- Автор: Михаил Иванов
- Категория: Образовательная политика
- Просмотров: 148
ЧАС РЕГИОНА: КРУГЛЫЙ СТОЛ НА ТЕМУ «ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ. ЭФФЕКТИВНЫЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ» 27 АПРЕЛЯ 2020 ГОДА
Рябова Елена Олеговна,
начальник Департамента образования Вологодской области, к.п.н.
Сложная ситуация с распространением коронавируса является серьезным вызовом для системы образования. Требуется взаимодействие, обсуждение и обмен опытом для нашего эффективного ответа на этот вызов. В настоящее время не существует успешных практик адаптации образования к условиям пандемии, и мы вынуждены эмпирически, шаг за шагом трансформировать региональную систему образования.
На Московском международном салоне образования в рамках круглого стола Вологодская область представила опыт такой трансформации: управленческую модель организации дистанционного обучения в регионе, практические кейсы дистанционного обучения в общем среднем и среднем профессиональном образовании, опыт работы с талантливыми детьми, региональные проекты совершенствования профессионального мастерства руководящих и педагогических работников.
В Вологодской области на заседании регионального оперативного штаба по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации 13 марта 2020 года было принято решение организовать перевод обучающихся подведомственных учреждений среднего профессионального образования на дистанционную форму обучения с 18 марта текущего года, а с 6 апреля 2020 года обеспечить в образовательных организациях дополнительного образования детей реализацию дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных технологий.
Мы приступили к поэтапному переходу на дистанционное обучение по подсистемам, апробировав перевод образовательного процесса в дистанционный формат в системе дополнительного образования детей и среднего профессионального образования. Параллельно мы использовали период каникулярного времени в общеобразовательных школах для изучения ситуации на предмет имеющихся у них возможностей для перехода на обучение с применением дистанционных технологий и провели мониторинг технических возможностей и готовности кадровых ресурсов общеобразовательных организаций для работы в новых условиях.
Одновременно проводился анализ доступности федеральных образовательных платформ для дистанционного обучения, и по его результатам было принято решение о выборе базовой платформы «Фоксфорд» как отдельного сегмента для Вологодской области для обучения по предметам базовой школьной программы 1–11-х классов и образовательной платформы «Цифровой колледж» для профессиональных образовательных организаций. При этом сохранилась возможность использования и других образовательных платформ, с которыми педагоги области уже работали.
Нам пришлось решать несколько задач:
– организовать учебный процесс в новых непростых условиях и обеспечить качество образования;
– организовать методическую поддержку и сопровождение деятельности педагогов в виртуальной среде;
– обеспечить позитивную и психологически комфортную атмосферу в педагогических коллективах, в сообществе обучающихся и их родителей в период трансформации образовательного процесса; нейтрализовать напряжение, вызванное ситуацией вынужденной самоизоляции;
– обеспечить постоянную обратную связь с педагогическими коллективами, родительской общественностью, информационное сопровождение происходящих изменений и тиражирование положительных примеров и практик.
Руководителем регионального оперативного штаба – Губернатором Вологодской области О.А. Кувшинниковым – осуществляется постоянный личный контроль за процессом перехода на дистанционное обучение и его организацией.
В соответствии с постановлением Правительства области от 16 марта 2020 года № 229 «О мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Вологодской области» все студенты профессиональных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования области, с 18 марта 2020 года были переведены на реализацию образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. С целью создания условий для решения этой задачи в техникумах и колледжах Департаментом образования области было заключено лицензионное соглашение с ООО «Академия-Медиа» о предоставлении техникумам и колледжам доступа к информационно-технологической платформе электронного обучения «Цифровой колледж».
В информационной образовательной платформе «Цифровой колледж»:
– организован чат руководителей профессиональных образовательных организаций для оперативного решения вопросов;
– созданы личные кабинеты 26 подведомственных колледжей и техникумов, личные кабинеты 1245 преподавателей и 15,3 тыс. студентов;
– назначены ответственные лица за техническое и методическое сопровождение функционирования региональной цифровой платформы в каждом техникуме и колледже;
– организована работа 565 учебных групп (89% от общего количества) на информационной образовательной платформе «Цифровой колледж», кроме групп, находящихся на преддипломной практике и производственной практике, организуемой в дистанционной форме в соответствии с методическими рекомендациями Министерства просвещения Российской Федерации.
На уровне региона:
– назначены кураторы от ведущих колледжей по методическому сопровождению направлений подготовки;
– работают горячие линии, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидов;
– проводятся ежедневные совещания в форме видеоконференций с директорами колледжей и техникумов для контроля и обмена опытом.
Работа 99,8% студентов организована с использованием технических средств с выходом в сеть Интернет, 42 студентов (0,2%) – с помощью иных источников доставки информации.
В целях обеспечения реализации общеобразовательных программ в школах области с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий с 6 апреля 2020 года проведены следующие мероприятия:
– издан приказ Департамента образования области от 26 марта 2020 года № 484 «Об утверждении регламента перехода на дистанционное обучение общеобразовательных организаций»;
– приняты распорядительные акты о назначении ответственных за организацию дистанционного обучения в муниципалитете, в школах области;
– осуществлен мониторинг готовности образовательных организаций, педагогов и обучающихся к переходу на дистанционное обучение на дому;
– проведены обучающие вебинары для педагогов, муниципальных координаторов, ответственных за организацию дистанционного образования, и технических специалистов школ;
– организовано методическое сопровождение педагогов области на постоянной основе;
Справочно:
– созданы 16 сетевых сообществ в группе ВКонтакте по всем учебным предметам для оказания помощи педагогам при переходе на дистанционное обучение (13 по предметам, 1 – для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами и 1 – для педагогов-психологов, логопедов, социальных педагогов, замов по воспитательной работе и классных руководителей);
– определены главные внештатные методисты по каждому учебному предмету, которые возглавили работу сетевых сообществ;
– обеспечено функционирование горячей линии для педагогов области в Вологодском институте развития образования;
– в школах области организовано наставничество для возрастных педагогов по работе с использованием дистанционных технологий
– организованы телефонные горячие линии в Департаменте образования области и в органах местного самоуправления по вопросам организации образовательного процесса.
Губернатор Вологодской области О.А. Кувшинников лично посещает школы области с целью осуществления контроля организации перехода на дистанционное образоание.
Организации дополнительного образования с 19 марта 2020 года также перешли на работу в дистанционном формате:
– проведены более 1400 мероприятий, в которых приняли участие 79814 детей, в том числе: на базе кванториумов организовано онлайн-обучение для кванторианцев, мастер-классы для педагогов области по использованию информационных систем Moodle , Zoom, Skype; организованы онлайн-флешмобы в программе tik-tok; обеспечена подготовка индивидуальных средств защиты;
– с 20 по 26 апреля 2020 года на базе регионального центра «Импульс» проведена смена по программе «Английский язык», участниками которой стали 18 школьников 8–9-х классов из 8 муниципальных районов (городских округов) области (г. Вологда, г. Череповец, Бабушкинский, Вожегодский, Никольский, Кадуйский, Тотемский, Чагодощенский районы);
– в мае 2020 года запланировано проведение дистанционной проектной смены и профильной смены по живописи;
– создано единое «окно возможностей» дополнительного образования на сайте Губернатора Вологодской области О.А. Кувшинникова;
– на официальном сайте Регионального модельного центра дополнительного образования детей размещена информация о всероссийских и областных конкурсных мероприятиях, в которых можно принять участие в дистанционном формате.
В нашей области уже имеется позитивный опыт организации мероприятий в онлайн-режиме:
– все районы подключились к областной патриотической акции «Вахта памяти» в онлайн-режиме, участники которой собирают и размещают материалы о ветеранах участниках ВОВ, тружениках тыла под хештегами #рцдод35 #вахтапамяти35;
– в районах области реализуются: онлайн-проект «Школьная телестудия»; онлайн-соревнования по общей физической подготовке; тематические недели, посвященные освоению космоса, 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, театру, семье и онлайн-экскурсии по историческим местам.
Система образования должна быть гибкой и быстро реагировать на изменяющиеся условия. Эффективность управленческой модели подтверждается следующими результатами:
– 100%-ный охват обучающихся Вологодской области дистанционным обучением;
– более 50% обучающихся школ получают дополнительное образование с использованием дистанционных технологий при стопроцентной сохранности контингента;
– сокращение количества обращений граждан по вопросам обучения детей и молодежи в условиях повышенной готовности.
Мною проведена онлайн-трансляция для родителей в рамках регионального информационного проекта «Поокаем в сети», даны пояснения по всем интересующим вопросам для всех участников образовательного процесса.
Считаю, что эффективность трансформации региональной системы образования в условиях пандемии обеспечивается в том числе следующими нашими рекомендациями в адрес педагогов области:
– обучать школьников начальных классов в сложившемся в школе режиме без включения новых методик дистанционного образования (без введения новых электронных ресурсов). Например, использовать организацию самостоятельной работы с известными источниками (учебники, учебные пособия);
– для обучающихся начальных классов максимально использовать словесную систему оценивания, отказаться от неудовлетворительных отметок;
– выставлять отметки в системе «зачет/незачет» за домашние работы и за задания по учебным предметам «Физическая культура», «ИЗО», «Музыка», «Технология»;
– минимизировать объем домашнего задания для обучающихся начальной школы, выпускников 9-х и 11-х классов по непрофильным предметам;
– осуществлять дифференцированный подход при определении вида домашнего задания. Например, при освоении таких учебных предметов, как «Физическая культура», «Музыка», «ИЗО», отдавать предпочтение практикоориентированному подходу, как то: выполнение физических упражнений учеником, прослушивание аудиозаписи, подготовка рисунка и т.п.;
– не устанавливать жестких временных рамок для выполнения заданий обучающимися, обязательно учитывать обеспеченность обучающихся техническими средствами, доступность интернета, наличие в семье детей, обучающихся одновременно или в разные смены.
Важную роль в психологической поддержке педагогов и создании у них позитивного настроя в условиях дистанционного обучения играет новостная рубрика #родители_учителям, созданная по инициативе пресс-службы Департамента образования области 21 апреля т.г. Родительская аудитория отреагировала на идею достаточно оперативно: родители направляли благодарности в адрес учителей, делились своим опытом домашнего дистанционного обучения.
Сегодня дистанционное обучение перестало быть главным информационным поводом для этой рубрики, но родители продолжают благодарить педагогов за воспитание и обучение детей, направляют поздравления с окончанием учебного года, присылают общие фотографии с классом. Ежедневно в среднем приходит 50 таких позитивных новостей.
Таким образом, в сложных условиях пандемии в Вологодской области удалось создать такие механизмы управления организацией перевода системы образования в дистанционный формат, которые можно оперативно развернуть и использовать в любых непредвиденных ситуациях.