Информационно-методический и научно-педагогический журнал

bbs teen child fuck bbs

Аннотация: 

В статье рассматриваются вопросы оказания комплексной психолого-педагогической ранней помощи родителям (законным представителям) имеющим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, подготовка таких детей к посещению детского сада, представлены практические материалы и описание деятельности службы ранней помощи из опыта работы Консультационного центра МАДОУ «Детский сад № 77» города Череповца.

Ключевые слова: 

Дети с ограниченными возможностями здоровья; инклюзивное образование; ранняя помощь

         В МАДОУ «Детский сад № 77» г. Череповца накоплен большой опыт по работе с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья, и детей-инвалидов. Состав педагогических кадров характеризуется высоким уровнем квалификации и профессиональных достижений, а условия детского сада позволяют оказывать детям эффективную коррекционную помощь. В 2009 году в детском саду начала работать служба ранней помощи слабовидящим и слепым детям, в состав которой вошли руководитель службы, учителя-дефектологи, учитель-логопед, педагог-психолог. 

         Впервые в Вологодской области семьи, имеющие детей со сложной зрительной депривацией, получили возможность заниматься со специалистами на базе дошкольного учреждения и готовиться к поступлению в ДОУ. Многие слабовидящие и слепые дети, посещавшие службу ранней помощи, смогли интегрироваться в среду сверстников и развиваться в детском коллективе.
Служба ранней помощи консультационного центра получила высокую оценку как общественно полезный социальный проект, который стал победителем Регионального конкурса социальных и культурных проектов ОАО «Лукойл» в 2012 году. Благодаря грантовой поддержке специалисты службы ранней помощи существенно расширили спектр услуг для семей с детьми, имеющими сложные и сочетанные нарушения развития.
          Служба ранней помощи консультационного центра оказывает помощь семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, детей-инвалидов, повышает педагогическую грамотность родителей, знакомит их с возможностями современного образовательного процесса, разнообразием видов медицинской и социальной помощи. Родители знакомятся с положительным опытом обу­чения и воспитания детей-инвалидов на примере других семей, учатся создавать условия для дальнейшей социальной адаптации и интеграции ребенка в общество, активно включаются в процесс его реабилитации и личностного развития.
Основная цель службы ранней помощи – организация комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья раннего и дошкольного возраста как посещающим, так и не посещающим дошкольные учреждения.

                       Задачи, решаемые специалистами службы ранней помощи:

– организация мониторинга семей, нуждающихся в методической, диагностической, психолого-педагогической и консультационной помощи специалистов;
– формирование банка данных выявленных семей;
– профессиональная психолого-педагогическая и социальная поддержка семей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, ребенка-инвалида раннего и дошкольного возраста;
– обучение родителей методикам и приемам коррекционно-развивающей поддержки детей с особыми образовательными потребностями, предоставление им методической, психолого-педагогической, диагностической и консультационной помощи;
– создание материально-технических условий и доступной развивающей предметно-пространственной среды для активной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;
– ранняя специальная помощь ребенку: подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, воспитание и обучение с учетом его возможностей, коррекция отклонений в развитии;
– организация коррекционно-развивающей и образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, не посещающими дошкольное учреждение;
– адаптация, социализация и интеграция детей в группу детского сада;
– систематизация и распространение опыта организации службы ранней помощи на базе дошкольной образовательной организации.
Деятельность службы ранней помощи осуществляется бесплатно на основе интеграции деятельности специалистов.
В службе ранней помощи реализуются следующие формы работы:
– индивидуальное консультирование родителей в отсутствие ребенка;
– индивидуальные занятия специалиста с ребенком в присутствии родителя;
– групповое консультирование семей с одинаковыми проблемами;
– ответы на вопросы родителей, заданные по телефону либо с помощью функции «Задать вопрос» на официальном сайте организации;
– публичное консультирование: размещение материалов на официальном сайте;
– рассылка консультаций специалистов на электронные адреса родителей (законных представителей);
– распространение буклетов, информационных справочников, памяток.
         Работа службы ранней помощи включает мониторинг семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, составление списков родителей, посещающих занятия и консультации; индивидуальную работу с семьями детей-инвалидов, анкетирование, запись на вебинары. Режим работы и расписание специалистов максимально удобны для родителей и детей. Практикуется предварительная запись родителей к специалистам на консультацию по интересующей теме. Специалисты службы планируют свою работу на основании сведений, полученных из анкет для родителей, подбирают наиболее эффективный метод оказания помощи, рекомендуют родителям необходимую литературу, индивидуально подбирают упражнения, игры и игрушки для ребенка, развивающие его внимание, память, воображение, мелкую моторику.
         Специалисты службы ранней помощи оказывают консультационную помощь жителям города и района в вопросах развития, воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, создают доброжелательную атмосферу общения, обеспечивают родителю и ребенку близкую и понятную мотивацию деятельности, широко применяют игровые приемы, проблемные ситуации, опираясь на личный опыт семьи.
        Создание службы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам повышает качество образовательных услуг, обеспечивает доступность дошкольного образования через внедрение вариативных форм и инновационных методик; создает условия для повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений и организации службы ранней помощи в других организациях.
Мы считаем возможным распространение опыта работы службы ранней помощи в дошкольных образовательных организациях, так как это будет способствовать совершенствованию инновационной деятельности, развитию спектра образовательных услуг в дошкольном учреждении и повышению потенциала педагогических кадров