Информационно-методический и научно-педагогический журнал

bbs teen child fuck bbs

Дистанционное образование детей-инвалидов и детей с ОВЗ

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ

Ревина Елена Дмитриевна,

директор БПОУ ВО «Череповецкий лесомеханический техникум им. В.П. Чкалова», к.филол.н.

Филатова Татьяна Валерьевна,

заместитель директора по социальным вопросам и инклюзивному образованию БПОУ ВО «Череповецкий лесомеханический техникум им. В.П. Чкалова»

Парамонова Виктория Анатольевна,

руководитель регионального центра поддержки инклюзивного профессионального образования БПОУ ВО «Череповецкий лесомеханический техникум им. В.П. Чкалова»

Аннотация

В статье представлен опыт работы бюджетного профессионального образовательного учреждения «Череповецкий лесомеханический техникум им. В.П. Чка­лова» по обеспечению доступности качественного инклюзивного среднего профессионального образования и профессионального обучения лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья посредством внедрения дистанционных образовательных технологий.

Ключевые слова

Инвалидность, ограниченные возможности здоровья, дистанционные образовательные технологии.

Современная модель образования, ориентированная на решение инновационных задач, указывает на необходимость внедрения новых образовательных технологий, поиска продуктивных форм и методов обучения, обновления содержания образования, развития у обучающихся самостоятельности и стремления к самосовершенствованию.

В настоящее время все более актуальным становится электронное обучение, использование дистанционных образовательных технологий на различных уровнях образования. Реализация образовательных программ среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий является наиболее значимой формой организации образовательного процесса для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, особенно в отношении маломобильных обучающихся и студентов, имеющих сложные нарушения развития. Система дистанционного обучения позволяет обучаться в собственном темпе, исходя из индивидуальных возможностей и особенностей.

Организуя и осуществляя процесс обучения с использованием дистанционных образовательных технологий, специалисты техникума выделили основные условия, позволяющие сделать обучение более продуктивным. Одним из главных показателей успешности обучения, организации взаимодействия преподавателей и специалистов сопровождения со студентами с инвалидностью и ОВЗ и создания поэтапной системы контроля является привлечение в помощники родителей (лиц, их замещающих). Их задача заключается в том, чтобы помочь детям спланировать время выполнения заданий, обеспечить обратную связь между преподавателем и своим ребенком, помочь с размещением выполненных заданий на образовательной платформе техникума, в электронной почте, в WhatsApp и др.

Использование дистанционных образовательных технологий позволяет вносить некоторые коррективы в организацию образовательного процесса в отношении лиц с особыми образовательными потребностями на этапе восстановления после заболеваний, в ходе реабилитационных мероприятий, когда студенты не в состоянии посещать занятия. Индивидуальный график обучения позволяет им оставаться в привычной домашней обстановке, дает возможность совмещать учебу и восстановительное лечение. В этом случае рекомендовано для использования интерактивное расписание, при котором устанавливается режим работы не более трех часов в день с учетом времени работы за компьютером не более 30 минут за один раз. Рекомендуется не устанавливать ограничения по дате, времени выполнения задания.

Важным и ответственным этапом при планировании образовательного процесса с учетом использования возможностей дистанционных образовательных технологий является выбор платформ и мессенджеров и осуществление первичного мониторинга возможностей обучающихся с инвалидностью и (или) ОВЗ. Из опыта работы следует, что необходима определенная иерархическая структура, отслеживающая качество дистанционного обучения, возможности контроля учебно-воспитательного процесса: от заместителя руководителя до заведующих отделениями, руководителей предметно-цикловых комиссий, педагогических работников, в том числе преподавателей, мастеров производственного обучения, классных руководителей, педагога-организатора, педагога-психолога, методистов. С самого начала обучения необходимо вместе со студентами и родителями определить каналы связи, изучить общую инфраструктуру техникума и нормативную базу по организации дистанционного обучения в техникуме (Положение о применении электронного обу­чения и дистанционных образовательных технологий, Положение об учебно-методической помощи обучающимся и др.), познакомить с требованиями преподавателей и возможностями асинхронного (off-line) и синхронного (on-line) режимов при проведении промежуточной аттестации.

Дистанционное обучение носит индивидуальный характер, студент может сам определить темп работы, выбрать формат отчетной документации. Размещенные в электронной среде техникума материалы (учебно-методические, лекции, учебные пособия в электронном виде и т.д.) по преподаваемым дисциплинам, модулям, курсам значительно упрощают подготовку студентов к аттестации, самостоятельным работам также дают возможность пройти тестирование по предмету в режиме «обучение».

Вместе с тем необходимы:

– систематизация вербального материала, его схематизация, перевод в таблицы, схемы, опорные тексты, глоссарий;

– сопровождение изучаемого материала наглядностью;

– разделение изучаемого материала на небольшие логические блоки;

– увеличение доли конкретного материала и соблюдение принципа «от простого к сложному» при объяснении материала;

– введение практики опережающего чтения: предварительное выделение незнакомых и непонятных слов и фрагментов, объяснение их, внесение в словарь;

– адаптация текста (отказ от длинных фраз и сложных предложений);

– соблюдение требований к предъявляемым учебным текстам (разбивка текста на части; выделение опорных смысловых пунктов; использование наглядных средств);

– дозирование применения словесных и наглядных компонентов в лекциях/практических заданиях и др.

Строгое соблюдение преподавателями алгоритма занятия и четкие указания по выполнению заданий для самостоятельной работы (название темы, сообщение и запись плана, выделение основных понятий, указание видов деятельности обучающихся и способов проверки усвоения материала, словарная работа) делают обучение более доступным и гибким. Выполненные задания могут загружаться в любом формате (возможно даже фото с выполненным заданием) на портал «Интерактивный транспортный полигон», в систему дистанционного обучения Moodle или направляются на электронную почту преподавателя, WhatsApp.

Таким образом, внедрение дистанционных образовательных технологий в системе образования лиц с инвалидностью и (или) ОВЗ создает условия для повышения качества образования, позволяет в полной мере использовать инновационные разработки в соответствии с возможностями образовательной организации и самого студента.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ: ОПЫТ МАОУ «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ № 42» Г. ВОЛОГДЫ

Армеева Ирина Александровна,

заместитель директора по инклюзивному образованию МАОУ «Центр образования № 42» г. Вологды

Аннотация

В статье представлен опыт создания специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях повсеместного перехода общеобразовательных организаций на дистанционное обучение. Охарактеризованы ключевые мероприятия (инструменты) по созданию и сохранению специальных условий в дистанционном формате.

Ключевые слова

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, дети с инвалидностью, специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, дистанционное образование, интерактивный рабочий лист.

Федеральный закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Феде­рации» определяет обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) как «физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий» [1].

Под специальными условиями для получения образования вышеназванный документ понимает специальные образовательные программы и методы обучения и воспитания; специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования; специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий; обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность; предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

К числу других могут быть отнесены следующие условия, также удовлетворяющие особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ: особая пространственная и временная организация образовательной среды; индивидуализация обучения; сопровождение тьютором; максимальное расширение образовательного пространства (выход за пределы образовательного учреждения для расширения сферы жизненной компетенции).

В МАОУ «Центр образования № 42» г. Вологды (по данным на 06.04.2020 г.) обучаются 146 учеников с ОВЗ по 12 адаптированным основным общеобразовательным программам начального и основного общего образования обучающихся с нарушением слуха, тяжелыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, расстройствами аутистического спектра. Значительная часть этих учеников (113) учится в 8 отдельных классах, 33 чел. – в 19 инклюзивных классах.

Центр образования располагает необходимыми условиями для обучения, воспитания, развития и социализации детей с ОВЗ и инвалидностью. В частности:

– на парковке у ворот выделены два специальных места для инвалидов, вход в здание оснащен пандусами для передвигающихся на коляске;

– в холле находятся бегущая строка и стационарная индукционная панель, позволяющие получить информацию инвалидам с нарушением слуха;

– в здании оборудован лифт; расширенные дверные проемы, низкие пороги и приставные резиновые порожки к дверям позволяют инвалидам-колясочникам беспрепятственно передвигаться по Центру. Имеется система вызова помощника. На каждом этаже оборудован туалет для инвалидов;

– учебные кабинеты, в которых обучаются слабослышащие ученики, оснащены звукоусиливающей аппаратурой индивидуального пользования.

Центр образования имеет отдельные специально оборудованные современными дидактическими и развивающими материалами кабинеты для проведения диагностической, коррекционно-развивающей, профилактической, просветительской и организационно-методической деятельности специалистов: 2 кабинета педагога-психолога; 2 кабинета учителя-логопеда; кабинет учителя-дефектолога; кабинет коррекционно-развивающей работы; кабинет адаптивной физической культуры; сенсорная комната, представляющая собой отдельный блок из трех помещений (светлая комната, темная комната, хранилище), позволяющая проводить индивидуальные и групповые занятия не только с детьми, но и с педагогами и родителями.

Процесс образования и социализации указанной категории школьников осуществляет Служба инклюзивного образования, включающая методическое объединение учителей классов для обучающихся с ОВЗ и службу сопровождения. Последняя, в частности, состоит из трех учителей-логопедов, трех педагогов-психологов, пяти учителей-дефектологов, одного учителя адаптивной физической культуры, шести тьюторов, двух младших воспитателей.

Таким образом, имеющиеся условия позволяют детям с ОВЗ и инвалидностью получать доступное качественное образование очно в стенах Центра образования.

Вместе с тем повсеместный переход общеобразовательных организаций на обучение с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения с 6 апреля 2020 года актуализировал проблему обеспечения специальных условий для получения образования обучающимся с ОВЗ в дистанционном формате.

Для решения данной проблемы нами был проведен SWOT-анализ, результатом которого стал перечень мероприятий (инструментов), позволяющих в максимальной степени обеспечить удовлетворение особых образовательных потребностей учащихся с ОВЗ и инвалидностью, сохранение специальных условий для получения ими образования.

Обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в условиях обучения дома не требуется. Также нет необходимости предоставлять услуги ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь.

Основной задачей образования обучающегося с ОВЗ является его социализация, поэтому необходимо максимальное расширение его образовательного пространства. Этому будут способствовать виртуальные экскурсии по значимым местам своего города, села, региона, а также виртуальные выставки работ детей класса, школы.

Ребенок с ОВЗ и инвалидностью в период самоизоляции остро нуждается в особой пространственной и временной организации образовательной среды. Для ее создания необходимы следующие условия: 1) стабильный режим дня, полноценный ночной сон, а для детей первого, первого дополнительного класса – еще и дневной сон; 2) отсутствие посторонних раздражителей в помещении во время уроков/занятий; 3) удобное рабочее место; 4) чередование различных видов активности; 5) перерыв между уроками – не более 10 минут; 6) постоянный взрослый помощник.

Сопровождение ребенка тьютором в условиях дистанционного обучения происходит опосредованно, через консультирование семьи. Эффективными инструментами тьюторской деятельности будут являться подготовленные тьютором памятки, алгоритмы выполнения различных видов деятельности, инструкции. Тьютор, используя различные доступные его подопечному виды связи, регулярно общается с ним, запрашивает «отчет» тьюторанта.

Мероприятия по реализации специальных образовательных программ включают в себя для отдельных (коррекционных) классов корректировку рабочих программ: перенос новых тем на следующий учебный год (кроме 4-х, 9-х классов), для инклюзивных классов – разработку индивидуальных учебных планов или индивидуальных образовательных маршрутов. Решение о необходимости разработки принимает психолого-педагогический консилиум.

Организация проведения групповых и индивидуальных коррекционных занятий – основной вид работы специалиста при очной форме обучения, который также претерпевает изменения в условиях дистанта. Специалисты осваивают онлайн- и офлайн-форматы проведения занятий, разносят занятие по времени, разрабатывают интерактивные рабочие листы. Вынужденный отказ от групповой и подгрупповой форм работы по причине наличия в семьях учеников лишь одного технического средства (чаще всего смартфона родителей) высвободил время специалистов, которое теперь они могут потратить на консультирование родителей.

Специальные технические средства обучения индивидуального пользования, которые были предоставлены ребенку с ОВЗ и инвалидностью в образовательном учреждении, могут быть заменены альтернативными дидактическими материалами (например, вместо планшета-коммуникатора для обучающегося с расстройствами аутистического спектра могут использоваться карточки PECS). В случае когда без использования специального оборудования образовательный процесс невозможен, следует передать его во временное пользование семье с обязательным обучением членов семьи правилам использования выделенных технических средств.

Использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов возможно благодаря наличию бесплатного доступа к электронным формам учебников, электронным приложениям к учебникам на сайтах издательств, а также большому количеству образовательных интернет-платформ, сервисов.

В соответствии с возможностями семей наших учеников, педагогов основной платформой для организации образовательного процесса стала социальная сеть «ВКонтакте», позволяющая размещать текстовую, фото-, видео- и аудиоинформацию, ссылки на все иные интернет-сервисы, быстро обмениваться сообщениями.

Кроме вышеназванной платформы хорошо зарекомендовали себя в образовании детей с ОВЗ сервис видеоконференций ZOOM, Учи.ру – интерактивная образовательная онлайн-платформа, Learning­Apps.org – сервис для создания мультимедийных интерактивных упражнений.

Наиболее востребованными оказались сервисы Google – облачное хранилище Google Диск, сервис обмена заданиями между учителями и учениками Google Класс, сервисы для создания маршрутных и рабочих листов, опросов, тестов – Google Формы, Презентации, Документы.

Инструментами сохранения в дистанционном образовательном процессе специальных методов обу­чения и воспитания становятся консультирование, обучение родителей, поскольку именно они стали сейчас помощниками педагогов для своих детей. Не менее важно систематически повышать уровень профессиональных компетенций педагогов, методически и психологически сопровождать их в образовательном процессе.

Основной формой обучения педагогов в нашем Центре сегодня является онлайн-Workshop – «рабочая мастерская», где теория является фоном, главное же – приобретение практических навыков каждым участником. Итогом занятия становится образовательный продукт, который сразу же используется на уроках, занятиях. Из нескольких онлайн-Workshop по одной теме складывается методический интенсив. В дальнейшем требуется лишь сопровождение педагогов: консультирование, взаимообмен идеями, наработками.

Одной из методических находок, позволяющих учесть как особые образовательные потребности учеников с ОВЗ, так и запросы их родителей на удобство, доступность и комфорт доступа к образовательным ресурсам, является рабочий лист урока/занятия – специально разработанный педагогом лист с заданиями на урок/занятие и четкими указаниями, как и что должны сделать ученики. Сервисы Google позволяют сделать его интерактивным рабочим листом (далее – ИРЛ). Наиболее предпочтительны для детей с ОВЗ интегрированные ИРЛ, содержащие информационный блок, материалы для проверки, задания для самостоятельной работы и т.п. Такие листы могут быть разработаны с учетом индивидуальных особенностей и возможностей конкретного ученика.

Наиболее удачным инструментом для создания ИРЛ являются Google Формы, представляющие собой конструктор, блоки которого дают возможность размещать текстовую, иллюстративную информацию, внедрять видео, осуществлять проверку знаний путем опросов и тестов. Блоки данного конструктора могут объединяться в разделы, что удобно для выделения частей – этапов урока, занятия.

Для педагогов нами разработаны шаблоны уроков и занятий, предложены, образцы контента (см. рис.). Использование шаблонов в Google Формах, Google Презентациях значительно экономит время на подготовку уроков в дистанционном формате, позволяет сделать их интересными, практикоориентированными, облегчает получение обратной связи.

Таким образом, использование инструментов, описанных в данной статье, позволяет организовать дистанционное обучение детей с ОВЗ и инвалидностью в условиях общеобразовательных организаций максимально эффективно, делая образовательный процесс доступным и качественным.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В БОУ ВО «ГРЯЗОВЕЦКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ ПО СЛУХУ»

Верещагина Светлана Витальевна,

учитель-дефектолог (сурдопедагог) БОУ ВО «Грязовецкая школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху»

Смирнова Татьяна Борисовна,

учитель информатики БОУ ВО «Грязовецкая школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху»

Аннотация

Статья посвящена вопросам организации дистанционного образования детей с нарушением слуха. Авторами представлена система обучения и воспитания с применением электронных и дистанционных образовательных технологий. Раскрыто содержание образовательного процесса, выявлены условия, способствующие эффективному освоению обучающимися с особыми образовательными потребностями учебного материала. Рекомендуется руководителям, методистам, специалистам и педагогам общеобразовательных организаций, работающим с детьми данной категории.

Ключевые слова

Дистанционное образование, онлайн-класс, онлайн-школа, электронные платформы, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья по слуху, адаптированная основная общеобразовательная программа.

В ситуации дистанционного образования, когда меняются обычные школьные условия и, как следствие, сам процесс обучения, в БОУ ВО «Грязовецкая школа-интернат для обучающихся с ОВЗ по слуху» создана система удаленной формы обучения детей с нарушением слуха, включающая несколько этапов: организационный, образовательно-практический, контрольно-оценочный.

1. Организационный этап включает:

– изучение нормативно-правовой базы и методических рекомендаций для педагогов и специалистов (учитель-дефектолог (сурдопедагог), педагог-психолог), реализующих АООП с использованием дистанционных технологий;

– мониторинг обеспеченности техническими средствами и возможности удаленной работы обучающихся, а также педагогов образовательной организации;

– анализ электронных образовательных программ, платформ в сети Интернет и выбор наиболее целесообразных форм дистанционного обучения детей с нарушением слуха;

– разработку и принятие Положения об организации обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Приоритетным направлением по организации дистанционного обучения в образовательном учреждении является сотрудничество педагога, ребенка и родителей (законных представителей).

2. Образовательно-практический (основной) этап – интеграция системы дистанционного образования в процесс обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху.

Из всего числа организационных площадок для реализации дистанционного обучения в качестве основной выбрана социальная сеть «ВКонтакте».

В начальных классах в социальной сети «ВКон­такте» созданы группы, куда входят педагоги (учителя, воспитатели, педагоги-психологи, учителя-дефектологи (сурдопедагог, олигофренопедагог), социальный педагог, педагоги дополнительного образования), обучающиеся и родители (законные представители). Это виртуальные площадки: онлайн-школа и онлайн-класс (виртуальная образовательная среда).

По аналогии в социальной сети «ВКонтакте» создана группа «Дистанционное обучение» для обучающихся 5–11-х классов. В данной группе (в условно дистанционной онлайн-школе) педагоги размещают задания по предметным областям. Здесь находится вся дополнительная информация по организации дистанционного обучения: ссылки на ресурсы издательств и электронные формы учебников, на другие ресурсы: Учи.ру, Яндекс.Учебник, SkeysSchul, гугл-формы, Фоксфорд, ЯКласс, в том числе и ссылки на ресурсы по дополнительному образованию. Электронные платформы дают возможность выполнять практические задания, тесты и получать обратную связь.

Для старшеклассников каждый педагог предметной области создает онлайн-класс («Беседа»), куда включены учитель, ведущий свой предмет, обучающиеся и, при необходимости, родители (законные представители).

В онлайн-классах («беседах») учителя дублируют задания, организуют учебный процесс по своему предмету, оказывают необходимую помощь, поддержку, консультируют, анализируют домашнее задание.

При проведении онлайн-уроков все задания подробно разбираются, комментируются, отрабатываются. Для этого используются различные инструменты информационных технологий: видеосвязь (Skype, Duo, Zoom и др.), аудиосвязь, презентации, видеофрагменты. При этом применяются технологии обучения детей с нарушением слуха: жестовая речь, дактилирование, работа над развитием слухового восприятия, произношения, словарного запаса.

В рамках онлайн-класса организована информационная поддержка обучающихся, испытывающих трудности в освоении программного материала по предмету в течение всего дня.

Педагоги, следуя методическим рекомендациям, создают необходимые ресурсы, дают задания с учетом психофизических особенностей обучающихся. Все задания дозированны, при этом применяются здоровьесберегающие технологии. В заданиях четко прописано, что нужно сделать. Для детей очень важно, когда на уроке используется алгоритм работы (своеобразный план), который четко организует их самостоятельную деятельность. Все это помогает детям с нарушениями слуха лучше понять учебный материал, усвоить его, выполнить домашнее задание, способствует продуктивному поиску информации в сети Ин­тер­нет, а в целом поз­воляет качественно под­ходить к освоению учебного материала в рамках дистанционного обучения.

3. Контрольно-оце­ночный этап позволяет отслеживать успеваемость обучающихся и анализировать результаты.

С целью оце­ни­ва­ния и контроля выполненных заданий педагоги используют следующие каналы оповещения и обратной связи: чаты, электронную почту, рассылку в других социальных сетях, мессенджерах, в личных сообщениях, по телефону. Учителя ведут мониторинг активности обучающихся и родителей (законных представителей), при необходимости меняют инструменты и подходы, а также обсуждают организационные вопросы и трудности дистанционного образования. Каждым педагогом организуется оперативная связь с родителями через классных руководителей или напрямую.

Оценивание осуществляется в личных сообщениях. Домашнее задание учителями разбирается, комментируется, анализируются результаты и выставляются предварительные оценки в гугл-формах – онлайн-таблицах, а затем (в конце недели) оценки выставляются в электронный журнал системы ГИС «Образование».

Представленная система организации дистанционного образования при взаимодействии всех участников образовательного процесса – администрации, специалистов, учителей, обучающихся, родителей (законных представителей) – способствует качественному освоению программного материала обу­чающимися с нарушением слуха.