В рамках IV научно-методической декаде «Актуальные вопросы науки и практики в едином образовательном пространстве региона» 15 — 25 ноября 2023 года в г. Вологде состоялась межрегиональная научно-практическая конференция «Функциональная грамотность: вызовы и эффективные практики».
В работе конференции приняли участие
• руководители и специалисты органов местного самоуправления в сфере образования муниципальных районов и городских округов, специалисты муниципальных методических служб;
• руководители и педагогические работники образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования;
• руководители и педагогические работники образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы;
• руководители и педагогические работники образовательных организаций дополнительного образования;
• научные работники образовательных организаций высшего образования, образовательных организаций дополнительного профессионального образования.
В конференции приняли участие 267 педагогических работников из Вологодской, Архангельской, Ярославской, Мурманской, Ульяновской областей, Республики Карелия, города Москвы.
Целью научно-практической конференции являлось обсуждение, поиск путей и способов решения проблем, связанных с формированием функциональной грамотности обучающихся начального, основного и среднего общего образования; выявление эффективных образовательных практик формирования функциональной грамотности.
В соответствии с программой конференции состоялись пленарное заседание, проведены 10 заседаний секций, 32 мастер-класса сотрудников научно-методического центра сопровождения педагогических работников «Центр трансфера образовательных технологий «Новая дидактика» Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, ГАУ ДПО Ярославской области «Институт развития образования», АОУ ВО ДПО «ВИРО», руководителей и педагогов общеобразовательных организаций Вологодской и Ярославской областей.
В работе пленарного заседания приняли участие 80 человек. В ходе заседания были рассмотрены концептуальные подходы по развитию функциональной грамотности в контексте задач повышения качества образования (Ковалева Галина Сергеевна, руководитель центра оценки качества образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», кандидат педагогических наук), представлен опыт Вологодской, Ярославской и Архангельской областей в решении задач формирования функциональной грамотности обучающихся; практики работы и цифровые ресурсы, используемые при формировании функциональной грамотности.
В рамках мероприятий конференции были проанализированы практики управления процессом формирования функциональной грамотности как условия повышения качества образования; современные механизмы формирования математической/ читательской/ естественнонаучной/ креативной/ финансовой грамотности обучающихся; современные практики формирования креативного мышления; формирования функциональной грамотности в деятельности Центров образования «Точка роста», детских технопарков «Кванториум», «IT- кубов».
Отмечая значимость задач, связанных с функциональной грамотностью обучающихся, участники конференции подчеркнули необходимость систематической целенаправленной работы по её формированию в урочной, внеурочной деятельности и в дополнительном образовании школьников.
Были высказаны следующие предложения:
- развивать межрегиональное сотрудничество по вопросам формирования функциональной грамотности;
- обобщить региональный опыт формирования функциональной грамотности, диссеминировать его в рамках мероприятий и публикаций регионального и межрегионального уровня;
- продолжить на уровне региона, муниципальных районов, муниципальных и городских округов, образовательных организаций дополнительного профессионального образования, вузов, социальных партнеров научно-методическое сопровождение развития компетенций педагогических работников по вопросам формирования функциональной грамотности;
- расширить перечень ДПП ПК, направленных на формирование профессиональных компетенций педагогов по вопросам функциональной грамотности обучающихся, и обеспечить охват педагогических работников обучением по данным программам не менее 15%;
- активизировать работу по использованию Электронного банка заданий по функциональной грамотности на образовательной платформе «Российская электронная школа» (РЭШ);
- продолжить систематически организовывать проведение региональных образовательных мероприятий по вопросам функциональной грамотности для руководителей общеобразовательных организаций и педагогических работников в различных практико-ориентированных формах: мастер-классы, тренинги, фестивали, круглые столы;
- усилить адресную методическую помощь общеобразовательным организациям по результатам самодиагностики функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов.