- Автор: Михаил Иванов
- Категория: Дистанционное образование детей-инвалидов и детей с ОВЗ
- Просмотров: 219
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ДЛЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ
Ревина Елена Дмитриевна,
директор БПОУ ВО «Череповецкий лесомеханический техникум им. В.П. Чкалова», к.филол.н.
Филатова Татьяна Валерьевна,
заместитель директора по социальным вопросам и инклюзивному образованию БПОУ ВО «Череповецкий лесомеханический техникум им. В.П. Чкалова»
Парамонова Виктория Анатольевна,
руководитель регионального центра поддержки инклюзивного профессионального образования БПОУ ВО «Череповецкий лесомеханический техникум им. В.П. Чкалова»
Аннотация
В статье представлен опыт работы бюджетного профессионального образовательного учреждения «Череповецкий лесомеханический техникум им. В.П. Чкалова» по обеспечению доступности качественного инклюзивного среднего профессионального образования и профессионального обучения лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья посредством внедрения дистанционных образовательных технологий.
Ключевые слова
Инвалидность, ограниченные возможности здоровья, дистанционные образовательные технологии.
Современная модель образования, ориентированная на решение инновационных задач, указывает на необходимость внедрения новых образовательных технологий, поиска продуктивных форм и методов обучения, обновления содержания образования, развития у обучающихся самостоятельности и стремления к самосовершенствованию.
В настоящее время все более актуальным становится электронное обучение, использование дистанционных образовательных технологий на различных уровнях образования. Реализация образовательных программ среднего профессионального образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий является наиболее значимой формой организации образовательного процесса для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, особенно в отношении маломобильных обучающихся и студентов, имеющих сложные нарушения развития. Система дистанционного обучения позволяет обучаться в собственном темпе, исходя из индивидуальных возможностей и особенностей.
Организуя и осуществляя процесс обучения с использованием дистанционных образовательных технологий, специалисты техникума выделили основные условия, позволяющие сделать обучение более продуктивным. Одним из главных показателей успешности обучения, организации взаимодействия преподавателей и специалистов сопровождения со студентами с инвалидностью и ОВЗ и создания поэтапной системы контроля является привлечение в помощники родителей (лиц, их замещающих). Их задача заключается в том, чтобы помочь детям спланировать время выполнения заданий, обеспечить обратную связь между преподавателем и своим ребенком, помочь с размещением выполненных заданий на образовательной платформе техникума, в электронной почте, в WhatsApp и др.
Использование дистанционных образовательных технологий позволяет вносить некоторые коррективы в организацию образовательного процесса в отношении лиц с особыми образовательными потребностями на этапе восстановления после заболеваний, в ходе реабилитационных мероприятий, когда студенты не в состоянии посещать занятия. Индивидуальный график обучения позволяет им оставаться в привычной домашней обстановке, дает возможность совмещать учебу и восстановительное лечение. В этом случае рекомендовано для использования интерактивное расписание, при котором устанавливается режим работы не более трех часов в день с учетом времени работы за компьютером не более 30 минут за один раз. Рекомендуется не устанавливать ограничения по дате, времени выполнения задания.
Важным и ответственным этапом при планировании образовательного процесса с учетом использования возможностей дистанционных образовательных технологий является выбор платформ и мессенджеров и осуществление первичного мониторинга возможностей обучающихся с инвалидностью и (или) ОВЗ. Из опыта работы следует, что необходима определенная иерархическая структура, отслеживающая качество дистанционного обучения, возможности контроля учебно-воспитательного процесса: от заместителя руководителя до заведующих отделениями, руководителей предметно-цикловых комиссий, педагогических работников, в том числе преподавателей, мастеров производственного обучения, классных руководителей, педагога-организатора, педагога-психолога, методистов. С самого начала обучения необходимо вместе со студентами и родителями определить каналы связи, изучить общую инфраструктуру техникума и нормативную базу по организации дистанционного обучения в техникуме (Положение о применении электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, Положение об учебно-методической помощи обучающимся и др.), познакомить с требованиями преподавателей и возможностями асинхронного (off-line) и синхронного (on-line) режимов при проведении промежуточной аттестации.
Дистанционное обучение носит индивидуальный характер, студент может сам определить темп работы, выбрать формат отчетной документации. Размещенные в электронной среде техникума материалы (учебно-методические, лекции, учебные пособия в электронном виде и т.д.) по преподаваемым дисциплинам, модулям, курсам значительно упрощают подготовку студентов к аттестации, самостоятельным работам также дают возможность пройти тестирование по предмету в режиме «обучение».
Вместе с тем необходимы:
– систематизация вербального материала, его схематизация, перевод в таблицы, схемы, опорные тексты, глоссарий;
– сопровождение изучаемого материала наглядностью;
– разделение изучаемого материала на небольшие логические блоки;
– увеличение доли конкретного материала и соблюдение принципа «от простого к сложному» при объяснении материала;
– введение практики опережающего чтения: предварительное выделение незнакомых и непонятных слов и фрагментов, объяснение их, внесение в словарь;
– адаптация текста (отказ от длинных фраз и сложных предложений);
– соблюдение требований к предъявляемым учебным текстам (разбивка текста на части; выделение опорных смысловых пунктов; использование наглядных средств);
– дозирование применения словесных и наглядных компонентов в лекциях/практических заданиях и др.
Строгое соблюдение преподавателями алгоритма занятия и четкие указания по выполнению заданий для самостоятельной работы (название темы, сообщение и запись плана, выделение основных понятий, указание видов деятельности обучающихся и способов проверки усвоения материала, словарная работа) делают обучение более доступным и гибким. Выполненные задания могут загружаться в любом формате (возможно даже фото с выполненным заданием) на портал «Интерактивный транспортный полигон», в систему дистанционного обучения Moodle или направляются на электронную почту преподавателя, WhatsApp.
Таким образом, внедрение дистанционных образовательных технологий в системе образования лиц с инвалидностью и (или) ОВЗ создает условия для повышения качества образования, позволяет в полной мере использовать инновационные разработки в соответствии с возможностями образовательной организации и самого студента.