Информационно-методический и научно-педагогический журнал

bbs teen child fuck bbs

Общественным советом при Департаменте образования Вологодской области совместно с БУ СО ВО «Центр информатизации и оценки качества образования» в период с 4 по 16 апреля 2016 года был проведен опрос молодых педагогов об особенностях первых лет работы в школе.

Анкетирование проводилось в электронном виде на сайте www. testanketa.edu35.ru.

В опросе приняли участие 160 молодых педагогов из 5 муниципальных образований Вологодской области со стажем работы до 5 лет и в возрасте до 35 лет. Педагоги, участвовавшие в опросе, представляли 57 школ г. Вологды, Великоустюгского, Вологодского, Грязовецкого и Череповецкого районов. Так, в г. Вологде приняло участие 80 человек из 21 школы (50% опрошенных), в Вологодском районе – 38 человек из 16 школ (23,8%), в Череповецком районе – 24 человека из 12 школ (15,0%), в Великоустюгском районе – 15 человек из 6 школ (9,4%), в Грязовецком районе – 3 человека из 2 школ (1,9%) (диаграмма 1).

По данным исследования было установлено, что большинство молодых педагогов имеют высшее образование (71,3%), из них закончили ФГБОУ ВПО «Вологодский государственный университет» 85 человек (53,1%), ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет» – 18 человек (11,3%), другие образовательные учреждения высшего профессионального образования – 11 человек (6,9%); имеют среднее специальное образование 46 человек (28,8%), из них большинство (52,2%) закончили БОУ СПО «Вологодский педагогический колледж».

Среди учителей, принявших участие в исследовании, иностранный язык преподают 25,6% человек, предметы начальной школы – 20,0%, историю и обществознание – 10,0%. Небольшой процент составили учителя математики (8,8%), русского языка и литературы (5,0%).

В ходе опроса было установлено, что недельную нагрузку в количестве 18–24 часов имеют 46,3% педагогов, 25–36 часов – 40,6% педагогов, менее 18 часов – 10,6% педагогов, нагрузку свыше 36 часов в неделю – только 2,5% опрошенных.

В то же время у большинства молодых педагогов заработная плата составляет менее 15 тысяч рублей (56,9%), у 36,9% она составляет от 15 до 20 тысяч рублей. Получают зарплату 21 тысячу рублей и более только 6,3% опрошенных (диаграмма 2).

Вместе с тем удовлетворенность своей профессией и местом работы выразили 61,3% респондентов. Не удовлетворены своей профессией 15,7% учителей (в том числе сменили бы профессию 11,3%, не удовлетворены низкой заработной платой 3,8%).

Залог успешной и качественной работы во многом зависит от того, с каким настроением человек приходит на работу. Так, на вопрос «С каким настроением Вы обычно идёте на работу?» большая часть педагогов (46,9%) ответили, что с хорошим, чуть меньше (45,6%) ответили: «Когда как, бывает по-разному».

Работа молодого специалиста во многом зависит от профессиональной установки педагога. На вопрос «Что Вы считаете наиболее важным в работе?» многие педагоги ответили, что это отточенное мастерство и профессионализм (78,8%). Кроме того, важна высокая оценка со стороны обучающихся (66,9%), а также соответствующее материальное вознаграждение (55,0%).

Молодые учителя, отвечая на вопрос о том, что помогает им в первые годы работы справляться с профессиональными задачами, в большинстве своём отмечают помощь коллег и руководства (63,1%). Это хорошо характеризует школьную атмосферу и профессиональное сообщество школы.

При ответе на вопрос «В каких ­направлениях образовательного процесса Вы испытываете трудности?» больше половины респондентов ­отметили общение с родителями (63,1%). Также распространенными проблемами являются проведение различных внеклассных мероприятий (46,3%) и проведение уроков (29,4%) (диаграмма 3).

Хочется обратить внимание на трудность, касающуюся общения с родителями. По большому счёту, она аккумулирует в себе несколько проблем, которые имеют и объективный, и субъективный характер. Серьёзным фактором становится преобладание виртуального, заочного общения в различных сферах современной жизни. Учитель, приходящий в школу, – дитя своего времени. А школа осуществляет реальный, а не виртуальный образовательный процесс и требует настоящего общения всех участников этого процесса. И если с учениками учитель ещё может выстроить отношения, то общение с родителями оказывается порой неразрешимой проблемой. Но и не общаться с ними нельзя. Возникает серьёзный педагогический конфликт: необходимость существует, а сформированных умений нет, психологический барьер труднопреодолим. Думается, что работу в этом направлении необходимо разворачивать на курсах повышения квалификации учителей.

Кроме того, респонденты испытывают определенные трудности в методике организации образовательного процесса. Так, 45,0% опрошенных испытывают трудности в мотивировании деятельности обучающихся, 39,0% – в организации сотрудничества между обучающимися, 28,8% – в создании проблемно-поисковых ситуаций в обучении.

В первые годы работы молодой специалист должен получать постоянную помощь и поддержку со стороны администрации образовательного учреждения, коллег, методистов. Важна роль педагога-наставника, который должен помочь на первом этапе разобраться с основными требованиями к работе учителя и классного руководителя, познакомить с основными действиями учителя, степенью ответственности педагога за результаты своего труда. На вопрос «К кому Вы чаще всего обращаетесь за помощью?» большинство опрашиваемых ответило, что именно к коллегам (51,3%) и к наставнику (25,0%). За помощью к администрации своей организации обращается только 11,9% опрошенных (диаграмма 4).

В ходе анкетирования молодые педагоги отметили, что почти всем (90,0%) необходимы встречи со своими коллегами – молодыми специалистами. Наиболее интересными формами таких встреч являются мастер-классы – так ответили 71,9% респондентов. 43,8% считают, что это занятия спецкурса «Школа молодого учителя» и открытые уроки педагогов из других образовательных организаций. Также у 35,6% учителей интерес вызывают практические занятия и у 26,3% – городские семинары.

По мнению респондентов, в спецкурсе «Школа молодого учителя» 70,6% опрошенным интересен современный урок, а также портфолио педагога и введение ФГОС (по 31,3%).

Думается, что педагогическая интернатура на базе Педагогического института Вологодского государственного университета может стать очень важной профессиональной площадкой для общения молодых учителей, для повышения их квалификации.

Необходимо отметить еще один аспект работы молодых специалистов – это профессиональная и общественная карьера учителя. Педагог, особенно молодой, должен видеть и понимать перспективы своего профессионального роста. На вопрос о наиболее эффективных формах профессионального роста 53,2% учителей ответили, что это открытые уроки и мастер-классы, а также семинары (17,5%), дающие возможность продемонстрировать свои способности.

В качестве достижений и успехов в профессиональной деятельности респонденты отметили собственные победы в различных конкурсах профессионального мастерства (27,5%), а также успехи и достижения своих воспитанников (20,0%). Кроме того, 15,6% опрошенных считают своим профессиональным достижением установление контакта с обучающимися и их родителями.

Таким образом, в результате анкетирования получена информация, на основании которой можно сделать вывод о том, что создание социально-экономических и организационных условий является необходимым и важным фактором для мотивации начинающих педагогов. Целесообразно и в перспективе выявлять затруднения в педагогической практике начинающего педагога, помогать формированию творческой индивидуальности молодого учителя и создавать условия для развития их профессиональных навыков.