Автор: Ольга Вениаминовна МАХМУДОВА, директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36» г. Вологды Светлана Валерьевна ЮНИНА, заместитель директора по учебной работе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36» г. Вологды
Концепция развития этнокультурного образования В Республике Коми на 2016–2020 гг., утвержденная приказом Министерства образования Республики Коми от 23.11.2015 № 255, является нормативным документом, определяющим цели, задачи, основные направления и стратегию развития этнокультурного образования в Республике Коми. В Концепции принят уровневый подход к описанию системы этнокультурного образования: от краткой характеристики современного состояния уровня образования (дошкольного, общего, профессионального, дополнительного) – через выявление проблем – к определению задач и способов их решения, описанию условий развития этнокультурного образования как целостной системы.
14–15 сентября 2016 года в г. Вологде прошел межрегиональный семинар «Современные тенденции преподавания и изучения региональной истории в контексте Историко-культурного стандарта». Организаторами семинара стали Департамент образования Вологодской области, АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования», соорганизаторами – БУК ВО «Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник», ФГБОУ ВО «Вологодский государственный университет».
Автор: Василий Анатольевич САБЛИН, декан исторического факультета, заведующий кафедрой всеобщей истории и социально-экономических дисциплин Педагогического института ФГБОУ ВО «Вологодский государственный университет», д.ист.н., профессор
Говоря о проблемах преподавания и изучения региональной истории, необходимо подчеркнуть, что своими корнями они уходят в 1990-е годы. Тогда в условиях новой реальности в России происходило переосмысление содержания школьного курса истории и методов преподавания и воспитания историей. Менялась и форма обучения предмету – была введена и постепенно закреплялась концентрическая система преподавания. На одном из форумов, проводимых при содействии шведского консульства в Санкт-Петербурге и посвященных проблемам Холокоста, мне удалось побеседовать на эту тему с Александром Григорьевичем Асмоловым, заместителем министра образования России. Как известно, А.Г. Асмолов был главным вдохновителем концентрической системы обучения. После отмены обязательного среднего образования значительное количество детей, окончив основную школу, начали уходить в систему профтехобразования, и Министерство образования пошло на введение концентров ради этих детей, чтобы все выпускники школ освоили системный курс истории страны.
Автор: Елена Александровна НИКОДИМОВА, заведующий лабораторией развития общего образования АОУ ВО ДПО «ВИРО», руководитель проектного офиса по мероприятию 2.4, к.п.н.
Вологодская область вошла в число победителей конкурсного отбора на предоставление в 2016 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы по мероприятию 2.4 «Модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений». Основными задачами деятельности федеральной стажировочной площадки являются: – разработка методических материалов по модернизации содержания и технологий реализации предметных концепций в соответствии с требованиями ФГОС; – оснащение базовых организаций современным технологическим оборудованием для создания и развития сети школьных информационно-библиотечных центров, реализации адаптированных общеобразовательных программ для детей с ОВЗ; – повышение квалификации педагогических работников для работы в условиях обновления содержания предметных областей, организации деятельности школьных информационно-библиотечных центров, реализации адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ. Ключевым направлением работы стажировочной площадки является модернизация школьных библиотек – их преобразование в школьные информационно-библиотечные центры (далее – ИБЦ).
Автор: Анна Сергеевна Игнатьева, старший научный сотрудник лаборатории развития общего образования АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развитя образования», к.фил.н.
Переход современной системы образования к реализации образовательных стандартов второго поколения ставит перед школьной библиотекой ряд новых задач. Современная школьная библиотека должна стать гарантом реализации ФГОС, обеспечивая условия для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов, выступая в качестве ресурсного центра для всех субъектов образовательного процесса.
В статье раскрываются основные задачи и результаты деятельности в 2014 году стажировочной площадки по реализации направления «Распространение моделей формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся» Федеральной целевой программы развития образования» на 20112015 годы, созданной по результатам конкурсного отбора региональных программ развития образования в Вологодском институте развития образования.
В соответствии с сетевым графиком выполнения работ стажировочной площадки по направлению «Распространение моделей формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся» ФЦПРО на 2011–2015 г. проведен мониторинг здоровьесберегающей деятельности общеобразовательных организаций области.
С 21 по 27 ноября 2014 г. было организовано анкетирование педагогов путем заполнения электронной формы «Анкета педагога» на сайте Вологодского института развития образования. Участие в мониторинговом исследовании приняли 5371 (чуть более 50%) педагогических работников общеобразовательных организаций.