Информационно-методический и научно-педагогический журнал

bbs teen child fuck bbs

О РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ «КРУГИ СООБЩЕСТВ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Афанасьева Наталья Владимировна,

директор региональной службы кафедры психологии и коррекционной педагогики
АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования»,
к. психол.н., доцент

Аннотация

В данной статье представлены возможности технологии «Круги сообществ», которая реализуется в рамках медиативного, восстановительного подхода к решению конфликтных ситуаций в образовательных организациях, обосновывается необходимость подготовительной работы для ее реализации.

 

Ключевые слова

Восстановительный подход; групповые конфликты; медиация.

Опыт работы на КПК, семинарах ВИРО, секциях конференций говорит о том, что значимость восстановительных технологий, медиации признается всеми. Тема считается актуальной для современной школы, в том числе в связи с негативными проявлениями среди несовершеннолетних, включая буллинг, различные формы делинквентного поведения, правонарушений несовершеннолетних. Привычные формы работы, преимущественно административного порядка, не срабатывают.

Вместе с тем уровень освоенности этих технологий сравнительно невысок, об этом свидетельствует и статистика по итогам мониторинга медиативного (восстановительного) подхода: в первом квартале 2020 года деятельность служб медиации обеспечивают 666 специалистов, из них только 108 освоили курсы повышения квалификации по данному направлению.

Подробнее

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ОНЛАЙН-ПОМОЩИ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА ППМСП

Переход на дистанционное образование детей в связи с постепенным введением карантина из-за распространения коронавирусной инфекции обусловил необходимость поиска новых путей решения задач психолого-педагогической поддержки участников образовательных отношений.

Сегодня дистанционная форма работы со взрослыми и детьми уже прочно утвердилась в образовательной практике. Она в ряде случаев удобна для клиентов, например, в условиях дефицита времени или территориальной удаленности. Для многих родителей, воспитывающих детей раннего возраста, детей с ограниченными возможностями здоровья, для которых затруднено передвижение в городе, или проживающих в удаленном от учреждений психолого-педагогической помощи населенном пункте, подобные формы становятся чуть ли не единственно доступными.

Проблема оказания психолого-педагогической помощи в отдаленных образовательных организациях, населенных пунктах и отдельным категориям граждан в настоящее время достаточно актуальна и требует как новых инновационных подходов, так и пересмотра существующих психолого-педагогических и организационных технологий.

На базе БУ ВО «Тотемский центр ППМСП» (далее – центр) оказание квалифицированной психолого-педагогической консультационной, коррекционно-развивающей помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, их родителям (законным представителям) и педагогическим работникам в дистанционном формате осуществляется с 2016 года. Целью такого взаимодействия является повышение доступности предоставления образовательных услуг.

Сначала онлайн-помощь оказывалась в тестовом режиме в форме проекта, а впоследствии данная технология прочно вошла в практику работы центра.

Следует отметить, что при дистанционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо учитывать следующее:

– работа с детьми-инвалидами с нормативным интеллектом строится с учетом возрастных особенностей ребенка, а также состояния его здоровья (например, необходимо делать перерывы, гимнастику для глаз и т.д.);

– на первых занятиях с детьми с задержкой психического развития требуется сопровождение взрослого; со 2–3-го класса (при условии отсутствия отклонений в поведении) после нескольких тренировочных занятий они могут заниматься практически самостоятельно с небольшим контролем взрослых в начале и по окончании занятия;

– для детей с нарушением интеллекта на протяжении всего занятия необходимо сопровождение взрослого.

Психолого-педагогические коррекционно-развивающие онлайн-занятия проходят с помощью инструментов сетевого общения – электронной почты, программы Skype, ZOOM и др. Специалист, использующий программы, работает по графику и предоставляет услуги психолого-педагогической онлайн-помощи в утреннее, дневное и вечернее время. Это позволяет родителю и ребенку выбрать удобное для себя время и интенсивность занятий.

В ходе работы по итогам сравнения разных ресурсов дистанционного оказания помощи были выбраны несколько вариантов деятельности:

– индивидуальные, видеозвонки через Duo, для которых характерны очень хорошее качество изображения и при этом возможна передача файлов с помощью ресурсов «ВКонтакте» или «Mail»;

– групповые занятия с помощью Skype или ZOOM. Они интересны тем, что можно демонстрировать свой экран с правильным ответом, видео или презентацией. Следовательно, не нужно долго ждать загрузки видео;

– при работе с детьми, у которых нет возможности онлайн-общения, распечатывали задания на 4 недели и осуществляли контроль этих заданий по телефону и при помощи фотосъемки.

Анализ полученного опыта проведения коррекционно-развивающих занятий с использованием дистанционных форм взаимодействия позволяет говорить о следующем:

1. Во время проведения занятий с использованием Skype специалист и обучающийся имеют визуальную и слуховую связь.

2. Специалист получает возможность видеть эмоции человека, выражение лица, реакцию на поставленный вопрос.

3. Педагог может использовать такие приемы оказания коррекционно-развивающей помощи, как:

– демонстрация изображений на карточках;

– демонстрация экрана на платформах типа Skype, ZOOM (на нем могут быть презентации, видео, картинки, например, ответы на графический диктант),отправка заданий с последующей распечаткой их родителями;

– направление родителям краткого конспекта занятия и дополнительных материалов к нему;

– работа в тетради по устной инструкции.

Структура занятия специалиста сохраняется. Включаются дополнительные задания для профилактики утомления глаз.

Педагог-психолог Учитель-логопед

– ритуал приветствия;

– разминка;

– основная часть, включающая динамическую паузу;

– ритуал прощания

– введение в занятие (приветствие);

– основная часть;

– динамическая пауза;

– работа в тетрадях, на карточках;

– итог занятия

Длительность занятий устанавливается с учетом положений СанПиН   2.4.2.2821-10:

– дети старшего дошкольного возраста – 15 минут;

– дети младшего школьного возраста – 20 минут;

– дети старшего школьного возраста – до 35 минут.

Наиболее удачный опыт проведения коррекционно-развивающей работы с использованием системы Skype мы получили при организации занятий по коррекции несовершенного навыка чтения с обу­чающимися начальных классов с ОВЗ.

Такие дети в основном читают медленнее, чем предусмотрено школьной программой. Они допускают при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают окончания, не дочитывают их. Для многих характерно угадывающее чтение, имеются трудности в слогослиянии, что затрудняет понимание прочитанного.

Для повышения качества чтения можно использовать следующие приемы: «перечеркнутые буквы», «разный шрифт», «перевернутые буквы», «наложенные буквы», «зеркальные буквы», вопросы и задания: «Сколько одинаковых букв?», «Каких букв больше?», «Найди букву среди рядов букв», «Найди нужную букву среди перечеркнутых букв». Рекомендуется использование слоговых таблиц с твердыми и мягкими согласными, прямых и обратных, чтение текстов с картинками и окнами.

Дистанционное обучение позволяет учесть интересы и возможности каждого обучающегося и, соответственно, добиться существенных изменений в развитии речи и навыка чтения, о чем свидетельствуют данные контрольного тестирования. Кроме того, наблюдается повышение мотивации к чтению в целом, взаимодействию, изучению предлагаемого материала, творческой деятельности.

Обобщая опыт организации коррекционно-развивающего процесса с обучающимися с ОВЗ начальных классов в режиме онлайн, можно сделать следующие выводы:

1. Использование онлайн-технологий дает населению отдаленных городов и населенных пунктов, где сложно найти специалиста, возможность получения доступной психолого-педагогической помощи.

2. Проведение коррекционно-развивающих онлайн-занятий повышает у детей с ОВЗ мотивацию к учебе.

3. При дистанционных онлайн-занятиях ученик работает в комфортных для себя условиях и в окружении привычных предметов, что положительно сказывается на эффективности занятий.

4. При проведении занятий с некоторыми категориями обучающихся с ОВЗ требуется контроль со стороны находящегося рядом взрослого (родителя).

5. Родитель и ребенок имеют возможность выбрать удобный для себя график обучения и интенсивность занятий.

Опираясь на опыт, полученный на практике, следует также отметить риски дистанционного взаимодействия школы и семьи:

– полное исключение личного общения «родители – специалисты»;

– возможность пропуска занятий не только по реальной, но и мнимой причине («Не было доступа к интернету»).

Считаем необходимым особо подчеркнуть, что в настоящее время применение дистанционных образовательных технологий лишь дополняет образовательный ресурс, а не замещает его.

литература

Айсмонтас Б.Б. Психологическое образование на основе дистанционных технологий: опыт, проблемы, перспективы // Психология образования: модернизация психолого-педагогического образования: Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 11-13 декабря 2012. – М., 2012.

Психологическая помощь социально незащищенным лицам с использованием дистанционных технологий (интернет-консультирование и дистанционное обучение: Материалы III Международной научно-практической конференции. – М., 2013. – С. 74, 239.

Семейный кодекс Российской Федерации. – М.: ЛексЭСТ, 2004. – 136

Рябева А.Д., педагог-психолог;

Дурова Е.Н., учитель-логопед БУ ВО «Тотемский центр
психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ В РАБОТЕ С ПЕДАГОГАМИ ВОЛОГОДСКОГО МНОГОПРОФИЛЬНОГО ЛИЦЕЯ

Елена Ивановна Вайгачева,

педагог-психолог БОУ ВО «Вологодский многопрофильный лицей»

Татьяна Александровна Валуева,

педагог-психолог БОУ ВО «Вологодский многопрофильный лицей»

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению системы внутреннего психологического просвещения педагогов Вологодского многопрофильного лицея. В ней рассмотрены значимые направления, методики и принципы работы психологов с педагогическим составом, обоснована важность профилактики синдрома профессионального выгорания среди педагогов.

Подробнее

VI РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В РЕГИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

29 ноября в Вологодском институте развития образования прошла VI региональная научно-практической конференции «Реали­зация Концепции развития психологической службы в региональном образовании».

В конференции приняли участие 150 человек, представителей 20 муниципальных образований. На площадках мероприятия собрались представители органов законодательной и исполнительной власти Вологодской области, Вологодского отделения общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей», Вологодской областной организации общероссийского Профсоюза образования, руководители и специалисты органов местного самоуправления в сфере образования муниципальных районов и городских округов, специалисты муниципальных методических служб, руководители и педагогические работники общеобразовательных организаций, педагогические работники профессиональных образовательных организаций, специалисты центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, специалисты ФГБОУ ВО «Вологодский государственный университет» и ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет».

Подробнее

ИТОГИ СТАРТОВОЙ ДИАГНОСТИКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЕСЯТЫХ КЛАССОВ В 2018/2019 УЧЕБНОМ ГОДУ

Ольга Николаевна Коптяева,

доцент региональной психолого-педагогической службы кафедры психологии и коррекционной педагогики АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования», к.психол.н.

Аннотация

В статье представлены результаты диагностики десятиклассников, обучающихся по ФГОС СОО в 2018/2019 учебном году, инструментарий стартовой диагностики в старшей школе для получения данных об особенностях сформированности универсальных учебных действий и личностных результатов старшеклассников, рассмотрены тенденции в представлении результатов общеобразовательными организациями по изучаемым показателям.

Анализ результатов позволяет продумать и внести корректировки в разделы основных образовательных программ как среднего, так и основного общего образования.

Подробнее

Итоги мониторинга службы ППМС-сопровождения в системе образования Вологодской области

Ольга Николаевна Коптяева,
доцент кафедры педагогики и психологии АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования», к.психол.н.

Аннотация
В статье представлены результаты мониторинга службы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения в системе образования Вологодской области, проводимого в 2016 и 2017 годах. Анализ результатов показывает наметившиеся позитивные тенденции в нормативном, правовом, кадровом, организационно-методическом обеспечении деятельности по ППМС-сопровождению на региональном, муниципальном уровне и на уровне образовательных организаций
Ключевые слова
Служба ПМСС-сопровождения, образовательная организация, мониторинг

Подробнее

  • Автор: Ольга Николаевна КОПТЯЕВА, научный сотрудник центра психолого-педагогической службы сопровождения в образовании АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования», к.псих
  • Категория: Психолого-педагогическая поддержка в образовании
  • Просмотров: 896

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНЫХ СЛУЖБ МЕДИАЦИИ

Аннотация: В статье представлены данные мониторингов создания служб медиации в Вологодской области по реализации Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, отражена динамика создания служб медиации (примирения).

Подробнее

  • Автор: Наталья Владимировна АФАНАСЬЕВА, директор центра психолого-педагогической службы сопровождения в образовании АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования», к.псих.н.
  • Категория: Психолого-педагогическая поддержка в образовании
  • Просмотров: 2320

ШКОЛЬНЫЙ КОНСИЛИУМ: ВЗГЛЯД ЭКСПЕРТА

Аннотация: В статье предлагается по-новому взглянуть на возможности школьного консилиума. Обосновывается необходимость и возможность организации разных уровней педагогической поддержки в рамках школьного консилиума, включая коллегиальное рассмотрение педагогами проблемных случаев и организацию помощи детям с трудностями в освоении общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. Особую актуальность приобретает вопрос о консилиуме в контексте инклюзивного образования. Обосновывается деятельность педагогического консилиума, его цели и задачи, а также принципы организации.

Подробнее