Информационно-методический и научно-педагогический журнал

bbs teen child fuck bbs

Нина Геннадьевна Агафонова,

директор МАОУ «Центр образования № 12» г. Череповца;

Ирина Юрьевна Буйлова,

заместитель директора МАОУ «Центр образования № 12» г. Череповца

Аннотация

В статье рассматривается опыт совместной деятельности школы, вуза и учреждения дополнительного образования при реализации проекта инженерных классов, вклад каждого из участников, перспективы выпускников и возможные пути развития профильного образования.

Ключевые слова

Дополнительное образование; профильное обучение; профориентация.

Иерархические системы стремительно уходят в прошлое – на их место приходят сети. Сеть устойчивее пирамиды, распределенные вычисления занимают меньше времени, а партнерские отношения приносят больше выгоды. Однако если к социальным, нейронным и прочим виртуальным сетям человечество уже привыкло, то сети, состоящие из реальных институций, по-прежнему вызывают немало вопросов. Долгое время подобные структуры существовали исключительно в одномерной системе микро- или макроуровня – примером может послужить сеть дружеских взаимодействий или внешняя политика государств. Однако сегодня эти рамки постепенно расширяются – межуровневые связи также становятся все более востребованными в деятельности общеобразовательной организации.

Eжегодно в Череповце оканчивают школу около полутора тысяч выпускников 11-х классов. С сентября 2016 года во всех школах города началась реализация профильного обучения, на основе мониторинга востребованности выстраивается профильная схема города.

Этот процесс сопровождается системной профориентационной работой, в том числе осуществляется реализация приоритетного регионального проекта «Профориентация как основа управления процессами миграции обучающихся Вологодской области» регионального стратегического направления «Демография» (профориентационное тестирование обучающихся 6, 9-х классов, профдиагностика, консультирование обучающихся и их родителей (законных представителей) в аспекте предпочитаемых профилей обучения, рекомендации по построению предпрофессиональной образовательной траектории в соответствии с выбранными профессиональными областями деятельности); выстраивается система взаимодействий с предприятиями, учреждениями профессионального и дополнительного образования по реализуемым профилям. Успешным примером сетевого взаимодействия в рамках регионального проекта является функционирование инженерных классов.

В 2015 году в пяти школах г. Череповца (№ 6, 12, 13, 19, 32) было образовано пять таких классов: инженерно-технологической, информационно-технологической, физико-математической направленностей; наиболее удачным оказался опыт МАОУ «ЦО № 12».

Направленность проекта на формирование у школьников основ инженерного мышления, развитие интереса к техническому творчеству, готовности к освоению программ профессионального образования инженерных направлений позволила определить модель реализации проекта «Инженерный класс», включающую в себя функционирование технического класса как объединения учащихся 9-х классов предпрофильного обучения на уровне основного общего образования и класса технологического профиля на уровне среднего общего образования.

Проводя работу по организации технического класса в параллели 9-х классов, преподаватели опирались на опыт подготовки востребованных специалистов в системе среднего профессионального образования, где для этого созданы ресурсные центры, на базе которых разрабатываются адаптированные к потребностям региональной экономики образовательные программы, отрабатываются механизмы партнерства между образовательными организациями и предприятиями.

Так, совместно с БПУ ВО «Череповецкий лесомеханический техникум имени В.П. Чкалова» была сформирована концепция технического класса, заключен договор о сотрудничестве учреждений. Долгосрочные партнерские отношения с техникумом придали системный характер интеграции общего и профессионального образования. Девятиклассники осваивают разнообразные практико-ориентированные курсы («Физика с элементами электротехники», «Основы электромонтажных работ», «Основы проектно-исследовательской деятельности»), выполняют групповые и индивидуальные проекты, участвуют в конкурсе научно-творческих работ, конференциях, мероприятиях Дня открытых дверей, выставке технического творчества студентов и учащихся. Важно, что практическая составляющая проектной деятельности реализуется в производственных мастерских и лабораториях техни­кума.

Взаимодействие школы и техникума в таком формате, по нашему мнению, позволяет нацелить учащихся на профессиональное самоопределение, расширить возможности их социализации, а также подготовить выпускников к освоению программ профессионального образования.

В результате доля выпускников 9-х классов, выбравших данное учреждение для получения среднего профессионального образования технической направленности, составила: в 2016 г. – 60% численного состава учащихся технического класса; 2017 г. – 48%; 2018 г. – 45%. При этом образовательный маршрут технологического профиля на уровне среднего общего образования ежегодно выбирают не менее 25% выпускников 9-х классов.

Достичь высокого результата позволяет взаимодействие, основанное на объединении ресурсов образовательных организаций разного уровня и подчиненности в целях создания единого образовательного пространства. Именно поэтому профильное ­обучение в 10–11-х классах осуществляется при активной поддержке ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет», дирекции по персоналу ПАО «Северсталь».

Так, при непосредственном участии руководства кафедры электроэнергетики и электротехники Череповецкого государственного университета была разработана основная образовательная программа профильной направленности, предполагающая углубленное, практико-ориентированное изучение предметов (физики, информатики, химии), освоение учащимися элективных курсов внутрипрофильной специализации («Введение в инженерную деятельность», «Основы робототехники», «Основы электротехники», «Элементы начертательной геометрии и инженерной графики», «Проекти­рование трехмерных моделей»).

В целях создания специальной профориентационной среды школа объединяет собственные возможности с ресурсами сетевых партнеров. Содержа­ние воспитательной деятельности инженерного класса имеет профессиональную ориентацию, усиливая эффективность профильной подготовки, и реализуется на основе программы взаимодействия образовательного учреждения с дирекцией по кадрам компании «Северсталь» и Череповецким государственным университетом. Непосредственным координатором взаимодействия МАОУ «ЦО № 12» и ФГБОУ ВО «ЧГУ» является директор Инженерно-технического института А.В. Кожевников.

Практические занятия в библиотеке, лабораториях электротехники и химических технологий опорного вуза региона, экскурсии на экспериментальную площадку по созданию болида «Формула студент», мероприятия «Студент на один день» привлекательны для старшеклассников и значимы для выпускников, получающих сертификаты, подтверждающие успешность обучения в инженерном классе.

Особая роль в профориентационной деятельности принадлежит ПАО «Северсталь» – градообразующему предприятию Череповца. Возможности «Северстали» позволяют компании принимать участие в жизни будущих инженеров, более того, это сотрудничество взаимовыгодно, поскольку способствует воспитанию специалистов со школьной скамьи. К тому же ученики инженерных классов более осознанно выбирают технические специальности и чаще связывают свою карьеру с компанией.

Воплощение в жизнь проекта «Инженерные классы» было бы невозможно без благотворительной помощи ПАО «Северсталь» и информационной поддержки дирекции по персоналу ПАО «Северсталь» в осуществлении многообразной профориентационной работы. Координаторами этой деятельности со стороны партнера являются менеджер по производственной адаптации дирекции по персоналу диви­зиона «Северсталь Российская сталь» С.Л. Ба­ра­банцева и специалист Центра кадрового сопровождения АО «Северсталь менеджмент» (филиал «Российская сталь» в г. Череповце) Е.А. Белова. Активное участие компании «Северсталь», без сомнения, ежегодно открывает новые горизонты в развитии проекта.

Комплекс практико-ориентированных мероприятий, проводимых «Северсталью», включает в себя не только знакомство с реалиями жизни компании. «Северсталь» целенаправленно организует для школьников встречи с интересными людьми металлургического производства. В формате тренинга с ребятами работают не только топ-менеджеры, но и молодые специалисты, строящие свою карьеру на предприятии. Неотъемлемый компонент взаимодействия – экскурсии на промышленную площадку, в Музей металлургической промышленности, в головной офис компании «Северсталь» в Москве, в НИТУ «МИСиС».

Ежегодно обновляется перечень конкурсных мероприятий, организумых дирекцией по работе с персоналом компании «Северсталь», формат проведения которых актуален для молодежной среды. Это, в частности: конкурс «Стальная битва» (включающий в себя игру «Мир профессий “Северстали”» ВКонтакте, брейн-ринг по истории комбината, творческие конкурсы), кейс-чемпионат «Metal Cup» (заключающийся в разработке кейсов, касающихся технологических проблем предприятия), конкурс эссе «Инженер будущего», конкурс коллажей «Мир профессий “Север­стали”», создание mind-map проекта «Мое профессиональное будущее».

Новым партнером, чьи возможности позволяют создать условия для повышения мотивации детей к занятиям в области технического конструирования и моделирования, в 2017 году стал МАОУ ДО «Детский технопарк “Кванториум”», взаимодействие с которым осуществляется прежде всего по плану мероприятий «Школа будущих инженеров» на основе трехстороннего соглашения между образовательной организацией, учреждением дополнительного образования и Центром кадрового сопровождения компании «Северсталь». Куратор взаимодействия наших учреждений – заместитель директора МАОУ ДО «Детский технопарк “Кванториум”» Л.А. Ламанова. У коллег-«кванторианцев» всегда много интересных идей: в рамках «Школы будущих инженеров» проводятся занятия IT-квантума, energy-квантума, hi-teck, интересны конкурсы рисунков «Инженер будущего», движущихся моделей, «Детский форсайт в моногородах», квест-игра по физике в музее «Квантошка», мероприятие диалогового формата «Путь от школьника до инженера», экскурсии в музей интерактивного оборудования. Заметим, что экскурсии в музей «Квантошка» являются также формой поощрения лучших учащихся. Особо стоит отметить, что в 2018 году по инициативе технопарка начата работа по формированию интереса к технике у воспитанников дошкольных групп МАОУ «ЦО № 12» посредством конкурсных и экскурсионных мероприятий.

Сетевое взаимодействие в таком формате, без сомнения, позволяет нацелить обучающихся на осознанное профессиональное самоопределение, расширить возможности их социализации, а также подготовить выпускников к освоению программ профессионального образования с учетом потребностей рынка труда региона и города. Это подтверждается статистическими данными выбора дальнейшего образовательного маршрута по окончании средней школы.

 В 2017 году в нашем учреждении состоялся первый выпуск инженерного класса. Большинство выпускников (70,4%) свою будущую профессию связывают с профильными предметами, из них 25,9% выпускников класса поступили на технические специальности в ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет».

В 2018 году 89,7% выпускников профильного класса стали студентами череповецких вузов и ссузов, из них 53% выбрали специальности технической направленности, 52% выпускников поступили на технические специальности в ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет».

 Сетевое взаимодействие, по нашему мнению, сегодня выступает в качестве высокоэффективной инновационной технологии, позволяющей образовательному учреждению динамично развиваться и соответствовать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.

 Вместе с тем стоит отметить, что для соблюдения принципа открытости образовательного пространства и достижения целей профориентационной работы требуется привлечение сетевых партнеров к профориентационной работе с учащимися на ранних этапах предпрофильного обучения, организация активных форм работы с родителями как необходимыми участниками процесса профориентации.