Информационно-методический и научно-педагогический журнал

bbs teen child fuck bbs

  • Категория: Год литературы
  • Просмотров: 1367

В статье представлены результаты регионального этапа Всероссийского конкурса «За образцовое владение русским языком в профессиональной деятельности»; приведены отрывки работ победителей.

В ОКТЯБРЕ – ДЕКАБРЕ 2014 ГОДА ПРОШЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ И ОБЛАСТНОЙ ЭТАПЫ ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА «ЗА ОБРАЗЦОВОЕ ВЛАДЕНИЕ РУССКИМ ЯЗЫКОМ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Старт Всероссийскому конкурсу «За образцовое владение русским языком в профессиональной деятельности» был дан в 2006 году Федеральным агентством по образованию совместно с Московским государственным университетом имени М.В.Ломоносова.
Необходимость повышения статуса русского языка, гуманитарной составляющей образования отметил Владимир Владимирович Путин в контексте размышлений о национальном вопросе: «Гражданская задача образования, системы просвещения – дать каждому тот абсолютно обязательный объем гуманитарного знания, который составляет основу самоидентичности народа. И в первую очередь речь должна идти о повышении в образовательном процессе роли таких предметов, как русский язык, русская литература, отечественная история – естественно, в контексте всего богатства национальных традиций и культур». Решать «главную задачу образования» призван педагог. Это он формирует духовный и нравственный облик молодого человека. Овладение русским языком – одно из важнейших условий повышения конкурентоспособности личности, расширения пространства ее жизненного успеха.
Несомненно, ежегодное проведение муниципального и областного этапов Всероссийского конкурса «За образцовое владение русским языком в профессиональной деятельности» является востребованной, отвечающей духу и запросам времени инициативой.
Конкурс является такой формой, которая, будучи обращена к разным категориям педагогических работников, позволяют активизировать следующие мотивации владения русским языком:
• Владеть русским языком – это правильно (авторитетная мотивация),
• владеть русским языком – это выгодно (прагматическая мотивация);
• владеть русским языком – это здорово, интересно (эмоциональная мотивация).
Конкурс дает возможность учителям не только продемонстрировать уровень своей речевой культуры, но и выразить свою профессиональную и гражданскую позицию. Это очень важно. Об интересе педагогов к данному мероприятию свидетельствует количество участников: в течение восьми лет на конкурс было представлено более 900 работ.
В 2014 году конкурс проводился в соответствии с государственной программой «Развитие образования Вологодской области на 2013–2017 годы», утвержденной постановлением Правительства Вологодской области от 22.10.2012 № 1243. Организаторами конкурса выступили Законодательное Собрание Вологодской области, Департамент образования Вологодской области, автономное образовательное учреждение Вологодской области дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Вологодский институт развития образования».
Конкурс был направлен на выявление и распространение лучших образцов владения русским литературным языком в профессиональной речи работников сферы образования области, раскрытие их творческого потенциала.
В муниципальном этапе конкурса приняли участие 84 педагога образовательных организаций области. Наибольшую активность проявили педагоги общеобразовательных организаций города Череповца, г. Вологды, Вологодского муниципального района, образовательных организаций среднего профессионального образования.
На областной этап конкурса было представлено 27 работ педагогов из образовательных организаций Вологодской области. К рассмотрению были предложены фрагменты уроков, тексты выступлений на внеклассных мероприятиях перед учащимися, родителями, коллегами, эссе и творческие очерки в свободной форме на профессионально важную тему, монологи воспитателя и выступления на научно-практических конференциях.
Жюри муниципальных и областного этапов конкурса отмечает повышение интереса педагогических работников к проблеме развития собственной речевой и коммуникативной культуры, творческий подход учителей к построению речевого высказывания, профессиональное владение стилистическими и эстетическими ресурсами русского языка, направленность содержания конкурсных работ на формирование у обучающихся представлений о русском языке как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа.
В состав жюри вошли компетентные лингвисты: Судаков Гурий Васильевич, доктор филологических наук, заведующий кафедрой русского языка ВГПИ, Виноградова Светлана Борисовна, проректор АОУ ДПО ВО «Вологодский институт развития образования», кандидат филологических наук, Овсянникова Татьяна Галактионовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка, декан филологического факультета ВГПИ, Громыко Сергей Александрович, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка ВГПИ, Мовнар Ирина Валентиновна, кандидат педагогических наук, научный сотрудник лаборатории обеспечения реализации ФГОС ООО АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования», Заслуженный учитель РФ.
Оценка конкурсных работ складывается из следующих показателей:
• соответствие работы заявленной теме;
• логичность, связность, ясность конкурсного сочинения;
• полнота раскрытия темы;
• соблюдение норм современного русского литературного языка;
• целесообразность использования языковых средств;
• глубина обобщений, аргументированность мыслей, новизна взгляда участника конкурса;
• гражданская позиция, общекультурный уровень автора и богатство речи.
Победителями конкурса в 2014 году признаны следующие педагогические работники:

1 место. Ксения Александровна Елистратова, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №34» г. Череповца за творческий очерк «Я к Вам пишу – чего же боле?» – или несколько штрихов к речевому портрету «Generation Y».
Ксения Александровна в течение немногих лет своей педагогической деятельности с неослабевающим интересом наблюдает за тем, «как школьники превращают наш «великий и могучий» во что-то, чему дать название трудно».
По мнению педагога, «начинать известную сказку про белого бычка, запрягая оного в орфографическо-пунктуационный возок, уже не резон: всем порядком надоело, да и преклонить колени у литературной стены, плача по русской классике, так упорно не читаемой современным поколением, тоже как-то не хочется: колени болят».
Поэтому Ксения Александровна предлагает ограничиться тем самым педагогическим анекдотом о различиях между политиками, медиками и учителями: если первые говорят: «подождите!», вторые – «потерпите!», то третьи всегда за то, чтобы «повторить и закрепить».
В творческом очерке Ксении Александровны создан речевой портрет современного выпускника. Анализируя сочинения обучающихся, представленные в работах ЕГЭ по русскому языку, автор иронизирует по поводу уровня развития речевой культуры школьников: «Это несчастный А.А. Фет все печалился: мол, «как беден наш язык! – хочу и не могу» и прочее. А сейчас и не хотят, и не могут, «но, боже, как их замолчать заставить...».
2 место. Галина Валерьевна Иванова, преподаватель БОУ СПО ВО «Череповецкий техникум сферы обслуживания» за эссе «Моё развитие в педагогической деятельности»
Эссе соответствует теме и цели высказывания («Мое развитие в педагогической деятельности»). Свою роль как педагога автор видит в следующем: «увидеть, разглядеть, не пропустить в них все лучшее, не погасить искру заинтересованности в глазах, дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества».
Художник, воспитай ученика,
Чтоб было, у кого потом учиться.
3 место. Ирина Борисовна Ященко, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Череповца за творческий очерк «Здравствуйте. Садитесь» (Приглашение к разговору).
Творческий очерк посвящен проблеме речевой культуры молодых педагогов:
«На мой вопрос «Нравится ли Вам работать в школе?» молоденькая учительница ответила: «Клёво!» Не подумайте, что слово «клёво» возмутило меня, нет, но всё-таки привело к грустным размышлениям о речи начинающего работать с детьми учителя. И это язык современного педагога? Человека, испокон веков несущего «разумное, доброе, вечное»? Учителя, о котором некогда написала О.А.Фокина:
И вдруг учитель. Слово, жест и взгляд…
Вдумайтесь: «Слово, жест и взгляд…» Да, всё воспитывает, но изначально, конечно же, «Слово…»
Конкурсная работа демонстрирует высокий профессиональный и общекультурный уровень автора, богатство речи.
4 место. Людмила Николаевна Богуцкая, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Образовательный центр № 11» города Череповца за эссе «Мой Пушкин»
Людмила Николаевна посвятила работу личности и творчеству А.С.Пушкина. Это скорее психологический этюд, попытка воспроизвести восприятие пушкинского творчества, которое является школой поэтических впечатлений:
«Н.В. Гоголь предупредил Россию о том, что через 200 лет явится новый Пушкин – незнакомый, но такой же неуёмный в страстях жизни, каким был наш Александр Сергеевич. Мы внимательно всматриваемся в лица появляющихся в печати поэтов и – увы! Пока не находим того, кто обещан был миру благодарным Гоголем.
Не знаю, возможна ли замена… Не знаю, можно ли быть гениальнее нашего Пушкина… Но ОН есть! Вот такой, какого мы знаем по воспоминаниям современников, по мадригалам в альбомах светских дам, по лирике, которая запечатлела облик поэта как самый ответственный хроникёр и строгий судья всего того, что связано с именем Русского Гения!
Что пользы в нем? Как некий херувим,
Он несколько занес нам песен райских,
Чтоб, возмутив бескрылое желанье
В нас, чадах праха, после улететь –
так говорит Сальери о Моцарте, но мы читаем эти строки о Пушкине»…

5 место. Ольга Алексеевна Плюснина, преподаватель АОУ ВО СПО «Вологодский колледж связи и информационных технологий» за творческий очерк на профессионально важную тему «Моя формула успеха»
«Моя формула успеха – это прежде всего высокий профессионализм самого человека, постоянное его самообразование и самосовершенствование, педагогическая эрудиция и такт, любовь к своей профессии, коллегам и ученикам» – так определяет Ольга Алексеевна цель своего высказывания.
Педагог дает прекрасный образец речи учителя о том, как нужно мудро, честно и достойно выполнять главное назначение – посылать свет и надежду в глубину человеческого сердца.
6 место. Ольга Валентиновна Фролова, учитель русского языка и литературы, МОУ «Лицей №32» г. Вологды за конспект урока «Язык – путь цивилизации и культуры».
Педагог демонстрирует, как решает проблему формирования представлений об основных ментальных ценностях русской культуры, функциях языка; понимания русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа.
Работа соответствует выбранному жанру, целям высказывания, отличается целесообразностью использования языковых средств.
7 место. Светлана Васильевна Несын, преподаватель БОУ СПО ВО «Череповецкий техникум сферы обслуживания» за конспект урока литературы «Тема Родины в лирике А.А. Ахматовой»
Как увлечь студента техникума сферы обслуживания творчеством Анны Андреевны Ахматовой? Такая проблема волнует педагога. Светлана Васильевна предлагает один из путей решения проблемы – через проведение урока: «Тема Родины в лирике А.А. Ахматовой».
Светлана Васильевна демонстрирует свободное владение словом, ярким, образным, увлекательным.
8 место. Светлана Дмитриевна Дресвянина, преподаватель БОУ СПО ВО «Вологодский строительный колледж» г. Череповца за эссе «Ловец солнечных зайчиков»
Светлана Дмитриевна дает образец речевого высказывания об уроках лирики А.С.Пушкина и С.А.Есенина. Автору удалось решить ключевые задачи высказывания: повлиять на мысли и чувства слушателя, поставить вопросы, которые можно обсудить в классе: "Пушкинская улыбчивость, пушкинская бодрость, пушкинская мудрость... не вооружают ли нас мужеством и надеждой..." Явление Есенина – не предупреждение ли всем нам: жизнь быстротечна, молодость – одно мгновение».
Работа соответствует жанру эссе.
9 место. Наталья Александровна Викулова, преподаватель математики и физики БОУ СПО ВО «Череповецкий техникум сферы обслуживания» за конспект урока «Строение атома и квантовая физика»
Наталья Александровна увлекательно объясняет студентам формулы для расчета дефекта масс, энергии выхода ядерной реакции, правила смещения, законы сохранения заряда и массового числа, закон радиоактивного распада. Педагог учит переносить знания, полученные на уроках физики, в область решения вопросов, связанных с другими предметами: математика, биология, химия, астрономия, литература.
Конспект урока отличается логичностью, точностью выбора лексических и грамматических средств.
10 место. Ирина Николаевна Капустина, учитель русского языка и литературы МОУ «Гулинская основная общеобразовательная школа» Белозерского муниципального района за выступление на областной научно-практической конференции «Духовно-нравственное воспитание и социализация личности сельских школьников»
Приоритетными направлениями социализации личности сельских школьников, по мнению Ирины Николаевны, являются духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся. Конкретными путями достижения школьниками унифицированной социализации является комплекс мер, направленных на раздвигание узких границ сельского социума: «Мы добиваемся этого за счёт вовлечения школьников в разного рода и разного уровня конкурсы, олимпиады, викторины, интеллектуальные игры и прочее, как очные, так и заочные. Ребёнок, однажды ощутивший вкус успеха, радость победы будет стремиться к новым вершинам, будет искать возможность попробовать и проявить себя в чём-то ещё. У него повысится объективная самооценка, он поверит в себя, в свои силы, что и станет залогом его успешной продолженной социализации в современном мире».
Педагог дает грамотный образец речи учителя на научно-практической конференции. Работа характеризует Капустину Ирину Николаевну как компетентного учителя.

ПО СТРАНИЦАМ РАБОТ ПОБЕДИТЕЛЕЙ КОНКУРСА
Работа победителя областного этапа Всероссийского конкурса «За образцовое владение русским языком в профессиональной деятельности» Ксении Александровны Елистратовой, учителя русского языка и литературы, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №34» г. Череповца

«Я К ВАМ ПИШУ – ЧЕГО ЖЕ БОЛЕ?» , ИЛИ НЕСКОЛЬКО ШТРИХОВ К РЕЧЕВОМУ ПОРТРЕТУ «GENERATION Y»
В течение немногих лет своей педагогической деятельности я с неослабевающим интересом наблюдаю за тем, как школьники превращают наш «великий и могучий» во что-то, чему дать название я до сих пор не могу. И да, уж сколько раз твердили миру, и мир твердил, и кричали мужчины и женщины из нашего «Минобраза» (чепчики в воздух тут, конечно, незачем бросать: триумфа воли, разума и интеллекта как не было, так и нет), и возмущались, и принимали какие-то странные законы и посылали все наше подрастающее поколение на три известных буквы (я имею в виду ГИА, теперь уже – ОГЭ, и ЕГЭ, а не то, что вы подумали), воз правил русского языка и ныне там, да теперь уж точно не доедет до места назначения.
Начинать известную сказку про белого бычка, запрягая оного в орфографическо-пунктуационный возок, уже не резон: всем порядком надоело. Да и преклонить колени у литературной стены плача по русской классике, так упорно не читаемой современным поколением, тоже как-то не хочется: колени болят.
Поэтому мы ограничимся тем самым педагогическим анекдотом о различиях между политиками, медиками и учителями: если первые говорят: «подождите!», вторые – «потерпите!», то третьи всегда за то, чтобы «повторить и закрепить».
Значит, повторяем и закрепляем…
И хотя интернет пестрит подборками ошибок из сочинений школьников, но ты отчего-то же до последнего не веришь, как тот самый Фома. Надо же персты вложить, и проверить, и уверовать.
Проверяя часть «С» пресловутого ЕГЭ нынешних выпускников образца 2014 года в Череповецком государственном университете, впрочем, я «уверовала» и не в такое: наше подрастающее поколение может все. Помните, как у Венички Ерофеева: «Мне нравится, что у народа моей страны глаза такие пустые и выпуклые. ... Они постоянно навыкате, но – никакого напряжения в них. Полное отсутствие всякого смысла — но зато какая мощь! (какая духовная мощь!) эти глаза не продадут. Ничего не продадут и ничего не купят. Что бы ни случилось с моей страной, во дни сомнений, во дни тягостных раздумий, в годину любых испытаний и бедствий – эти глаза не сморгнут. Им все божья роса…». Вся русская литература с ее онегиными-печориными-базаровыми и калитиными-лариными-одинцовыми – мимо, все правила русской орфографии и пунктуации и 1956 года (классика!), и 2006 года (сводом!) – туда же, в смысле – в далекие дали.
И действительно, зачем?
Читаешь вот: «Например, БЕЗРУКОВ, смертельно больной, лежал и вспоминал голос своей любимой Наташи». Шедевр одной выпускницы. И ведь не поспоришь: это в 19 веке Александр Сергеевич был «нашим всем», а сейчас «наше все» – Сережа Безруков. Жаль все же, что Лев Николаевич-то не знает. Болконский, Безухов, Безруков... Право, какая разница, кому лежать под Аустерлицем? Или не лежать? Вот в чем вопрос.
Подружка (очевидно, что подружка?), впрочем, не отстает, ибо все мы братья и сестры, пусть и не муравьиные, но орфографические, пунктуационные, грамматические, стилистические, речевые и фактические (нужное подчеркнуть). Так вот продолжаем читать: «Если люди будут не исполнять приказы, какой ХАУС начнется!». Тут я призадумалась: то ли абитуриентка – девочка-танцовщица эры пост-диско и знает толк в музыке, то ли Хью Лори (для непосвященных: сериал «Доктор Хаус», чтимый миллионами поклонников по всему миру) настолько обворожителен, что девичий мозг напрочь отказывается работать. Не знаю даже, отчего расстроилась я на тот момент больше.
Чем дальше в лес, тем больше … философских истин устами выпускников: «Это чувство (имеется в виду любовь. – Примечание наше) заставляет нас заниматься неприличными вещами». Скромность, конечно, украшает и девушек, и юношей, но сочинение от этих «фиговых листочков» краше однозначно не стало.
А это в человеке не реализовавший себя историк-аналитик заговорил: «Россия прошла через множество всяких заварушек». Осмелюсь уточнить, что речь в тексте, предлагаемом для прочтения с последующим заданием на аргументацию проблемы и позиции автора, шла о событиях Великой Отечественной войны. «Да ладно вам», – наверное, отмахнулся бы выпускник от возмущенного ропота: «Одной заварушкой больше, одной войной меньше». У поколения Y все просто.
Надо сказать, что тема Великой Отечественной войны из года в год становится темой текстов, предлагаемых для анализа в ГИА и ЕГЭ (и будущие выпускники осведомлены в этом вопросе), отчего крайне странно видеть умозаключения а-ля «На Руси было так принято: 100 грамм – и в бой». Долго гадали с коллегами, из каких исторических источников пишущий почерпнул это. В итоге пришли к неутешительному для нас выводу, что это буквальное переосмысление тех самых «боевых 100 грамм» и логическое продолжение / завершение темы «заварушек», ватрушек и прочей снеди из предыдущего выпускного шедевра.
Третий выпускник уже просто оптимистично подытожил: «Война не повод огорчаться». Конечно, стакан же полон: 100 грамм – и в бой! Удивляет другое: согласно статистике, каждая семья в нашей стране прошла через Великую Отечественную войну и систему ГУЛАГа, то есть в каждой современной семье есть бабушки и дедушки, а то – и родители, которые жили, выживали, погибали в эти чудовищные годы, отчего дико даже читать подобные «истины» будущих выпускников, а не то, что допускать возможность подобного образа мыслей.
Очевидно, что современное поколение живет в другом мире – мире иных реалий, но, простите, устройство такого музыкального инструмента, как скрипка, с 16 века мало изменилось! Так откуда вот это: «Егоров предстал перед ними в образе Паганини, водившего СТРУЧКОМ по сломанной скрипке»??? Если не хвататься в отчаянии за голову, а включить воображение, то, возможно, картина получится весьма живописная: Паганини, скрипка и бобовые двудольные растения в декорациях Великой Отечественной войны.
Чем дальше, тем смелее и амбициознее: «Я на месте автора написала бы все поинтереснее» (резюмировала свое эссе одна прекрасная юная леди). Ну конечно, К. Паустовский – это ж не Юлия Шилова: у доброй женской половины выпускников отчего-то именно эта «богиня» отечественного шоу-детектива в особой чести.
Первое место мы с коллегами единогласно отдали вот этой строке. Что написано пером, то даже в застенках Лубянки в 30-ые не выбьешь из головы: «Послушай, например, ПОЙ птиц по утру». По всей видимости, «пой» – это нечто среднее между «пением» и «воем». А вы послушайте: авось, и услышите, как на самом деле поют / воют дрозды.
Это несчастный А.А. Фет все печалился: мол, «как беден наш язык! – хочу и не могу» и прочее.
А сейчас и не хотят, и не могут, «но, боже, как их замолчать заставить...».

Работа Галины Валерьевны Ивановой, преподавателя БОУ СПО ВО «Череповецкий техникум сферы обслуживания»
ЭССЕ
Вся гордость учителя в учениках, в
росте посеянных им семян
Менделеев Д.И.
Уча других, мы учимся сами
Сенека

По-летнему теплый день, первое сентября. Я вхожу в аудиторию уверенная в себе: у меня за плечами годы работы инженером-технологом, открытие мясного и кондитерского цехов – я знаю о профессии все. Так я считала много лет назад, когда впервые переступила порог училища – строгая, принципиальная, амбициозная.
Проработав год, стала замечать: как бы я ни старалась, отдачи от учеников не было никакой. Предлагают участвовать в конкурсе профмастерства. Участвовать – некому!!! Почему? Что я делаю не так? Такие сомнения, безусловно, возникают у каждого преподавателя, иначе невозможен адекватный взгляд на свою деятельность, невозможен профессиональный рост. Главное в нашей работе, не оглядываясь на трудности, - двигаться вперед.
Я организовала кружок, где много показывала, много рассказывала, ребята учились, и я училась вместе с ними. Можно сказать, что мы совместно развивались: я и мои ученики. Наблюдая за тем, как я оформляю праздничные пироги или вырезаю лилию из дайкона, ребята вдохновлялись, им было интересно, хотелось попробовать сделать что-то подобное своими руками. Такие уроки дали им возможность проявить инициативу, находчивость, желание к самопознанию и самореализации. Я больше не подавляла их, не давила своим авторитетом, а дала им возможность развиваться.
Я поняла: для учеников важно знать, что они способны открыть для себя что-то новое в своей будущей профессии, овладеть этим огромным и удивительным миром знаний, они делают открытия в самих себе, в окружающем мире, учатся осознавать безграничность своих возможностей. Я хочу, чтобы те знания, которые они получат от меня, были реально им полезны, а мой предмет был для них интересен.
Благодаря моим ученикам и я поняла, что не стоит бояться трудностей, нужно меняться, учиться жизни. Стоит пробовать, дерзать и творить, не останавливаясь на достигнутом. Преподаватель должен постоянно развиваться и совершенствоваться сам, в противном случае он не сможет состояться как личность и как профессионал.
Мы продвигались шаг за шагом, приняли участие в одном, втором, третьем конкурсе, и теперь мои ученики являются участниками и победителями городских, областных и общероссийских конкурсов. Практика показала, что развивать способности – это значит вооружать обучающихся способами деятельности, давать им в руки ключ, принцип выполнения работы, создавать условия для выявления и расцвета их одаренности. Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в нем и гибнут в бездействии. Поэтому для развития творческой деятельности необходимо создание определенных условий.
…Лабораторная работа на третьем курсе. Мои ученики колдуют над оформлением тортов. Я смотрю на их сосредоточенные лица. Валера спорит с ребятами, отстаивает свою точку зрения, а я вспоминаю, как на первом курсе он отказывался выходить к доске, не потому что не знал, а потому что стеснялся. Его нужно было слегка одобрить, слегка «подтолкнуть». Витя пришел ершистым, неуравновешенным детдомовцем и, как маленький ежик, постоянно выпускал свои иголочки. Теперь я знаю, он человек слова: сказал – сделает. Евгения опять отвлекает девчонок. Еще недавно они поддержали бы ее, а теперь ругают: «Женька не мешай, соображай! Наш торт должен быть лучше, чем у ребят».
Придет весна. Моих мальчиков заберут в армию. Закончится их юность. Они вернуться ко мне уже мужчинами. Я тоже буду их ждать. Я смотрю на моих учеников, а внутри ком подступает к горлу. Они выросли, повзрослели на моих глазах, стали хорошими поварами-кондитерами, и я горжусь ими.
У меня есть повод гордиться своими учениками: многие выпускники остались в профессии, некоторые стали шеф-поварами, начальниками кондитерских цехов, одним словом, стали настоящими профессионалами. Я надеюсь, что их жизнь будут наполнена высоким смыслом, они не потеряют веру в себя и свои силы, не потеряют способность мечтать.
Первое сентября. Я ждала этого дня целое лето. Они пришли юные, азартные, дерзкие, но ведь таким и должно быть молодое поколение – поколение будущего. Это им, я надеюсь, побеждать в общероссийских и, может быть, в международных конкурсах. А моя задача: увидеть, разглядеть, не пропустить в них все лучшее, не погасить искру заинтересованности в глазах, дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества.
Художник, воспитай ученика,
Чтоб было у кого потом учиться.

Работа Ирина Борисовна Ященко, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Череповца.
«Здравствуйте. Садитесь». (Приглашение к разговору).
Творческий очерк.
На мой вопрос «Нравится ли Вам работать в школе?» молоденькая учительница ответила: «Клёво!» Не подумайте, что слово «клёво» возмутило меня, нет, но всё-таки привело к грустным размышлениям о речи начинающего работать с детьми учителя. И это язык современного педагога? Человека, испокон веков несущего «разумное, доброе, вечное»? Учителя, о котором некогда написала О.А.Фокина:
И вдруг учитель. Слово, жест и взгляд…
Вдумайтесь: «Слово, жест и взгляд…» Да, всё воспитывает, но изначально, конечно же, «Слово…»
Увы, ХХI век изменил нас, филологов: мы стали меньше читать, лишь иногда листаем предметные газеты и журналы. Недавно, смотря одну телевизионную программу, заинтересовалась интервью с лингвистом, профессором, заведующим кафедрой мировой литературы и культуры МГИМО Ю.П.Вяземским. «Я советую всем, – сказал он, – читать «Братьев Карамазовых» Ф.М.Достоевского, сам перечитываю этот роман раз в пять лет и всегда открываю для себя новое. Здесь вся Россия». Завидую этому человеку и восхищаюсь им; думаю, что он никогда не скажет: «Клёво!»
Чего греха таить, ХХI век изменил не только нас, но и наших учеников. «Отстой», «мобила», «шнурки», «жесть», «ботать» – это далеко не все слова современного молодёжного сленга.
ХХI век «родил» и свои неологизмы: «лизинг», «нанотехнологии», «ремейк», «имидж», «дистрибьютер», «пиарить», «рейтинг»… А какие окказионализмы?! По-моему, странные и пошлые, даже жуткие: «маньячить», «дамьё», «загробье», «злобро» (добро, идущее во зло), «трепортёр», «ЕГЭнутые», «нехоть». Увы, этот ряд можно продолжить. Замечаете, что они ни в какое сравнение не идут с лёгкими и весёлыми окказионализмами В.Хлебникова: «смехачи», «кудреватые мудрейки», «времири», «творяне», «хорошава», «лебедиво», «усмеяльно».
Мне очень жаль, что за полвека так изменилась в худшую сторону молодёжная лексика. Например, общеупотребительное слово «хорошо» в пятидесятые годы ХХ века звучало «клёво», в шестидесятые – «класс», «балдёжно», в семидесятые – «ништяк», «супер», «всё пучком», в восьмидесятые – «адидас», «полный угар», в девяностые – «зашибись», «круто», «понтово», в начале двухтысячного года – «отпад», «улётно», а во втором десятилетии ХХI века – «офигенно», «гуд», «суперски», «кайфово», «кул».
Согласитесь, что слова: «круто», «клёво», «ништяк», «блин», «на халяву», «по блату», «бабло» – и в устах наших учеников звучат бедно, оскорбительно для интеллигентного человека. А в речи педагога?
Когда-то поэт А.Д.Дементьев сказал мудрую фразу: «Учителями славится Россия». Да, «славится» их умом, порядочностью, интеллигентностью, грамотной речью. Страна гордится ими – учителями от Бога. И я счастлива, что работала с такими замечательными филологами, умницами и творцами, как Чусова В.Д., Пасынкова Э.А., Комова Л.П., Иогман А.Е., Кондратьева В.Г.. Они не только никогда не повышали голоса на учеников, считая их достойными уважения, но в речи педагогов всегда звучало Вы-обращение к каждому. Мне кажется, что эти учителя родились с правильной и красивой речью. Я, общаясь с ними, присутствуя на их уроках, впитывала каждое Слово Учителя, ёмкое и мудрое, совсем не думая о том, что через несколько десятилетий такая речь…уйдёт из школы. Правда, остались ученики-учителя (их немного, но они есть), они продолжают нести «вечное» слово, не «клеевое» и «суперское», а доброе и грамотное.
Как вы думаете, может быть, будет жить русский язык, если ещё работают учителя, просто говорящие детям: «Здравствуйте. Садитесь»?