Информационно-методический и научно-педагогический журнал

bbs teen child fuck bbs
  • Категория: Стажировочная площадка
  • Просмотров: 4020

Аннотация

В статье представлены результаты деятельности школы, работающей в сложных социальных условиях: проблемы и подходы к их решению.

Ключевые слова

Школа, образовательная деятельность, социальные условия

«Никакая идея, не будучи положенной на серьезную нормативную основу и не обеспеченной соответствующими механизмами, в том числе организационными и финансовыми, не может быть реализована с достаточной степенью эффективности и предсказуемыми результатами».

Э.Р. Баграмян,
заведующий лабораторией анализа состояния и перспектив развития образования Российской академии образования, к.п.н.

В последнее время много говорится о показателях результативности школы. Нужно понимать, что показателей результативности может быть много, но существуют определенные ограничения, в первую очередь по наличию данных и по способности показателя дифференцировать школы. Условно все показатели могут быть разделены на несколько концептов: показатели результатов ЕГЭ; показатели результатов всероссийских проверочных работ (ВПР); показатели успеваемости учеников; результативность участия в олимпиадах разных уровней; данные по качеству и количеству полученных аттестатов.

По вышеназванным параметрам можно определить устойчиво успешные и устойчиво неуспешные школы. Для выявления различий между этими школами существует целый ряд переменных, характеризующих школы. Их тоже можно разделить на ряд концептов: финансирование, материально-техническое обеспечение, кадровое обеспечение, социальная ситуация. Знание указанных концептов позволяет понять, какие проблемы являются характерными для школ, демонстрирующих устойчиво низкие результаты образовательной деятельности.

В нашей школе на протяжении нескольких лет результаты образовательной деятельности остаются невысокими. Главный вопрос – почему? Факторов много, однако одним из наиболее важных, сопутствующих низким учебным достижениям, остается осложненный контингент учащихся и низкий социально-экономический потенциал их семей. Сложившаяся ситуация представляется объективно крайне сложной. Но вместе с тем она является также и результатом отсутствия на протяжении длительного времени эффективных управленческих решений на государственном уровне, направленных на поддержку учебной мотивации школьников, профессиональной инициативы учителей, их общей заинтересованности в максимально возможных достижениях. Главное, что мешает ставить такие цели и находить средства для их решения, – это смещение фокуса в образовательной стратегии школы.

Обучая детей с неблагополучным семейным статусом, школа берет на себя фактически функции семейного присмотра и ухода за учениками, решая охранительные и воспитательные задачи и перенося на них акцент со своих прямых, собственно образовательных задач (часто мы рассматриваем это как свою особую «миссию», которая начинает работать как защитный механизм при обсуждении вопросов о качестве образования). Нам кажется, что учебные результаты – это еще не все, ведь важно воспитать молодого человека, дать ему путевку в жизнь, что мы успешно делаем. Тем не менее школа в какой-то степени ограничивает свои возможности дать ученикам шанс на успех и конкурентоспособность, поскольку даже позитивный социальный опыт не может компенсировать им отсутствие достаточной подготовки к продолжению образования.

Схема

Внутришкольная модель (с использованием специализированного модуля),

обеспечивающая учительский рост

deag

deag1

 

Данные самообследования школы показывают наличие и кадровых проблем, требующих своего решения и на которые школа не в состоянии повлиять. Это, прежде всего, «старение» педагогических кадров и отсутствие притока молодых специалистов, а также недостаточная обеспеченность потребности школы в квалифицированных педагогических кадрах, нехватка узких специалистов (педагога-психолога, педагога-логопеда, коррекционного педагога, дефектолога) необходимой квалификации.

Изменить привычный уклад трудно еще и потому, что ряд работающих в школе учителей имеют недостаточный уровень предметной и методической подготовки, не готовы осваивать и применять в учебном процессе новые педагогические технологии, имеют низкую мотивацию к повышению уровня профессионального мастерства (особенно среди тех, кто имеет большой стаж работы в школе). Возможности наиболее действенного способа повышения мотивации – материального стимулирования – в современных условиях весьма ограниченны. Кроме того, по мнению педагогов, основными причинами, которые мешают внедрять в практическую деятельность передовой опыт, новые педагогические технологии, является слабая материальная поддержка инновационных процессов и недостаток времени.

Таким образом, низкие образовательные результаты школ, подобных нашей, обусловлены тем, что, работая в сложных социальных контекстах, педагоги сталкиваются с наиболее проблемным контингентом учащихся, не имея необходимого для этого ресурсного потенциала.

Администрация, давно обеспокоенная таким положением дел, искала выходы из создавшейся ситуации. Осознание проблемных зон на государственном уровне отражено в федеральной программе Российской Федерации «Развитие образования на 2013–2020 гг.» и предусматривает ряд мероприятий, направленных на «повышение качества образования в школах с низкими результатами и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях». 2 января 2016 года Президент РФ подписал ряд поручений по итогам заседания Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования, состоявшегося 23 декабря 2015 года. В них отмечена задача формирования национальной системы учительского роста. Чтобы перевести решение проблемы в практическую плоскость, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» (далее – Академия) разработало дополнительную профессиональную программу «Тьюторское сопровождение команд педагогических работников школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в сложных социальных условиях, по вопросам внедрения и реализации комплексных моделей учительского роста».

В целях совершенствования управленческих навыков администрация школы практически всем составом приняла участие в дистанционных курсах повышения квалификации по данной программе. Итогом обучения явилось создание комплексной модели учительского роста для нашего образовательного учреждения (схема), в которой представлены ее цель и задачи, специфика школы, ожидаемые результаты и риски внедрения, условия реализации модели, категории и функции участников мероприятий по укреплению кадрового потенциала, программа внедрения, финансово-экономическая и материально-техническая обеспеченность, организационно-кадровое обеспечение, а также научно-методическое сопровождение модели учительского роста. Каждый раздел содержит модель обеспечения, план (программу) внедрения и план контроля за ее реализацией. Данная разработка была оценена экспертной группой и предложена в качестве типовой комплексной модели № 1, размещенной на сайте Академии во вкладке «Национальная система учительского роста. Обмен опытом».

C мая 2017 года образовательные организации, отобранные для участия в проекте субъектами федерации, должны были начать внедрение комплексных моделей учительского роста. Но, как отметили участники курсов, это возможно лишь при условии разработки региональных и муниципальных моделей, где будут четко прописаны организационные механизмы взаимодействия со школами, функции участников, формы поддержки. Школы не в состоянии решить многие проблемы самостоятельно и не должны оставаться с ними один на один. В процессе обучения школьные команды, сформированные из представителей разных регионов разрабатывали в формате ролевой игры модели учительского роста. Для всех команд наибольшую трудность вызвала разработка разделов «Финансово-экономическое» и «Материально-техническое обеспечение», так как эти факторы во многом не зависят от самих школ. В то же время именно они (наряду с профессионализмом учителей), как показывают данные социологических опросов и исследований, значительно влияют на результаты деятельности школ.

По результатам исследования ученых Международной лаборатории анализа образовательной политики НИУ ВШЭ, разница в образовательных результатах (в частности, ЕГЭ) связана с тем, насколько школьники обеспечены образовательными ресурсами. Неравенство ресурсов прослеживается как на уровне семей, так и на уровне государственного финансирования школ. При этом данные факторы находятся вне сферы влияния самих педагогов и школ, поэтому оценивать их по этому результату некорректно. Не на уровне школы должна решаться и задача кластерного подхода к оценке результатов работы образовательных организаций.

Таким образом, в силу ряда объективных причин, на сегодняшний день школа не в состоянии обеспечить 100%-ное внедрение модели. Поэтому нами было принято решение – использовать в практике лишь те элементы модели, на которые мы способны повлиять.

Приоритетным направлением работы определили создание условий по построению персонифицированных программ профессионального роста педагогических работников. Первый шаг при построении эффективной внутришкольной системы повышения квалификации состоит в возможно более точном определении профессиональных дефицитов, имеющихся у учителей школы (таблица). В результате проведенного в мае 2017 года анкетирования педагогов выделено 3 группы дефицитов: общепедагогические (профессиональные умения), личностные и связанные с реализацией ФГОС.

С августа 2017 года для построения перспективной траектории развития педагога планируется использовать специализированный модуль – «Конструктор образовательной траектории», размещенный на сайте Академии в рамках блока «Национальная система учительского роста». Он предусматривает несколько процедур, основанных на анкетировании различных групп респондентов: наряду с самооценкой педагога экспертную оценку двух представителей администрации и трех коллег. В перспективе предполагается оценка профессионализма учителей учащимися и выпускниками. Затем составляется и реализуется программа самообразования, которая является достаточно эффективным способом повышения квалификации при наличии у педагога необходимой мотивации. Модуль имеет открытую и закрытую часть: в первой располагается информация, доступная для всех желающих ею воспользоваться; во-второй – информация, касающаяся конкретных образовательных организаций или отдельных педагогов, пользующихся информационными ресурсами Академии.

Таблица

Три области умений, являющихся предметом экспертной оценки,

существенных для достижения высоких результатов обучения

Общепедагогические профессиональные умения, компетенции, трудовые действия и установки Профессиональные умения, необходимые для реализации ФГОС ОО

Личностные

качества учителей

• предметные знания и умения;

• обеспечение успешности учебной деятельности;

• проектирование адекватных содержанию и особенностям учащихся планируемых результатов обучения;

• создание и поддержание рабочей атмосферы в классе (речь идёт именно о рабочей атмосфере, а не о дисциплине);

• создание комфортной психологической атмосферы;

• стремление к достижению более высоких результатов обучения каждым обучающимся;

• обеспечение доступности содержания обучения;

• индивидуализация обучения;

• дифференциация обучения;

• организация внеурочной работы (кружки, элективные курсы, факультативы, студии и т.д.);

• подготовка к олимпиадам и конкурсам;

• систематическое проведение дополнительных занятий с сильными учащимися;

• систематическое проведение дополнительных занятий со слабыми учащимися;

• осуществление формирующего (поддерживающего, промежуточного)оценивания в ходе учебного процесса, необходимого для получения обратной связи о текущих результатах обучения;

• объективность контроля знаний и умений;

• систематичность контроля знаний и умений;

• предотвращение и разрешение конфликтных ситуаций;

•управление учащимися с девиантным поведением (актуально для учителей школ, функционирующих в сложных условиях)

•формирование регулятивных УУД;

•формирование коммуникативных УУД;

•формирование познавательных  УУД;

•организация исследовательской деятельности;

•организация проектной

деятельности;

•организация самостоятельной познавательной

деятельности учащихся

• организованность;

• ответственность;

• культура речи;

• общая культура;

• тактичность;

• требовательность;

•доброжелательность;

• терпимость;

• интеллект;

•коммуникабельность;

• эмпатия

Разумеется, возможно повышение квалификации и через участие в работе школьных методических объединений, посещение и обсуждение уроков других учителей, участие в работе мастер-классов и педагогических мастерских. Однако эти формы работы рассчитаны на усредненного педагога и не позволяют в полной мере учесть его индивидуальные потребности. Поэтому в нашем случае будем ориентироваться, во-первых, на индивидуальную поддержку педагога со стороны администрации и опытных учителей, которые владеют профессиональными умениями, являющимися дефицитными для учителя; во-вторых, на формирование проблемных групп (школьных педагогических команд), выходящих за рамки школьных методических объединений учителей.

При выборе форм повышения квалификации администрация будет ориентироваться на индивидуальные запросы педагога (кто-то предпочитает самообразование, кто-то – практико-ориентированные семинары, а кто-то – мастер-классы). Предпочтительные формы повышения квалификации учителей были определены путем ранжированного списка. Научно-методическое сопровождение педагогов будет строиться по четырем направлениям: информационно-методическое; консультационно-методическое; учебно-методическое; обновление содержания общего образования (внедрение ФГОС ООО, профильного обучения, обучение лиц с ОВЗ).

Сможет ли в дальнейшем школа реализовать другие модули модели, будет зависеть и от внешних условий. Реализация национальной системы учительского роста в школах с низкими результатами обучения направлена на овладение педагогами профессиональными компетенциями для эффективной профессиональной деятельности. На наш взгляд, система тогда принесет результаты, когда будут проработаны все ее элементы и организовано взаимодействие всех участников сверху донизу.