Информационно-методический и научно-педагогический журнал

bbs teen child fuck bbs

Дурапов Николай Васильевич,

преподаватель БПОУ ВО «Великоустюгский многопрофильный колледж»,
руководитель ВРОО «Великоустюгский поисковый отряд “Память”»

Аннотация

В статье представлен опыт работы по военно-патриотическому воспитанию молодежи через деятельность поискового отряда.

 

Ключевые слова

Военно-патриотическое воспитание; общественные организации; поисковая деятельность.

Воспитывать патриотов – это значит вести детей и подростков дорогами подвигов предшествующих поколений, уметь зажечь их сердца неутолимой жаждой поиска неизвестных героев, желанием брать с них пример. Именно поэтому в образовательных организациях, клубах и объединениях по интересам военно-патриотическое воспитание должно начинаться с краеведческой и поисковой работы.

Что такое военно-патриотическое воспитание? Прежде всего, это формирование патриотического сознания, уважения к истории своей страны, желания служить Отечеству, сохранять и приумножать славные патриотические традиции. В настоящее время это направление работы в образовательных организациях наиболее актуально, так как резко упал престиж военной службы, имеют место попытки пересмотреть, фальсифицировать историю страны.

Военно-патриотическое воспитание является частью гражданского воспитания, направленного на формирование правовой культуры, четкой гражданской позиции, готовности к сознательному и добросовестному служению своему народу, когда человек испытывает чувство ответственности за все, что он делает сейчас и что ему предстоит сделать в будущем. Патриотизм – это ответственность, долг, важнейший ресурс социальной энергии, направленной на благо страны.

К сожалению, военно-патриотическая работа в образовательных организациях часто сводится к чествованию ветеранов и проведению мероприятий к памятным дням. На мой взгляд, для организации военно-патриотической работы в образовательных организациях сначала необходимо создать информационную базу. Сбор информации – это трудоемкая работа, занимающая много времени. Именно поэтому для выполнения этой задачи в образовательных организациях создаются военно-патриотические клубы. Участники таких клубов привлекаются к сбору информации, к оформлению уголков боевой славы, выставок, причем эта работа не должна сводиться к изучению одной биографии, одного эпизода. Постепенно, начиная с малого, педагоги должны увлекать подростков краеведческой работой, организовывать походы по местам боевой славы. Уже само по себе участие в сборе материалов по истории родного края имеет огромное значение, но это только начало, в дальнейшем на этой основе можно строить всю работу по воспитанию любви к Родине.

Во всех уголках нашей страны, там, где когда-то шли ожесточенные бои с врагом, дорогами отцов и дедов проходили группы поисковиков. Их труд неоценим. Они раскрывают новые страницы героического прошлого России, красоту подвига безымянных героев.

Я, как руководитель Вологодской региональной общественной организации «Великоустюгский поисковый отряд “Память”», военно-патриотическое воспитание считаю приоритетным направлением в своей работе. Стратегическая цель деятельности отряда – это возрождение гражданственности и патриотизма; формирование духовно здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов России. Для достижения этой цели решаются следующие задачи: содействие военно-патриотическому воспитанию молодежи, готовящейся к службе в армии; приобщение молодежи к изучению военной истории, патриотических традиций Вооруженных Сил России.

Каждый год в сентябре для новых членов отряда «Память» начинается обучение по образовательной программе «Военная археология», разработанной мною на примере подобных программ других поисковых объединений. Программа включает в себя изучение анатомии человека, военной археологии, топографии, туризма, истории Великой Оте­чественной войны. Ребята изучают ключевые события Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., форму и оружие советских войск того времени и солдат Вермахта.

Курс обучения рассчитан на 158 часов и состоит из трех этапов: теоретического, практического (проводимых в аудиториях) и полевого (применение полученных знаний и умений в полевых условиях поисковой экспедиции на местах боев). В экспедиции ребята живут в походных условиях, вынуждены вый­ти из зоны комфорта. Такие поездки позволяют развить чувство коллективизма, взаимовыручку и взаимопонимание.

После экспедиций они продолжают свое обучение, принимают участие в различных мероприятиях, квестах, играх, посвященных Великой Отечественной войне; посещают ветеранов военной службы и боевых действий, взяли шефство и поддерживают в надлежащем состоянии памятник работникам судостроительного завода, ушедшим на фронт. Бойцы отряда, те, кто уже не первый год состоит в нем и имеет опыт поисковых экспедиций, проводят для детей и подростков занятия, на которых рассказывают о значении поисковой работы, Уроки мужества, посвященные Великой Отечественной войне, знакомят слушателей с новыми героями, неизвестными страницами истории.

Отряд тесно сотрудничает с Ве­ли­ко­устюгским историко-архитектурным музеем-заповедником, бойцы отряда совместно со специалистами музея проводят занятия по истории Великой Отечественной войны для школьников и студентов го­рода.

Великоустюгский поисковый отряд «Память» реализует собственный проект «Память сильнее времени» по патриотическому воспитанию молодежи в 2019–2020 годах, который приурочен к 75-й годовщине Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

В 2019/2020 учебном году отрядом было проведено более 50 мероприятий военно-патриотической направленности: занятия со школьниками, встречи с ветеранами, поисковые экспедиции, патриотические акции «Свеча памяти», акции к 9 мая, 23 февраля и т.д.

В период с 16 сентября по 29 ноября 2019 года межрегиональная общественная организация патриотического воспитания граждан «Гражданское общество» проводила конкурс «Патриотическое воспитание граждан в учреждениях образования и культуры». По итогам всей конкурсной программы работа нашего отряда была признана самой лучшей в сфере патриотического воспитания граждан в учреждениях образования и культуры.

За 2 года 6 месяцев существования отряда мы побывали в шести поисковых экспедициях, в результате которых были найдены и с почестью перезахоронены останки 19 солдат РККА, имена двух солдат удалось установить, найдены их родственники.

Мною снят и смонтирован фильм «Я – безымянный солдат», где рассказывается об истории одного погибшего солдата от его имени. Этот фильм активно используется в работе с молодежью, так как в нем представлена вся боль и тяжесть Великой Оте­чественной войны. Фильм воспринимается очень хорошо, заставляет задуматься о ценности жизни, родном крае, близких людях, формирует чувство патриотизма. Таким образом, история страны, края, района зримо входит в жизнь людей, образуется связь между ушедшими и нынешними поколениями. Эта связь и есть историческая память народа, та память, о которой Виктор Иванович Лихоносов сказал так: «Память – вечное движение из поколения в поколение духовного вещества».

Я считаю, что каждый исторический эпизод, каждая страница прошлого – это основа для глубокой, разнообразной по формам работы по военно-патриотическому воспитанию детей и молодежи.