Информация о деятельности БДОУ СМР «Детский сад №13»
в статусе региональной инновационной площадки
Полное название образовательного учреждения в соответствии с его Уставом:
бюджетное дошкольное образовательное учреждение Сокольского муниципального района «Детский сад общеразвивающего вида №13» (БДОУ СМР «Детский сад №13»)
Название инновационного проекта:
«Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста через технологию системно-деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон в условиях ФГОС ДО».
Сроки функционирования в статусе региональной инновационной площадки:
2016-2019 год
Справка об учреждении:
Детский сад №13 открылся в 1971 году и находится по адресу: Вологодская область, г. Сокол, ул. Калинина, д.16. На сегодняшний день в детском саду функционирует 6 групп – 2 группы раннего и 4 дошкольного возраста, которые посещают 150 детей. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО. Все группы имеют отдельный прогулочный участок с верандой, игровыми и спортивными постройками, оснащены современным оборудованием, в том числе интерактивным – это доска, стена, планшетные компьютеры. Интерьер каждой группы создан по творческим проектам воспитателей – он соотвествтует возрасту детей, их интересам и возможностям, а также отражает региональный компонент и содержание инновационной деятельности. На территории ДО оборудован спортивный стадион, разбиты цветники и альпийские горки, имеются зона отдыха и огород.
Образовательный процесс строится по программе ООП ДО «Мир открытий» Л.Г. Петерсон и И.А. Лыковой, а также парциальных программ «Игралочка» Л.Г. Петерсон и Е.Е. Кочемасовой, «Цветные ладошки» И.А. Лыковой, «Развитие речи дошкольников» О.С Ушаковой, «Гармония» К.В. Тарасовой.
В ДО осуществляется дополнительное образование детей в соответствии с лицензией от 30.04.2015 года, проводятся кружки «Керамопластика», «Умники», «Занимательная математика», «Читалочка», «Развивайка», «Спортландия», «Здоровячок», «Ритм» и другие.
Педагогический коллектив ДО стабильный и высокопрофессиональный – это 12 воспитателей, музыкальный руководитель, старший воспитатель. Из них имеют стаж работы более 15 лет – 75%, высшую и первую квалификационную категорию – 85%, высшее образование – 45%. Руководит ДО заведующий Ганичева Елена Васильевна, почётный работник общего образования.
Педагоги имеют звания и награды различного уровня: Пеганова С.Н. – почётный работник общего образования, благодарственное письмо Губернатора Вологодской области, благодарность ректора АОУ ВО ДПО «ВИРО», благодарность Начальника Департамента образования, почётная грамота Начальника Управления образования СМР; Кондратьева Н.В., Котова О.Н., Губкина Н.В., Кряквина И.В. – почётная грамота Начальника Управления образования СМР.
Основная политика работы ДО – обеспечение качества образования в соответствии с современными требованиями государственной политики, обеспечение конкурентоспособного имиджа учреждения, распространение передового педагогического опыта.
Поэтому более 10 лет ДО участвует в инновационной деятельности, являясь базовой площадкой АОУ ВО ДПО «ВИРО». Это федеральный эксперимент «Механизмы реализации ФГОС на основе системно-деятельностного подхода Л.Г. Петерсон с позиций непрерывности образовательного процесса на ступенях ДОО - начальная школа - основная школа», региональный - «Развитие познавательных способностей у детей через технологию системно-деятельностного подхода Л.Г. Петерсон в условиях ФГОС дошкольного образования», муниципальный - «Пилотное внедрение ФГОС ДО».
Результатами участия ДО в инновационной деятельности являются победы в профессиональных конкурсах на различных уровнях. Так, ДОУ – победитель областного конкурса лучших ОУ, внедряющих инновационные образовательные программы. Воспитатели Пеганова С.Н. и Кондратьева Н.В. – победители конкурса лучших педагогических работников ДОУ Вологодской области. Опыт работы ДО по игровой деятельности представлен в методических пособиях «Играют девочки. Самодельные игрушки для сюжетно-ролевых игр» и «Играют мальчики. Самодельные игрушки для сюжетно-ролевых игр», Москва, Издательский дом «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2010 год под редакцией Е.И. Касаткиной. А также учебно-методических пособиях «Играют девочки. Гендерный подход в образовании», Москва, издательский дом «Цветной мир», 2013 год под редакцией И.А. Лыковой.
Опыт работы ДОУ пользуется популярностью среди дошкольных организаций Вологодской области и Сокольского муниципального района. Семинары по экспериментальной деятельности и ФГОС ДО на базе детского сада проводились для слушателей курсов АОУ ВО ДПО «ВИРО», педагогов Вологодского и Харовского районов. Ежегодно в ДОУ проходят методические объединения для педагогов и руководителей Сокольского муниципального района. Методические разработки представлены в журналах «Дошкольное воспитание», «Методист дошкольного образовательного учреждения», «Управление ДОУ», «Детский сад. Всё для воспитателя» и других. По итогам федерального эксперимента «Школа 2000…» информация о деятельности ДО вошла в сборник «Механизмы реализации ФГОС на основе деятельностного метода Л.Г. Петерсон с позиций непрерывности образования ДО-НОО-ООО 2011-2016 гг.».
Презентация инновационной деятельности осуществлялась на муниципальном уровне – конкурс «Педагог года», педагогический форум «Благоприятный имидж образовательной организации – путь к успеху» и областном – педагогические чтения «Эффективное управление образовательной организацией – гарантия качества образования», форум Вологодской области «Образование – путь к успеху», совещание «Результаты деятельности базовых ДОО по реализации ФГОС ДО: опыт, перспективы».
Сайт учреждения: http://d19114.edu35.ru/
Суть инновационной работы в рамках программы деятельности РИП
Инновационная деятельность в ДО «Развитие познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста через технологию системно-деятельностного метода обученияЛ.Г. Петерсон в условиях ФГОС ДО» осуществлялась в период с 2016 по 2019 год.
Её участники – дети, педагоги, родители. В рабочую группу по организации инновационной деятельности вошли Ганичева Е.В., заведующий ДОУ, Пеганова С.Н., старший воспитатель и воспитатели – Кондратьева Н.В., Рахимова И.С., Губкина Н.В., Котова О.Н.
Координация хода эксперимента осуществлялось лабораторией развития дошкольного образования АОУ ВО ДПО «ВИРО» и Управлением образования Сокольского муниципального района.
Цель инновационной деятельности – создание условий для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО через реализацию системно-деятельностного метода обучения.
Задачи:
1. Разработать нормативно-правовое и методическое сопровождение экспериментальной деятельности.
2. Повысить профессиональную компетентность педагогов по вопросам познавательного развития детей старшего дошкольного возраста и методике системно-деятельностного подхода в ДОУ.
3. Создать РППС, стимулирующую развитие познавательных способностей у детей и обеспечивающую реализацию системно-деятельностного метода обучения в условиях внедрения ФГОС ДО.
4. Обеспечить взаимодействие с родителями и школой для обеспечения качественного образования детей на выходе из детского сада и при переходе на следующий этап обучения.
5. Организовать информационное сопровождение и отслеживание результатов экспериментальной деятельности.
Предполагалось, что будет создана технология по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста на основе системно-деятельностного подхода в условиях внедрения ФГОС ДО с целью достижения целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования.
На этапе завершения эксперимента были получены следующие результаты:
1. У детей сформирована мотивация учения, ориентированная на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
2. Развито диалектическое мышление или способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
3. Развиты коммуникативные способности: умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
4. Увеличился собственный познавательный опыт в ходе поисково-познавательной деятельности.
5. Увеличился объём внимания и памяти.
6. Сформированы произвольность поведения, умение целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми.
7. Развиты общеучебные навыки, необходимые для обучения в школе: умение обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.
8. Созданы условия для поддержания у детей инициативы, самостоятельности, сообразительности, творчества, индивидуальности.
Иными словами,
1. У детей высокий уровень освоения ООП ДО.
2. Разработано нормативно-правовое и методическое обеспечение по познавательному развитию детей на основе технологии системно-деятельностного метода обучения.
3. В ДОУ создана РППС, стимулирующая поисково-познавательную деятельность дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.
4. Опыт инновационной деятельности представлен на различных уровнях и на сайте ДО.
Актуальность инновационной деятельности в том, что познавательное развитие дошкольников на основе технологии системно-деятельностного метода создаёт основу для формирования умения учиться, формирования прочной системы знаний и воспитания личностных качеств. Использование данного направления инновационной деятельности учит ребенка самостоятельно добывать знания, а затем применять их на практике. Что в свою очередь, залог успешного обучения в школе.
Целевая аудитория инновации
Методическое обеспечение, разработанное в рамках эксперимента рассчитано для использования в дошкольных учреждениях как для организации основной образовательной деятельности, так и дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста. Кроме того, разработанные материалы могут применяться в условиях семейного воспитания.
Результаты инновационной деятельности
Инновационная деятельность в ДОУ проходила в 3 этапа.
На 1 подготовительном этапе был проведён мониторинг условий ДОУ для организации инновационной деятельности: анализ предметно-развивающей среды, изучение мнения педагогов и родителей, по результатам которого было установлено, что кадровый и материально-технический потенциал детского сада соответствует требованиям для внедрения инноваций.
Результатами 1 этапа стали:
1. Формирование банка нормативно-правовых документов:
- приказ об организации работы региональной инновационной площадки;
- Положение о творческой группе в БДОУ СМР «Детский сад №13»;
- Положение об экспериментальной и инновационной деятельности БДОУ СМР «Детский сад №13»;
- приказ об утверждении программы, календарного плана реализации инновационной деятельности, плана работы творческой группы в БДОУ СМР «Детский сад №13»;
- приказ об утверждении медиаплана информационного сопровождения инновационной деятельности в БДОУ СМР «Детский сад №13»;
- Положение о премировании работников, Положение о выплатах стимулирующего характера БДОУ СМР «Детский сад №13».
2. Разработка «дорожной карты» инновационной деятельности.
3. Отбор участников инновационной деятельности и разработка плана работы творческой группы.
4. Отбор содержания инновационной деятельности.
На 2 реализационном этапе педагогический коллектив практически апробировал технологию системно-деятельностного метода в познавательном развитии детей, результатами которого стали:
1. 100% обученность педагогов по ТСДМ и ФГОС ДО (курсы повышения квалификации, дистанционное обучение, методическое сопровождение, тьюторство, самообразование);
2. Сформирован УМК по ТСДМ и ФГОС ДО;
3. Разработано методическое обеспечение: перспективное и календарное планирование, рабочие программы, конспекты НОД, развивающие и обучающие игры, программы дополнительного образования детей («Умники», «Развивайка», «Занимательная математика»), картотека развивающих упражнений и заданий, в том числе интерактивных, рекомендации для педагогов и родителей;
4. Повысилось качество образования детей – по итогам мониторинга у них высокий уровень освоения ООП ДО;
5. РППС групп соответствует требованиям ФГОС ДО, стимулирует познавательную активность дошкольников;
6. Родители стали активными участниками образовательного процесса, полностью удовлетворены подготовкой детей к школе.
Опыт инновационной деятельности представлен на различных уровнях:
- участние в научно-практической интернет-конференции «Инновационный потенциал непрерывной образовательной системы Л.Г. Петерсон, созраняя прошлое, создаём будущее» (Пеганова С.Н);
- совещание «Результаты деятельности базовых ДОО по реализации ФГОС ДО: опыт, перспективы» Пеганова С.Н.);
- IV областной конкурс «Информационно-коммуникационные технологии в профессиональном творчестве педагогов» (лауреат – Губкина Н.В., представлен конспект НОД по познавательному развития «Полет в космос» на основе ТСДМ с использованием интерактивного оборудования).
- муниципальный педагогический форум «Благоприятный имидж образовательной организации – путь к успеху». Представлен опыт работы педагогов по использованию ТДСМ в работе с детьми (Всеволодова К.С. «Создание интерактивной развивающей среды как средства реализации ФГОС при подготовке ребёнка к школе») и родителями (Перова Л.В. «Создание единого развивающего пространства «Детский сад – семья» как залог успешной подготовки к школе»).
- Презентация Кондратьевой Н.В. опыта работы по игровым технологиям на районном методическом объединении «Социально-коммуникативное развитие дошкольников» (благодарность руководителей МО);
- 3 место в международном педагогическом конкурсе на лучшую разработку на основе системно-деятельностного подхода «Школа 2000..» (Губкина Н.В., конкурс «Учусь учиться», конспект НОД по познавательному развитию по ТСДМ «Зоопарк»).
- Районный конкурс «Педагог года – 2018» (проведение открытого занятия по познавательному развитию на основе ТСДМ «Путешествие на дно морское»).
- 1 место в районном конкурсе методических разработок и пособий по ФГОС ДО – 2018 (Кондратьева Н.В., Губкина Н.В.).
- разработки НОД (познавательное развитие) по ТСДМ для детей старшего возраста предоставлены для публикации в журналы «Дошкольное воспитание» и «Детский сад. Всё для воспитателя» (Губкина Н.В., Кондратьева Н.В., Всеволодова К.С., Федотова Л.А.)
- методические разработки организации познавательной образовательной деятельности с детьми по ТСДМ опубликованы на сайте http://www.1urok.ru/categories/19 (конкурс«Творческий воспитатель», Рахимова И.С., Пеганова С.Н., Кряквина И.В.).
Методические разработки по инновационной деятельности прошли апробацию, презентацию и защиту в ДОО, представлены на районных методических объединениях «Познавательно-речевое развитие» (Пеганова С.Н., Рахимова И.С., Перова Л.В., Кряквина И.В.), «Раннее развитие» (Всеволодова К.С.), «Социально-коммуникативное развитие» (Кондратьева Н.В.).
Таким образом, сопоставив гипотезу и итоги инновационной деятельности, можно сделать вывод, что эксперимент имеет завершённый результат, его методические материалы имеют практическую ценность для использования в работе ДОО.
По всем техническим работам, связанным с функционалом сайта вы можете обратиться к программистам АОУ ВО ДПО "ВИРО": тел. 8(8172)75-78-19, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. . В письме указывайте тему "База данных об инновационном опыте"
По содержательным вопросам, связанным с наполнением сайта вы можете обратиться к доценту кафедры управления АОУ ВО ДПО "ВИРО" Беляеву В.В.: тел. 8(8172)75-04-18, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. . В письме указывайте тему "База данных об инновационном опыте"