Муниципальное общеобразовательное учреждение «Начальная школа - детский сад для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья №98 «Хрусталик», г. Вологда
Учитель-дефектолог (тифлопедагог)
- Почётная грамота Управления образования Администрации г. Вологды Н.М. Колыгина за высокие показатели в профессиональной деятельности, личный вклад в развитие образовательного учреждения, добросовестный труд в системе образования города Вологды (2010 год) - Благодарственное письмо Института специальной педагогики и психологии им. Рауля Валленберга г. Санкт-Петербурга - Грамота БОУ ВО «Областной центр психолого медико-социального сопровождения» (2012 год) - Благодарность Главы города Вологды Е.Б. Шулепова за добросовестный труд и вклад в развитие системы образования города Вологды (30.12.13.) - Сертификат авторства Блока Всероссийских конкурсов Общероссийского научно-педагогического объединения «Новые идеи» за сотрудничество с Центром профессиональных инноваций (15.03.15.) - Свидетельство профессионального участника Общероссийского научно- педагогического объединения «Новые идеи» за участие во Всероссийских конкурсах Центра Профессиональных Инноваций (30.03.15.) - Благодарственное письмо Дирекции «Центра профессиональных инноваций» (организационный комитет) и Экспертного совета за бесценный опыт, компетентность, высокое профессиональное мастерство и значительный вклад в развитие образования Российской Федерации (04.05.15.) - Благодарность Дирекции «Центра профессиональных инноваций» (организационный комитет) и Экспертного совета (01.12.15.)- Благодарность Вологодской городской Думы (20.11.15.) - Почётная грамота МОУ №98 «Хрусталик» за качественную подготовку детей к школе (23.05.16.) - Благодарственные письма родителей и администрации МОУ
"ИКТ в творчестве педагогов"
Тифлопедагогика, психология
Участник III межрегиональной научно-практической конференции "Информатизация образования: опыт, перспективы" (Сертификат, 2011), участник конкурса "1001 идея нестандартного занятия с детьми" (Сертификат, Диплом победителя, 2011), участник Четвёртого откры
636
Характеристика опыта
Коррекционная педагогика
Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога (тифлопедагога) с детьми
Организация обучения детей с нарушением зрения требует особого подхода, который предусматривает постоянную эмоциональную поддержку дошкольников на занятии. Процесс обучения ребёнка с нарушением зрения требует длительного времени и отнимает у ребёнка много сил. Сложная структура зрительных нарушений определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия. Поэтому в моей работе как тифлопедагога возникла проблема: какие средства и методы обучения позволят организовать ситуацию содействия взрослых и детей для посильного развития способностей каждого ребенка?
Использование информационно-коммуникационных технологий и средств обучения с целью повышения эффективности процесса коррекционного воздействия. Это позволяет решать следующие задачи: - повышение мотивации детей к занятиям тифлопедагога; - формирование сотрудничества и новых форм общения между ребенком и учителем-дефектологом (тифлопедагогом); - реализация личностно-ориентированного, дифференцированного подхода; - адекватная (осознанная) оценка ребенком своих действий во время занятий с компьютерной программой; - положительное эмоциональное состояние ребенка в процессе занятий как залог успеха.
1. Применение информационно-компьютерных технологий и средств обучения учителем-дефектологом (тифлопедагогом) в работе с детьми дошкольного возраста. Коррекционные занятия обогащены интерактивными игровыми элементами, мультимедийными презентациями, познавательными видеороликами, аудиозаписями, а также иллюстративными и дидактическими материалами. 2. Созданы свои (авторские) образовательные ресурсы (дидактические материалы) с последующим использованием их в своей педагогической деятельности. 3. Внесены изменения в рабочие программы и перспективно-тематическое планирование по развитию зрительного восприятия детей с нарушением зрения. 4. Использование ИКТ в работе с детьми идёт на индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятиях с учетом специфики учебного материала, возрастных и индивидуальных особенностей детей, характера зрительного дефекта и зрительной нагрузки.
Эффективность внедрения инновации в деятельности тифлопедагога прослеживается через показатель оптимальности. Эффективность применения внедрения в мою практику тифлопедагога информационно-компьютерных средств и технологий предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной зрительной патологией познавательную активность, повышает эффективность коррекционно-развивающей работы в целом. Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей с дефектами зрения имеет следующие достоинства: - осуществление полисенсорного восприятия материала; - возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде; - яркие, красочные изображения; - объединение аудио, видео и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объёма информации, получаемого детьми из учебной литературы; - возможность демонстрации объектов, более доступных для восприятия сохранной сенсорной системой; - активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребёнка; - постепенное повышение эмоциональной насыщенности занятия, чтобы наиболее интересные фрагменты работы относились на период нарастания усталости; - компьютерные заготовки удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для коррекционных занятий. Использование ИКТ на коррекционных занятиях тифлопедагога помогает добиться устойчивого внимания и поддержания интереса ребёнка с нарушением зрения. И это немаловажно, если учесть, что категория детей с глазной патологией характеризуется нестабильным психоэмоциональным состоянием, пониженной работоспособностью и быстрой утомляемостью. Физкультминутки и зрительные гимнастики с использованием ИКТ, которые я провожу, помогают детям расслабиться, снять напряжение и зрительное утомление. Также они развивают общую и мелкую моторику, зрительно-моторную и слухо-моторную координации.
Открытые занятия 1. «Такие разные очки» (для детей старших и подготовительных групп и демонстрация авторского образовательного ресурса) 2. «Вологда» - ИОС «Виртуальная экскурсия по родному городу» (в подготовительной к школе группе по формированию сенсорной сферы) 3. «Весна» - ИОС «Здравствуй, весна!» (по расширению предметных представлений и формированию сенсорных эталонов цвета (цветовосприятию) 4. ИОС «Морское путешествие» (по формированию сенсорных эталонов формы) 5. «Вода» - ИОС «Поговорим о воде» (по расширению предметных представлений и формированию сенсорных эталонов цвета (цветовосприятию) 6. «Глаза» (по развитию предметности восприятия) Презентации 1. Исследовательский практико-ориентированный проект коррекционной направленности «Говори красиво!» 2. «Давай, дружок, по Вологде кружок…» 3. «Интеграция участников образовательного процесса в реализации коллективных проектов. Проект «Береги свои глаза!» Доклады 1. «Педагогическое просвещение родителей в области освоения специальными методами и приёмами для оказания помощи своему ребёнку с нарушением зрения». 2. «Формы работы учителя-дефектолога с родителями с использованием информационно-коммуникационных технологий» 3. «Организация экспериментальной деятельности старших дошкольников в коррекционно-развивающей работе тифлопедагога» 4. «Использование ИКТ в коррекционно-образовательной работе учителя-дефектолога (тифлопедагога)» Публикации 1. «Праздник – мероприятие для родителей «Секреты правильной речи в детском саду». 2. «Интеграция ребёнка дошкольного возраста в группу детей с амблиопией и косоглазием». 3. Проект «Говори красиво!» 4. «Развитие сенсорного опыта детей с нарушениями зрения. Формирование представлений детей об органах чувств и их сенсорно–перцептивных возможностях». 5. «Индивидуально-дифференцированный подход в коррекционно-образовательной работе с детьми с нарушением зрения». 6. «Презентация «Краски радуги» для педагогов и родителей для обучения цветовосприятию детей 5-7 лет». 7. «Развитие цветового восприятия дошкольников с нарушением зрения». 8. «Презентация «Цвета радуги» для педагогов и родителей для обучения цветовосприятию детей 5-7 лет». 9. «Коррекционное занятие по формированию сенсорных эталонов цвета «Новоселье у зимы». 10. «Педагогическое просвещение родителей в области освоения специальных методов и приёмов для оказания помощи своему ребёнку с нарушением зрения». 11. «Локальная технология проведения коррекционного занятия тифлопедагога по формированию сенсорных эталонов». 12. «Профилактика и лечение заболеваний органов зрения у детей»
Уровень образовательного учреждения: 1. Информационный практико-ориентированный семинар «Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей деятельности специалиста» (05.12.12.) в МОУ №98 «Хрусталик» 2. Итоговый педагогический совет в МОУ №98 «Хрусталик» (май 2015 г.) 3. Открытая неделя по реализации Федеральных образовательных стандартов дошкольного образования и начального общего образования в МОУ №98 «Хрусталик» (16-20.03.15.) 4. Педагогический совет №3 в МОУ №98 «Хрусталик» на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию проектной деятельности и детское экспериментирование» (27.01.16.) 5. День открытых дверей в МОУ №98 «Хрусталик» (07.04.16.) Муниципальный уровень: 1. Семинар-практикум для старших воспитателей города «Использование информационно-компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе специалистов» (16.11.12.) на базе МОУ №98 «Хрусталик» 2. Городское методическое объединение старших воспитателей в МОУ «Центр повышения квалификации педагогических работников образовательной системы г. Вологды» (28.11.12.) 3. Методическое объединение педагогов специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов) VII-VIII видов «Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе образовательных учреждений» (28.05.14.) на базе МОУ №98 «Хрусталик» 4. Виртуальный методический кабинет МОУ «Центр повышения квалификации педагогических работников образовательной системы г. Вологды» (МБУ ДО «Информационно-методический центр») Региональный уровень: 1. III региональная научно-практическая конференция «Информатизация образования: опыт, перспективы» (07.12.11.) ВИРО Вологда 2. Областной семинар «Включение специалистов дошкольных образовательных учреждений в реализацию федеральных государственных требований» (15.03.13.) на базе БОУ ВО «Областной центр ПМСС» 3. Материалы региональных педагогических чтений «Региональная система дошкольного образования в контексте ФГОС ДО» (31.03.15.) АОУ ВО ДПО «ВИРО» 4. Педагогические чтения «Проектирование индивидуальных траекторий развития познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников как основы успешного обучения в школе» на базе «ЦПК педагогических работников образовательной системы г. Вологды» (10.03.16.) 5. Выставка методических разработок «Профессиональная галерея» (14-23 марта 2016 г.) на базе БОУ ВО «Областной центр ППМСП» Межрегиональный уровень: Материалы третьих межрегиональных Педагогических чтений «Практика образования детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт, перспективы», секция «Образование детей с ОВЗ по зрению» (2015 г.) http://demo-def.blogspot.ru/p/blog-page_16.html на сайте АОУ ВО ДПО «ВИРО»: https://drive.google.com/file/d/0B2AT2w-36SyTdlBPZTZZX19HbGs/view?pref=2&pli=1 (проект «Говори красиво») https://drive.google.com/file/d/0B2AT2w-36SyTdGhNTVhYcmtxQlU/view?pref=2&pli=1 (презентация) Всероссийский уровень: 1. Сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии: опыт и перспективы развития» (16-17 апреля 2012) 2. Журнал «Педагогический мир». Статья для педагогов «Индивидуально-дифференцированный подход в коррекционно-образовательной работе с детьми с нарушением зрения» http://pedmir.ru/46217 3. Журнал «Педагогический мир». Статья для педагогов «Презентация «Краски радуги» для педагогов и родителей для обучения цветовосприятию детей 5-7 лет» http://pedmir.ru/54797 4. Федеральный фотокаталог «Лучшие педагоги-исследователи России – 2014» (сайт проекта – www.u4eba.net) 5. Журнал «Педагогический мир». Статья для педагогов «Презентация «Цвета радуги» для педагогов и родителей для обучения цветовосприятию детей 5-7 лет» http://pedmir.ru/76989 6. Сборник «1001 идея нестандартного занятия с детьми» /12-й Всероссийский интернет-педсовет/ декабрь 2011 г. Международный уровень: 1. Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы дошкольного образования» (14-16 марта 2013 г.) Усть-Илимский филиал ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия образования» Автономная некоммерческая организация «Социально-психологический центр «НИКА» в 3 ч. / Иркутск: Вост. - Сиб. акад. образов., 2013 – Ч. III. – 152с. 2. Диск «Материалы IX Международной научно-практической конференции «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ» (22-26 ноября 2015 года) ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет» Кафедра дефектологического образования /25 лет/ г. Череповец 2015 год
Опыт работы востребован и успешно применяется учителями-дефектологами (логопедами, молодыми тифлопедагогами), психологами и воспитателями МОУ №98 «Хрусталик» в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением зрения.
1. Презентация «Краски радуги» для педагогов и родителей для обучения цветовосприятию детей 5-7 лет 2. Презентация «Цвета радуги» для педагогов и родителей для обучения цветовосприятию детей 5-7 лет 3. Статья для педагогов «Индивидуально-дифференцированный подход в коррекционно-педагогической работе с детьми с нарушениями зрения» 4. Статья для педагогов и родителей «Развитие сенсорного опыта детей с нарушением зрения»