В 2022 году кафедра психологии и коррекционной педагогики ВИРО проводит обучение по программе методического тренинга в рамках школы педагогического сопровождения «Раннее выявление и грамотное реагирование» (протокол совещания по вопросу повышения компетенций педагогов в сфере воспитания и работы с трудными детьми под председательством первого заместителя Губернатора области, председателя Правительства области А.В. Кольцова от 02.02.2022).
Цель обучения — повышение психолого-педагогической компетентности педагогического коллектива в области раннего выявления рискогенных факторов и грамотного реагирования на деструктивное поведение обучающихся.
В марте — июне 2022 года обучение прошли 244 человека: педагоги-психологи и социальные педагоги, заместители руководителей по воспитательной работе, педагоги-организаторы, советники директора по воспитанию и взаимодействию с общественными организациями, учителя.
Участниками тренинга стали:
— 49 представителей из 26 профессиональных образовательных организаций области
— 195 представителей из 100 школ г. Вологды, г. Череповца, Великоустюгского и Кимченгско-Городецкого районов.
Прошедшие подготовку специалисты проводят обучение кураторов групп и классных руководителей в своих образовательных организациях в течение 2022 года.
К июлю 2022 года завершилось обучение по программе тренинга в 22 профессиональных образовательных организация, в котором приняли участие 739 кураторов групп.
В ходе тренинга наблюдалась позитивная динамика необходимых навыков и умений в работе с особыми состояниями детей и подростков, а также способов более эффективного реагирования в ситуациях проблемного поведения обучающихся.
Промежуточные итоги тестовых испытаний в начале и в конце обучения объективно подтверждают значимый рост показателей готовности специалистов к профилактической работе с детьми «группы риска». Педагоги более уверенно чувствуют себя в этом направлении профессиональной деятельности:
— знают эффективные способы поведения взрослого в кризисных и проблемных ситуациях, переживаемых детьми и подростками,
— умеют выделить в поведении признаки проблемного поведения у обучающегося и адекватно реагировать,
— умеют действовать в ситуации конфликтных недружеских отношений в классе, а также буллинга/кибербуллинга,
— владеют навыками недирективных форм работы: беседы, дискуссии; восстановительных технологий,
— владеют навыками общения, которые способствуют пониманию партнера,
93% специалистов владеют знаниями и навыками профилактической работы на продвинутом и базовом уровне.
Работа школы педагогического сопровождения «Раннее выявление и грамотное реагирование» в муниципальных районах области будет продолжена в сентябре 2022 года.
Отзывы участников тренинга
— Участие в тренинге дает возможность не просто знать «на словах» о грамотном реагировании учителя в нестандартной ситуации, конфликте, но и «потренироваться», проиграть варианты действий в коллективе коллег.
— Программа целостная, структурированная. Стало более понятно, что значит работа с детьми «группы риска». Это не отдельные беседы, когда что-то произошло, а работа всего коллектива. Практические формы работы (дискуссии, «6 шляп», недирективную беседу) я буду применять в работе со студентами.
— Спасибо! Это было нужно и полезно! Я приобрела практический опыт. Для меня будет важно в период перехода от старых форм работы к новым, более эффективным, найти в коллективе единомышленников.
— Приятно работать в группе коллег. Некоторые техники я не знала, некоторые повторила, «освежила» и могу использовать их в своей работе. Познакомилась с коллегами, мы нашли темы, по которым будем обмениваться опытом.