button 11   button 12
gorohovaou
Горохова Ольга Юрьевна
НЕ НА САЙТЕ
6 лет назад
6 лет назад
6 лет назад

Личные данные

МОУ «СОШ №10 с углубленным изучением отдельных предметов»,
учитель начальных классов
Победитель конкурса лучших учителей и преподавателей государственных и муниципальных образовательных учреждений Вологодской области, реализующих общеобразовательные программы 2011 года
"ПНПО"
-
-
1175

Характеристика опыта

начальные классы
Развитие одарённости младших школьников через проектную и исследовательскую деятельность
Противоречие: Реализация проектной (ПД) и исследовательской (ИД) деятельности отвечает требованиям стандартов второго поколения, направлена на выявление и развитие признаков одарённости у младших школьников.

Однако, во-первых, в методических разработках не отражены механизм и специфика систематического использования метода проектов с детьми младшего школьного возраста при изучении учебных дисциплин и во внеклассной деятельности;

во-вторых, значительная часть одарённых детей учится, и будет учиться в обычных, массовых школах. Поэтому работа с данной группой детей проводится часто не в системе, сводится к индивидуальным консультациям; не достаточно времени для работы над осознанностью выполняемых действий в ходе исследовательской деятельности.

Проблема: Каким образом организовать учебный процесс и внеурочную работу, чтобы проектно-исследовательская деятельность младших школьников, направленная на развитие одарённости, реализовывалась в системе и давала бы положительные результаты?

Создание системы работы, направленной на выявление и развитие признаков одарённости у младших школьников; на формирование навыков исследовательского труда через реализацию проектной деятельности и исследовательской деятельности на диагностической основе при изучении учебных дисциплин и во внеклассной работе.

  • Описание организации работы над творческим проектом в начальной школе;
  • авторская разработка тематического и поурочного планирования уроков технологии с проектной деятельностью;
  • представление варианта оформления документации учащихся по проектной деятельности; варианта рейтинговой оценки учащихся в таблицах;
  • подбор и адаптации диагностических методик;
  • формирование банка классных и школьных проектов.
  • Описание системы работы по формированию навыков исследовательского труда у детей с признаками одарённости;
  • авторская разработке календарно-тематического и поурочного планирования занятий кружков «Юный исследователь» и «Школа юного волшебника»;
  • описание методических рекомендаций по ведению и защите научно-исследовательских работ;
  • разработка конспектов уроков с использованием метода исследовательского обучения;
  • формирование банка классных и школьных научно-исследовательских работ обучающихся.

Продвижение в уровне обученности учащихся проектной деятельности, в уровне сформированности навыков исследовательского труда

2. Продвижение в уровне сформированности значимых личностных компетенций: самостоятельности, способности к творческой деятельности.

3. Формирование положительной мотивации учения (Количество детей занимающихся научно-исследовательской деятельностью с каждым учебным годом возрастает: 2007 / 08 уч. г. (2 кл.) - 2 обуч.; 2008 / 09 уч. г. (3 кл.) - 12 обуч.; 2009 / 10 уч. г. (4 кл.) - 17 обуч.; в 4-ом классе появляются исследования обучающихся не только по предмету «Окружающий мир», но и в области русского языка, истории др. предметов).

4. Повышение качества проектных и исследовательских работ.

(успешное участие одарённых детей в научно-практических конференциях школьного и городского уровней:

2007 / 08 уч. г. - дипломы 2 и 3 степени на городской НПК;

2008 / 09 уч. г. - 6 работ отмечены в разных номинациях на школьной НПК; диплом 3–ей степени на городской НПК;

2009 / 10 уч. г. - 6 работ отмечены в разных номинациях на школьной НПК; исследовательская работа ученицы 4 «А» класса Воскресенской В. «Роль муравейников и муравьев в защите и сохранении леса» была отмечена дипломом 1 степени на городской НПК.

Оптимальный результат для формирования и развития личностных качеств, присущих творческой одарённой личности достигается при создании педагогом следующих условий:

1.педагогическая поддержка, атмосфера сотрудничества, внимание к личности каждого ученика.

2. параллельное включение обучающихся в проектно-исследовательскую работу как в учебной, так и во внеклассной (кружковой) деятельности по предметам (предоставляющей возможность для одарённого ребёнка не только продвигаться быстрее, а получать дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления, креативности, умение работать самостоятельно);

3. систематическое использование в практической работе педагога метода проектно-исследовательского обучения при условии постепенного увеличения детской самостоятельности и уменьшения различных видов учительской помощи (т.к. в проектной и исследовательской деятельности школьники сталкиваются с задачами, у которых нет единственно правильного решения и критерий правильности не связан с соответствием известному эталону);

4. сформированность показателей готовности обучающихся начальной школы к проектной и исследовательской деятельности (коммуникативного, интеллектуального, оценочно-самооценочного) к началу второго года обучения.

5. систематическое отслеживание и фиксирование промежуточных результатов работы.

Успешной реализации данных условий будет способствовать ориентация на использование методов, приёмов и средств обучения, которые позволяют сократить время и усилия на достижение оптимального результата в ходе проектно-исследовательской деятельности. Это: описание организации работы над творческим проектом в начальной школе; тематическое и поурочное планирование уроков технологии с проектной деятельностью; варианты оформления проектной документации; вариант рейтинговой оценки проектной деятельности на всех её этапах в таблицах; тематическое и поурочное планирование уроков с проектной и исследовательской деятельностью; набор диагностических методик; описание системы работы по формированию навыков исследовательского труда у детей с признаками одарённости; календарно-тематическое и поурочное планирование занятий кружков «Юный исследователь» и «Школа юного волшебника»; конспекты уроков с использованием метода проектного и исследовательского обучения.

Банк данных регионального уровня; обучающие семинары на базе школы; учебные занятия, мастер – классы на проблемных и образовательных курсах учителей; открытые уроки с использованием проектной и исследовательской деятельности.

Распространение опыта на региональном уровне как новшеств модульного (метод проектов на уроках технологии) и системного характера (метод проектов и творческих исследований на других уроках и во внеклассной работе) в рамках начальной общеобразовательной школы. Автор и школа имеют потенциал для самостоятельного распространения опыта.

2005г. - цикл открытых уроков технологии с использованием проектного метода для учителей г. Череповца. Опыт работы заложен в Череповецкий банк данных.

2005 г. проблемный семинар, мастер-класс для учителей г. Великий Устюг.

2007 г. - опыт работы «Использование проектного метода на уроках технологии в начальной школе» по модульной технологии обобщён и занесён в областной банк педагогических данных. Опыт пользуется постоянным спросом у педагогов – пользователей банка и включена в очередной выпуск каталога областного БПД.

2007 г. - участие в межрегиональной НПК «Сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса», тема выступления: «Формирование ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ через проектную деятельность младших школьников.

2007 г. - участие в семинаре «Использование здоровьесберегающих образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе», открытый урок окружающего мира с использованием проектного метода, семинар для педагогов Череповца и Великого Устюга.

2008 г. - участник регионального образовательного форума «Педагогическая инноватика – 2008». Тема экспозиционной программы «Реализация проектного метода в начальной школе на основе личностно-ориентированного подхода» (баннер, информационный лист, буклеты, публикации, презентация в программе Microsoft Power Point и др.)

Внештатный лектор (АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования»)

на образовательных курсах «Начальная школа в условиях перехода на образовательный стандарт нового поколения» по самостоятельно разработанной программе вариативного модуля «Особенности обучения предмету «Технология» в начальной в объёме 18 часов (акцент сделан на ПД).

Внештатный лектор Череповецкого филиала АОУ ВО ДПО (повышения квалификации) специалистов «Вологодский институт развития образования» для учителей начальных классов и учителей трудового обучения и черчения по теме «Использование проектного метода на уроках технологии в начальной школе».

Наставничество - сотрудничество с Череповецким государственным университетом, кафедрой педагогики и методики начального образования (открытые уроки; консультации).

Руководство проблемно-целевой группой и творческой мастерской «Реализация проектного метода в общеобразовательной школе» в МОУ «СОШ № 21 с углублённым изучением предметов» с 2009/10 уч. г. по настоящее время.

2010 г. - участник региональной НПК «Современные образовательные технологии и их роль в развитии личности младшего школьника», тема выступления: «Реализация проектного метода в начальной школе на основе личностно-ориентированного подхода».

2010 г. - участник форума педагогических работников «К новой школе Вологодчины – 2010» - выступление на круглом столе «Формирование региональной системы выявления и развития одарённых детей». Тема выступления: «Организация исследовательской деятельности младших школьников – перспективное направление развития одарённых детей».

Публикация: Горохова О.Ю. Исследовательская деятельность как средство развития одарённости у младших школьников // Источник. – 2011. - № 3, с.42

2011 г. - активное участие в семинаре (модуль по выбору) «Использование метода проектов в начальной школе» на базе гимназии № 2 г. Вологды (открытый урок).

2011г. - участник областных педагогических чтений «От общеучебных умений к универсальным учебным действиям», Вологда. Тема выступления: «Проектная деятельность как средство развития универсальных учебных действий у младших школьников».

Публикация: Горохова О.Ю. Проектная деятельность как средство развития универсальных учебных действий у младших школьников // Начальное общее Образование. – 2011. - № 3 (3), с.8

2011 г. - проект «Пропагандисты толерантного поведения». Электронный сборник материалов конкурса творческих работ (проектов) обучающихся и педагогов по итогам изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» «Россия наш отчий дом».

Результаты применения опыта педагогами проблемно-целевой группы и творческой мастерской «Реализация проектного метода в общеобразовательной школе» свидетельствуют отзыв учителей МОУ «СОШ №21 с углублённым изучением отдельных предметов» г. Череповца и справки руководителя МОУ «СОШ №21» г. Череповца от 16. 04. 2010, от 06. 04. 2011.

Наиболее значимым достижением деятельности творческой мастерской явилась разработка недели «Фестиваль проектов», в 2011 г. в рамках всей школы. Это: разработка единых положений (требований) по ведению, защите, оцениванию проектных работ по отдельным предметам для обучающихся начальной школы; среднего звена и старшей школы; открытые уроки и внеклассные мероприятия с демонстрацией различных этапов проектной деятельности. В ходе проектной недели все желающие присутствовали на публичной защите проектов, прошедших предварительную экспертизу: индивидуальный проект «Моя азбука» - 1 класс, групповой творческий проект «Путешествие Пасхи из Англии в Россию» - 2 класс (руководители - учитель нач. классов и учитель английского языка), коллективный творческий проект «Радужный толковый словарь» - 3 класс, проект «Здоровье дороже богатства» - параллель 5-х классов, коллективный проект «Значимость толерантного общения в среде подростков» - 8 класс, индивидуальные экологические проекты обучающихся 9 класса, и др.

Отзыв учителей Великого Устюга (2005, 2007)

(Благодарственное письмо МОУ «ЦПК педагогических работников образовательной системы Великоустюгского муниципального района» за проведение семинара «Использование проектного метода на уроках технологии в начальной школе» в 2005г.)

Информационная карта инновационного опыта участника Приоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ» Опыт работы «Использование проектного метода на уроках технологии в начальной школе» занесён в областной банк педагогических данных в 2010г,

Опыт работы «Использование проектного метода на уроках технологии в начальной школе» по модульной технологии обобщён и занесён в областной банк педагогических данных в 2007 г.

В настоящее время создаётся информационная карта инновационного опыта участника Приоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ». Опыт работы по теме: «Развитие одарённости младших школьников через проектную и исследовательскую деятельность».

2011 г. - участие в областном конкурсе инновационных проектов в номинации «Развитие системы поддержки талантливых детей» по теме: «Проектно-исследовательская деятельность как средство развития одарённости младших школьников».

Приложения

1. Тематическое планирование уроков технологии с проектной деятельностью (2-4 кл.)

2. Поурочное планирование уроков технологии с проектной деятельностью во 2 классе.

3. Обеспечение уроков с проектной деятельностью (варианты оформления проектной документации; вариант рейтинговой оценки).

4. Конспекты уроков с проектной деятельностью.

5. Диагностические методики.

6. Презентация: Проектный метод на уроках технологии.

7. Тезисы выступления на конференции «Формирование толерантного поведения у младших школьников через реализацию проектной деятельности в процессе изучения курса ОРКСЭ», 2011.

8. Презентация «Организация проектной деятельности школьников процессе изучения курса ОРКСЭ», 2011.

9. Публикация для сборника, 2009.

10. Публикация по итогам педагогических чтений, 2011.

11. Презентация: Проектная деятельность в условиях внедрения ФГОС, 2011.

12. Материалы выступления на конференции «Современные образовательные технологии», Череповец, 2010 (тезисы, презентация)

13. Публикация статьи для журнала «Источник», 2011.

14. Презентация: Исследовательская деятельность, 2010

15. Рабочая программа занятий курса «Юный исследователь».

16. Конспекты уроков с исследовательской деятельностью:

- Математика, 1 класс

- Математика, 4 класс

-Презентация к уроку, 4 класс.

17. Исследовательская работа Воскресенской В., 4 класс (научно-исследовательская работа и презентация к защите на конференции)

Файлы

Ознакомиться с материалами

Авторизация