Информационно-методический и научно-педагогический журнал

bbs teen child fuck bbs
  • Категория: Стажировочная площадка
  • Просмотров: 1220

Аннотация:В статье описывается опыт работы школы в рамках реализации региональных и федеральных проектов по повышению качества образования в школах с низкими результатами обучения и школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.

Ключевые словаОбразовательная организация; федеральная целевая программа развития образования; сложные социальные условия

          Принимая решение об участии в конкурсе проектов по улучшению результатов деятельности общеобразовательных организаций Вологодской области, работающих в сложных социальных условиях, думали ли мы (коллектив) о том, какие изменения произойдут в школе? Конечно, не только думали – формулировали цель и задачи проекта. Планировали работу по их реализации. Надеялись, что все так и будет.

         Главной целью проекта являлось создание условий для самореализации и саморазвития как учащихся, так и учителей, которые бы обеспечили улучшение результатов обучения, воспитания и развития обучающихся. Мы были убеждены, что наша школа находится в тех самых сложных социальных условиях, и результаты обу­чения нас не устраивали.

        Можем ли мы изменить условия для наших учеников? Этот вопрос не раз обсуждался в учительском коллективе. Есть условия, которые мы не в силах изменить, но мы можем помочь семье и детям, используя наш педагогический потенциал. Анализ ситуации, возможностей коллектива, запросов родителей и учащихся способствовали определению задач реализации поставленной цели. Учитывая, что успешность решения задач обеспечивается управлением, основу которого составляет мониторинг, продумали критерии, показатели и индикаторы эффективности решения задач, методики отслеживания изменений (см. табл.).

Задачи Критерии Показатели
Повысить мотивацию познавательной деятельности обучающихся Качество освоения образовательной программы основного общего образования Положительная динамика результатов обучения, познавательной мотивации, удовлетворенности познавательной деятельностью
Создать дополнительные условия для раскрытия способностей и самореализации обучающихся и педагогов Удовлетворенность внеурочной деятельностью детей и родителей. Расширение реестра внеурочных занятий Увеличение числа учащихся, участвующих в различных конкурсах, смотрах, в том числе детей, требующих особого внимания. Положительная динамика удовлетворенности внеурочной деятельностью
Повысить комфортность образовательной среды Социально-психологический климат в классных коллективах Снижение тревожности, количества пропусков занятий, нарушений дисциплины и правонарушений, повышение активности

        Решая первую задачу – повышение мотивации познавательной деятельности обучающихся, мы сформулировали новую методическую тему школы – «Совершенствование профессиональных компетенций учителя, необходимых для повышения мотивации к обучению, осуществления развивающей деятельности». Начали с актуализации знаний теории и методики мотивирования. Методические объединения работали в логике научно-практического исследования: экспериментально проверяли влияние на активизацию познавательной деятельности различных технологий, приемов, способов и форм урока. В основу положили использование проектной и исследовательской технологий, реализацию субъект-субъектных отношений и принципов ситуационного обучения. Разработали и приняли уровневую модель системы педагогического самообразования. Ввели в постоянную практику само- и взаимоанализ педагогической деятельности.

         Решение второй задачи – создание условий для раскрытия индивидуальных способностей обучающихся, осознанного выбора путей продолжения образования предполагало расширение спектра внеурочных занятий на базе школы, кружков и ­объединений по интересам. Увеличили время на изучение русского языка и математики. Ввели в учебный план дополнительные предметы: «Риторика», «Информатика и ИКТ, пропедевтический курс», спецкурс «Выбор профессии» для учащихся 7-х классов. Благодаря сотрудничеству с Губернаторским колледжем народных промыслов, Вологодским колледжем технологии и дизайна, Вологодским колледжем связи и информационных технологий, строительным колледжем, расширили перечень профессиональных практик учащихся 8–9-х классов. Без финансовой поддержки из средств гранта решение этой задачи было бы весьма затруднительным.

        В целях повышения комфортности образовательной среды стандартизировали и регламентировали индивидуальную работу по ликвидации академической задолженности, разработали локальные акты, обеспечивающие прозрачность контроля учебных результатов, использование современных технологий проверки и оценки учебных достижений.

 Если считать, что УСПЕХ – это достижение поставленных целей в задуманном деле, положительный результат чего-либо, общественное признание, то, несомненно, мы добились его. Приведу лишь несколько фактов: удовлетворенность образовательным процессом детей и родителей повысилась на 12%, мотивация учения в 5-х классах повысилась на 8%, в 10-м классе – на 18%. В 2016 году ГИА сдали все выпускники. В дополнительно оплачиваемых кружках занимались 250 учащихся, в том числе 35 детей с девиантным поведением. Выросло число детей, участвующих в смотрах и конкурсах различного уровня до 88%, а один из наших учащихся, Е. Кудряков стал победителем городского конкурса «Ученик года». В 2016 году в научно-практических конференциях муниципального, регионального, федерального и международного уровня участвовали 18 учащихся (в 6 раз больше, чем в 2014 г.), 8 из них – победители или призеры, например, Вирзнева Арина стала лауреатом XXIV Всероссийского конкурса юношеских чтений им. В.И. Вернадского. В течение 2014–2016 годов 35% учителей получили сертификаты победителей и призеров профессиональных форумов различного уровня. Сегодня у нас есть 6 лауреатов международного форума Общероссийской Малой академии наук «Интеллект будущего» (2014 г., 2016 г.), победитель и 3 лауреата городского конкурса «Педагогический дебют» (2014 г., 2016 г.) и т.д. Школа добилась присвоения ей имени Василия Ивановича Белова. Работа вокруг имени знаменитого земляка объединяет коллектив школы, требует поиска новых форм работы.

         Если УСПЕХ – от слова «успеть», то за короткое время (полтора года), мы успели главное – убедились, что можем изменить ситуацию «неуспешная школа». Все чаще слышим: «Хочу, чтобы мой ребенок учился в вашей школе», «У вас прекрасный коллектив, теплые, добрые отношения», «Я горжусь своей школой» и др.

Как-то меня спросили: «Неужели это конкурс проектов способствовал вашим успехам?». Может быть, мы и пришли бы к таким результатам когда-нибудь, но именно конкурс и разработка проекта позволили решить поставленные задачи более эффективно, т.е. за короткое время мы достигли значительных результатов. Поднявшись на ступеньку выше, продолжаем двигаться дальше. Участвуем в новых проектах: выиграли грант ПАО «Лукойл» на реализацию проекта «Малые беловские чтения»; в 2017 году стали школой-куратором регионального проекта по мероприятию 2.2 Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы «Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространения их результатов».

        У нас 4 подшефные школы. Обдумывая планы сотрудничества, задавались вопросом: сможем ли помочь другим школам изменить качество образования? Изменить, то есть найти новые направления развития коллектива, продвинуться в совершенствовании профессиональных навыков, увлечь новыми идеями детей и родителей. Мы далеки от мысли, что сразу повысятся результаты обучения, что дети моментально станут умнее и ­разумнее. Изменения произойдут постепенно в результате системной деятельности, которая будет направлена на решение задач, принятых всеми. Определить эти задачи – первый шаг, который осуществляется на основе проблемного анализа ситуации.

        Организуя методическое взаимодействие педагогических коллективов нашей и подшефных школ, в рамках семинаров, взаимных посещений делается анализ и сравнительная оценка существующей ситуации и потенциальных возможностей каждого коллектива. В ходе обсуждения открытых уроков, мастер-классов учителя и руководители смогут обменяться педагогическими находками, идеями. Педагогические коллективы школ, несомненно, найдут новые подходы в решении проблем реализации ФГОС нового поколения, повышения результатов образования. Методические материалы, практические разработки по вопросам управления профессиональным ростом учителя, формирования и развития универсальных учебных действий на уроках в начальной и основной школе помогут руководителям и учителям курируемых школ апробировать наши находки в своей педагогической практике. Предполагается оказание консультационной помощи в режиме онлайн, в ходе непосредственных контактов по вопросам психологического сопровождения и педагогического обеспечения учебных занятий.

         Учителя школы готовы делиться опытом работы. Наверняка заинтересует коллег программа «Духовно-нравственное развитие младших школьников в ходе занятий кружка “Я – вологжанин”, разработанная Смирновой Татьяной Алексеевной, учителем начальных классов, лауреатом премии П.А. Колесникова. Коллектив имеет интересные наработки по организации групповой проектной деятельности на уроке и во внеурочное время, особенной мы считаем сформированную в нашей школе технологию мониторинга УУД в рамках групповой проектной деятельности. Этой теме посвящен мастер-класс Марины Константиновны Лезовой, на который уже целенаправленно записываются педагоги области. В методической копилке коллектива ряд педагогических технологий оценки учебных достижений. Анна Михайловна Барболина, учитель русского языка и литературы, Ирина Владимировна Жирохова, учитель математики, готовы поделиться использованием критериального подхода, уровневых проверочных работ для мониторинга динамики индивидуальных учебных достижений. Учителя иностранных языков могут продемонстрировать использование накапливающейся оценки на уроке. Коллектив разрабатывает технологии мини-исследований на уроках. Об этом мастер-класс Ольги Ивановны Шуиной.

         Мы рассматриваем кураторство как одно из средств совершенствования профессионализма. Уча других – учимся сами. Кураторство способствует анализу и самооценке своей деятельности, самосовершенствованию, осмыслению и распространению опыта работы. А значит, движение вперед продолжается.

Каковы же они – слагаемые успеха? Если коротко, это постоянное движение вперед, объединенное общими целями и идеями; осмысленность коллективных действий, повышение предметной, методической и психологической компетентности учителя, усердие и упорство в стремлении помочь стать лучше.