Информационно-методический и научно-педагогический журнал

bbs teen child fuck bbs

Ирина Владимировна Кокосова,

директор МБОУ «Общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 35» г. Череповца;

Валентина Николаевна Адам,

заместитель директора МБОУ «Общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 35» г. Череповца

Аннотация

В статье представлен опыт работы образовательного учреждения по содействию социальной адаптации выпускников с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями), созданию условий для профессионального самоопределения обучающихся, необходимого для дальнейшего профессионального обучения и трудоустройства в рамках реализации мероприятий федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», направленного на поддержку образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе для предметной области «Технология».

Ключевые слова

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья; дети-инвалиды; доступная среда; образо­вательные организации, реализующие адаптированные основные общеобразовательные программы; жизненные компетенции; углубленная трудовая подготовка.

Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным требованиям общества и каждого гражданина.

Для организации качественного доступного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в отдельных образовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, создаются оптимальные условия обучения, воспитания и коррекции, способствующие не только максимальному овладению академическими знаниями, но и формированию жизненных компетенций, необходимых для успешной социализации в обществе, дальнейшего профессионального обучения и трудоустройства.

Одной из ведущих современных тенденций является рост доли детей-инвалидов, детей с тяжелыми комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обучения и воспитания. Данная проблема коснулась и нашего образовательного учреждения. Так, за последние 3 года количество детей-инвалидов выросло в 2 раза, соответственно, остро встает проблема обеспечения доступности образовательной среды, организации адресной коррекционной помощи, помощи специалистов.

Вместе с тем родители предъявляют школе заказ на полноценное качественное образование детей в соответствии с их особенностями, интересами и склонностями, которое предоставит возможность успешного самоопределения в социуме, формирования личностных и социальных ключевых компетенций выпускников, в том числе детей-инвалидов.

В МБОУ «Общеобразовательная школа для ­обучающихся с ОВЗ № 35» г. Череповца на протяжении ряда лет создаются условия для повышения качества жизни особого ребенка. В школе обучаются дети с различными формами умственной отсталости, с расстройствами аутистического спектра, нарушениями опорно-двигательного аппарата, с тяжелыми и множественными нарушениями развития. С 2005 года школа осуществляет образовательный процесс по полной модели – с 12-летним сроком обу­чения. На протяжении многих лет функционирует 1 дополнительный класс, открыты 10–11-е классы, в которых осуществляется углубленная трудовая подготовка по одному из профилей, смысл которой – подготовка выпускника школы к профессиональной деятельности. Это может быть работа в условиях производства либо индивидуальная трудовая деятельность.

Педагоги школы активно участвуют в обновлении содержания образования обучающихся с ОВЗ, совершенствовании методов и технологий обучения. Высокий творческий потенциал педагогического коллектива позволяет школе работать в режиме инноваций. Сегодня школа является региональной инновационной площадкой Департамента образования Вологодской области, муниципальным ресурсным центром, муниципальной базовой площадкой, активно работает в научно-исследовательской лаборатории ФГОС ОВЗ и инклюзивного образования АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования». Обобщенный опыт работы отражен в публикациях на муниципальном, региональном, всероссийском, международном уровне.

В 2019 году школа стала участником мероприятий федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», направленного на поддержку образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В ходе реализации данных мероприятий был проведен мониторинг в части анализа материально-технического обеспечения образовательного процесса, здоровьесберегающей среды, разработана программа развития («дорожная карта») с учетом изменения подходов к организации своей деятельности, определены основные направления развития образовательной организации на период до 2024 года, среди которых:

‒ обновление инфраструктуры организации;

‒ обновление содержания и повышение качества образовательного процесса;

‒ повышение квалификации руководящих и педагогических кадров.

В ходе реализации Программы развития определены следующие задачи:

‒ создание специальных условий для реализации особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, включая создание архитектурной доступности для детей-инвалидов и маломобильных групп населения;

‒ создание условий для реализации федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ФГОС ОВЗ) за счет средств государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2020 годы;

‒ создание условий для профессионального самоопределения обучающихся, необходимого для их дальнейшего профессионального обучения и/или трудоустройства за счет реализации мероприятий федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», направленного на поддержку образования обучающихся с ОВЗ, в том числе для предметной области «Технология»;

‒ реализация комплексного сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательного учреждения;

‒ формирование опыта привлечения к вопросам обеспечения системы сопровождения органов общественно-государственного управления образовательным учреждением;

‒ развитие сетевого взаимодействия;

‒ поиск механизмов и средств удовлетворения запросов педагогического коллектива на реализацию творческих инициатив, переподготовку, повышение квалификации;

‒ создание материально-технической базы для расширения использования в обучении детей и профессиональной деятельности педагогов телекоммуникационных и информационных технологий.

На 1 сентября 2019 года в учреждении разра­ботаны и утверждены инфраструктурные листы приобретения современного оборудования для мастерских для реализации предметной области «Тех­нология», дополнительного образования обучающихся с ОВЗ с учетом нозологий; проведены мероприятия по подбору и закупке оборудования, разработаны и обновлены рабочие программы по предмету «Технология» с учетом введения новых модулей и профилей трудовой подготовки (гончарное дело, поварское дело, строительный профиль, полиграфия), а также перспектив приобретения нового оборудования.

На период реализации мероприятий федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» определены индикативные показатели результативности:

‒ увеличение доли педагогов, прошедших повышение квалификации по вопросам работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья;

‒ увеличение процента обучающихся, осваивающих предметную область «Технология» по обновленным адаптированным образовательным программам и на обновленной материально-техни­ческой базе, от общего количества обучающихся в школе;

‒ увеличение численности обучающихся с ОВЗ, обучающихся в образовательной организации в условиях современной здоровьесберегающей образовательной среды, обеспечивающей индивидуальный образовательный маршрут с учетом особых образовательных потребностей;

‒ увеличение процента родителей и обучающихся, удовлетворенных результатами деятельности образовательного учреждения.

Таким образом, в школе создается оптимальная образовательная среда для получения качественного и доступного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья различных нозологий.