Информационно-методический и научно-педагогический журнал

bbs teen child fuck bbs

Лариса Валериевна Лукичева,

директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 26» г. Вологды

Аннотация

Автор статьи рассматривает проблему наставничества с разных точек зрения, в том числе и в направлении «педагог-наставник», как одну из составляющих федерального проекта «Современная школа».

Ключевые слова

Наставник; тьютор; кооперация; формула успеха» кураторская методика; поддержка; индивидуальная траектория; сетевое взаимодействие.

В целях осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития РФ, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека» подписан Указ Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», который вступил в силу со дня его официального опубликования (май 2018 г.).

Правительству Российской Федерации поручено при разработке национального проекта в сфере образования исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить достижение следующих целей и целевых показателей: глобальная конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования; воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Вологодская область участвует в 47 региональных программах по 10 национальным проектам. Таким образом, регион вошел в состав субъектов РФ, уже заключивших на сегодняшний день соглашения с федеральным центром о предоставлении субсидий на реализацию стратегически важных изменений.

На фоне новых возможностей современного мира, многообразия социокультурной жизни и динамики общества в целом образовательная школа долгое время выглядела устаревшей системой. Политика нашего государства, в частности, модернизация и реформирование системы образования Российской Федерации, направлены на то, чтобы устранить давнюю проблему – исключить обезличенность массовой школы. Кроме того, жизнь быстро меняется, знания устаревают, не успев оформиться в систему, поэтому самым главным умением в жизни становится умение УЧИТЬСЯ! И от учеников требуется новое качество – стремление к инициативному, самостоятельному и ответственному движению в собственном непрерывном обучении, а для этого необходимо измененить весь учебный процесс.

Реализация регионального проекта «Современная школа» предполагает внедрение новых методов обу­чения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс.

Сейчас, когда постоянно появляются и меняются направления, профессии, стратегии и стандарты, технологии, методы, приемы, возникают требования к сопровождению процесса поиска и способов достижения результатов, нужны наставники для обсуждения, рефлексии и анализа опыта, для углубления, конкретизации или изменения деятельности.

Сегодня школа нуждается не в учителе, который доносит до ученика знания, а в наставнике, который может выяснить, как ученик может осваивать эти знания эффективнее всего, где его зоны роста, какими методами лучше всего можно восполнить пробелы, в какой форме материал усваивается лучше. Он должен помогать ученику САМОСТОЯТЕЛЬНО находить ответы на вопросы и осваивать новые навыки; он инструктирует, наблюдает, поддерживает опираясь на индивидуальность ученика, помогает ему найти идеальный маршрут, который бы позволил изучить предмет. Сегодня педагог – это прежде всего наставник или тьютор.

Наставничеству уделяется большое внимание со стороны государства, органов местного самоуправления, при этом слово «наставник» понимается по-разному.

Профессиональный стандарт педагога задает нам работу в направлении «педагог-наставник». Такой наставник нужен сегодня и молодым педагогам, и детям. Все дети нуждаются в индивидуальной программе развития и социализации, но в первую очередь – дети одаренные и особые ученики. Дети у нас сегодня очень разные, и мы должны работать с ними в тех условиях, которые существуют.

Проблема наставничества действительно очень актуальная. Наставничество – не просто передача социального опыта, а передача социального капитала. И основные линии, связанные с наставничеством, уже так или иначе просматриваются. Это, с одной стороны, работа с молодыми педагогами.

На протяжении нескольких лет в нашей школе работают педагоги-наставники с молодыми педагогами и нашими учениками, и этот опыт для нас очень ценен.

Самое главное в наставничестве – это кооперация: промышленных предприятий, органов власти, самых разных профессиональных педагогов и главных участников этого процесса – самих детей. В рамках этого процесса вырисовываются новые модели наставничества. Наряду с традиционными формами наставничества появляются новые, обусловленные потребностью быстро реагировать на постоянно происходящие изменения, быстро включаться в новые процессы.

Мы разработали и апробировали с нашими педагогами методику наставничества, или тьюторства «4 шага от дилетанта – к профессионалу». Вот эти шаги:

Шаг 1. Наставник делает и комментирует, ученик смотрит.

Наставник работает и объясняет, почему он это делает, обучаемый только наблюдает, думает и спрашивает.

Шаг 2. Наставник делает основную и ответственную работу, ученик помогает ему, делая простую работу.

Это очень ответственный момент для обоих, так как здесь выясняется, какой из наставника учитель, и насколько обучаем ученик. Не ошибусь, если скажу, что это самый сложный этап передачи навыков. Основная цель: чтобы ученик получил результат от своей работы, чтобы у него был пусть маленький, но успех. Если он будет успешен в малом, то будет успешен и в большом. Нужно закреплять его личный успех на данном этапе, что иногда довольно трудно наставнику, так как здесь необходимы чуткость и понимание, когда доверить ученику ту или иную посильную работу.

Наставник выполняет основную работу, легкую доверяет ученику, при этом поощряя его успех в ней.

Шаг 3. Ученик работает, наставник помогает.

Наставник и ученик меняются местами. На этом этапе обычно всплывают все ошибки обоих, допущенные на 1 и 2 шаге. Задача наставника как раз и заключается в том, чтобы их исправить и скорректировать. Если наставник забыл чему-то научить, то сейчас он должен это восполнить, а у ученика на этом этапе обучения должны исчезнуть все недопонимания.

Шаг 4. Ученик работает, наставник наблюдает.

Интересная особенность: пока наставник в поле зрения ученика, у того все получается, но стоит учителю выйти «за ворота», отойти подальше – успешной работе обучаемого конец. Это та фаза, когда ученик учится обходиться без посторонней помощи вообще. Ни в коем случае наставник не должен вмешиваться в работу ученика, только в критическом случае. На данном этапе ученик учится на своих ошибках.

Итак, подытожим:

1-й шаг – учитель делает, ученик смотрит.

2-й шаг – учитель делает, ученик помогает.

3-й шаг – ученик делает, учитель помогает.

4-й шаг – ученик делает, учитель смотрит.

Таким образом, мы получаем со-успех, двойной успех, успех двух людей. Один достиг успеха в обу­чении другого. Другой достиг успеха в приобретении навыка.

Данная формула успеха на протяжении нескольких лет эффективно работает в школе № 26 г. Вологды.

На институциональном уровне организован Центр педагогического профессионализма и карьерного роста учителя, дающий возможность горизонтального карьерного роста (тьютор-координатор творческой группы, педагог-наставник, учитель-эксперт, куратор, руководитель межпредметной кафедры), создана внутрикорпоративная система повышения квалификации педагогов.

На сегодняшний день существует единая система подходов в наставничестве, среди которых традиционное сопровождение молодых специалистов опытными наставниками и внедрение «кураторской методики», сущность которой сводится к взаимным посещениям парой учителей уроков и занятий и совместном их обсуждении в присутствии третьего лица, курирующего их деятельность.

В школе почти 20% педагогического коллектива – это молодые специалисты. Организован и эффективно действует Клуб молодого учителя. Молодые учителя школы – активные участники школьных, городских, областных и всероссийских мероприятий, победители и лауреаты конкурсов профессионального мастерства (Жук И.А., Комелькова Л.Н. стали победителями областного конкурса «Педагогический дебют»), участники молодежных организаций, например, таких как Городской молодежный парламент. Молодым педагогам предоставляется возможность познакомиться с лучшими практиками школ Российской Федерации, повысить свой профессиональный уровень и определить ближайшие «зоны роста». В июне 2016 года молодые специалисты участвовали в Фестивале молодых учителей в г. Ка­лининграде, в ноябре 2016 года – в г. Минске, во всероссийском педагогическом форуме «Обра­зование: взгляд в будущее» (2016, 2017 гг.); во всероссийском форуме молодых учителей «Педагог: Профессия. Призвание. Искусство» (2019 г.).

Поддерживая и обучая молодых педагогов, мы даем им в руки инструменты для достижения высоких результатов профессионального мастерства и приобретения педагогических компетенций по развитию способностей и талантов у детей.

Поддержка и развитие способностей и талантов у детей и молодежи на принципах справедливости, всеобщности в целях самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся – это задачи еще одного очень важного федерального проекта – «Успех каждого ребенка».

Тьютор-наставник не только ведет ребенка по намеченному пути, но и помогает ему самостоятельно планировать образовательную деятельность. Цель тьюторства – формирование навыка самообразования и саморазвития. Во взаимодействии с тьютором ребенок учится самостоятельному планированию деятельности, построению индивидуального пути на основе личных интересов, способностей и потребностей.

В нашей школе такая работа начинается с первых классов.

В рамках современного урока невозможно достаточно внимания уделять учащимся с особыми образовательными потребностями, желающими и могущими реализовать собственные познавательные интересы. Педагоги, выступая в роли тьютора, наставника, сопровождают обучающихся, являются посредниками между учеником и образовательным учреждением, образовательной средой. Они помогают обучающемуся узнать свои особенности, проявить себя; учат осознанному выбору и ответственности за поступки, результаты выбора; помогают ученику определиться с целями, интересами и их реализацией, найти баланс и гармонию с внешним миром; рассказывают родителям об особенностях ребенка и специфике образовательной среды, подходящей ему.

Ценность индивидуальной, оптимально подобранной учебной среды постепенно осознается не только специалистами, но и родителями, спрос на тьюторство постоянно растет.

Тьютор-наставник анализирует, что интересно ученику, а что – нет, что дается легко, а что – с большим трудом. На основе своих наблюдений он ненавязчиво подводит ребенка к самостоятельному выбору. Кроме того, тьютор организует встречи с важными, полезными и интересными для него специалистами. Вместе с учеником составляет ментальные карты, коллажи, таблицы, схемы, планы и т.д.

Все это реализуется в рамках межпредметных программ проектной и учебной исследовательской деятельности. В школе работает научное общество «ШРЭК» («Школьные Резерфорды, Эйнштейны, Капицы»).

Любой ученик школы может стать членом научного общества и получить помощь в выборе темы проектной или исследовательской работы, консультацию, воспользоваться памятками по оформлению работы. Два раза в течение учебного года (декабрь и май) проходят школьные научно-практические конференции. Отбираются лучшие работы, с которыми учащиеся затем выступают на научно-практических конференциях, участвуют в конкурсах проектных работ разного уровня.

Работа в данном направлении дает свои результаты. Ученики СОШ № 26 стали победителями городских, региональных и всероссийских конференций «Мир и наука», IX городской научно-практической конференции «Поиск и творчество – шаг на пути к открытию» (апрель, 2019 г.), V межрегиональной научно-практической конференции «Шаг в науку» (с международным участием), VI межрегиональной научно-практической конференции (с международным участием) «Шаг в науку» (март, 2018 г., г. Вологда), Республиканской научно-практической конференции «Интеллект 21 века» (апрель, 2018 г., г. Казань); лауреатами 1 степени международной научно-практической конференции «Лестница успеха» (декабрь, 2018 г., Москва); призерами Рес­публиканской научно-практической конференции «Интеллект 21 века» (апрель, 2019 г., Казань).

Это лишь один из примеров тьюторского сопровождения талантливых детей учителем начальных классов Н.В. Чистой. Педагог в рамках внеурочной деятельности на кружке «Юный исследователь» начинает знакомство первоклассников с азами проект­но-исследовательской работы. Взаимодействие с обучающимися Наталья Владимировна строит с учетом запросов, интересов, способностей каждого школьника, особенностей его характера, навыков общения и т.д., помогает спланировать дальнейшую деятельность по формированию и реализации ученических индивидуальных проектов и исследований. Сопровождая групповые ученические проекты, широко использует различные методы и техники активного обучения: деловые, ролевые и имитационные игры, разбор конкретных ситуаций, групповые дискуссии и тренинги. Начиная с участия в школьной научно-практической конференции, нарабатывая опыт публичных выступлений, обучающиеся Н.В. Чистой представляют нашу школу, город, регион на всероссийском и международном уровне.

В начальной школе тьютор может работать с познавательными интересами ребенка; с подростками полем деятельности тьютора могут стать проекты и исследования, где важно не просто ДАТЬ тему, а, выяснив интерес ребенка, помочь ему выстроить программу, научить работать с информацией и критически к ней относиться.

Ярким примером такого подхода служит тьюторское сопровождение учащихся учителем экономики С.В. Щербаковой. Ее ученики неоднократно становились победителями конкурсов научно-исследовательских работ, проектов и бизнес-проектов различного уровня.

С 2015 года мы являемся участниками международного образовательного движения «Достижения молодых» (Junior Achievement (JA). Учащиеся принимают активное участие в создании проектов по социальному предпринимательству, бизнес-проектированию, участвуют в конференциях, мастер-классах, конкурсах и олимпиадах по экономике и финансовой грамотности. Ежегодно в школе проводится Неделя экономики и Дни финансовой грамотности. Учащиеся принимают активное участие в интерактивных вебинарах, олимпиадах, онлайн-уроках финансовой грамотности, деловых играх, ходят на экскурсии в финансовые организации. Мы имеем тесные связи с НОЦ РАН, Вологодской ГМХА и Центробанком.

Среди наших учащихся: финалисты 1 тура конкурса социального предпринимательства «Со­здай свой бренд» (Москва); дипломанты конкурса по бизнес-проектированию «Ты – предприниматель»; обладатель диплома за I место во всероссийском конкурсе «Твой первый шаг в науке» (ВятГУ, 2015 г.); финалист XI Всероссийской олимпиады по финансовому рынку и основам предпринимательских знаний для старшеклассников (Москва); обладатель диплома за 3 место во Все­рос­сий­ском конкурсе инновационных идей по финансовой грамотности «Менеджмент риска» (2015–2016 гг.); финалисты, победители всероссийского конкурса инновационных идей по финансовой грамотности «Ме­недж­мент риска» (2016–2018 гг.); обладатели дипломов «Лучший социальный проект» на Мос­ковской выставке-ярмарке школьных компаний МОО «Достижения молодых» (2017 г.); финалисты XII Всероссийской олимпиады по финансовой грамотности, финансовому рынку и защите прав потребителей финансовых услуг (Москва, 2017 г.); победители всероссийского конкурса инновационных идей по финансовой грамотности «Менеджмент риска – 2017»; победитель межрегионального конкурса «Покори университет» (СГУ им. Питирима Сорокина); обладатели диплома II степени на межрегиональной олимпиаде по экономике (ВоГУ), диплома I степени на конкурсе научных проектов «Как заработать и приумножить мои личные финансы (Вологодская ГМХА, 2018 г.), дипломов за II место на всероссийском инновационном турнире МОО «Дос­тижения молодых» (Москва, 2019 г.), дипломов за I место (ноябрь), дипломов за I место (май) на всероссийском конкурсе инновационных идей по финансовой грамотности «Менеджмент риска – 2019» (Москва).

В старшей школе областью тьюторства обязательно должно стать профильное и профессиональное самоопределение.

Продумать способы мотивации, взяв за основу личные устремления, интересы ребенка, разработать вместе с ним план работы, научить организовывать время в соответствии с режимом дня и степенью загруженности, сформулировать цели и помогать к ним двигаться – лишь такое педагогическое сопровождение целесообразно рассматривать с точки зрения эффективности.

Создать условия для раннего профессионального определения помогает взаимодействие и сотрудничество с высшими учебными заведениями. Ученики 9–11-х классов нашей школы являются участниками тренингов физико-математической школы «Унишанс». Три раза в год обучающиеся и педагоги посещают математическую школу в Санкт-Петербурге. На базе СПбГУ организуются семинары, где в течение трех дней идет интенсивное погружение в курс математики и физики. Ведут данный курс преподаватели вузов и составители экзаменационных КИМ. Получив сертификат о прохождении данного обучения, выпускники имеют возможность получить дополнительные баллы при поступлении в СПбГУ. Педагоги-наставники также учатся и получают сертификаты.

Эффективным и результативным оказалось сотрудничество с ЧГУ. Выпускники школы поступают в университет на бесплатной основе (за счет средств университета), выбирая любое направление подготовки. Такая возможность появилась благодаря конкурсу «Верещагинский проект», организованному ЧГУ.

Этот конкурс проходит при поддержке Пра­ви­тельства Вологодской области и мэрии Череповца. Организаторы проекта – Череповецкий государственный университет и Департамент образования Вологодской области. Благодаря высокопрофессио­нальной работе наставника – учителя истории школы № 26 Т.Н. Спи­ровой – уже 6 лет подряд ученики становятся победителями и призерами Ве­реща­гинского проекта как в личном, так и в командном зачете. Учитель-наставник, сопровождающий проект, организует подготовку в рамках внеурочной деятельности. Старшеклассники работают с книгами из школьной и городской библиотек, фиксируют основные события и даты по теме проекта, очень подробно знакомятся с биографией семьи Верещагиных и комплектом картин различных циклов творчества художника. Занятия проходят два раза в неделю: идет общее командное обсуждение по картинам и творчеству, так как, чтобы пройти в очный тур, необходимо написать эссе по предложенным ЧГУ темам. С теми, кто проходит в очный тур, дополнительно занимается педагог. В г. Череповце обязательно посещают музей Верещагина, где дополнительно работают с информацией и документами из архива.

Цель участия в проекте не только развитие обучающихся, получение ими новых знаний, но и возможность поступления выпускника школы на любой факультет вуза на бесплатное обучение. Так, Лысенкова Наталья и Крестинин Сергей, победители проекта, воспользовались такой возможностью и продолжили свое образование в ЧГУ.

Нашим партнером является и ВШЭ. В 2018 году заключен договор о сотрудничестве, в рамках которого проходят различные совместные мероприятия профориентационной направленности, организована проектно-исследовательская деятельность, проходят олимпиады различного уровня (русский язык, экономика) и курсы повышения квалификации для педагогов. Так, в мае 2019 года проведен совместный семинар по профориентации для учащихся 8–11-х классов. Учащиеся посетили мастер-классы преподавателей ВШЭ, родители обучающихся получили рекомендации и консультации по вопросам поступления в вузы. Школьники также пользуются возможностями интернет-школы ВШЭ по подготовке к ЕГЭ.

Внедряя указанные механизмы реализации образовательных программ в сетевой форме с участием организаций среднего профессионального и высшего образования, мы стараемся предоставить каждому ребенку право выбора в формировании своей образовательной траектории; консолидировать возможности смежных участников образовательного процесса, обладающих необходимыми ресурсами; внедрить систему зачета результатов освоения соответствующих модулей у различных участников образовательного процесса; распространить практику применения современных технологий обучения.

Но существуют и проблемы, которые тормозят появление педагогов-наставников. Это, например, очень быстрые изменения в образовании, когда людям просто непонятно, как «наставлять» дальше, чему именно учить. Корпоративная культура очень разная, и это мешает созданию общей системы наставничества. Недостаточны представления о том, как развивать наставничество в мультикультурной среде, и, очень важный момент, – как организовать взаимодействие, когда наставляемый сам становится наставником.

Направление деятельности новое, но жизненно необходимое. Этому нужно учить, поэтому необходимы программы дополнительного образования по подготовке учителей-тьюторов.

В нашей школе проблемы стараемся решать сразу по мере их поступления, поэтому институт наставничества постоянно совершенствуется. Имея уже значительные результаты, мы не останавливаемся на достигнутом.

Педагогический коллектив готов продолжить работу по организации профильного обучения, по сопровождению талантливой молодежи, выявлению и поддержке детей, проявивших выдающиеся способности.