Информационно-методический и научно-педагогический журнал

bbs teen child fuck bbs

       Аннотация: Статья посвящена основным формам работы по естественнонаучной направленности. В ней освещаются основные направления деятельности Регионального центра. В статье представлены сведения о мониторинге естественнонаучного дополнительного образования, перечислены образовательные события для обучающихся и отмечены методические мероприятия для педагогов области.

Ключевые слова:Дополнительное образование; естественнонаучная направленность; школьные лесничества

         В настоящее время дополнительное образование детей естественнонаучной направленности пополнилось новыми дисциплинами, в рамках которых предполагается ­изучение живой и неживой природы, применение физико-химических методов исследования природных и хозяйственных объектов и процессов. 

По существу, такой подход к качественной стороне дополнительного естественнонаучного образования учащихся официально закрепляет сложившуюся практику многодис­циплинарного характера учебной и исследовательской деятельности школьников и предоставляет дополнительные возможности осуществления самостоятельных проектов, выполняемых учащимися.
      При этом необходимо единое понимание основных терминов и понятий, имеющих отношение к развитию естественнонаучной направленности дополнительного образования детей. Содержание новых дисциплин должно соответствовать имеющейся нормативной правовой базе, основу которой составляют Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ и Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» от 29 августа 2013 г. № 1008.
        В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р вступила в силу Концепция развития дополнительного образования детей, в которой предусмотрены шесть направленностей, одной из которых является естественнонаучная, включающая в себя, в том числе, содержание ранее самостоятельной эколого-биологической направленности.
Согласно приказу Департамента образования Вологодской области от 30.10.2015 года № 3353-р/03-08 Ре­гио­нальный центр дополнительного образования детей является региональным ресурсным центром по дополнительному естественнонаучному образованию. В рамках взаимодействия с ФГБОУ ДО «Федеральный детский эколого-биологический центр» сотрудниками центра проводится сбор данных о состоянии сферы дополнительного естественнонаучного образования детей в системе образования Вологодской области, а также ведется работа по составлению реестра учреждений дополнительного образования, реализующих программы дополнительного естественнонаучного образования.
На основании информационного письма Федерального ресурсного центра естественнонаучной направленности Региональный центр дополнительного образования детей провел мониторинг состояния сферы дополнительного естественнонаучного образования детей в системе образования Вологодской области.
Проводя анализ данных, представленных в рамках мониторинга на апрель 2017 года, на территории Вологодской области дополнительным естественнонаучным образованием охвачено 15 209 человек, из них: в учреждениях дополнительного образования обучаются 1690 человек, в общеобразовательных организациях – 13 243 человека, в дошкольных образовательных организациях – 276 человек.
В соответствии с классификацией, предложенной в статье методиста Федерального детского эколого-биологического центра Б.М. Каплана «О спектре направленностей дополнительных общеобразовательных программ и о месте в нем естественнонаучной направленности в современных условиях», выделяется четыре профиля естественнонаучного дополнительного образования:
1) эколого-химический (включая весь объем прежней эколого-биологической направленности и химическую тематику, частично и ранее присутствовавшую в сфере экологического образования);
2) физико-географический (вклю­чающий помимо собственно физической географии весь комплекс наук о Земле, сочетающий изучение объектов неживой и живой природы в географическом пространстве);
3) физико-математический (составляющий ранее основу естественнонаучной направленности и тематически граничащий с технической направленностью);
4) интегрированный (комплексный).
На территории Вологодской области реализуются 430 дополнительных общеобразовательных программ естественнонаучной направленности (202 – эколого-биологического цикла, 71 – физико-географического цикла, 128 – физико-химического цикла, 29 – интегрированная тематика).
       Во всех муниципальных образованиях области наблюдается разновозрастной состав обучающихся по программам естественнонаучной направленности. Анализ пяти возрастных групп показал, что преобладают группа 10–14 лет (6925 обучающихся) и группа 5–9 лет (5478 обучающихся). Младшая группа (до 5 лет) не представлена на территории области. Группа 15–17 лет составляет 2771 обучающегося, лидерами в данной группе являются Череповец (1016 обу­чающихся) и Вологда (606 обучающихся).
По сроку реализации преобладают 1–2-годичные программы. По уровню сложности в одинаковом количестве представлены программы стартового и базового уровня; программы продвинутого уровня реализуются в 12 муниципальных образованиях об­ласти.
Педагогических работников в сфере естественнонаучного дополнительного образования детей в совокупности с учителями, реализующими программы внеурочной деятельности естественнонаучного содержания, насчитывается 734 человека. Из них 96% имеют высшее образование (чаще всего педагогическое), большинство регулярно проходят повышение квалификации или переподготовку. По возрастному составу, в соответствии с данными мониторинга, педагогические работники в регионе представляют все десять возрастных групп (от 25 до 65 лет).
На территории области функционирует 51 учебно-опытный участок, имеется одна зообаза и одна стационарная база для полевых исследований.
       Практическая сельскохозяйственная деятельность в сфере дополнительного естественнонаучного образования детей осуществляется на учебно-опытных участках общеобразовательных организаций области. Учебно-исследовательская деятельность учащихся, сочетающая обучение и трудовое воспитание, ориентирована на приобретение ими навыков выращивания экологически чистой сельскохозяйственной продукции, охрану окружающей среды, на рациональное землепользование и сохранение агроэкосистем.
По данным, предоставленным муниципалитетами, на базе общеобразовательных школ области организованы и осуществляют деятельность 11 ученических производственных бригад (ремонтные бригады) и 41 школьное лесничество.
Первые школьные лесничества в Вологодской области были образованы в 1967 году. Наибольшее количество школьных лесничеств (95) работали в 1987–1988 годах, затем их количество постепенно сокращалось. В 1996 году функционировали только 12. В настоящее время на территории Вологодской области действует 41 школьное лесничество в 24 муниципальных районах, в которых занимается около 700 обучающихся.
Большинство школьных лесничеств (93%) созданы на базе общеобразовательных организаций Вологодской области, остальные – на базе центров дополнительного образования детей и Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
      В регионе сложилась система конкурсов, позволяющая достойно представлять нашу область на таких общероссийских мероприятиях, как:
‒ областной этап всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета»;
‒ областной заочный конкурс «Лес в творчестве юных»;
‒ областной этап всероссийского конкурса «Моя малая родина: природа, культура, этнос»;
‒ областной экспедиционно-туристский конкурс по оценке экологического состояния объектов природного и историко-культурного наследия Вологодской области «Наше наследие»;
‒ областной заочный смотр-кон­курс учебно-опытных участков образовательных организаций области.
Важное значение имеют конференции и конкурсы исследовательских работ обучающихся:
‒ областной конкурс исследовательских работ по краеведению «Первое открытие»;
‒ областная краеведческая конференция «Первые шаги в науку»;
‒ областной этап всероссийского юниорского лесного конкурса «Подрост» («За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам»);
‒ межрегиональная олимпиада по научному краеведению «Мир через культуру».
        Проводятся различные акции, позволяющие привлечь внимание к вопросам охраны окружающей среды не только детей, но и их родителей:
‒ областная патриотическая акция «Посади дерево»;
‒ всероссийский экологический субботник «Зеленая весна».
Общей целью, объединяющей эти общественно значимые мероприятия, является активизация деятельности организаций дополнительного образования, направленной на решение вопросов естественнонаучного образования, экологического, нравственного и трудового воспитания обучающихся.
Важной задачей Регионального центра дополнительного образования детей является координация всех региональных общественно значимых мероприятий данной направленности, с образовательными событиями областного уровня, которые проводят различные ведомства и общественные организации области.
Специалистами АОУ ДО ВО «Региональный центр дополнительного образования детей» ведется большая методическая работа. Для педагогических работников области были организованы и проведены семинары-практикумы: «Формирование естественнонаучной грамотности», «Перспективные направления прикладной науки для исследовательской деятельности в школьных лесничествах», «Методика проведения экологических лагерей и экспедиций по изучению особо охраняемых природных территорий», «Повышение экологической компетенции педагогов», «Современный подход к экологическому воспитанию дошкольников».
Летом 2017 года возобновила свою работу полевая школа для педагогических работников, реализующих дополнительные естественнонаучные программы, в которой приняли участие 25 педагогов из девяти муниципальных районов.
В помощь педагогам сотрудниками Регионального центра разработаны методические рекомендации: «Стволовые вредители древесных пород», «Организация работы на пришкольной территории», «Организация туристического маршрута для школы лесного туризма по районам Вологодской области», «Основы лесоводственных исследований», «Организация исследований, наблюдений за орнитофауной», «Физиологические аспекты исследования растений», «Дикорастущие съедобные грибы и растения Европейского Севера», «Математическое моделирование лесных экосистем».
Реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ естественнонаучной направленности по разным тематическим направлениям способствует не только целостному воспитанию личности, но и решению задачи профессиональной ориентации школьников.
По статистике, за последние десять лет 256 выпускников образовательных организаций области при выборе профессии отдали предпочтение средним и высшим учебным заведениям лесного профиля.
Сфера дополнительного естественнонаучного образования детей представляет собой кадровый резерв для сфер деятельности, руководство которыми осуществляют следующие департаменты и ведомства: Департамент лесного комплекса Вологодской области; Департамент природных ресурсов и окружающей среды Вологодской области; Департамент по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Вологодской области.
Естественнонаучная направленность способствует обеспечению будущими кадрами научных отраслей и сферы образования: ФГБОУ ВО «Вологодская государственная молочно-хозяйственная академия им. Н.В. Верещагина»; ФГБОУ ВО «Вологодский государственный университет».
Развитие системы дополнительного естественнонаучного образования детей является неотъемлемым компонентом общей стратегии совершенствования системы дополнительного образования в целом. За последние два десятка лет система дополнительного образования детей сложилась как реально действующая подсистема образования, единый и целенаправленный комплекс. В случае с естественнонаучным образованием это непрерывная, многоуровневая система, которая в сочетании с системой базового образования составляет единое образовательное пространство.
15 июня 2017 года юннатскому движению, а следовательно, и дополнительному образованию исполняется 100 лет.