Информационно-методический и научно-педагогический журнал

bbs teen child fuck bbs

  • Категория: Оценка качества образования
  • Просмотров: 10599

Автор рассматривает понятие «Оценка качества образования» в контексте Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в том числе понятие качества образования, оценки качества образования, формы оценки качества образования.

 

profКачество образования – одна из центральных тем Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон). Обеспечение качества образования предполагает осуществление его оценки. Значимость оценки качества в Законе подчеркнута выделением и включением в структуру системы образования Российской Федерации в качестве самостоятельных элементов организаций, осуществляющих оценку качества образования.


Законом определены разнообразные формы оценки качества образова-ния, а ее регулярное проведение введено в норму функционирования си-стемы образования.


1. Понятие качества образования, оценки качества образования.
В Законе качество образования определено как комплексная харак-тери¬стика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, вы-ражаю¬щая степень их соответствия федеральным государственным образователь¬ным стандартам, федеральным государствен¬ным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной про¬граммы. Закон определяет федеральный государственный образовательный стандарт как совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки и как основу объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности. Сравнивая эти два определения, следует охарактеризовать федеральный государственый образовательный стандарт как одну из основ оценки качества образования.


При реализации организациями, осуществляющими образовательную деятельность, образовательных программ, неподчиненных федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям (дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные профессиональные программы), основами оценки становятся потребности физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, планируемые результаты образовательной программы. Из определения качества образования в Законе следует, что эту же основу оценки качества можно использовать и при реализации образовательных программ, подчиненных стандартам, чередуя и комбинируя оценки.

114-1

Вполне естественно, что Закон относит оценку качества образования к одной из функций управления системой образования. В соответствии с Законом управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер. Согласно Закону управление системой образования включает в себя такие функции, как:
государственную регламентацию образовательной деятельности (лицензирование, государственную аккредитацию образовательной деятельности, государственный контроль (надзор) в сфере образования);

независимую оценку качества образования, общественную и профессионально-общественную аккредитацию.

Закон раскрывает эти функции, определяя формы оценки качества образования.


2. Формы оценки качества образования.
2.1. Государственную аккредитацию образовательной деятельности следует отнести к одной из форм оценки качества образования по следующим соображениям. Согласно Закону:
2.1.1. Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования.
2.1.2. Целью государственной аккредитации образовательной деятельности является подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях, организациях, осуществляющих обучение.
Учитывая, что согласно Закону качество образования – степень соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающихся федеральным государственным образовательным стандартам, следует сделать вывод о совпадении цели и сущности государственной аккредитации с оценкой качества образования. Таким образом, государственная аккредитация – это оценка качества по двухуровневой шкале: соответствует (не соответствует).
2.2. Государственный контроль (надзор) в сфере образования, согласно Закону, включает в себя: федеральный государственный контроль качества образования и федеральный государственный надзор в сфере образования, осуществляемые уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Под федеральным государственным контролем качества образования понимается деятельность по оценке соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, требованиям федеральных государственных образовательных стандартов посредством организации и проведения проверок качества образования. Или: федеральный государственный контроль – это оценка качества образования.
2.3. Независимая оценка качества образования, согласно Закону, осуществляется в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования потребностям физического лица и юридического лица, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность; повышения конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ на российском и международном рынках.
Положения Закона в части осуществления независимой оценки качества образования развиты в Методических рекомендациях Минобрнауки по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций от 14 октября 2013 года. Независимая оценка качества образования осуществляется по инициативе юридических лиц или физических лиц. При осуществлении независимой оценки качества образования используется общедоступная информация об организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и о реализуемых ими образовательных программах.
Организация, осуществляющая оценку качества, устанавливает виды образования, группы организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ, в отношении которых проводится независимая оценка качества образования, а также условия, формы и методы проведения независимой оценки качества образования и порядок ее оплаты.
Независимая оценка качества образования осуществляется также в рамках международных сопоставительных исследований в сфере образования.
2.4. Общественную аккредитацию организаций, осуществляющих образовательную деятельность, также следует отнести к одной из форм оценки качества образования. Согласно Закону под общественной аккредитацией понимается признание уровня деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, соответствующим критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций. Признание уровня образовательной деятельности установленным проводящей аккредитацию организацией критериям и требованиям идентично оценке качества образования, реализуемой при государственной аккредитации, но основано на иных критериях и требованиях. Порядок проведения общественной аккредитации, формы и методы оценки при ее проведении, а также права, предоставляемые аккредитованной организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливаются общественной организацией, которая проводит общественную аккредитацию. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут получать общественную аккредитацию в различных российских, иностранных и международных организациях.
2.5. Профессионально-общественная аккредитация профессиональных образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, может проводиться работодателями, их объединениями, а также уполномоченными ими организациями. В соответствии с Законом профессионально-общественная аккредитация профессиональных образовательных программ представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такую образовательную программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля. Признание качества и уровня подготовки выпускников установленным требованиям идентично оценке качества образования, реализуемой при государственной аккредитации, но основано на требованиях, которые могут отличаться от требований федеральных государственных образовательных стандартов. По результатам профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ работодателями, их объединениями или уполномоченными ими организациями могут формироваться рейтинги аккредитованных ими профессиональных образовательных программ и организаций.
Порядок профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ, формы и методы оценки при проведении указанной аккредитации, а также права, предоставляемые реализующей аккредитованные профессиональные образовательные программы организации и (или) выпускникам, освоившим такие образовательные программы, устанавливаются работодателем, объединением работодателей или уполномоченной ими организацией, которые проводят указанную аккредитацию.
Сведения об имеющейся у организации, осуществляющей образовательную деятельность, общественной аккредитации или профессионально-общественной аккредитации предоставляются в аккредитационный орган и рассматриваются при проведении государственной аккредитации. Общественная аккредитация и профессионально-общественная аккредитация проводятся на добровольной основе и не влекут за собой дополнительные финансовые обязательства государства.
2.6. Внутренняя система оценки качества образования реализует выбранную образовательной организацией модель оценки качества. Функционирование системы является атрибутивным требованием к образовательным организациям, а положение о внутренней системе оценки качества образования, согласно Закону, – необходимый локальный нормативный акт образовательной организации.
2.7. Многообразие введенных Законом форм оценки качества образования и их классификация приведены на представленной схеме.

114-2