Информационно-методический и научно-педагогический журнал

bbs teen child fuck bbs


Наталья Юрьевна Степанова,
директор МОУ «Гимназия № 2» г. Вологды, к.п.н.;

Ирина Анатольевна Данилова,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе
МОУ «Гимназия № 2» г. Вологды;

Инна Николаевна Кожевникова,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе
МОУ «Гимназия № 2» г. Вологды,;

Светлана Николаевна Ригина,
заместитель директора по воспитательной работе
МОУ «Гимназия № 2» г. Вологды, к.п.н.

Аннотация
Статья раскрывает опыт разработки и апробации универсальной модели управления качеством образования на основе квалиметрического подхода на уровне общего образования. Описана деятельность по созданию условий реализации программ общего образования, обоснована инновационная система оценки планируемых результатов
Ключевые слова
Инновационная деятельность, система управления качеством образования, критериальный подход, оценка образовательных результатов

МОУ «Гимназия № 2» г. Вологды в 2017 году стала грантообладателем федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО) по направлению «Система управления качеством образования в школе».
Выбор данного направления не случаен. МОУ «Гимназия № 2» имеет большой опыт в области управления качеством образования. Управление качеством образования в гимназии носит демократический характер, который раскрывается в принципах партисипативности и рефлексивности, в положениях квалиметрического подхода.
Обеспечение нового качества образовательных результатов (личностных, метапредметных и предметных) осуществляется в гимназии в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС), обновлением содержания и технологий реализации основных общеобразовательных программ (далее – ООП), созданием комплекса условий, необходимых для их реализации.
Система управления качеством образования включает такие компоненты, как управление качеством результатов, качеством содержания и качеством условий. Мониторинг качества образования гимназии в условиях введения ФГОС общего образования включает в себя:
– мониторинг условий, содержащий оценку следующих объектов: нормативная правовая база введения ФГОС, научно-методическое сопровождение введения ФГОС, информационное обеспечение, кадровые условия, материально-техническое и финансово-экономическое обеспечение;
– мониторинг содержания и процесса образования в классах ФГОС, включающий оценку соответствия основных образовательных программ общего образования требованиям ФГОС; оценку соответствия технологий, форм и методов образовательного процесса требованиям системно-деятельностного подхода;
– мониторинг результатов, включающий оценку индивидуальных образовательных (учебных и внеучебных) достижений обучающихся гимназии с использованием стандартизированных и иных измерительных материалов; оценку уровня профессиональной компетентности педагогов; оценку удовлетворенности образовательным процессом со стороны участников образовательных отно­шений.
В гимназии разработано и действует Положение о мониторинге качества образования в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Особенностью системы качества образования является использование квалиметрического подхода к оценке эффективности управленческой деятельности школы, который предполагает установление показателей и критериев эффективности, методов, инструментов и данных для оценки, определение субъектов оценки, времени оценочных процедур, частоты проведения, обобщение и интерпретацию полученных результатов.
В гимназии реализуется инновационная система оценки планируемых результатов ООП ООО. В ее основе лежит технология многобалльного критериального оценивания достижений обучающихся (авторы – А.В. Воронцов, Г.А. Цукерман), технология формирующего оценивания. Используются различные шкалы оценки образовательных результатов: многобалльная, уровневая, квалиметрическая, бинарная. Данный подход направлен на решение основной задачи – развитие обучающегося в процессе становления его как субъекта разнообразных видов и форм деятельности, организации собственного учения старшеклассников (старшая школа) по индивидуальным образовательным программам, профильное обучение в 10–11-х классах. Особенности подхода закреплены в Положении о системе оценок, формах и порядке организации текущего контроля и промежуточной аттестации, Положении о зачетной системе в 10–11-х классах.
Деятельность в рамках реализации программы гранта позволила систематизировать и диссеминировать опыт управления качеством образования, совершенствовать систему управления.
Целью программы инновационной деятельности, осуществляемой в рамках гранта, явилось обоснование универсальной модели управления ка­чеством образования на основе квалиметрического подхода как необ­ходимого условия реализации ин­новационной деятельности по совершенствованию содержания и техно­логий обучения и воспитания в общеобразовательной организации.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Разработать и апробировать универсальную модель управления качеством образования на основе квалиметрического подхода на уровне общего образования.
2. Разработать модельные локальные акты образовательной организации, регламентирующие эффективное управление качеством образования.
3. Организовать сетевое сообщество образовательных организаций по проблеме управления качеством образования по решению наиболее актуальных задач образования.
4. Обеспечить освоение педагогами межпредметных образовательных технологий и повышение квалиметрической культуры учителя.
5. Обобщить опыт принятия управленческих решений по результатам мониторинговых процедур.
6. Сформировать механизмы привлечения общественности к оценке качества общего образования на уровне образовательной организации.
7. Модернизировать инфраструктуру гимназии (с помощью необходимого компьютерного оборудования создать информационно-библиотечный центр).
Концептуальная новизна инновационного проекта «Система управления качеством образования» заключалась в том, что система управления качеством образования рассматривается через призму взаимосвязанных процедур внутренней и внешней оценки качества образования на всех уровнях общего образования, осуществляющихся на принципах квалиметрического подхода, рефлексивности, партисипативности, преемственности.
В рамках инновационного проекта была проведена ревизия локальных нормативных актов в свете проблематики инновационной деятельности; скорректированы имеющиеся нормативные локальные акты в соответствии с результатами процедур внешней и внутренней оценки качества образования, включая всероссийские проверочные работы и независимые оценочные процедуры; разработаны модельные локальные акты, описывающие возможные варианты регламентации образовательной деятельности.
Диссеминация опыта управления качеством образования осуществлена путем проведения серии семинаров и вебинаров регионального и межрегионального уровня, создания и размещения видеоролика по заявленной теме на сайте гимназии и АОУ ВО ДПО «ВИРО», организации сетевого сообщества с общеобразовательными организациями России, подготовки и издания методических рекомендаций. Обратная связь с адресатами инновационного опыта осуществлялась через диагностику результатов участия руководящих и педагогических работников в работе семинаров, вебинаров, курсов повышения квалификации, организацию форумов.
Наш инновационный проект был предназначен для нескольких целевых групп, среди которых – руководители и педагоги общеобразовательных организаций Вологодской области и других субъектов РФ, специалисты и методисты информационно-методических центров.
В ходе инновационной деятельности разработаны и скорректированы локальные акты, обеспечивающие эффективное управление качеством образования: Положение о системе управления качеством образования МОУ «Гимназия № 2»; Положение о системе оценок, формах и порядке организации текущего контроля и промежуточной аттестации МОУ «Гимназия № 2»; Положение о системе внутренней оценки качества образования в МОУ «Гимназия № 2»,
В октябре–ноябре 2017 года были проведены следующие мероприятия:
– вебинар «Система оценки предметных и метапредметных результатов в аспекте требований ФГОС СОО». К вебинару был подготовлен электронный кейс, включающий следующие материалы: Положение о системе оценок, формах и порядке организации текущего контроля и промежуточной аттестации на уровне среднего общего образования в МОУ «Гимназия № 2», Положение о портфолио обучающихся 10–11 классов МОУ «Гимназия № 2», Положение о зачетной системе;
– вебинар «Подходы к оценке метапредметных результатов на институциональном уровне в соответствии с требованиями ФГОС общего образования»;
– межрегионального семинар «Система управления качеством образования на основе квалиметрического подхода в условиях введения и реализации ФГОС общего образования»;
– региональный семинар «Критериальный подход к оценке индивидуального прогресса обучающихся на основе различных шкал оценивания». К вебинару подготовлен кейс методических материалов, включающий примеры листов оценки образовательных результатов, образцы индивидуальных образовательных маршрутов на уровне начального общего, основного общего и среднего общего образования, модель оценки индивидуального прогресса обучающихся гимназии.
Подготовлены и изданы методические рекомендации по описанию модели управления качеством образования объемом 11 п.л.
В ходе инновационной деятельности 63% педагогических работников гимназии повысили квалификацию в области освоения межпредметных технологий и квалиметрической культуры. Часть педагогов участвовала и в программах стажировки в АНО ДПО Открытый институт «Развивающее образование» (г. Москва).
В ходе реализации проекта проведена диагностика профессиональных компетенций педагогов, что позволило разработать механизм повышения профессионального мастерства, внести изменения в содержание методической работы. Важной частью инновационной деятельности явилось создание и сопровождение работы сетевого сообщества образовательных организаций региона по проблеме управления качеством образования для взаимодействия по решению наиболее актуальных задач инновационной деятельности. Сетевое сообщество включает 30 организаций различных регионов России, которые осуществляют взаимодействие по вопросам качества образования.
Значимым достижением участия гимназии в инновационном проекте является модернизация инфраструктуры учреждения. На средства, выделенные из федерального бюджета, удалось приобрести оборудование для информационно-библиотечного центра, компьютерное и программное оборудование для обеспечения мониторинга оценки качества образования гимназии.
Все задачи, поставленные в ходе выполнения инновационного проекта, успешно выполнены. Опыт участия гимназии в грантовой инновационной деятельности позволил модернизировать инфраструктуру гимназии, организовать продуктивное сотрудничество с другими инновационными учреждениями области и других субъектов федерации, повысить качество управления в сфере оценки образовательных результатов обучающихся, совершенствования процесса и условий, обеспечивающих реализацию основных образовательных программ.