Информационно-методический и научно-педагогический журнал

bbs teen child fuck bbs

Открытое образование

ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ БИФУРКАЦИИ»

Кононова Надежда Витальевна,

педагог-психолог, тьютор Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в г. Вологде

Аннотация

В статье рассматривается опыт работы Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников по реализации просветительского проекта «Открытый университет “Образовательные бифуркации”»

Ключевые слова

Региональный проект, национальный проект, центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, просветительский проект, открытый университет, контент.

Необходимость постоянного обновления профессиональных компетенций педагогических кадров в связи с новыми вызовами времени требует большей степени гибкости системы повышения квалификации. С целью формирования эффективной системы непрерывного профессионального развития педагогов в Вологодской области осуществляется реализация федерального проекта «Учитель будущего» национального проекта «Обра­зование».

В 2019 году в Вологодской области были созданы три центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (ЦНППМ ПР) – в г. Вологде, в г. Череповце и г. Ве­ликом Устюге. Данные организации в своей деятельности ориентируются на результаты диагностики профессиональных компетенций педагогических работников и анализ запросов педагогических работников на овладение новыми профессиональными компетенциями. Поскольку указанные центры являются структурными подразделениями АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования», то они имеют уникальную возможность опереться на многолетний успешный опыт ВИРО и создать новые образовательные продукты с учетом выявленных потребностей в условиях современных требований к педагогу.

Взаимная интеграция образовательных программ и ориентация на повышение качества профессионального мастерства педагогов, внедрение новых инновационных проектов позволят в значительной степени усилить внимание к системе повышения квалификации педагогических работников как со стороны педагогов, так и со стороны руководителей образовательных организаций. При этом каждый центр не является замкнутой организацией, это элемент единой системы таких же центров профмастерства по стране, а также и всего социума. Одна из задач таких центров – стать «точкой притяжения», площадкой, где можно получить новые знания и обменяться опытом. Именно в рамках реализации этой задачи в марте 2020 года на базе Центра профмастерства в г. Вологде был запущен просветительский проект «Открытый университет “Обра­­зовательные бифуркации”».

Какие же смыслы включает в себя этот проект? Бифуркации – это качественные изменения, происходящие внутри системы. Скорость изменений современного мира предъявляет все новые и новые требования. Возникает потребность постоянно расширять свои знания. Сейчас востребованными являются знания и компетенции, сильно отличающиеся от тех, которые были актуальны 5–10 лет назад. Учитывать веяния современного мира, делать доступными встречи с лучшими спике­рами, совершенствовать навыки и цифровые компетенции – задача открытого университета «Образовательные бифуркации».

Лекции, интервью, дискуссии, мастер-классы, воркшопы – это и многое другое запланировано организаторами проекта. Проект отличает демократичность и доступность для любой аудитории, он предоставляет педагогам возможность повышения профессионального уровня как очно, так и в онлайн-режиме. Еже­недельно на площадках будут проходить встречи с представителями образовательных организаций и профессиональных сообществ, общественных организаций и бизнес-структур, лучшими педагогами, психологами и учеными.

Цикл очных встреч 19 марта 2020 года открыла детский и семейный психолог Н.А. Гольбрайх с темой «Мой ребенок меня не слышит!». С введением на территории РФ карантинных мер все следующие встречи были перенесены в видеоформат. Так, в формате онлайн-трансляции прошло выступление карьерного коуча психолога М.В. Шушковой «Как помочь ребенку с выбором профессии?», инструктор по скорочтению Т.В. Седакова провела вебинар «Секреты скорочтения».

Дистанционный формат работы внес коррек­тивы в способ предъявления информации ауди­тории. Организаторы проекта взяли за основу короткие тематические видеоролики, что еще больше увеличило активность участников проекта. Именно в таком формате вышел недельный цикл видеороликов по тайм-менеджменту с практическими заданиями.

Постоянным экспертом открытого университета стала кандидат психологических наук доцент кафедры психологии и педагогики Вологодского государственного университета И.В. Фокина, которая активно делится знаниями в области психологии и личностного роста со слушателями.

Большое внимание в открытом университете планируется уделить развитию предметной и методической компетенции педагогов, поэтому организаторы начали сотрудничество с лучшими педагогами региона. Так, в целях трансляции инновационного опыта к экспертам проекта уже присоединилась кандидат филологических наук учитель русского языка и литературы МАОУ «Женская гуманитарная гимназия» г. Череповца абсолютный победитель регионального этапа всероссийского конкурса «Учитель года – 2020» Д.В. Минец.

Организаторы постоянно работают над улучшением контента проекта, поэтому в группе появляются новые разделы. В рубрике «Акценты» наши эксперты делятся секретами успешности, лайфхаками для работы и жизни. В разделе «Арт-минутка» тьютор центра Е.Л. Некипелова еженедельно проводит творческие мастер-классы, которые уже используются педагогами области для занятий с детьми.

Проанализировав работу, проделанную всего за полтора месяца с момента начала проекта, можно уверенно сказать, что такой гибкий формат трансляции знаний будет востребованным и в дальнейшем. Только в апреле материалы просветительского проекта «Открытый университет “Образовательные бифуркации”» набрали более 25 тыс. просмотров, а количество участников группы центра растет с каждым днем.

Круг спикеров университета, тематика и формат встреч обязательно будут расширяться, исходя из запросов аудитории и новых трендов. Уверены, что каждый найдет для себя то, что поможет ему в профессиональной деятельности и личностном росте!

* Со всеми материалами, которые упоминались в данной статье, можно ознакомиться на странице сообщества Центра непрерывного повышения профессионального мастерства в социальной сети «ВКонтакте» (https://vk.com/clubteacher35).

ВСЕРОССИЙСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «УРОК ЦИФРЫ»

Москвина Татьяна Полиевктовна,

методист кафедры педагогики и методики преподавания учебных предметов АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования»

Аннотация

В статье рассматривается участие Вологодской области в тематических уроках Всероссийского образовательного проекта «Урок цифры», направленных на развитие цифровых знаний и навыков по направлению «Кадры и образование» в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Ключевые слова

Урок цифры, информационная безопасность, цифровая экономика.

В марте 2020 года Министерство просвещения Российской Федерации опубликовало список онлайн-ресурсов, рекомендованных для осуществления дистанционного обучения в школах. Один из таких ресурсов – сайт всероссийского образовательного проекта «Урок цифры».

Проект «Урок цифры» стартовал в России в декабре 2018 года. Это серия необычных уроков программирования и обучения цифровым навыкам, которые продолжают традиции акции «Час кода» и улучшают ее образовательный эффект за счет нескольких уроков на протяжении всего учебного года. Цель проекта – развитие у школьников компетенций цифровой экономики, ранняя профориентация в сфере информационных технологий.

Учебные материалы каждого урока разработаны ведущими российскими IT-компаниями при поддержке Министерства просвещения РФ и помогают ученикам не только узнать новое о мире информационных технологий, но и сориентироваться в перспективных профессиях будущего. Для разработки уроков, доступных на сайте проекта, используются образовательные программы в области цифровых технологий от таких компаний, как «Яндекс», «Mail.ru», «Лаборатория Касперского», «Сбербанк», «1С». Занятия на тематических тренажерах проекта «Урок цифры» реализованы в виде увлекательных онлайн-игр и адаптированы для трех возрастных групп: младших школьников, учащихся основной и учащихся старшей школы. Учащимся 1–4-х классов предлагают пройти уровень для начинающих испытателей; школьникам с 5-го по 7-й класс – уровень для опытных специалистов; для старшеклассников предназначен уровень для «закаленных профессионалов».

«Уроки цифры» проходят в течение учебного года. Каждое занятие посвящено определенной теме и направлено на развитие цифровых знаний и навыков школьников.

В 2018/2019 учебном году в тематических уроках проекта приняли участие более 12 тыс. школьников Вологодской области. Уроки проходили раз в месяц в течение недели с февраля по май 2019 года по темам «Искусственный интеллект и машинное обучение», «Управление проектами», «Безопасность в Интернете». К проведению открытых уроков цифры в школах г. Вологды присоединились представители Комитета информационных технологий и телекоммуникаций Вологодской области и БУ ВО «Центр информационных технологий».

Проект «Урок цифры» дает школьникам хорошую теоретическую базу и практическую подготовку в вопросах безопасного использования и развития навыков в онлайн-среде. Так, например, на уроке по теме «Безопасность в интернете» школьники узнали все о приватности аккаунтов: какие пароли заводить для аккаунтов, как часто их менять и какие данные о себе можно оставлять в открытом доступе. Помимо этого, для младших школьников с 1-го по 4-й класс был представлен тематический блок «Никогда не разговаривайте с неизвестными», где учащиеся ­обсудили, почему не стоит общаться с незнаком­цами в интернете и какие меры безопасности пред­при­нимать, чтобы избежать опасных контактов. Старшеклассники познакомились с такой угрозой, как фишинг – вид интернет-мошенничества, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей – логинам и паролям, что достигается путем проведения массовых рассылок электронных писем от имени популярных брендов, а также личных сообщений внутри различных сервисов.

В 2019/2020 учебном году уже более 20 тыс. школьников Вологодской области приняли участие в проекте «Урок цифры». Уроки проходили по темам «Большие данные», «Сети и облачные технологии», «Персональные помощники», «Безопасность будущего». Все они соответствуют таким приоритетам федерального проекта «Кадры для цифровой экономики», как профориентационная работа со школьниками и привлечение их в сферу IT-технологий.

Участниками урока по теме «Большие данные» стали обучающиеся 1–11-х классов. Младшие школьники искали в доме и на улице виртуального города объекты, собирающие данные, и узнали, как эти данные можно использовать, а также приняли участие в интеллектуальной битве роботов. Ребята 5–7-х классов попробовали себя в роли видеоблогеров и администраторов интернет-магазина, изучали статистику просмотров и покупок, чтобы выбрать самые популярные категории товаров. Старшеклассники проанализировали отрывок переписки в чате, чтобы понять, какие интересы объединяют ребят, и устроить вечеринку, на которой всем будет интересно и весело.

На уроке цифры по теме «Сети и облачные технологии» школьники узнали, что такое сеть и облачные технологии, что было до появления интернета, как он развивался, в чем состоит магия облаков и как лучше хранить собранные данные; на уроке «Персональные помощники» ребята познакомились с технологиями, которые лежат в основе персональных помощников, и научили чат-бота отвечать на вопросы; на уроке «Безопасность будущего» узнали об основных аспектах кибербезопасности, как создать надежный пароль, защититься от кражи аккаунтов, какие бывают уязвимости в умных устройствах, а также научились отличать мошеннические сайты от настоящих, выполнив ряд заданий, связанных с информационной безопасностью в онлайн-тренажере (каждое задание – симуляция той или иной жизненной ситуации, в которой неосторожное поведение может привести к нежелательным последствиям).

Всероссийский образовательный проект «Урок цифры» содержит материалы для дистанционного обучения школьников. Проект позволяет ребятам, не выходя из дома, знакомиться с основами цифровой экономики, цифровых технологий и программирования, дает возможность получить знания от ведущих технологических компаний. Участие в «Уроке цифры» позволяет каждому ученику узнать о важности развития цифровых навыков, проявить себя и познакомиться с основами программирования в доступной и увлекательной форме.

В целях повышения эффективности подготовки к проведению уроков цифры для руководителей и педагогических работников общеобразовательных организаций по каждому тематическому уроку проводятся информационные и обучающие вебинары, на которых обсуждаются особенности организации урока. Методические материалы находятся в открытом доступе на сайте «Урок цифры» (http://урокцифры.рф ), они могут быть использованы для проведения тематических уроков информатики, профориентационных классных часов и организации внеурочной деятельности обучающихся по направлениям, связанным с информационными технологиями. Раздел «Материалы для учителя» на сайте «Урок цифры» включает в себя методические рекомендации к каждому уроку, памятки учителю по работе с тренажером в классе, анимированные ролики, видеоролики, мастер-классы от ведущих российских IT-компаний.

Для учителей акция «Урок цифры» – это возможность повысить интерес школьников к информатике с помощью современных игровых и интерактивных технологий в обучении.

Проведение тематических уроков проекта «Урок цифры» продолжится и в следующем учебном году. В сентябре 2020 года запланирован урок по теме «Искусственный интеллект и машинное обучение».

Сегодня у всех нас появилась возможность «прокачать» свои навыки в цифровом формате и заодно проверить, насколько хорошо мы в нем ориентируемся. Проект «Урок цифры» – это еще один путь в мир цифровых технологий.

ОНЛАЙН-УРОКИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ – УРОКИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Фролова Елена Сергеевна,

заведующий сектором предметных областей кафедры педагогики и методики преподавания учебных предметов АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования»

Аннотация

В статье на примере использования проекта «Он­лайн-уроки финансовой грамотности» показано, как образовательные организации могут реализовать часть своих образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий при проведении учебных занятий, интегрировать очную форму обучения и электронное обучение с помощью дистанционных образовательных технологий. Проект «Онлайн-уроки финансовой грамотности» также представлен как информационный ресурс для формирования компетенций обучающихся и педагогических работников в сфере финансовой грамотности.

Ключевые слова

Уроки в режиме онлайн, онлайн-уроки финансовой грамотности, дистанционное обучение, интеграция форм обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.

Проект «Онлайн-уроки финансовой грамотности» – это дистанционное обучение в режиме онлайн, метод получения новых знаний с помощью интернета в режиме реального времени – «здесь и сейчас».

Проект помогает обучающимся общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций в любой точке России получить равный доступ к финансовым знаниям, предоставляет возможность живого общения с профессионалами финансового рынка, способствует формированию ответственного и грамотного подхода к принятию финансовых решений. Организатором проекта выступает регулятор финансового рынка России – Центральный банк Российской Федерации.

Цели онлайн-уроков:

– пробудить у обучающихся интерес к финансовым знаниям, используя нестандартные формы занятий, посредством коммуникации с профессионалами в сфере финансов;

– сформировать убежденность обучающихся в том, что финансовая грамотность – основа финансового благополучия;

– заложить у обучающихся установки грамотного финансового поведения, закрепить базовые финансовые понятия, познакомить с актуальными финансовыми продуктами и услугами, предупредить о рисках.

Официальный сайт проекта «Онлайн-уроки финансовой грамотности» в сети Интернет: http://dni-fg.ru/.

Участвуя в проекте «Онлайн-уроки финансовой грамотности», образовательные организации реализуют часть своих образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий. Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Формат онлайн-уроков в образовательной деятельности и дистанционные образовательные технологии можно использовать как в условиях дистанционного обучения, так и при очной форме обучения по основным общеобразовательным и профессиональным образовательным программам. При использовании онлайн-уроков финансовой грамот­ности в образовательной деятельности возможна интеграция очной формы обучения и электронного обу­чения с использованием дистанционных образовательных технологий.

Платформой для организации дистанционного обучения по финансовой грамотности является российский сервис видеоконференцсвязи, предназначенный для проведения вебинаров, видеоконференций, – компания Mind. Принять участие в онлайн-уроках могут все образовательные организации Российской Федерации, имеющие доступ к сети Интернет, компьютер, устройства для трансляции изображения на экран (проектор, интерактивная доска и т.п.) и вывода звука.

Система дистанционного обучения предоставляет широкие возможности для организации учебного процесса. Учебно-методическое обеспечение онлайн-уроков финансовой грамотности как дистанционного обучения основано на использовании электронных учебно-методических материалов, которые обеспечивают организацию работы обучающегося (просмотр урока), включая обучение и контроль знаний обучающегося и дополнительную информационную поддержку дистанционного обучения (информационно-справочные материалы для педагогов).

Онлайн-уроки финансовой грамотности по каждой теме проходят в формате вебинаров в режиме «Один лектор – много классов». При этом организатором и куратором в классе при проведении онлайн-урока выступает преподаватель, на имя которого впоследствии выдается сертификат. Лектор демонстрирует презентацию, видеоролики, проводит интерактивные опросы, рассчитанные на коллективное обсуждение в классах (группах), называет образовательные организации, приславшие наиболее правильные ответы. Слушатели также могут задавать вопросы в чате, на которые лектор отвечает в прямом эфире. Эксперты рассказывают обучающимся о личном финансовом планировании, инвестировании, страховании, преимуществах использования банковских карт. Особое внимание уделяется правилам безопасности на финансовом рынке и защите прав потребителей финансовых услуг.

Проект «Онлайн-уроки финансовой грамотности» реализуется в рамках учебного года и делится на две сессии – осеннюю и весеннюю. С 22 января по 24 апреля 2020 года прошла одиннадцатая (весенняя) сессия проекта. Организаторы проекта еже­недельно формируют рейтинг регионов и направ­ляют статистическую информацию в адрес органов государственной власти субъектов Российской Фе­дерации в сфере образования. С 2020 года формируются два рейтинга регионов «Онлайн-уроки финансовой грамотности»: рейтинг регионов школ и рейтинг регионов профессиональных образовательных организаций (ПОО).

Сетка расписания онлайн-уроков адаптирована к графику занятий в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях (далее – образовательные организации). На сайте (http://dni-fg.ru/) размещается календарь онлайн-уроков финансовой грамотности и профориентации (http://dni-fg.ru/calendar_1) на весь период сессии. В календаре онлайн-уроков указаны даты, время проведения и темы уроков. Расписание интерактивное, так как к каждому уроку есть информация об организации-лекторе и целевой аудитории (обучающиеся 6–11-х, 8–11-х классов, студенты ПОО). На весеннюю сессию проекта в период с 22 января по 24 апреля 2020 года было запланировано 364 эфира. В списке тем онлайн-уроков финансовой грамотности и профориентации (http://dni-fg.ru/list) указана спецификация к каждому уроку, которая включает актуальность темы, уровень сложности (1–3 звездочки), базовые понятия, содержание урока, данные о лекторе.

В расписание онлайн-уроков весенней сессии 2020 года включены 20 тем по следующим разделам «Личные финансы», «Финансовые инструменты», «Страхование», «Налоги и пенсия», онлайн-уроки «Как защититься от кибермошенничества. Правила безопасности в киберпространстве», «Как начать свой бизнес. Мечтай. Планируй. Действуй», онлайн-уроки профориентации «Моя профессия – педагог», «Моя профессия – финансист». В течение всего периода весенней сессии темы уроков в расписании повторяются в разное время и в разные дни недели, что позволяет образовательным организациям и педагогам выбрать оптимальное время и включить (интегрировать) онлайн-урок в расписание уроков в рамках учебных предметов «Об­щество­знание», «Эко­номика», учебных (элективных) курсов. Онлайн-уро­ки по каждой теме проходят в разное эфирное время, по будням – с 08.00 до 16.00 (по московскому времени), продолжительность урока – 45 минут. Учитывая, что каждое занятие адресовано обучающимся разных классов (6–11-х) и студентам ПОО, педагогические работники могут составить индивидуальное расписание для каждой параллели в соответствии со своим тематическим планированием.

В соответствии с рабочими программами педагогов онлайн-уроки финансовой грамотности можно использовать (интегрировать):

– при изучении учебного предмета «Общество­зна­ние» – на уровне основного общего и среднего общего образования (изучение разделов, тем, связанных с экономической сферой жизни общества);

– при изучении учебного предмета (курса) «Эко­номика» – на уровне основного общего образования в части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений, на уровне среднего общего образования в обязательной части учебного плана или части, формируемой участниками образовательных отношений;

– при изучении учебного (элективного) курса «Ос­новы финансовой грамотности» – на уровне основного общего и среднего общего образования в части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений;

– при изучении профориентационных учебных (элективных) курсов – на уровне основного общего и среднего общего образования в части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений.

В случае включения онлайн-уроков в образовательный процесс педагогам необходимо внести соответствующие корректировки в рабочие программы по учебным предметам (дисциплинам), курсам, в разделе «Содержание учебного предмета (курса)» указать, какие темы, вопросы изучаются с использованием дистанционных образовательных технологий, в режиме онлайн. При этом будет осуществляться интеграция очной формы обучения и электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.

При планировании учебного курса «Основы финансовой грамотности» с использованием онлайн-уроков образовательным организациям необходимо определить соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и занятий с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (п. 5 Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816).

Также темы онлайн-уроков финансовой грамотности можно использовать при реализации курсов внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление развития личности) в рамках реализации основных общеобразовательных программ основного общего и среднего общего образования.

При проведении онлайн-уроков финансовой грамотности в условиях дистанционного обучения используется методика синхронного обучения – общение педагога и обучающегося в режиме реального времени.

Для участия в уроках на сайте проекта в интерактивном расписании нужно выбрать интересующую тему, дату, время мероприятия и зарегистрироваться. Участие в онлайн-уроке возможно только по заявкам, которые необходимо направлять по каждому уроку отдельно. Так как на ресурсе Mind к просмотру онлайн-урока могут одновременно подключиться не более 500 участников, заявку желательно направлять не менее чем за три дня до мероприятия. Инструкция для образовательных организаций «Как принять участие в онлайн-уроках» представлена на сайте онлайн-уроков финансовой грамотности (http://dni-fg.ru/zayavka). После прослушивания классом (группой) урока и направления отзыва (форма размещена на сайте по адресу: http://dni-fg.ru/) педагог получает сертификат. Урок считается состоявшимся только после направления отзыва о его проведении.

Статистическая информация об участниках и о ходе весенней сессии «Онлайн-уроки финансовой грамотности» в образовательных организациях Вологодской области по состоянию на 19 марта 2020 года показывает, что наиболее активны в проведении онлайн-уроков профессиональные образовательные организации:

– рейтинг регионов ПОО – 7 место: приняли участие 22 ПОО (65%), проведено 204 онлайн-урока, по итогам которых получены отчеты от педагогов, 4182 просмотра онлайн-уроков студентами;

– рейтинг регионов школ – 28 место: приняли участие 97 школ (30%), проведено 520 онлайн-уроков, по итогам которых получены отчеты от педагогов, все­го 9828 просмотров онлайн-уроков обучающи­мися.

С 23 марта по 6 апреля 2020 года в связи с эпидемиологической обстановкой, распространением коронавирусной инфекции (2019-nCoV) онлайн-уроки не проводились.

Осенняя сессия онлайн-уроков финансовой грамотности начнется 17 сентября 2020 года. Надеемся, что благодаря приобретенному опыту работы в условиях дистанционного обучения образовательные организации и педагоги будут более активно участвовать в проекте и использовать информационный ресурс «Онлайн-уроки финансовой грамотности» (http://dni-fg.ru/) в своей деятельности.