Ответы на вопросы, подготовленные Министерством просвещения
Вопросы по планированию образовательной деятельности в соответствии с требованиями обновленных ФГОС начального общего и ФГОС основного общего образования
1.Срок получения начального общего образования не должен быть больше 4 лет. Как быть с детьми, которые не освоят ООП НОО за 4 года обучения?
В соответствии с требованиями законодательства (часть 5 ст. 66 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») – обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего образования, не допускаются к обучению на уровне основного общего образования.
2.Для некоторых учащихся возможно использование индивидуального учебного плана. При этом можно уменьшать количество часов, а можно ли увеличивать?
В соответствии с п. 17 ФГОС НОО (утв. приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286) «Срок получения начального общего образования составляет не более четырех лет. Для лиц, обучающихся по индивидуальным учебным планам, срок получения начального общего образования может быть сокращен». Следовательно, обучение по индивидуальному учебному плану (далее – ИУП) возможно только при условии сокращения нормативного срока освоения ООП.
В соответствии с п.п. 7, 8 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (утв. Приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115) обучение по ИУП в пределах осваиваемых общеобразовательных программ устанавливается локальным нормативным актом школы. ИУП формируется с учетом требований ФГОС НОО и включает весь перечень обязательных предметных областей и учебных предметов.
3. Какие учебные предметы можно включить в учебный план в часть, формируемую участниками образовательного процесса, если учебники есть только по предметам «Информатика» и «Шахматы»?
В часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений, включаются учебные курсы, обеспечивающие
— интересы и потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные;
— развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы.
Обоснование выбора учебных курсов необходимо отразить в пояснительной записке учебного плана.
П. 36.1. ФГОС НОО «Организация должна предоставлять не менее одного учебника из федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, и (или) учебного пособия в печатной форме, выпущенных организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, необходимого для освоения программы начального общего образования на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, курсу, модулю, входящему как в обязательную часть указанной программы, так и в часть программы, формируемую участниками образовательных отношений».
В случае если, в федеральном перечне учебников отсутствуют учебники (учебные пособия) для реализации учебных курсов, включенных в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений, необходимо их выбрать, используя Перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (утв. приказом Минобрнауки России от 09.06.2016 № 699).
4.В ФГОС больше нет отметок «Ученик научится» и «Ученик получит возможность». Будет ли при этом дифференцированное обучение? Или теперь мы будем теперь ориентироваться только на среднего ученика?
Планируемые предметные результаты по блокам «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться» были включены в Примерную основную образовательную программу начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15)
В соответствии с требованиями ФГОС НОО п. 43 «Предметные результаты освоения программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих конкретные учебные предметы (учебные модули), ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях, а также на успешное обучение на уровне начального общего образования».
В условиях достижения планируемых результатов освоения программы начального общего образования обучающимися, необходимо также обеспечить формирование функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию (п. 34.2. ФГОС НОО).
Коме того, в примерных рабочих программах по учебным предметам к каждому разделу указаны методы и формы организации обучения, характеристика деятельности обучающихся, что способствует дифференциации при обучении.
5. Можно ли вносить изменения в учебные планы, предложенные в Примерной образовательной программе?
В соответствии с ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам (за исключением образовательных программ дошкольного образования) и образовательным программам среднего профессионального образования, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.
Учебные планы по основным общеобразовательным программам на уровень обучения должны соответствовать требованиям ФГОС в части наличия обязательных для изучения предметных областей и учебных предметов, общего объема аудиторной работы обучающихся на уровень обучения.
6. Возможно ли изменение количества часов на изучение предметов в рамках одной предметной области? Разрешается вносить изменения в сроки изучения учебного предмета?
В соответствии с п. 6 ч. 3 ст. 28 Закона об образовании к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится разработка и утверждение образовательных программ.
В связи с этим, образовательная организация может самостоятельно определить
трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в учебном плане в пределах установленных ФГОС объемом аудиторной работы обучающихся на уровень обучения и требованиями СанПиН 1.2.3685-21 к учебной нагрузкой при 5(6)-дневной учебной неделе.
При этом вносить изменения в сроки изучения учебного предмета, последовательность и распределение его по классам (годам) обучения в условиях реализации обновленных ФГОС нецелесообразно. Так как в примерных рабочих программах (одобрены решением ФУМО по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021, протокол 4/21 от 28.09.2021), в Универсальных кодификаторах для процедур оценки качества образования для использования в федеральных и региональных процедурах оценки качества образования (одобрены решением ФУМО по общему образованию, протокол от 12.04.2021 г. №1/21) предметные результаты, элементы содержания учебных предметов распределены по классам (годам) обучения.
7. Примерные программы являются примерными. Они одобрены решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию. Именно в них есть разделение содержания предметов по годам обучения. В самом ФГОС этого нет. Почему же теперь эти примерные программы, которые не имеют юридической силы, мы должны использовать при составлении рабочих программ? Это законно?
В соответствии с требованиями законодательства организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (ч. 7 ст. 12 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)
8. Если придерживаться при составлении рабочих программ, тематического планирования часов, которые определены в Примерных программах, то мы будем нарушать СанПиНы, так как в 1 классе будет 23 часа в неделю, а в остальных классах по 26 часов, и это без части, формируемой участниками образовательного процесса. Что делать?
В примерных рабочих программах по учебным предметам указано количество часов с учетом
— 33 учебных недель в 1 классе и 34 учебных недель во 2-4 классах.
— количества часов на предмет в неделю.
В учебном плане основной общеобразовательной программы НОО школа определяет количество часов на изучение учебных предметов самостоятельно в соответствии с требованиями ФГОС НОО и учетом ПООП НОО.
Вопросы по разработке рабочих программ по учебным предметам в соответствии с требованиями обновленных ФГОС начального общего и основного общего образования
1.Рабочая программа составляется педагогом на один учебный год или на уровень обучения?
Рабочая программа по учебному предмету составляется педагогом на уровень обучения. Рабочая программа на уровень обучения, разработанная в онлайн-сервисе «Конструктор рабочих программ», будет состоять из нескольких файлов (на класс, год обучения), имеющих идентификационный номер (ID).
В онлайн-сервисе «Конструктор рабочих программ» есть возможность менять последовательность изучения разделов и количество часов на их изучение. НО, если количество часов на изучение предмета в учебном плане не соответствует примерной рабочей программе, следует разработать программу по учебному предмету самостоятельно.
Примерные рабочие программы по учебным предметам с углубленным изучением (математика, информатика, физика, химия, биология) будут представлены на портале Единое содержание общего образования в мае.
2. Почему до сих пор не разработаны и не опубликованы примерные программы по предмету, как можно разработать педагогу рабочую программу, если ему не на что опереться?
Примерные рабочие программы по учебным предметам, в т.ч. по математике, информатике, физике, химии, биологии и на углубленном уровне, в соответствии с обновленными ФГОС НОО и ФГОС ООО разработаны и одобрены ФУМО по общему образованию.
Примерные рабочие программы размещены:
— в Реестре примерных основных общеобразовательных программ https://fgosreestr.ru/oop
— на портале «Единое содержание общего образования» https://edsoo.ru/Primernie_rabochie_progra.htm
3.Пишут, что УУД будут расписаны по группам. Как будет происходить формирование УУД?
Требования к метапредметным результатам освоения программ начального общего и основного общего образования, в том числе адаптированной, отражены во ФГОС, в т.ч. требования к овладению универсальными учебными познавательными действиями, универсальными учебными коммуникативными действиями, универсальными учебными регулятивными действиями.
В тематическое планирование примерных рабочих программ включены основные виды деятельности обучающихся к тематическим разделам, в том числе формируемые при изучении данных разделов УУД.
4.Зачем учителю нужно составлять рабочую программу, если есть примерная программа 5-9 класс?
В соответствии с ч. 7.2. ст. 12 Закона об образовании при разработке основной общеобразовательной программы организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе предусмотреть применение при реализации соответствующей образовательной программы примерного учебного плана и (или) примерного календарного учебного графика, и (или) примерных рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в соответствующую примерную основную общеобразовательную программу. В этом случае такая учебно-методическая документация не разрабатывается.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 18 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, должны использовать только те учебники, которые входят в специальный Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ.
Вопросы по учебно-методическому обеспечению основных образовательных программ начального общего и основного общего образования в соответствии с требованиями обновленных ФГОС
1.В каких районах можно найти старые учебники УМК «Школа России» для образовательных организаций района на 2022/2023 учебный год, чтобы в следующем году закупить учебники УМК «Школа России» для введения обновленных ФГОС?
Вопрос утверждения Федерального перечня учебников, внесения изменений и дополнений в данный перечень относится к полномочиям Министерства просвещения РФ. Федеральный перечень учебников утвержден приказом Приказом Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. N 254 (с изменениями, утвержденными приказом Минпросвещения России от 23 декабря 2020 г. № 766).
В настоящее время федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Минпросвещения России от 20 мая 2020 года N 254, не содержит учебников, прошедших экспертизу на соответствие требованиям обновленных ФГОС 2021. После вступления в силу обновленных ФГОС Федеральный перечень не дополнялся новыми учебниками и учебными пособиями. В связи с этим вопрос о замене всех учебников и учебных пособий является преждевременным и не обоснованным как с позиции их содержания, так и с позиции соответствия требованиям обновленных ФГОС.
Вопросы смены учебников и закупки учебников учебно-методического комплекса «Школа России» в 2022 году нормативно и методически не обоснованы. В настоящее время законодательно не закреплено понятие «линия учебно-методических комплектов». Действующий Федеральный перечень не содержит наименования конкретных линеек учебников.
Разъяснения по использованию актуального федерального перечня учебников в период перехода на обновленные федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования, утвержденными приказами Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 286 и от 31 мая 2021 года № 287 были направлены письмом Минпросвещения России от 11 ноября 2021 г. № 03-1899 ″Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) обучающихся в 2022/23 учебном году″.
2.Учебник по биологии под редакцией Пасечника практически не соответствует содержанию примерной рабочей программы, но есть в перечне учебник Баландина С.А., Ульянова Т.Ю., Романова н.и., Михайловской С.Н. ООО «Русское слово-учебник», который может быть использован и полностью соответствует содержанию программы. Возможно его заказать в этом учебном году?
В настоящее время федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Минпросвещения России от 20 мая 2020 года N 254, не содержит учебников, прошедших экспертизу на соответствие требованиям обновленных ФГОС 2021. После вступления в силу обновленных ФГОС Федеральный перечень не дополнялся новыми учебниками и учебными пособиями. В связи с этим вопрос о замене всех учебников и учебных пособий является преждевременным и не обоснованным как с позиции их содержания, так и с позиции соответствия требованиям обновленных ФГОС.
Разъяснения по использованию актуального федерального перечня учебников в период перехода на обновленные федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования, утвержденными приказами Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 286 и от 31 мая 2021 года № 287 были направлены письмом Минпросвещения России от 11 ноября 2021 г. № 03-1899 ″Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) обучающихся в 2022/23 учебном году″. В период перехода на обновленные ФГОС 2021 могут быть использованы любые учебники, включенные в федеральный перечень учебников. При этом особое внимание должно быть уделено изменению методики преподавания учебных предметов при одновременном использовании дополнительных учебных, дидактических материалов, ориентированных на формирование предметных, метапредметных и личностных результатов.
Принимая во внимание данное обстоятельство, Минпросвещения России в настоящее время ведет работу по формированию обновленного федерального перечня учебников, включающего в себя учебники, соответствующие требованиям обновленных ФГОС. Учебники включаются в федеральный перечень учебников путем издания приказа Министерства просвещения Российской Федерации по результатам экспертизы учебников, которая проводится Министерством просвещения Российской Федерации в соответствии с Порядком формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
3. Будут ли разработаны методические рекомендации по составлению основных образовательных программ НОО и ООО в соответствии с обновленными ФГОС?
В соответствии с частью 7 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации, осуществляющие деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.
В настоящее время ФГБНОУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» (далее – Институт стратегии развития образования) по заданию Минпросвещения России в соответствии с обновленными ФГОС НОО и ФГОС ООО разработаны:
— примерные основные образовательные программы начального общего и основного общего образования:
— примерные рабочие программы по учебным предметам начального общего образования и основного общего образования.
Примерные основные образовательные программы и примерные рабочие программы по учебным предметам размещены на портале «Единое содержание общего образования» (www.edsoo.ru ). Также на данном портале размещены методические материалы:
— материалы Всероссийских просветительских мероприятий, конференций, семинаров;
— конструктор рабочих программ (бесплатный онлайн-сервис для быстрого создания рабочих программ по учебным предметам, курсам;
— методические видеоуроки для педагогов, разработанные в рамках проекта «Обновление содержания общего образования» в соответствии с обновленными ФГОС НОО и ФГОС ООО.