, на который стоит ориентироваться преподавателю (методисту) при сопровождении прохождения слушателями КПК веб-квеста. Использование квеста возможно в том числе и в дистанционном режиме КПК. Если в ходе работы с веб-квестом у слушателя сложилось общее представление о дополнительных возможностях представленного на слайде ресурса, первичный интерес удовлетворен, задание выполнено, то участнику можно переключиться на следующий слайд или вовсе завершить или отложить на время дальнейшее прохождение веб-квеста.
Таким образом, предложенный слушателям КПК образовательный веб-квест «Интернет-ресурсы успешного педагога» кроме образовательной функции служит примером создания простейшего в техническом плане варианта образовательного (информационного) ресурса с использованием возможностей хорошо освоенной всеми программы PowerPoint. Используя данный веб-квест, воспитатели, педагоги ДОО не только знакомятся с технологией, но и совершенствуют собственные цифровые компетенции (digital competencies). На предложенной основе даже начинающий пользователь создает собственный игровой (информационный, образовательный) навигатор для педагогов, родителей или дошкольников по актуальной теме, включив в него средства анимации, гиперссылки, видео и звуковые эффекты. Использование именно таких несложных технологий помогает снять страх педагогов перед неизвестным, помочь им с интересом и желанием включиться в освоение современного педагогического инструментария и успешно его применять в профессиональной деятельности.
Литература
1. Обучение цифровым навыкам: Модели цифровых компетенций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://obzory.hr-media.ru/cifrovye_navyki_sotrudnika.
2. Иваненко С.С. Образовательный веб-квест: Интернет-ресурсы успешного педагога. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ppt-online.org/757343
3. Веб-квесты для дошкольников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://madou169.ru/?page_id=5522