Информационно-методический и научно-педагогический журнал

bbs teen child fuck bbs

Ирина Владимировна Савинская,

педагог дополнительного образования
МБОУ ДО «Тотемский Центр дополнительного образования»

Аннотация

В статье представлен опыт работы учреждения дополнительного образования по сохранению, восстановлению и популяризации традиций лозоплетения через изучение и копирование музейных экспонатов.

Ключевые слова

Дополнительное образование детей; культурное наследие; лозоплетение; проектная деятельность.

Museum exhibit as a valuable source of

restoring and preserving the traditions of basket weaving

Irina Vladimirovna Savinskaya

The article presents the experience of an additional education institution in the preservation, restoration and popularization of the traditions of basket weaving through studying and copying museum exhibits.

Key words: additional education of children; cultural heritage; basket weaving; project activity.

В ходе анализа дополнительных общеобразовательных программ на портале персонифицированного дополнительного образования Воло­годской области обнаружилось, что программ по обу­чению детей плетению из лозы и приобщению к данной народной традиции нет ни в одном учреждении дополнительного образования нашей области, кроме Тотемского района, в частности, нашего учреждения – Тотемского центра дополнительного образования. Возникает вопрос: «Почему так происходит, и каким образом можно возродить и развить традиции плетения из лозы в нашем крае?».

На мой взгляд, отсутствие программ по лозоплетению может объясняться несколькими причинами: это и недостаток заинтересованных квалифицированных специалистов, и трудоемкость процесса подготовки материала, и направленность современного дополнительного образования, да и современных детей, в техническую сферу. Но все-таки не все дети стремятся заниматься техническим творчеством, есть такие, кому нравится делать что-то своими руками, создавать полезные и красивые вещи, осваивать традиционные ремесла, становиться настоящими мастерами и демонстрировать свое мастерство окружающим. Наша задача как педагогов – найти и заинтересовать таких детей, построить обучение так, чтобы они стремились познать все тонкости ремесла и совершенствовать его, передавая другим свой опыт и знания.

Основополагающим здесь, наверное, является не просто наличие педагога, а педагога, увлеченного своим ремеслом. Я уверена: чтобы передавать свое мастерство, нужно быть мастером своего дела. Перед тем как прийти работать в Тотемский центр дополнительного образования, я окончила профессиональное училище № 3 г. Великого Устюга, в котором обучалась по специальности «Мастер-изготовитель художественных изделий из дерева». За годы обучения в училище я научилась плести из лозы и бересты, резьбе по дереву и бересте. Впоследствии я получила и педагогическое образование в Вологодском педагогическом институте. Но все же для того чтобы обучать других какому-либо ремеслу, не обязательно иметь диплом. Намного важнее любовь к своему делу, желание изучать все тонкости ремесла, все глубже погружаться в традицию.

В нашем районе история лозоплетения уходит своими корнями в далекое прошлое. Люди изготавливали предметы домашнего обихода и утварь из всего, что было под руками. Везде, где произрастают длинные тонкие побеги, в том числе и ивы, существовал такой промысел. В нашей полосе для лозоплетения использовали чаще всего иву. Доступность и практичность материала сыграла немаловажную роль в том, что в открытой в Тотьме в конце XIX века Петровской ремесленной школе одним из отделений было «корзиночное». В школе дети 12–14 лет, преимущественно из крестьянских семей, обучались бесплатно в течение четырех лет. В корзиночной мастерской ученики выполняли самые сложные заказы – кресла, кресла-качалки, диваны, кушетки, будки для купания, беседки, ширмы, столы из бамбука или камыша – со сложными и нередко затейливыми узорами. Работы учеников отличались высоким качеством и были известны не только в России, но и за рубежом. В настоящее время в Тотьме работает новая Петровская ремесленная школа, но, к сожалению, многие ремесленные отделения и былая слава остались в прошлом. Нам остается только восторгаться дошедшими до нас образцами изделий Петровской ремесленной школы конца XIX – начала XX века, которые в настоящее время находятся в Тотемском краеведческом музее и составляют одну из его лучших экспозиций.

Обращение к традиционной народной культуре на сегодняшний день является одним из приоритетных направлений в сфере образования и воспитания подрастающего поколения. Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, «приоритетной задачей государства в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества». Председатель комитета по образованию, культуре и здравоохранению ЗСО Л.Г. Ячеистова в своем выступлении отмечала, что «то нематериальное богатство, которое накоплено в сфере традиционной народной культуры, должно в полной мере быть использовано в системе образования. Речь идет о новых подходах, об обучении педагогов, проектной деятельности, которая должна быть у ребят».

Следуя современным тенденциям, мы стараемся находить новые пути по сохранению, распространению и развитию лозоплетения в нашем учреждении. Один из таких способов – работа по проекту «Музейный экспонат как ценный источник на пути к сохранению и восстановлению традиций лозоплетения в Тотемском районе». Целью проекта является сохранение, восстановление и популяризация традиций лозоплетения через изучение и копирование музейных экспонатов.

Знакомство с любым видом творчества начинается с изучения истории возникновения и развития ремесла, и мы на своих занятиях уделяем этому достаточное время. На самых первых занятиях обучающиеся объединения «Лозоплетение» знакомятся с историей ремесла, посещая музей нашего Центра и Тотемский краеведческий музей. Дети знакомятся с технологией изготовления традиционных изделий – корзин, подносов, коробов, подставок, ваз, а затем переходят на творческий уровень.

Проект «Музейный экспонат как ценный источник на пути к сохранению и восстановлению традиций лозоплетения в Тотемском районе» предполагает более углубленное изучение традиционных способов плетения и разработан для обучающихся второго года обучения, так как дети уже получили начальные навыки плетения, умеют отличать разные способы плетения, знают технологию изготовления основных изделий из лозы.

Работа по проекту начинается с подробного знакомства и изучения истории всех представленных в музее плетеных экспонатов. Далее обучающиеся фотографируют понравившийся экспонат с разных сторон, особое внимание уделяя деталям, различным способам плетения стенок, загибки, ручек, декоративных элементов. К фотоотчету прилагается описание размеров, количества рядов, способов плетения и другие показатели. Далее следует практическая работа: отбор материала, изготовление заготовок и непосредственно изготовление копии изделия. По итогам деятельности оформляется проект, который участвует в различных конкурсах в течение года. В конце года организуется выставка работ.

Таким образом, проект помогает обучающимся лучше узнать свои собственные возможности, свой край, родную культуру и историю, почувствовать себя сопричастным к традициям своего народа. Распространение опыта через участие в различных конкурсах и выставках поможет популяризировать ремесло лозоплетения и привлечь молодежь к занятию этим старинным промыслом.