Информационно-методический и научно-педагогический журнал

bbs teen child fuck bbs

Современный педагог в цифровом пространстве

ТЕХНОЛОГИЯ «ВЕБ-КВЕСТ» КАК ИНТЕРАКТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ПЕДАГОГА ДОО

Иваненко Светлана Сергеевна,

методист лаборатории развития дошкольного образования АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования»

Аннотация

В статье раскрываются особенности использования информационно-коммуникационных технологий в развитии профессиональных компетенций педагогов дошкольных образовательных организаций, возможности технологии «Веб-квест» в очном и дистанционном режиме образовательной деятельности взрослых и детей; представлен пример презентации PowerPoint как продукт образовательных цифровых технологий.

Ключевые слова

Цифровая грамотность, цифровая компетентность, информационные ресурсы, образовательные цифровые технологии, образовательная среда, веб-квест.

Одним из ведущих профессиональных качеств современного педагога является наличие компетенций в области информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Однако у ряда педагогов на первоначальном этапе процесс освоения ИКТ имеет неупорядоченный, неорганизованный и часто спонтанный характер. Это связано с недостаточной подготовкой в области теории и практики использования информационно-коммуникационных технологий, отсутствием у некоторых педагогов интереса к их использованию и просто боязнью чего-то нового.

Между тем именно эти технологии направлены:

– на стимулирование интереса и мотивации к самообразованию;

– повышение уровня активности и самостоятельности;

– развитие навыков анализа и рефлексии собственной деятельности;

– развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.

ИК-технологии в современных условиях могут стать действенным инструментом для педагога в плане организации образовательного пространства с дошкольниками и родителями. В связи с этим цифровая грамотность становится непременным условием успешности педагога, который сегодня в основном имеет дело с цифровым поколением.

Цифровая грамотность (digital fluency) определяется набором знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета.

В основе цифровой грамотности лежат цифровые компетенции (digital competencies) или способность решать разнообразные задачи с помощью ИКТ: использовать и создавать контент при помощи цифровых технологий, включая поиск и обмен информацией, ответы на вопросы, взаимодействие с другими людьми и компьютерное программирование. Цифровая компетентность должна включать способность к цифровому сотрудничеству, обеспечению безопасности и решению проблем.

Цифровая грамотность также включает личностные, технические и интеллектуальные (цифровые) навыки, которые необходимы для того, чтобы жить в цифровом мире. Под цифровыми навыками (digital skills) понимаются устоявшиеся, доведенные до автоматизма модели поведения, основанные на знаниях и умениях в области использования цифровых устройств, коммуникационных приложений и сетей для доступа к информации и управления ею. Раз­ви­вать данные навыки следует постепенно, системно, включая в активную самостоятельную деятельность, например самообразование. Даже самые сложные современные технологии можно освоить, начиная с доступных, понятных примеров их включения в образовательную деятельность.

Рассмотрим использование технологии «Обра­зова­тельный веб-квест» в облегченном варианте.

Веб-квест – это пример организации интерактивной образовательной среды. Образовательный веб-квест (webquest) – это проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета.

Идея использования данной технологии в практической деятельности слушателей курсов повышения квалификации (далее – КПК) появилась сама собой. Информационный поток в интернете настолько велик, что в нем не просто ориентироваться, особенно новичку, возможности же при использовании интернет-ресурсов открываются для педагога (воспитателя) большие. Поэтому для слушателей КПК была создана презентация в программе PowerPoint – своеобразный навигатор для начинающих, с потенциалом освоения технологии веб-квеста, развития диджитал-компетенций, расширения поля профессиональных интересов и навыков педагогов ДОО.

Веб-квест называется «Интернет-ресурсы успешного педагога» и призван стимулировать собственную активность участника, познавательную активность (желание узнать новое), коммуникативную ­активность (желание общаться, делиться своими рассуждениями и впечатлениями с окружающими, и прежде всего с коллегами) и, конечно, творческую активность (творить, выдумывать, пробовать). Допол­нительная цель данного ресурса: познакомить педагогов ДОО с технологией веб-квеста; побудить научиться создавать собственные авторские тематические, образовательные и информационные веб-квесты для детей и взрослых.

Для того чтобы начать работу, слушателю КПК необходимо открыть презентацию. В начале презентации размещены основные понятия по теме и обращение-инструкция: «Внимание! Уважаемые коллеги! На следующих слайдах вам предложены интернет-ресурсы: скриншоты сайтов и ссылки для выхода онлайн. В тонированном окне предложены задания, которые вам необходимо выполнить. Успехов вам в самообразовании и интересной работы!».

Каждый слайд презентации посвящен определенной проблеме дошкольного образования, направлению или виду деятельности педагогов ДОО. Он включает в себя один или несколько скриншотов (фотографий) интернет-ресурса (педагогического сообщества, сайта, страницы, раздела) с активной ссылкой. Рядом в тонированных окнах сформулированы вопросы-задания, ориентирующие участника на определенные действия при посещении указанной страницы.

Для перехода к нужному ресурсу участнику необходимо кликнуть на ссылку возле изображения, после чего открывается страничка сайта или видео. После просмотра следует закрыть закладку и вернуться в квест.

Созданное с помощью презентации виртуальное информационное пространство довольно обширно, имеет ссылки на интернет-ресурсы, где собрано гораздо больше информации, чем может освоить педагог за одно интернет-путешествие. Это сделано для того, чтобы у педагога была возможность возвращаться к тому, что его заинтересовало, несколько раз, благодаря чему формируется профессиональный познавательный интерес и обеспечивается возможность вариативного изучения тем.

Слушатель курсов может сам выбирать ту часть виртуального навигатора, которая ему интересна, идти туда, куда хочет, исследовать тему столько, сколько захочет, при этом пользоваться наиболее удобными способами сбора и переработки информации.

Веб-квест предполагает решение исследовательских задач. Для того чтобы помочь педагогу найти ответ на проблемный вопрос, который поставлен в квесте, предусмотрены пояснения, комментарии, визуальные указатели, маркеры. Слушатель КПК, используя их, создает наглядную опору для размышления, что помогает находить необходимую информацию, закономерности, делать обобщения, выводы.

Профессиональный интерес – это именно тот регулятор активности, на который стоит ориентироваться преподавателю (методисту) при сопровождении прохождения слушателями КПК веб-квеста. Использование квеста возможно в том числе и в дистанционном режиме КПК. Если в ходе работы с веб-квестом у слушателя сложилось общее представление о дополнительных возможностях представленного на слайде ресурса, первичный интерес удовлетворен, задание выполнено, то участнику можно переключиться на следующий слайд или вовсе завершить или отложить на время дальнейшее прохождение веб-квеста.

Таким образом, предложенный слушателям КПК образовательный веб-квест «Интернет-ресурсы успешного педагога» кроме образовательной функции служит примером создания простейшего в техническом плане варианта образовательного (информационного) ресурса с использованием возможностей хорошо освоенной всеми программы PowerPoint. Используя данный веб-квест, воспитатели, педагоги ДОО не только знакомятся с технологией, но и совершенствуют собственные цифровые компетенции (digital competencies). На предложенной основе даже начинающий пользователь создает собственный игровой (информационный, образовательный) навигатор для педагогов, родителей или дошкольников по актуальной теме, включив в него средства анимации, гиперссылки, видео и звуковые эффекты. Использование именно таких несложных технологий помогает снять страх педагогов перед неизвестным, помочь им с интересом и желанием включиться в освоение современного педагогического инструментария и успешно его применять в профессиональной деятельности.

Литература

1. Обучение цифровым навыкам: Модели цифровых компетенций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://obzory.hr-media.ru/cifrovye_navyki_sotrudnika.

2. Иваненко С.С. Образовательный веб-квест: Интернет-ресурсы успешного педагога. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ppt-online.org/757343

3. Веб-квесты для дошкольников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://madou169.ru/?page_id=5522

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Шеко Ирина Вячеславовна,

учитель начальных классов МАОУ «Образовательный центр № 11» г. Череповца

Дистанционное обучение имеет свои особенности. Оно заключается не в том, что учитель направляет ученику задания по электронной почте, а потом проверяет их. Дистанционное обучение подразумевает онлайн-общение с учащимся, визуальный контакт ученика и учителя, иначе нарушается сама идея ОБУЧЕНИЯ. Если учитель не общается с учеником в процессе обучения, то это называется САМООБУЧЕНИЕМ.

Нам, педагогам, пришлось полностью пересмотреть свою точку зрения на организацию обучения: изменилась сама методика проведения урока, сократилось урочное время, а время на проверку работ увеличилось. Каждому педагогу пришлось овладевать новыми компетенциями.

В ходе освоения дистанционного обучения я сделала для себя некоторые выводы, которыми хочу поделиться:

1. Самым продуктивным является онлайн-урок в режиме видеоконференции, когда видно каждого ученика. Это может быть работа с сервисом ZOOM или другими онлайн-сервисами. Длительность такого урока не должна быть более 20–25 минут.

2. Педагогу начальной школы для плодотворной работы необходимо иметь в распоряжении ноутбук и документ-камеру (особенно она необходима педагогам 1–2-х классов, когда нужно показать образец выполнения той или иной работы).

3. Важно, чтобы трафик интернета позволял подключить ВСЕХ учеников класса, а также осуществлять трансляцию видеоконференции и одновременно, например, трансляцию видеофрагмента.

4. При подготовке уроков важно понимать, что дети в данный момент находятся дома, возможно, одни в комнате, поэтому учитель дол­жен удерживать внимание ребенка постоянно.

5. Для полноценного отдыха учащихся необходимо делать динамические паузы, возможно, более длинные, чем обычно. Обязательно включать упражнения для осанки, растяжки, ведь дети большую часть времени проводят дома, а значит, ограничены в активности.

6. Важно проанализировать имеющиеся электронные ресурсы. Среди них могут быть бесплатные электронные учебники, видеосюжеты по теме урока, интересные находки методистов и коллег.

7. Работа в дистанционном режиме – прекрасный повод научить детей навыкам самопроверки и самооценивания. Для этого можно использовать сигнальные карточки.

РАЗВИТИЕ СЕТЕВЫХ ФОРМ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Никодимова Елена Александровна,

проректор по научно-методической работе АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования», к.п.н., доцент

Аннотация

В статье раскрывается практика дистанционного методического сопровождения педагогов Вологодской области с использованием метода кейсов. Пред­став­лено описание модели практического кейса как инструмента создания и тиражирования проектных решений по вопросам организации дистанционного обучения в сетевых сообществах педагогов.

Ключевые слова

Дистанционное обучение, методическое сопровождение, сетевые профессиональные сообщества, метод кейсов.

В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией и в соответствии с постановлением Правительства области от 17 марта 2020 года № 250 в сфере образования введены ограничительные мероприятия, направленные на профилактику пандемии коронавирусной инфекции. Все общеобразовательные организации и профессиональные образовательные организации области перешли на реализацию образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

В условиях массового перехода на дистанционное обучение важно выстроить систему эффективной методической поддержки педагогов в предлагаемых организационных условиях. Возникает необходимость освоения педагогами новых форм общения и совместной деятельности в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Решение данной задачи мы видим в развитии форм сетевого командного взаимодействия педагогов в профессиональных сообществах.

В целях методической поддержки педагогических работников созданы и функционируют 16 сетевых сообществ в социальной сети «ВКонтакте»: сетевое сообщество учителей начальных классов, 12 сетевых сообществ учителей по предметным областям и учебным предметам (математика, информатика, русский язык и литература, иностранный язык, физика и астрономия, химия, география и биология, история, обществознание, искусство, технология, физическая культура и ОБЖ), сетевое сообщество по вопросам психолого-педагогического сопровождения дистанционного образования, сетевое сообщество дистанционной поддержки обучающихся с ОВЗ, сетевое сообщество муниципальных координаторов дистанционного обучения. Модераторами сетевых сообществ являются сотрудники Воло­годского института развития образования. В качестве сетевых консультантов привлекаются преподаватели предметных кафедр Вологодского государственного университета, специалисты Областного центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, лучшие учителя области. Сетевые сообщества объединяют более 8 500 педагогов области.

Сетевые сообщества являются площадками, на которых обсуждаются актуальные вопросы организации дистанционного обучения, идет поиск совместных решений на основе проблемно-ситуационного анализа. В качестве основного инструмента используется метод кейсов – разработка в командном взаимодействии практического кейса, направленного на решение определенной проблемы (ситуации), возникающей у педагогов в процессе реализации дистанционного обучения. Данный метод позволяет максимально приблизить дистанционное обучение к реальным профессиональным ситуациям, активизировать взаимодействие участников, актуализировать их опыт решения профессиональных задач.

В условиях сетевого командного взаимодействия на основе диссеминации опыта методистов и педагогического сообщества была реализована модель практического кейса по организации дистанционного образования.

1. Содержание кейса. При создании кейсов прежде всего ориентируемся на ситуации, часто встречающиеся в педагогической практике при реализации дистанционного обучения. Это проблемы отбора содержания при сокращенном времени проведения дистанционного урока от 20 до 35 минут, технологии формирования учебной самостоятельности школьников, проблемы контроля и оценки учебных достижений, вопросы взаимодействия с родителями обучающихся. Материалы кейса содержат: вебинар, где представлены: анализ и авторские комментарии проблемной ситуации; инструкции; методические рекомендации, конкретизирующие ситуацию, создающие ресурсную базу для ее решения; модельные образцы уроков.

2. Выделение слушателями основных проблем, которые требуют решения. На основе выявленных проблемных ситуаций формируются основные сюжетные линии, по которым в дальнейшем будет развиваться кейс. Эти линии могут формироваться исключительно на основе мнений участников сетевого сообщества (педагогов, методистов, руководителей школ), а могут быть частично заданы модератором для фокусировки на актуальных вопросах.

Приведем примеры сюжетных линий кейса:

– как проектировать дистанционные уроки русского языка, математики, истории, иностранного языка и др.;

– как нормировать нагрузку при отборе содержания учебного материала для разных возрастных групп обучающихся;

– как организовать обратную связь с обучающимися с использованием интерактивных сервисов, обеспечивающих текстовую, голосовую и видеосвязь в системе Интернет (Skype, Zoom, Viber, Whatsapp и др.);

– как разработать контрольно-измерительный материал для проверки качества знаний школьников в условиях дистанционного обучения.

3. Поиск оптимальных проектных решений. Поиск решений может происходить в формате работы сетевых групп. Модератор назначает время общего обсуждения каждой группы, когда участники встречаются для выработки общего решения в сети. Результаты работы каждой группы оформляются в виде решения по заданным параметрам и выкладываются в общий доступ на форуме. Если работа ведется индивидуально, то каждый участник самостоятельно предлагает решение и выкладывает его на форуме. После того как все участники представили свои проекты решений, появляется возможность их комментировать.

В соответствии с основными сюжетными линиями модератор инициирует создание модельных образцов уроков лучшими учителями области, предлагает собственные решения, готовит дополнительные материалы для обсуждения (управленческие документы, мнения участников и др.), формулирует вопросы.

4. Прогноз последствий принятия решения. Модератор ведет мониторинг форумов, решая задачи: отбора наиболее интересных предложений; анализа опыта, представленного участниками; ­изу­чения актуальных вопросов для последующего обсуждения; педагогической поддержки участников в решении актуальных вопросов. Презентуются наиболее удачные решения, инструменты, техники, разработанные в ходе решения кейса, как лучшие практики. Так, например, была представлена модель обу­чения младших школьников на основе сервисов Zoom, технология разработки форм обратной связи, онлайн-тестирований и опросов с использованием Google-формы и др.

Каждый участник обращается к общей базе материалов и объясняет, что он будет использовать в дальнейшей работе. В случае, если требуется адаптация материала к задачам конкретных образовательных организаций, рабочие группы из заинтересованных участников могут совместными усилиями закончить разработку материалов.

В завершение этапа модератор берет на себя роль эксперта, который помогает участникам оформить принятые решения и разработанные техники, консультирует относительно их применения. Этап можно считать завершенным, если педагоги сумели перейти от идей и общих рассуждений к конкретным инструментам решения обозначенных ранее проблем, понимают, как данные инструменты могут быть использованы в их педагогической деятельности.

Следует обратить внимание на то, что при работе с этим кейсом главным является не просто формальное использование инструментов интерактивных обучающих систем, а оптимальное решение педагогической проблемы.

При решении кейсов большая роль отводится обсуждению проблем кейсов в форуме, чате. При организации работы форумов, чатов по обмену опытом модераторами являются сами слушатели, при этом они приобретают опыт в организации и проведении сетевого обсуждения, учатся направлять сетевую дискуссию, активизировать и стимулировать участников форума. В режиме командного взаимодействия активная роль переходит к педагогам – участникам сетевого сообщества, которые формулируют проблемы, высказывают свое отношение к ним, а модератор занимает позицию аналитика, который собирает информацию и определяет основные направления дальнейшей работы, целесообразность выведения отдельных проблем в самостоятельные направления обсуждения.

Задача модератора – обеспечить включенность каждого участника в процесс решения задач через групповые формы работы, стимулирование обсуждения опыта каждого участника на форумах, связанного с решением подобного типа задач. Такой формат работы с практическим кейсом позволяет использовать его в качестве диагностического инструмента для выявления актуальных проблем, оценки компетенций участников в области анализа ситуации, поиска решений, планирования и оценки действий.

Таким образом, развитие сетевых форм в системе дистанционного обучения позволяет формировать среду для адресного методического сопровождения, в которой может проходить диагностика проблемных ситуаций с целью выработки оптимальных решений, сетевое взаимодействие педагогов по обмену опытом, оказание педагогической поддержки по актуальным вопросам профессиональной деятельности.