Информационно-методический и научно-педагогический журнал

bbs teen child fuck bbs

Педагогический совет

О МОДЕРНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Никодимова Елена Александровна,

проректор по научно-методической работе
АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования»,
к.п.н., доцент

Аннотация

В статье раскрыты основные изменения в воспитательной деятельности образовательных организаций в условиях реализации поправок к закону «Об образовании в Российской Федерации».

 

Ключевые слова

Воспитание; воспитательная работа; примерная программа воспитания; рабочая программа воспитания; календарный план воспитательной работы.

В мае 2020 года президент РФ В. Путин инициировал изменения в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», которые касались усиления воспитательного процесса в образовательных организациях. Воспитание школьников в соответствии с задачами современного российского общества – основная их суть.

В первую очередь изменилась формулировка самого понятия «воспитание». Важное дополнение касается «формирования чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям» [1]. Кроме того, в соответствии с поправками воспитательная работа будет являться частью образовательных программ.

Подробнее

ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ОСНОВНЫХ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ОРИЕНТИРОВ

Святышева Лариса Валерьевна,

начальник управления реализации государственной политики
в сфере профессионального образования
Департамента образования Вологодской области

Аннотация

Статья подготовлена в рамках празднования 80-летия системы среднего профессионального образования. Автор обозначил основные направления развития региональной системы профессионального образования в рамках стратегических ориентиров и выполнения социального запроса.

 

Ключевые слова

Система профессионального образования; подготовка рабочих кадров; экономика.

 

Современная региональная система среднего профессионального образования (далее – СПО) состоит из 34 колледжей и техникумов, в которых обучаются 24,4 тыс. студентов. В связи с увеличением спроса на квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена на рынке труда Вологодской области за последние 5 лет контингент студентов 26 профессиональных образовательных организаций (далее – ПОО), подведомственных Департаменту образования области, возрос на 2,6 тыс. чел. и составляет 20,8 тыс. человек.

Подробнее

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. ВЫЗОВЫ. РЕШЕНИЯ

Несговорова Ольга Юрьевна,

директор БУ СО ВО «Центр информатизации
и оценки качества образования»

Аннотация

В статье представлены материалы выступления на областном педагогическом совете. Автор рассматривает вопросы реализации образовательных программ с применением дистанционных технологий в новых форматах.

Ключевые слова

Образовательные программы; дистанционное обучение; образовательные технологии.

Цифровизация образования сегодня все чаще и чаще ассоциируется с мощным вызовом для всей системы образования. Цифровые решения стимулируют появление новых видов инноваций и творчества, а не просто совершенствуют и поддерживают традиционные методы.

Этот посыл нашел свое отражение в Указе Президента В.В. Путина «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», в соответствии с которым цифровая трансформация определена одной из национальных целей развития, а в составе целевых показателей установлено достижение цифровой зрелости ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования.

Подробнее

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ВЫЗОВОВ

Макарьина Ирина Альбертовна,

ректор АОУ ВО ДПО «Вологодский институт
развития образования», к.ф.-м.н.

В современном мире увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества жизни общества в целом. Поэтому сегодня как никогда активно идет обсуждение различных аспектов образовательной политики, вопросов качества образования. В современном образовании внедряются новые системы, технологии, подходы, которые рождают новое отношение к процессу обучения, к образовательным результатам наших детей. Но одно остается неизменным: миссия образовательной политики – это достижение высокого качества образования. Для современной школы обеспечение достойного уровня качества образования является главной стратегической целью. Эта цель закреплена Указом Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в рамках реализации национального проекта «Образование» – вхождение Российской Федерации в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования.

Подробнее

КЛЮЧЕВЫЕ ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Рябова Елена Олеговна,

начальник Департамента образования Вологодской области, к.п.н.

Уважаемый Олег Александрович!

Уважаемые участники августовского педагогического совета!

Уважаемые коллеги!

Свое выступление хочу начать со слов благодарности в адрес всех педагогов, мастеров производственного обучения, руководителей образовательных организаций и муниципальных органов управления образованием за профессиональную организацию обучения в условиях пандемии. Благодарю наших обучающихся и их родителей за поддержку педагогических коллективов, учителей и друг друга в этот сложный период.

1 сентября все образовательные организации области приступят к обучению в очном режиме с соблюдением всех санитарных правил.

Губернатор области Олег Александрович Кувшинников определил векторы развития региона и подтвердил, что все социальные проекты, ориентированные на детей, будут продолжены. Я обозначу стратегические направления нашей работы в новом учебном году, которые более детально и обстоятельно будут обсуждены экспертами во второй части нашего педагогического совета.

21 июля 2020 года Президентом Российской Федерации был подписан Указ «О национальных целях развития на период до 2030 года». В зону ответственности органов управления образованием входит сфера самореализации и развития талантов.

Для достижения национальной цели определены три стратегические задачи:

– вхождение Российской Федерации в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования;

– формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;

– создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Первая задача – вхождение Российской Федерации в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования.

Создание поддерживающей образовательной среды через обновление содержания образования и технологий его реализации в новых условиях – один из механизмов повышения качества образования. Министерством просвещения РФ утверждены семь новых концепций преподавания учебных предметов и предметных областей («Обществознание», «География», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Физическая культура», «Родной язык», «Искусство» и «Технология»). На региональном уровне разработаны дорожные карты их внедрения. На муниципальном уровне необходимо обеспечить реализацию дорожных карт с этого учебного года.

Важное направление повышения качества образования – поддержка школ с низкими образовательными результатами, работающих в сложных социально-экономических условиях.

Министерством просвещения РФ готовится к реализации проект «500+», лозунг которого – «Важен каждый ученик». Задача проекта – достижение школой уровня подготовки обучающихся, соответствующего баллам выше 500 по шкале PIZA. Эта программа станет частью федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». Будут разработаны и направлены в регионы методики адресной поддержки школ с низкими результатами для реализации комплекса мер по повышению предметной и методической компетентности педагогов.

В этом году мы продолжаем реализацию регионального проекта поддержки школ с низкими результатами и работающих в сложных социально-экономических условиях. В настоящее время 35% школ реализуют школьные программы повышения качества; не менее 30% учителей таких школ проходят курсы повышения квалификации по адресным образовательным программам на основе выявленных по результатам ВПР, ОГЭ и ЕГЭ профессиональных дефицитов. Сегодня директора 111 школ области имеют программы профессионального развития. К 2024 каждый директор получит индивидуальную программу профессионального развития.

Наша задача – обеспечить объективное проведение оценочных процедур: ВПР, ОГЭ, ЕГЭ. Это позволит выявить реальную картину подготовки обучающихся, имеющиеся пробелы знаний, скорректировать рабочие программы по учебным предметам.

Несмотря на нестандартность условий, связанных с распространением коронавирусной инфекции, объективность проведения ЕГЭ в нашей области соблюдалась неукоснительно.

В начале нового учебного года будут проведены Всероссийские проверочные работы в период с 14 сентября по 12 октября. Напоминаю, что проверочные работы проводятся как срез знаний для выявления пробелов и последующей корректировки, без выставления отметок.

Ставлю задачу перед руководителями муниципальных органов управления образованием:

– организовать максимально объективное проведение проверочных работ, на основе анализа их результатов обеспечить оказание адресной помощи обучающимся и методической поддержки учителям.

Уважаемые коллеги! Один из ключевых приоритетов развития образования – это обновление инфраструктуры и эффективное ее использование.

1 сентября на Вологодчине откроются центры – «Точки роста» – в 42 школах. Их работа направлена на формирование современных технологических и гуманитарных компетенций у обучающихся, в том числе по предметным областям «Технология», «Математика и информатика», «Физическая культура» и «Основы безопасности жизнедеятельности». Центры, оснащенные современным цифровым и компьютерным оборудованием, используются и как общественное пространство для развития общекультурных знаний и цифровой грамотности, шахматного образования, проектной и творческой деятельности детей и педагогов во внеурочное время. До 2024 года в регионе должно появиться 225 подобных центров.

Также в регионе будет продолжена грантовая поддержка общеобразовательных организаций, предусматривающая оснащение школ цифровыми лабораториями предметов естественнонаучного цикла (физика, химия, биология). В 2020 году на эти цели выделено 23,8 млн. рублей.

Следует обратить внимание, что создание комфортных условий обучения важно для каждого ребенка. Однако в зоне особого внимания – дети с ограниченными возможностями здоровья. 1 сентября в рамках проекта «Доброшкола» откроются современные кабинеты по предметной области «Технология» на базе двух «коррекционных» школ в г. Череповце и г. Грязовце (к 2022 году – на базе 11 из 14 «коррекционных» школ). Для социализации детей, подготовки к профессиональному образованию по доступным им профессиям в рамках проекта созданы 33 мастерские (швейная мастерская, мастерская повара, обувное дело, персонал сферы обслуживания, рабочий по обслуживанию зданий, гончарное дело, полиграфический профиль, строительный профиль, мастерская агропромышленного профиля / сити-фермерства). В 2020 году финансирование проекта составляет 15,99 млн. рублей; общее финансирование проекта до 2022 года составит 63,5 млн. рублей. Реализация проекта позволит создать условия для ранней профессиональной ориентации для более 700 детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

На обеспечение равных условий доступа к ка­чественному образованию ориентирован проект «Цифровая образовательная среда». Акцентирую внимание, что цифровые технологии не заменяют традиционное образование, а являются его дополнением. Никакие обучающие программы и виртуальные учебники не заменят живого общения педагога с ребенком. Занятия в школе и живое общение с педагогом – неизменная часть отечественной образовательной системы.

До конца 2020 года в области в рамках проекта «Цифровая образовательная среда» будет создан центр цифрового образования детей «IT-куб» в г. Грязовце, внедрена модель цифровой образовательной среды в 78 школах, в 23 колледжах и техникумах, подведомственных Департаменту образования области.

Прошу руководителей образовательных организаций, участников проекта обеспечить:

– корректировку основных образовательных программ образовательных организаций с учетом поставляемого оборудования;

– профессиональную подготовку педагогических кадров, в том числе с использованием федеральных программ дополнительного профессионального образования;

– разъяснительную работу с общественностью.

Уважаемые коллеги! Качество образования прежде всего зависит от учителя. Нашим неизменным приоритетом является работа с педагогами. Министерством просвещения РФ начата работа по формированию единой системы научно-методической поддержки педагогических работников.

Современному учителю важно выстраивать индивидуальную траекторию профессионального роста. Такие возможности есть и в Вологодской области. В регионе действует модель адресного повышения квалификации на основе использования результатов оценочных процедур. На базе трех Цен­тров непрерывного повышения мастерства в 2020 году обеспечено тьютерское сопровождение более 700 педагогов. К 2024 году каждый второй педагог в регионе будет повышать квалификацию по индивидуальным образовательным маршрутам.

В рамках создания единой системы подготовки учителей необходимо выстроить эффективное взаимодействие Академии повышения квалификации педагогических работников, Вологодского института развития образования, вузов, работающих на территории региона.

Даю поручение ВИРО провести инвентаризацию программ повышения квалификации на предмет их соответствия реальным профессиональным дефицитам педагогов.

Сегодня актуальной становится задача качественной подготовки педагогических кадров. Мы должны сформировать целостное образовательное пространство региона и выработать эффективный механизм взаимодействия в части подготовки педагогических кадров. Речь идет о связанности системы подготовки педагогических кадров со школьным образованием, системой повышения квалификации учителей, фундаментальной и теоретической подготовки с практикой, внедрении механизма наставничества.

В этой связи Департамент образования области взял на себя роль координатора в вопросах взаимодействия органов управления образованием и вузами на территории региона, осуществляющими подготовку педагогических кадров. По поручению Губернатора области такую работу мы уже начали в этом году в преддверии приемной кампании в вузы, и мы ее продолжим, включая в сферу нашего взаимодействия и педагогические колледжи.

Задачу кадрового обеспечения системы образования мы будем решать через механизм целевого обучения в тех благоприятных условиях, которые создают Губернатор и Правительство Вологодской области существующими мерами поддержки абитуриентов и студентов педагогических направлений. В свою очередь муниципальным органам управления образованием необходимо:

– расширять практику заключения целевых договоров;

– обеспечить возможность заключения целевых договоров на основе системной профориентационной работы в школах;

– организовать отбор талантливых и мотивированных на профессию педагога школьников с высоким творческим потенциалом и обеспечить их сопровождение вплоть до поступления в педагогический колледж или вуз.

При формировании целостного образовательного пространства региона через взаимодействие с вузами Министерством просвещения РФ рекомендовано выстраивание вертикали профессиональной подготовки «колледж – вуз». Следует обратиться к имеющемуся в области опыту непрерывного педагогического образования, взять его на вооружение, чтобы выпускники педагогических колледжей могли продолжить обучение на педагогических направлениях в Вологодском и Череповецком государственных университетах по индивидуальным учебным планам.

Приоритетное направление работы – совершенствование и повышение эффективности механизмов управления качеством образования.

Министерство просвещения РФ выстраивает строгую управленческую вертикаль от федерального до муниципального уровня; осуществляет согласование региональных руководителей системы образования. Орган исполнительной государственной власти в сфере управления образованием субъекта Российской Федерации согласовывает кандидатуру руководителя муниципального органа (или структурного подразделения) управления образованием. Соответствующая правовая норма закреплена в Законе «Об образовании в Российской Федерации» (Федеральный закон о внесении изменений в закон «Об образовании в Российской Федерации» от 24.04.2020 №147-ФЗ).

Обращаю внимание глав муниципальных образований, что в настоящее время кандидатура на должность начальника управления образованием должна быть в обязательном порядке согласована с Департаментом образования области. Следует обеспечить нормативную регламентацию процедуры согласования.

Фокусируя внимание на содержании образования, Министерство просвещения РФ перестраивает структуру и вносит изменения в функции своих подразделений: вопросы содержания образования по предметным циклам становятся основными и закрепляются за специалистами. Поставлена задача: «привести региональные структуры органов исполнительной власти, осуществляющие государственное управление в сфере образования, в соответствие с действующей структурой Министерства».

В связи с этим Департаменту образования области, муниципальным органам управления образованием необходимо в кратчайшие сроки до 25 августа провести анализ организации своей деятельности, деятельности и функций подведомственных учреждений и до 1 сентября подготовить предложения по новой их структуре в соответствии с установками Министерства просвещения РФ.

Уважаемые коллеги! Вопросы повышения качества образования, обновления образовательных программ должны решаться в системе среднего профессионального образования.

В системе СПО региона функционируют 5 современных мастерских, оснащенных высокотехнологическим оборудованием. В октябре текущего года откроется еще 15, а к концу 2021 года будут работать 24 мастерских. Создание современных мастерских в 5 колледжах должно обеспечить качественную подготовку специалистов для строительной, транспортной, промышленной отраслей и сельского хозяйства.

Уважаемые директора! Необходимо выстраивать сетевое взаимодействие между образовательными организациями для обеспечения доступности для студентов современного учебного оборудования.

Министерство просвещения РФ будет особое внимание уделять оценке результатов знаний студентов СПО по учебным предметам общеобразовательного цикла. Директорам колледжей и техникумов необходимо с 1 сентября 2020 года приступить к внедрению новых концепций преподавания учебных предметов общеобразовательного цикла в системе СПО.

Основным показателем качества работы профессиональных образовательных организаций является трудоустройство выпускников.

По предварительным данным, в 2020 году трудоустройство выпускников колледжей и техникумов области по полученной профессии, специальности составляет 57%; 33% выпускников призываются на службу в Вооруженные силы Российской Федерации; остальные 10% – продолжают обучение в вузах, находятся в декретном отпуске. Директорам колледжей и техникумов необходимо пересмотреть работу центров и служб содействия трудоустройству выпускников, помогать в устройстве на работу не только выпускникам первого года выпуска, но и вернувшимся со службы в армии. Надо, чтобы к работе центров содействия трудоустройству были напрямую подключены работодатели, следует актуализировать базы вакансий, открыть горячие линии. Важно, чтобы каждому, кто может остаться без работы, были предложены конкретные варианты, реальные рабочие места.

Вторая задача по достижению национальной цели, определенной Указом Президента Российской Федерации, – формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.

Для свободного самоопределения и самореализации обучающихся требуется эффективное взаимодействие школ с современными детскими центрами: стационарными и мобильными технопарками «Кванториум», центром по работе с одаренными детьми «Импульс», центрами «IT-куб», Домами научной коллаборации на базе Вологодского и Череповецкого государственных университетов, «Точек роста». Мы должны предоставить детям выбор курсов, кружков и объединений по интересам. Впервые будут реализованы региональные стратегические проекты «Быть умным – модно!» и «Молодой предприниматель 1.0».

Перед руководителями муниципальных органов управления образованием, руководителями новых современных центров стоит задача по организации и обеспечению эффективного взаимодействия организаций дополнительного образования детей и общеобразовательных школ, развитию их сетевого взаимодействия.

Руководителям муниципальных органов управления образованием необходимо обеспечить:

– охват программами дополнительного образования не менее 78% детей в возрасте от 5 до 18 лет;

– интеграцию инфраструктуры общего и дополнительного образования посредством сетевого взаимодействия образовательных организаций;

– участие муниципальных образовательных организаций в грантовых конкурсах Министерства просвещения Российской Федерации;

– охват школьным и муниципальным этапами Всероссийской олимпиады школьников не менее 90% обучающихся 4–11-х классов общеобразовательных организаций;

– направление педагогических работников на обучение (повышение квалификации, стажировку) по программам и методикам работы с одаренными детьми на площадке образовательного центра «Сириус».

Уважаемые коллеги! Внесены изменения в закон об образовании в части организации воспитательной деятельности. По заявлению министра просвещения РФ Сергея Сергеевича Кравцова, «речь не идет о какой-то дополнительной бюрократической нагрузке, а о систематизации большой работы по воспитанию наших школьников».

В настоящее время проведена апробация примерной программы воспитания в пяти школах области (БОУ ВО «Вологодская кадетская школа-интернат им. Белозерского полка», АОУ ВО «ОЦ Кадетская школа “Корабелы Прионежья” имени героя России Ю.Л. Воробьева», МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 30» г. Вологды, МБОУ ВМР «Майская средняя школа им. А.К. Панкратова», МБОУ «Слободская школа им. Г.Н. Пономарёва» Грязовецкого муниципального района). Руководителям всех общеобразовательных организаций, техникумов и колледжей необходимо с сентября 2020 года обеспечить разработку и внедрение рабочих программ воспитания на основе примерной программы воспитания и приступить к их реализации с 1 сентября 2021 года. Даю поручение Вологодскому институту развития образования обеспечить методическое сопровождение и оказать помощь педагогам в этой работе.

Важная составляющая системы воспитания – сохранение исторического наследия. В Год памяти и славы 1 сентября состоится Всероссийский открытый онлайн-урок, посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Прошу руководителей образовательных организаций обеспечить его проведение.

Уважаемые коллеги!

Перед нами стоят очень серьезные задачи в новом учебном году. Уверена, что совместными усилиями мы их решим и обеспечим стабильное функционирование отрасли в условиях новых вызовов.

ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ ГУБЕРНАТОРА ОБЛАСТИ О.А. КУВШИННИКОВА

Сложная эпидемиологическая ситуация в 2020 году вывела на первый план задачи по сохранению экономического потенциала региона и стабилизации экономики. Но, несмотря на это, на Вологодчине будут продолжены все социально ориентированные федеральные и региональные проекты, в том числе в сфере образования.

В этом году завершится строительство 4-х зданий детских садов и 2-х зданий общеобразовательных организаций. В 2021–2022 годах эта работа продолжится. Будут построены еще 4 детских сада.

В рамках принятых решений на градостроительных советах и программ Губернатора области в этом году проводятся ремонтные работы в 111 детских садах, школах и колледжах, в том числе в сельской местности. На все эти мероприятия из областного бюджета направлено более 1 млрд. 200 млн. рублей.

В 42 школах сельской местности и малых городов откроются центры гуманитарного и цифрового профиля «Точки роста». В Грязовецком районе начнет работу новый центр цифрового образования «IT-куб». И эта работа по развитию инфраструктуры дополнительного образования будет нами продолжена.

В короткие сроки и очень четко была выстроена управленческая модель организации дистанционного обучения. Были разработаны практические кейсы онлайн-обучения в общем среднем и среднем профессиональном образовании; обеспечено методическое сопровождение педагогов области; организовано дополнительное образование детей в новом формате, включая уникальный региональный проект «Вологодские каникулы».

Хочу поблагодарить руководителей и педагогические коллективы образовательных учреждений за оперативность организации и обеспечение качества обучения в изменившихся условиях.

Ситуация с пандемией и уходом на «удаленку» высветила особую роль учителя (преподавателя) и ценность живого общения педагога и обучающегося. Стало очевидным, что дистанционное обучение не может заменить традиционную форму обучения.

Хочу заверить вас, уважаемые педагоги, и родительскую общественность, что с 1 сентября все образовательные организации в регионе приступают к работе в обычном режиме. Но для максимальной безопасности придется строго соблюдать требования Роспотребнадзора.

Онлайн-обучение полномасштабно не будет вводиться, оно будет только дополнять традиционное. Уверен, что полученный бесценный опыт дистанционного обучения наши образовательные организации будут использовать для повышения качества образования и расширения возможностей образовательной среды.

Новая реальность требует перестройки работы школы и дополнительной ответственности педагогических работников, особенно классных руководителей. Именно классным наставникам принадлежит ключевая роль в постоянном педагогическом сопровождении детей в процессе их развития и обучения. Этой ответственной ежедневной работе необходима особая поддержка.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации с 1 сентября в области будут осуществляться дополнительные выплаты учителям по 5 тысяч рублей за классное руководство.

Обеспечить всех учащихся начальной школы бесплатным питанием – такую задачу поставил в ежегодном послании Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. Мы приступаем к ее выполнению с 1 сентября текущего года. На эти цели из всех уровней бюджета предусмотрено выделить свыше 270 млн. рублей (на оснащение пищеблоков).

Кроме того, с 1 сентября мы дополнительно направляем 64 млн. рублей из областного бюджета на увеличение размера стоимости льготного питания для отдельных категорий обучающихся с 50 до 63 рублей в день и бесплатного питания для детей с ограниченными возможностями здоровья до 100 рублей в день.

Важным аспектом поставленной задачи является обеспечение детей качественным питанием – горячим, вкусным и правильным. При этом сами дети должны обладать культурой питания. Считаю актуальной задачей современной школы – с юности формировать у обучающихся понятие об основах здорового питания. Для этого вести работу по тиражированию и пропаганде лучших практик организации правильного питания и сбалансированного рациона (перспективное направление работы).

Одной из национальных целей развития Российской Федерации является обеспечение возможностей для самореализации и развития талантов ребят.

За каждого участника регионального этапа всероссийской школьной олимпиады учителям назначат стимулирующие выплаты в размере одной тысячи рублей в месяц, по 30 тысяч рублей получат победители олимпиады и педагоги, которые их подготовили.

Сегодня я даю старт новому региональному стра­тегическому проекту «Быть умным – модно!». Его реализация позволит Вологодской области в 2 раза увеличить количество участников всероссийской олимпиады школьников (с 949 человек в 2020 году до 1800 человек в 2024 году).

С удовлетворением отмечаю, что среднее профессиональное образование становится все более востребованным у нашей молодежи. Каждый второй (51%) девятиклассник выбирает колледж или техникум. За последние 5 лет в 5 раз увеличилась численность студентов, обучающихся по программам подготовки по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям (ТОП-50).

Обновление материально-технической базы колледжей и техникумов области идет в рамках регионального проекта «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование».

В 2019 году наш регион по итогам конкурсного отбора стал обладателем гранта Министерства просвещения Российской Федерации в размере более 30 (31,4) млн. рублей, средства которого пошли на создание пяти мастерских по отрасли «Транспорт» в Кадуйском энергетическом колледже.

До конца текущего года система СПО получит в городах Вологде, Череповце и Грязовце еще 15 самых современных мастерских для подготовки кадров в сфере строительства и сельского хозяйства (сумма федеральных средств – 101,55 млн. рублей, сумма областного софинансирования – 20,4 млн. рублей).

В 2021 году будут созданы еще 4 мастерских на базе Череповецкого химико-технологического колледжа на сумму 54,5 млн. рублей.

Сегодня важно сохранять лучшие отечественные традиции обучения и воспитания трудовой молодежи, показывать роль государственной системы подготовки квалифицированных рабочих в развитии экономики региона, постоянно демонстрировать достижения выпускников наших училищ, техникумов и колледжей. Уверен, что создание виртуального музея системы профессионального образования Вологодской области будет способствовать решению этих задач. Поручаю Департаменту образования области создать такой музей.

Безусловно, обновление базы наших колледжей и техникумов способствует повышению качества подготовки рабочих кадров, растет популярность рабочих профессий и специальностей у молодежи.

Для снижения оттока выпускников 9-х классов из нашего региона в этом году мы приступили к реализации стратегического проекта «Студенческое общежитие». Ежегодно до 2024 года мы будем создавать дополнительно по 150 безопасных и комфортных мест проживания в общежитиях наших техникумов и колледжей.

Для поддержки наших команд на ближайших соревнованиях и в целом движений «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс Россия) и «Абилимпикс» предлагаю увеличить в 3 раза существующий размер поощрения призеров и наставников призеров этих чемпионатов.

Еще один новый проект, который мы запускаем: «Получение впервые среднего профессионального образования работающими гражданами старше 22 лет» («Заочный колледж»). Он направлен на увеличение доли работающих граждан, имеющих профессиональное образование.

Ежегодно из областного бюджета мы будем финансировать 500 мест в техникумах и колледжах для обучения по заочной форме работающих граждан старше 22 лет. На основе договоров о целевом обучении они будут получать востребованные в регионе специальности, а экономика – квалифи­цированные рабочие кадры. Все это будет способствовать повышению производительности труда и оживлению экономики. В конечном счете от качества кадров зависит конкурентоспособность экономики и региона, и страны.

Мы крайне заинтересованы в том, чтобы вологодская молодежь обучалась дома, в наших вузах, а экономика и социальная сфера были обеспечены необходимыми трудовыми ресурсами. Поэтому одна из ключевых задач работы Правительства области – снижение оттока абитуриентов вузов.

Увеличение количества бюджетных мест в региональных вузах – реальная возможность управления миграционными потоками на территории области. По моему поручению 250 мест в вузах будут обеспечены финансированием за счет областного бюджета через механизм целевой подготовки кадров, включая и кадровое обеспечение сферы образования.

Руководителям муниципальных органов управления образованием следует обеспечить организацию системной адресной профориентационной работы со школьниками и их родителями на обучение именно в наших вузах по востребованным для региона направлениям подготовки. Поэтому поручаю Департаменту образования области продолжить координацию работы высших учебных заведений и муниципальных органов управления образованием в рамках приоритетного регионального проекта «Профориентация как основа управления процессами миграции обучающихся Вологодской области».

Выражаю надежду, что скоро наш регион вновь перейдет от этапа стабилизации к этапу развития, и мы сможем обеспечить качественный прорыв в экономической и социальной сфере. Масштабные проекты будут продолжены.

Мы сильны своим единством. У нас сильный педагогический коллектив. С нами родители, предприниматели, граждане, которые готовы работать во благо Вологодчины. Именно поэтому я абсолютно уверен в успехе нашего общего дела.

ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ МИНИСТРА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С.С. КРАВЦОВА

Министр просвещения Российской Федерации С.С. Кравцов выступил с видеообращением к участ­никам традиционных августовских педагогических советов. Сергей Сергеевич Кравцов поблагодарил педагогов за успешную работу в период ограничений, связанных с угрозой распространения коронавирусной инфекции, дал оценку полученного опыта использования дистанционных технологий обучения, обозначил направления деятельности Министерства просвещения в новом учебном году.

Публикуем основные тезисы выступления.

О работе системы образования в условиях пан­демии. «Хочу поблагодарить директоров школ, начальников муниципальных органов управления образования, региональной команды, губернаторов за организацию образовательного процесса. Эпи­деми­ологическая ситуация испытала на прочность всю систему школьного образования. Хочу отметить, что по признанию международных экспертов, представителей ведущих стран мира наш опыт и работа наших учителей были одними из лучших в мире. Сло­жившаяся ситуация позволила нам переосмыслить всю ценность и важность школы, вашего труда, дорогие учителя. Сегодня ситуация изменилась. На многие вопросы стали смотреть по-другому. Это касается и труда учителя. Это подтверждается и данными по поступлению в педагогические вузы. Конкурс увеличивается. Со своей стороны мы приложим и в дальнейшем все усилия по повышению статуса учителя».

О дистанционном образовании. «Отмечу, что полный переход на дистанционное образование невозможен. Он являлся вынужденной мерой. Школа никогда не будет переходить полностью на формат онлайн-обучения. Подчеркиваю: никакие дистанционные технологии не заменят традиционного обучения. Мы проведем отбор проверенного верифицированного контента и который полностью соответствует стандарту образования. Который наряду с традиционными учебниками вы можете использовать в своей работе».

Об оснащении школ. «В рамках цифровой образовательной среды мы оснастим школы и новой компьютерной техникой. Нами принято решение об обеспечении всех сельских школ оборудованием для преподавания физики, химии, биологии. Каждая школа выберет то необходимое оборудование, которое ей нужно. Такое оснащение мы проведем в рамках национального проекта “Образование”. Конечно, не будут забыты и городские школы».

О проведении диагностики знаний школь­ников. «В начале учебного года будет проведена диагностика знаний школьников. Нам важно определить те дефициты, которые могли образоваться у детей за период пандемии и за время летних каникул. По результатам такой диагностики мы разработаем программу помощи детям, педагогам, чтобы восполнить возможные пробелы в знаниях. Никакие оценки за эту диагностику не должны выставляться».

Об оплате труда педагогических работников. «Нами ведется работа по системе оплаты труда педагогических работников. Вопрос сложный. И мы прорабатываем все возможные варианты, будем делать это вместе с вами, в частности, чтобы зарплата была прозрачная и понятная. Поддержка педагогического сообщества становится сейчас нашей приоритетной задачей».

О выплате за классное руководство. «В соответствии с поручением Президента Рос­сийской Федерации с 1 сентября все классные руководители получат дополнительную выплату в размере 5 тысяч рублей. При этом никакие ни региональные, ни муниципальные выплаты не должны быть ни сокращены, ни уменьшены».

О модернизации воспитательной работы. «Закон о возврате воспитания в школу, внесенный Президентом Российской Федерации, как раз говорит о том, что воспитание становится национальным стратегическим приоритетом. Особое внимание мы будем уделять приобщению детей и молодежи к духовным и нравственным ценностям, вовлечению в волонтерскую деятельность. Не допустим никакой дополнительной бюрократической работы в рамках организации и реализации этого закона».

О создании Всероссийского экспертного педагогического совета. «Мною принято решение о создании при Министерстве педагогического совета. Мне важно слышать именно ваше мнение по принимаемым Министерством вопросам. В данный совет каждым регионом будет делегироваться учитель от того или иного субъекта Российской Федерации. В ближайшее время мы организуем соответствующее голосование. Прошу вас и ваших коллег активно участвовать в выборе представителя вашего региона».

Материалы видеообращения взяты
из открытых источников Яндекс.Видео

ОБЛАСТНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ–2020

18–19 августа в Вологде состоялся областной педагогический совет «Образование–2020: вызовы и решения». Впервые в связи с эпидемиологической обстановкой в стране и регионе мероприятие было организовано в очно-дистанционном формате. На педсовете были подведены итоги прошедшего учебного года и поставлены задачи на 2020/2021 учебный год. На организованных площадках в режиме реального времени прошел онлайн-марафон лучших педагогических практик с участием региональных и федеральных экспертов.

С приветственным словом к участникам Совета обратился Министр просвещения Российской Федерации Сергей Сергеевич Кравцов.

В рамках совещания прошло торжественное награждение педагогических работников системы образования Вологодской области: Губернатор Вологодской области Олег Александрович Кувшинников вручил награды от Правительства области, председатель Законодательного Собрания Вологодской области Андрей Николаевич Луценко – от Законодательного собрания области.

Основными задачами сферы образования в 2020–2021 уч. году являются повышение качества общего образования, формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, а также организация воспитательной деятельности.

О приоритетных направлениях развития системы образования, которые определены Министерством просвещения Российской Федерации, доложила начальник Департамента образования области Е.О. Рябова. Тему «Обеспечение качества образования в условиях современных вызовов» раскрыла ректор Вологодского института развития образования И.А. Макарьина.

Вопросы модернизации воспитательной деятельности рассмотрела проректор по научно-методической работе Вологодского института развития образования Е.А. Никодимова.

Содержание современного и безопасного цифрового образования представила директор Центра информатизации и оценки качества образования Вологодской области О.Ю. Несговорова.

Директор Вологодского колледжа сервиса О.С. Слухова-Подольская познакомила участников педсовета с механизмами эффективной подготовки кадров в среднем профессиональном образовании.

На вебинарах, посвященных вопросам качества образования, речь шла о поддержке школ с низкими образовательными результатами, работающих в сложных социально-экономических условиях, повышении квалификации учителей, обновлении инфраструктуры учреждений и эффективном ее использовании, подготовке педагогических кадров.

В вопросах поддержки и развития талантов перед руководителями муниципальных органов управления образованием, руководителями новых современных центров стоит задача по организации и обеспечению эффективного взаимодействия организаций дополнительного образования детей и общеобразовательных школ, развитию их сетевого взаимодействия.

Воспитательная деятельность выходит на новый уровень, речь идет о систематизации большой работы по воспитанию школьников. Об этом также говорили участники педагогического совета. В обсуждениях приняли участие региональные и федеральные эксперты.

 

По материалам Департамента образования Вологодской области,
Вологодского института развития образования