Информационно-методический и научно-педагогический журнал

bbs teen child fuck bbs

Практика дистанционного обучения

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Габриэлян Татьяна Александровна,

директор БПОУ ВО «Вологодский строительный колледж»

Буторина Светлана Павловна,

заместитель директора по стратегическому планированию и информационному обеспечению БПОУ ВО «Вологодский строительный колледж»

Исакова Наталья Анатольевна,

преподаватель БПОУ ВО «Вологодский строительный колледж»

Аннотация

В статье раскрывается опыт Вологодского строительного колледжа по организации дистанционного обучения. Он основан на результатах участия в федеральном проекте «Молодые профессионалы» и организации учебного процесса в условиях режима функционирования «Повышенная готовность».

Ключевые слова

Электронное обучение, дистанционное обучение, образовательные технологии.

В Стратегии социально-экономического развития Вологодской области до 2030 года развитие профессионального образования и подготовки кадров определено в качестве одного из приоритетов развития региона. В числе направлений этого процесса названы: повышение адаптивности профессионального образования к потребностям рынка труда; формирование системы непрерывного образования для трудоспособного населения посредством реализации на базе профессиональных образовательных организаций широкого перечня образовательных программ; повышение уровня профессионального образования незанятого населения, в том числе безработных и пожилых граждан. Инструментом достижения данных целей является участие колледжей и техникумов области в федеральном проекте «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование». Одно из мероприятий данного проекта – поддержка профессиональных образовательных организаций в целях обеспечения соответствия их материально-технической базы современным требованиям. В 2019 году Вологодский строительный колледж признан победителем конкурсного отбора на предоставление грантов из федерального бюджета в рамках выполнения данного мероприятия.

Ключевая задача реализуемого колледжем проекта – обновление и модернизация материально-технической базы мастерских колледжа в соответствии с требованиями инфраструктурных листов Ворлдскиллс Россия и ФГОС СПО. Но не менее важны изменения в содержании и технологиях реализации основных и дополнительных образовательных программ с использованием закупленного оборудования. В числе инструментов реализации программ предусмотрено использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Решение данной задачи актуализировало работу педагогов колледжа с системой дистанционного обучения на платформе Moodle (http://do.vologda-vsk.ru). Она является основой электронной информационно-образовательной среды колледжа. Ее содержательное наполнение – это онлайн-курсы, обеспечивающие для обучающихся, независимо от места их нахождения, достижение и оценку результатов обучения. Созданные преподавателями и мастерами производственного обучения курсы по дисциплине (модулю) содержат теоретический материал, видеофильмы, презентации, методические материалы для практических/лабораторных работ и проверки знаний.

Введение на территории области режима функционирования «Повышенная готовность» потребовало перевода образовательного процесса в колледже в дистанционный формат и освоения новых интерактивных платформ и программных продуктов.

Педагоги колледжа работают на образовательной платформе «Цифровой колледж Вологодской области» (https://35.edu-reg.ru) в системе электронного обучения «Академия-Медиа3.5». Платформа содержит все компоненты учебно-методического комплекса:

– электронный учебник – иллюстрированный тео­ретический материал с интерактивными ссылками;

– демонстрационные материалы – дополнительные теоретические материалы в форме анимации, слайд-шоу, видео;

– интерактивные практические задания;

– контрольно-оценочные средства – тестовые задания и вопросы для оперативного отслеживания освоения учебного материала обучающимися.

В условиях дистанционного обучения педагоги колледжа используют ресурсы образовательных платформ нескольких электронно-библиотечных систем: IPRbooks (http://www.iprbookshop.ru), издательства «Просвещение» (https://media. prosv.ru), «Юрайт» (https://urait.ru). Подобная практика существовала и ранее, в текущих условиях она приобрела особую актуальность при объяснении учебного материала и выполнении практических заданий.

Наиболее популярными видеосервисами являются ZOOM и Skype. С использованием данных программ педагоги проводят онлайн-уроки, индивидуальные и групповые консультации по курсовому и дипломному проектированию, используют такие инструменты, как демонстрация экрана и интерактивная доска. Они очень помогают при работе с чертежами.

ZOOM нашел применение и как инструмент подготовки участников чемпионата «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)», в частности по компетенции «Инженерный дизайн CAD». Участ­никам соревнований по компетенции «Экс­плу­атация и обслуживание многоквартирного дома» по­могает информационная система «ЖЭКА-ПРО­ФИ», разработанная Фондом ЖКХ (https://jeka-profi.ru). Здесь размещены материалы, необходимые для успешного выполнения различных модулей конкурсного задания.

Внеучебная занятость студентов также обеспечена различными онлайн-ресурсами. Их перечень размещен во вкладке «Дистанционное обучение» на сайте колледжа (https://www.vologda-vsk.ru/home/novosti/357-distantsionnoe-obuchenie). Сту­денты участвуют в дистанционных олимпиадах, побеждают в вокальных конкурсах, вместе с классными руководителями посещают виртуальные экскурсии в музеях, смотрят и обсуждают онлайн-спектакли известных театров, фильмы на видеоплатформах.

Сотрудники библиотеки колледжа используют возможности социальной сети «ВКонтакте» (https://vk.com/bibvsk), где размещают материалы для учебных занятий и для внеурочной деятельности. Студенты были привлечены к созданию проекта «Помним. Гордимся. БПОУ ВО «Вологодский строительный колледж», посвященного 75-летию Побе­ды в Великой Отечественной войне (https://vk.com/public194225220).

Работа в условиях дистанционного обучения позволила и студентам, и педагогам актуализировать имеющиеся и сформировать новые IT-компетенции. Обучающиеся приобрели опыт применения различных информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности. Пре­подаватели и мастера производственного обучения сформировали навык организации учебного процесса на базе современных IT-технологий, освоили ранее не применявшиеся инструменты электронного обучения и дистанционные образовательные технологии. Надеемся, что они станут средствами реализации образовательных программ на основе созданной в рамках проекта «Молодые профессионалы» материально-технической базы мастерских.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Игнатьева Анна Сергеевна,

и.о. заведующего кафедрой педагогики и методики преподавания
учебных предметов АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования», к.филол.н.

В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса на всех уровнях общего образования. В условиях реализации карантинных мероприятий внеурочная деятельность, как и учебный процесс, должна осуществляться в дистанционной форме, поэтому особую актуальность сегодня приобретает использование цифровых образовательных ресурсов, которые позволяют организовать интересную и увлекательную деятельность школьников в формах, отличных от урока. Для успешной организации внеурочной деятельности в дистанционной форме учителю прежде всего необходимо иметь представление о возможных вариантах ее организации и о бесплатных общедоступных цифровых ресурсах, которые можно использовать в образовательных целях с учетом возрастных особенностей обучающихся.

В качестве форм организации дистанционной внеурочной деятельности можно использовать образовательные путешествия и виртуальные экскурсии, читательские и зрительские марафоны, веб-квесты, виртуальные встречи с интересными людьми, лектории, дистанционные конкурсы и фестивали, проекты. Указанные формы позволяют организовать дистанционную внеурочную деятельность по всем пяти направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общекультурное, общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное) на уровне начального, основного и среднего общего образования.

Организация внеурочного занятия в форме виртуального путешествия или экскурсии предполагает тему, определенную учителем, и включает 2–3 вопроса, позволяющие осмыслить полученные впечатления (их можно зафиксировать в чате или в личном портфолио). Для организации образовательных путешествий (как правило, в их основе знакомство с географическими объектами) или виртуальных экскурсий (посещение и знакомство с экспозицией музеев и выставочных залов) учитель может использовать следующие ресурсы: подборку виртуальных экскурсий и путешествий онлайн-журнала «Школь­нику» (художественные музеи, музеи-заповедники, этнографические и археологические музеи, военные музеи и историко-мемориальные комплексы, музеи техники – 40 ресурсов, контент которых ориентирован на детскую аудиторию) – http://journal-shkolniku.ru/virtual-ekskursii.html; большое путешествие по Эрмитажу – https://bit.ly/33nCpQg; экскурсии по ведущим художественным музеям мира – https://muzei-mira.com/.

Прекрасные ресурсы для организации виртуальных путешествий и экскурсий указаны на сайтах учреждений культуры Вологодской области, Вологод­ского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Здесь размещен виртуальный проект «Вологодский Софийский собор» (https://sophia-vologda.ru/), который позволяет осмотреть и Вологодский Кремль, и фрески Софийского собора; виртуальный тур «Святыни Вологодской епархии» (https://www.vologdamuseum.ru/ep/vtour.html); виртуальный тур по архитектурно-этнографическому музею Вологодской области «Семенково» (https://www.semenkovo.ru/ru/virtualnyy-tur-po-muzeyu).

Особо хочется отметить виртуальное путешествие по Кремлю Москвы (http://tours.kremlin.ru/) и сайт Президента России для граждан школьного возраста (http://kids.kremlin.ru/), где в простой и доступной форме раскрыты темы государственного устройства, задачи основных социальных институтов, где каждый ученик может поучиться в Школе будущих президентов – в игровой форме оценить свою готовность принимать решения и справляться с задачами управления.

Данные сайты могут стать основой для организации не только виртуальных экскурсий и путешествий, но и образовательных квестов. Интернет-квест предполагает, что участникам необходимо пройти маршрут, заранее определенный учителем, используя подсказки и выполняя предложенные задания. Для подготовки образовательного квеста учитель продумывает систему вопросов/заданий по конкретному ресурсу (например, сайт журнала «Школьнику»), выполнить которые можно, только если найдена нужная страница сайта и информация, размещенная на ней. Авторские квесты для школьников, готовые для использования во внеурочной деятельности, представлены на сайте по адресу: https://elducation.ru/.

Читательские и зрительские марафоны как дистанционная форма внеурочной деятельности пре­дусматривают систематическое обращение обучающихся к произведениям литературы и искусства. Зрительский марафон предполагает просмотр художественных фильмов или спектаклей и их последующее обсуждение со сверстниками или родителями. Для организации зрительского марафона можно использовать ресурсы фильмотеки Российской электронной школы (https://resh.edu.ru/movie/ и https://resh.edu.ru/theatre/), сайта «Театр дома» (https://alltheater.ru/category.php?cat=moscow). Учитель готовит список фильмов/спектаклей для просмотра и организует их обсуждение в чате (возможна подготовка отзыва для портфолио).

Для организации читательского марафона учитель готовит подборку литературных произведений, которые школьник может прочитать или прослушать в аудиоформате, 2–3 задания или вопроса, способствующие осмыслению прочитанного. Тексты произведений для чтения можно найти на сайте «ЛитРес:Школа», где представлены более 10 тыс. произведений классической и современной литературы для детей и юношества (https://www.litres.ru/litres-school/), на сайте «Журнальный зал» (https://magazines.gorky.media/), который предоставляет бесплатный доступ к произведениям современных авторов, опубликованным на страницах «толстых» журналов за последние 20 лет. Интересный материал (более 3700 диафильмов по литературным произведениям) представлен на сайте Российской государственной детской библиотеки (https://arch.rgdb.ru/xmlui/). Обучающиеся начальной и основной школы могут создать в ходе читательского марафона свой «диафильм» или комикс по литературному тексту, используя программу PowerPoint. У старшеклассников в распоряжении архив диафильмов для подготовки исследовательских работ.

Для читательского марафона в аудиоформате подойдут ресурсы сайта «Аудиохрестоматия.РФ: Мировая литература для школьников голосами мастеров сцены» (http://www.audiohrestomatiya.ru/) или «Театр у микрофона» (https://alltheater.ru/category.php?cat=theatre--microphone); антология русской поэзии (http://antologia.xxc.ru/bookshelf). Аудиоформат читательского марафона предъявляет особые требования к выразительности чтения, владению интонацией. Итогом работы может выступить подготовка выразительного чтения художественного произведения (фрагмента), участие в текущих конкурсах международного интернет-проекта «Страна читающая», предполагающих создание видеоролика с прочтением произведения, размещение его на YouTube-канале «Российский учебник» (https://lit.rosuchebnik.ru/participant/).

Участие в заочных конкурсах может стать отдельным направлением дистанционной внеурочной деятельности. Еженедельные конкурсы юных читателей проводятся на сайте Вологодской областной детской библиотеки (http://www.vodb.ru/), Все­российском портале творческих конкурсов «Ника» (https://оценика.рф/konkursy-dlya-uchenikov). Многие из них охватывают весь каникулярный период, включают детей в разнообразные виды деятельности (фотография, репортаж, иллюстрирование). Под­го­товка конкурсного задания и его размещение для участия в конкурсе определяют содержание вне­урочного занятия. Аналогично можно использовать для внеурочной деятельности задания дистанционных олимпиад (https://olympiads.uchi.ru/).

Виртуальные встречи с интересными людьми, лектории, проекты и исследования являются более востребованными на уровне основного и среднего общего образования. В их организации могут помочь такие сайты, как «Лекториум» (https://www.lektorium.tv/), который включает видеозаписи лучших лекций по актуальным проблемам науки и техники; «Арзамас» (https://arzamas.academy/) – материалы по истории, культуре и искусству. Для профессионального самоопределения школьников учитель может выстроить внеурочные занятия, расширяющие представление о мире профессий (https://proektoria.online/, https://postupi.online/), предложить пройти онлайн-тесты, встретиться с представителями интересных профессий, проанализировать условия поступления в отечественные вузы.

Хочется отметить, что сегодня мы имеем достаточно цифровых образовательных ресурсов, чтобы сделать внеурочную деятельность детей интересной и увлекательной. Возможность не только посмотреть, почитать и сдать на проверку учителю свою работу, но и обсудить со сверстниками и с родителями полученную информацию, создать свой творческий продукт, принять участие в конкурсах в том числе за пределами школы становится важным фактором, мотивирующим школьника, позволяет сделать внеурочную деятельность эффективной и в то же время интересной и приятной, способствующей организации детского досуга и творчества.

МАССОВЫЙ ПЕРЕХОД НА ДИСТАНТ КАК УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ЗАДАЧА

Аннотация

В статье представлен опыт создания цифровой образовательной среды в МАОУ «Центр образования № 42» для обеспечения качественной реализации общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования в условиях повсеместного перехода общеобразовательных организаций на дистанционное обучение. Охарактеризованы ключевые инструменты и мероприятия по созданию условий для обучения в дистанционном формате.

Ключевые слова

Дистанционное обучение, интерактивный опрос, сервисы Google, платформа Zoom, интерактивное расписание.

Ситуация, сложившаяся в связи с распространением коронавирусной инфекции на территории Вологодской области в марте 2020 года, по­ставила систему образования региона перед фактом: продолжение образовательного процесса возможно только в дистанционном формате. В соответствии с постановлением Правительства Вологодской области от 27 марта 2020 года № 286 «О введении ограничительных мероприятий на территории Вологодской области, направленных на предотвращение распространения эпидемии новой коронавирусной инфекции COVID-2019», Постановлением Правительства Вологодской области от 3 апреля 2020 года № 333 «О внесении изменений в постановление Правительства области от 27 марта 2020 года № 286» система образования области переведена на дистанционное обучение.

Перед администрацией МАОУ «Центр образования № 42» встала задача – нивелировать риски, связанные с вынужденным переходом к новому формату обучения, обеспечить качественное образование в новых условиях.

Главными союзниками в решении этой задачи должны были стать наши родители. В качестве инструмента для организации обратной связи с родителями для диагностики дефицитов, связанных с дистантом, использовали анкеты, разработанные с помощью Google-форм, и платформу Zoom.

В первую же неделю дистанционного обучения был проведен интерактивный опрос родителей, в котором приняли участие 583 человека. Его результаты показали, что новый формат обучения привел к резкому увеличению учебной нагрузки на детей, росту объема заданий для самостоятельного выполнения, снижению учебной мотивации школьников и, как следствие, повышению роли родителей в организации и осуществлении процесса обучения своих детей.

По мнению родителей, для усовершенствования дистанционного образования в школе необходимо иметь одну интернет-площадку, систематизировать обучающий контент и обратную связь (передачу выполненных заданий учеником учителю), проведение онлайн-уроков учителями Центра.

В течение первой недели дистанционного обучения проведен мониторинг компетенций педагогов в области использования цифровых технологий. Выявлено, что достаточными компетенциями для организации дистанционного обучения обладают педагоги начальной школы, а вот педагоги, работающие в основной и старшей школе, не имели опыта работы в дистанционном режиме (50%), на образовательных платформах (30%); большая часть педагогов не имеет достаточных навыков работы с цифровой техникой, программными продуктами.

Благодаря проделанной работе по изучению образовательных запросов всех участников образовательных отношений удалось выявить наиболее значимые:

1. Образовательные запросы обучающихся:

– единый доступ к материалам уроков (единая информационная база);

– возможность самостоятельного изучения учебного материала по инструкции;

– онлайн-уроки.

2. Профессиональные запросы педагогов:

– возможность обеспечить обучающихся дидактическими инструментами для самостоятельного изу­чения учебного материала (маршрутный лист урока);

– методическое сопровождение, обмен эффективными практиками.

3. Профессиональные запросы администрации Центра образования № 42:

– контроль качества учебных занятий;

– повышение квалификации педагогов по использованию цифровых инструментов в образовательном процессе;

– снижение социальной напряженности среди родителей и педагогов.

4. Образовательные запросы родителей (законных представителей):

– консультирование по вопросам сопровождения детей во время образовательного процесса.

В результате мозгового штурма администрацией Центра образования № 42 принято решение использовать Google-сервисы и платформу Zoom в качестве основных инструментов в дистанционном обу­чении в МАОУ «Центр образования № 42»:

1) на основе Google-сервисов спроектировать единую цифровую образовательную среду учреждения путем создания интерактивного расписания для 5–11-х классов с размещением в нем интерактивных маршрутных листов;

2) рекомендовать педагогам активно использовать Google-сервисы для разработки интерактивных маршрутных листов, платформу Zoom для проведения онлайн-уроков;

3) организовать обучение педагогов основной и старшей школы по использованию сервисов Google и Zoom.

Интерактивное расписание представляет собой таблицу, созданную с использованием сервисов Google, и состоит из разделов: «Форма проведения урока (онлайн-урок, офлайн-урок с использованием маршрутного листа)», «Задание на текущий урок», «Домашнее задание». Все вкладки в интерактивном расписании также формируются с использованием сервисов Google. Каждое утро интерактивное расписание на день публикуется на официальном сайте Центра образования № 42 во вкладке «Дистанционное обучение», а также в официальной группе ВКонтакте. Используя интерактивное расписание, ученик по ссылке открывает маршрутный лист на текущий урок и самостоятельно выполняет задание либо, также по ссылке, подключается к онлайн-уроку на платформе Zoom.

Интерактивный маршрутный лист для офлайн-урока, размещаемый в интерактивном расписании, представляет составленный учителем алгоритм изучения, повторения, закрепления материала, подбор форм обратной связи для каждого урока.

Для интерактивных маршрутных листов офлайн-уроков были разработаны шаблоны уроков в соответствии с требования ФГОС по общеразвивающим образовательным программам в форматах Google-документа, Google-презентации и Google-формы. Способом обратной связи с обучающимися стали Google-опросы и Google-тесты, где заложены возможности сбора закрытых, открытых и развернутых ответов.

Google-сервисы позволили создать интерактивные маршрутные листы структурированными по цели и задачам урока, органично вводить в урок видео­фрагменты и опросы как на этапе актуализации знаний, так и для закрепления изученного. Важным фактором при использовании Google-сервисов является и возможность эстетичного оформления плана урока, игровая составляющая перехода с этапа на этап, что помогло повысить мотивацию обучающихся к изучению дисциплин.

Решение использовать Google-сервисы и платформу Zoom в образовательном процессе повлекло за собой необходимость повышения мотивации педагогов к самообразованию, их персональной поддержки.

Вторая неделя дистанционного обучения была посвящена проведению нескольких обучающих онлайн-семинаров для учителей. Опытные педагоги, впервые столкнувшись с необходимостью использования незнакомых ресурсов, были вынуждены заняться самообразованием и повышением IT-компе­тенций. Результат того стоил. Созданная цифровая среда стала прообразом виртуального методического кабинета, где педагоги могли ознакомиться с находками коллег и поделиться собственным опытом.

К концу второй недели в МАОУ «Центр образования № 42» эффективно заработало интерактивное расписание как единая точка входа для всех участников образовательных отношений. Материалы к урокам приобрели вид законченного, структурированного, эстетично оформленного обучающего продукта.

Как отразились эти изменения на семьях учеников? Спустя две недели дистанта мы вновь провели опрос.

Наблюдается позитивная динамика в плане сокращения времени, затрачиваемого родителями на помощь детям: свыше 50% опрошенных не помогают или помогают детям лишь иногда. Маршрутные листы уроков позволили более трети школьников самостоятельно разбираться в учебном материале, еще трети необходима лишь незначительная помощь взрослого. Около 40% опрошенных заметили уменьшение учебной нагрузки на детей по сравнению с началом четверти. Рост учебной мотивации отмечается почти у 20% наших учеников. В целом 58% родителей отметили, что дистанционное обучение стало более комфортным после внесенных в его организацию изменений.

Таким образом, созданная цифровая образовательная среда позволила обеспечить качество образования в дистанционном формате, сделать его привлекательным для обучающихся и комфортным для участников образовательных отношений.

Калистратова Е.И., директор;

Кокарева С.В., заместитель директора по учебно-методической работе;

Армеева И.А., заместитель директора по инклюзивному образованию;

Зуева Н.А., методист по информатизации МАОУ «Центр образования № 42» г. Вологды