Информационно-методический и научно-педагогический журнал

bbs teen child fuck bbs

Воспитание в региональной системе образования

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И ЕЕ АПРОБАЦИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Ногтева Елена Ювинальевна,

доцент кафедры воспитания и социализации АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования», к.п.н.

Углицкая Маргарита Альбертовна,

заведующий кафедрой воспитания
и социализации АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования», к.п.н.

Аннотация

В статье раскрыты особенности Примерной программы воспитания, разработанной Институтом стратегии развития образования РАО, приведены примеры из опыта воспитательной деятельности общеобразовательных организаций области.

Ключевые слова

Примерная программа воспитания, опыт организации воспитательной деятельности.

В мае 2020 года Президент Российской Федерации В.В. Путин внес в Государственную Думу проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обу­чающихся», в котором уточнено понятие «воспитание», а также предложено в ст. 12 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» включить общие требования к организации воспитания: «Воспитание обучающихся при освоении ими основных образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы».

При разработке рабочей программы воспитания образовательной организации могут быть учтены результаты апробации Примерной программы воспитания, организованной в 2019–2020 годах Минпро­свещения России и ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Россий­ской академии образования».

В первом этапе апробации Примерной программы воспитания, который предполагал разработку и реализацию рабочей программы воспитания, приняли участие 734 школы Российской Федерации. Среди них пять школ Вологодской области: БОУ ВО «Вологодская кадетская школа-интернат имени Бе­лозерского полка», АОУ ВО «Образовательный центр кадетская школа “Корабелы Прионежья” имени Героя России Ю.Л. Воробьева», МОУ «Сред­няя общеобразовательная школа № 30» г. Вологды; МБОУ Грязовецкого муниципального района «Сло­бодская школа имени Г.Н. Пономарева», МБОУ Вологодского муниципального района «Май­ская средняя школа имени А.К. Панкратова». В установленные сроки школы представили рабочие программы воспитания на экспертизу в ФГБНУ «Инсти­тут стратегии развития образования Россий­ской академии образования» и получили положительную оценку.

В чем же отличие Примерной программы воспитания от уже разработанных и реализуемых программ воспитательной направленности? В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования на каждом уровне образования разрабатываются программы воспитания в рамках основной образовательной программы общеобразовательной организации: на уровне начального общего образования – программа духовно-нравственного развития и программа формирования экологической культуры и культуры здорового безопасного образа жизни, на уровне основного общего и среднего общего образования – программы воспитания и социализации. Таким образом, воспитание «разбивается» на отдельные этапы, и реализация принципа непрерывности и преемственности воспитания обучающегося усложняется. Примерная программа воспитания для всех уровней общего образования способствует тому, что процесс воспитания личности становится целостным, непрерывным, преемственным.

Еще одним сложным вопросом разработки программ воспитания в соответствии с требованиями ФГОС ОО является громоздкость их структуры.         На практике многие общеобразовательные организации копируют примерные основные образовательные программы без учета своей специфики, традиций и актуальных задач воспитания конкретных обу­чающихся в конкретной школе.

В Примерной программе воспитания предлагается более компактная структура, включающая четыре раздела:

Раздел 1. «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса» (описывается специфика расположения школы, особенности ее социального окружения, источники положительного или отрицательного влияния на детей, значимые партнеры, особенности контингента учащихся, принципы и традиции воспитания).

Раздел 2. «Цель и задачи воспитания» (формулируются цель и задачи воспитания на основе базовых национальных ценностей).

Раздел 3. «Виды, формы и содержание деятельности» (раскрываются инвариантные и вариативные модули, каждый из которых ориентирован на решение одной из поставленных задач воспитания и соответствует одному из направлений воспитательной работы).

По мнению разработчиков, инвариантными модулями должны стать: «Классное руководство», «Школьный урок», «Курсы внеурочной деятельности», «Работа с родителями», «Самоуправление», «Профориентация». Два последних модуля не являются инвариантными для образовательных организаций, реализующих только образовательные программы начального общего образования.

В рабочих программах воспитания обязательно должен присутствовать модуль «Классный руководитель». Актуальность его обусловлена возросшей ролью и ответственностью классного руководителя в воспитании обучающихся в современном социуме. Общеобразовательные организации области, участвовавшие в первом этапе апробации Примерной программы воспитания, могли в рабочих программах воспитания дать свою редакцию модуля, представив реальный опыт классного руководства. Например, МБОУ «Слободская школа им. Г.Н. По­номарёва» Грязовецкого муниципального района в этом модуле ставит акценты на организации классного ученического самоуправления; профилактической работе, в том числе с детьми группы риска, посещении неблагополучных семей; просветительской работе в сфере безопасности (изучение правил дорожного движения, правил пожарной безопасности и т.п.), контроле за успеваемостью и дисциплиной детей, занятостью во внеурочное время, в том числе дополнительным образованием; организации совместных мероприятий для детей и родителей; представляет общешкольный конкурс «Самый лучший класс» как фактор достижения высоких результатов, значимый как для детей, так и для родителей и классного руководителя.

Вариативными модулями могут быть: «Ключевые общешкольные дела», «Детские общественные ­объединения», «Волонтерство», «Школьные медиа», «Экскурсии, экспедиции, походы», «Орга­ни­зация предметно-эстетической среды» и т.п. Школа может добавить в свою программу какой-то новый модуль, который отражает реальную и значимую деятельность обучающихся и педагогов и помогает в наибольшей степени реализовать воспитательный потенциал школы с учетом имеющихся кадровых и материальных ресурсов.

Пример разработки и реализации вариативного модуля «Волонтерство» также представлен в рабочей программе МБОУ ГМР «Слободская школа им. Г.Н. Пономарёва». В школе создан волонтерский отряд «Данко» общей численностью 30 человек, осуществляющий добровольческую деятельность в области образования, культуры, социальной поддержки и социального обслуживания населения и охраны природы. Отряд «Данко» сотрудничает с администрацией МО Перцевское, ветеранской организацией поселения, СП «Детский сад д. Слобода», АО «Племзавод “Заря”», Первомайский детский дом, Домом малютки (г. Вологда), ООО «Проект “Био­сфера”», приютом домашних животных «Надежда» г. Вологды и г. Грязовца, волонтерами-медиками БПОУ ВО «Воло­годский медицинский колледж», БУЗ ВО «Грязовецкая ЦРБ» и Слободского ФАП. Еже­годно отряд организует и проводит более 50 мероприятий, реализует около 5 проектов. Самыми масштабными и значимыми из них являются: акция «День леса», «Пластик, сдавайся!», «Спасем ежиков», «По­мощь четвероногому другу», «Дружба крепкая» (посещение детей Первомайского детского дома), «Чистота в каждый двор», «Ветеран живет рядом», «Мешочек здоровья», «Добро в село». Еже­годно отряд принимает участие в районных и областных слетах добровольческой деятельности, участвует в районных, областных и всероссийских конкурсах («Грязовец – территория добра», «Я – гражданин России», «Добро не уходит на каникулы», «Добро­волец России – 2019» и др.). Отряд зарегистрирован на сайте «ДоброволецРФ», каждый волонтер имеет электронную волонтерскую книжку, которая систематически пополняется по мере участия волонтеров в мероприятиях.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 30» г. Вологды успешно реализует воспитательный потенциал курсов внеурочной деятельности и дополнительного образования. Поэтому наряду с инвариантным модулем «Курсы внеурочной деятельности» школа включила в рабочую программу воспитания вариативный модуль «Дополнительное образование». В школе создан центр дополнительного образования детей, в котором работают творческие объединения: вокальный коллектив «Му­зыкальные ступени», хореографический коллектив «Ассоль», театральный коллектив «Планета сказок».

БОУ ВО «Вологодская кадетская школа-интернат им. Белозерского полка» включила в свою рабочую программу воспитания модуль «Кадетская составляющая», что обусловлено специфическим укладом жизни обучающихся – главным фактором их воспитания и социализации. Уклад школьной жизни предус­матривает подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе. Для этого в образовательной организации используются следующие формы работы: участие в мероприятиях областного, межрегионального, всероссийского значения (Всероссийских Ушаковских военно-патриотических сборах, областном конкурсе «Призывник года», межрегиональных Суворовских сборах и пр.); традиционные общешкольные мероприятия, в том числе посвященные Герою России С.А. Пре­ми­нину, а также День Неиз­вестного солдата, патриотическая акция «Подарок солдату», единые классные часы, посвященные Белозерскому полку, Дню памяти россиян, исполнявших служебный долг за пределами Отечества и т.п.); церемонии награждения: общешкольные построения на плацу в честь награждения победителей и призеров конкурсов и соревнований военно-патриотической направленности; ежемесячное подведение итогов конкурса и награждение «Лучший взвод» и др. Аналогичный модуль рабочей программы воспитания АОУ ВО «Обра­зовательный центр кадетская школа “Корабелы Прионежья” имени Героя России Ю.Л. Воробьева» содержит характеристику воспитательной работы в школах юного кадета, юного спасателя, юного пожарного и др.

В рабочую программу воспитания МБОУ Во­логодского муниципального района «Майская средняя школа имени А.К. Панкратова» включен вариативный модуль «Безопасность обучающихся и профилактическая работа», который является актуальным для многих общеобразовательных организаций. Воспитательная и профилактическая работа в школе выстраивается по следующим основным направлениям: создание безопасной образовательной среды для обучающихся; формирование навыков ­безопасного поведения в различных жизненных ситуациях (на воде, вблизи железной дороги, на автодороге), предупреждение травматизма обучающихся, в том числе и дорожного; профилактика правонарушений, преступлений и безнадзорности; профилактика употребления ПАВ, табакокурения, алкоголизма; формирование навыков информационной безопасности обучающихся и др.

Среди мероприятий по профилактике правонарушений, включенных школой в данный модуль, – выявление, постановка на внутришкольный учет детей и семей, находящихся в социально опасном положении; разработка и составление совместно с классными руководителями и социальными педагогами планов работы с обучающимися, находящимися в социально опасном положении, посещение их на дому; проведение совместно с инспекторами ОДН профилактической работы среди обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении, в том числе проведение рейдов по семьям; вовлечение обучающихся в школьную жизнь.

В целях организации профилактической работы созданы малые педсоветы, Совет профилактики по фактам нарушения Устава и Правил внутреннего распорядка школы.

В реализации мероприятий данного модуля рабочей программы воспитания принимают активное участие социальные партнеры школы: работники территориальных органов ГИБДД, УМВД, МЧС, прокуратуры Вологодского района, специалисты юридического факультета ВГУ.

В разделе 4 Примерной программы воспитания «Основные направления самоанализа воспитательной работы» необходимо показать, каким образом в школе осуществляется самоанализ организуемой воспитательной работы.

К рабочей программе воспитания каждой школой разрабатывается ежегодный план-сетка (календарный план) воспитательной работы для каждого уровня общего образования. Таким образом, общеобразовательная организация разрабатывает единую программу воспитания и три календарных плана воспитательной работы.

Разработчики предлагают рассматривать При­мерную программу воспитания как “конструктор” для создания рабочей программы воспитания в общеобразовательной организации. Это делается для того, чтобы освободить общеобразовательные организации от излишней бумажной работы и дебюрократизировать процесс создания собственных рабочих программ воспитания. Наконец, по мнению разработчиков Примерной программы воспитания, нельзя забывать о самом важном: программа не является инструментом воспитания, ребенка воспитывает не документ, а педагог – своими действиями, словами, отношением. Программа лишь позволяет педагогам консолидировать усилия школы, семьи и других социальных институтов, направленные на воспитание обучающихся.