Информационно-методический и научно-педагогический журнал

bbs teen child fuck bbs

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы развития инфраструктуры и повышения качества услуг дошкольного образования через создание новой организационно-экономической модели - Консультационного центра инклюзивного образования детей раннего и дошкольного возраста на базе дошкольной образовательной организации. Автор рассматривает проблему организации консультативной и психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

 

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья; инклюзивное образование; консультационный центр.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, а также Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки России от 17 октября 2013 года № 1155, дошкольное образование детьми в возрасте от двух месяцев может быть получено как непосредственно в организации, осуществляющей образовательную деятельность, так и в форме семейного образования. Право выбора формы освоения дошкольного образования ФЗ-273, в соответствии с п. 1 и 2 ч. 3 ст. 44, оставляет за родителями (законными представителями детей).

Согласно п. 3 ст. 64 ФЗ-273, «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультационной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры».

На наш взгляд, основная сложность в предоставлении дошкольного образования в форме семейного образования заключается в отсутствии у многих родителей педагогической подготовки. Семейное образование выдвигает повышенные требования к личным качествам родителей, их уровню педагогических знаний, умению и готовности самообучаться и осваивать образовательную программу дошкольного образования. Для многих родителей достаточно сложно обеспечить качественное дошкольное образование своему ребенку, тем более, если это ребенок с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью.

В г. Череповце обеспеченность дошкольным образованием детей с трех до семи лет составляет 100%, а детей с 1,5 до трех лет – 95%. Эффективно работают в дошкольных организациях группы кратковременного пребывания, группы «Вместе с мамой». Большая часть родителей здоровых детей выбирают образование в дошкольных образовательных организациях, обращаясь за консультативной и методической помощью только на ранних этапах развития ребенка.

В то же время неуклонно увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. В связи с распространением идей инклюзивного образования, появлением новых законодательных актов, некоторые родители приводят детей с различными нарушениями развития в детские сады общеразвивающей направленности, где условия часто не позволяют оказывать квалифицированную помощь ребенку, а педагоги только учатся разрабатывать адаптированные общеобразовательные программы и индивидуальные маршруты развития ребенка.

В то же время многие семьи с детьми-инвалидами не пользуются услугами дошкольного образования по разным причинам: неосведомленность об услугах детских садов, недоверие родителей, проблемы архитектурной доступности, формальный характер деятельности педагогов, длительное лечение ребенка, постоянная госпитализация.

Поскольку приоритетной задачей системы дошкольного образования является интеграция детей с особенностями развития в социум, дети с недостатками развития, как и их нормально развивающиеся сверстники, должны иметь право быть принятыми в коллектив, развиваться в соответствии со своими возможностями и обретать перспективу участия в жизни общества, используя свой интеллектуальный и творческий потенциал. Дети с ограниченными возможностями здоровья и их родители должны пользоваться качественными и доступными услугами дошкольного образования, и форма консультационного центра представляется для решения этой задачи наиболее удобной.

При организации консультативных центров (пунктов) детские сады сталкиваются с множеством проблем: нормативная правовая база не разработана, материальные ресурсы ограниченны, доступность среды для детей-инвалидов минимальна, отсутствуют профильные специалисты, необходимый диагностический инструментарий и методическое обеспечение.

Как же обеспечить успешную социально-образовательную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и помочь родителям? По нашему мнению, деятельность консультационного центра (пункта) в дошкольной образовательной организации должна базироваться на трех составляющих: она должна иметь системный характер, отражать в полной мере специфику окружающего социума и удовлетворять особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и их родителей.

Консультационный центр инклюзивного образования детей раннего и дошкольного возраста детского сада № 77 действует с 2012 года. Он представляет собой профессиональное сообщество дошкольной образовательной организации, созданное для оказания всесторонней помощи родителям детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов раннего и дошкольного возраста. Специалисты консультационного центра осуществляют свою деятельность на основе авторских методик и программ с использованием творческого и индивидуально-дифференцированного подхода. Консультационный центр является структурной единицей дошкольной образовательной организации без образования юридического лица и ведет свою деятельность на бесплатной основе.

Консультационный центр расположен в специально оборудованном помещении и имеет три взаимосвязанные зоны: приемная – консультационная зона, зона диагностической и психолого-педагогической помощи, зона сенсорного развития. Дополнительно для оказания методической и консультационной помощи эффективно используются помещения дошкольной организации по целевому назначению: кабинеты учителей-дефектологов, кабинет конструирования и моделирования, комната песочной терапии, физкультурный и музыкальный залы, бассейн, тренажерная комната, учебно-методический кабинет, кабинет охраны и коррекции зрения.

Консультационный центр осуществляет свою деятельность на основе нормативных правовых актов федерального, регионального, муниципального уровня, наиболее значимые из которых:

‒ Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2013 № 273-ФЗ;

‒ Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минис­терства образования и науки от 17.10.2013 № 1155);

‒ Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «Об организации получения образования в семейной форме» от 15.11.2013 № НТ-1139/08;

‒ Методические рекомендации по организации и функционированию в субъектах РФ консультационного центра по взаимодействию дошкольных образовательных организаций различных форм и родительской общественности (Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ «О методических рекомендациях» от 22.12.2014 № 08-2170);

‒ Приказ Министерства труда РФ «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”» от 18.10.2013 № 544н;

‒ Закон Вологодской области «Об индивидуальном воспитании и обучении детей-инвалидов и детей, находящихся на длительном лечении» от 31.01.2005 № 1217-ОЗ.

Дополнительными нормативными основаниями служат концепции, программы, национальные проекты, связанные с модернизацией и развитием российского образования, социальной защитой и охраной здоровья детей и взрослых, локальные акты дошкольной образовательной организации. К ним относятся:

‒ Положение о консультационном центре инклюзивного образования детей раннего и дошкольного возраста;

‒ Приказ о создании консультационного центра;

‒ Порядок работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами в консультационном центре;

‒ должностные инструкции специалистов;

‒ журнал регистрации обращений;

‒ журнал учета форм работы специалистов консультационного центра;

‒ форма заявления родителей;

‒ договор с родителями;

‒ Программа работы консультационного центра;

‒ индивидуальные образовательные маршруты детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов раннего и дошкольного возраста.

Система работы консультационного центра уникальна, она представляет собой целостное сочетание вариативных форм дошкольного образования: группы кратковременного пребывания, центра игровой поддержки, лекотеки, службы ранней помощи, временной интеграции, методической и консультационной помощи, в том числе дистанционной. Консультационный центр является также источником непрерывного образования и обмена опытом педагогов и специалистов образовательных организаций в очной и заочной формах в сетевом образовательном пространстве.

Родители (законные представители) получают знания о методиках и приемах коррекционно-развивающей поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, посещают консультации и практические семинары, обмениваются опытом семейного воспитания.

В процессе работы консультационного центра формируется адекватное отношение педагогов дошкольных образовательных организаций к детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам, интерес и желание работать с ними, организуются семинары и вебинары с целью обучения педагогов сотрудничеству с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья раннего и дошкольного возраста.

В результате деятельности консультационного центра инклюзивного образования детей раннего и дошкольного возраста, предоставляющего методическую, психолого-педагогическую, диагностическую и консультационную помощь родителям (законным представителям), повышается качество образования детей раннего и дошкольного возраста, обеспечиваются доступность дошкольного образования независимо от места проживания, реализуются индивидуальные траектории развития детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов раннего и дошкольного возраста, участие родителей в сетевых формах образования.