button 11   button 12
malovaiv
Малова Ирина Вадимовна
НЕ НА САЙТЕ
7 лет назад
6 лет назад
6 лет назад

Личные данные

МОУ «СОШ № 26» г. Вологды
Учитель
Победитель федерального конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей 2013 года
"ПНПО"
-
-
1031

Характеристика опыта

Начальные классы
Формирование информационной компетентности младших школьников
В условиях перехода к информационной эре современные дети отлично владеют компьютером и электронной почтой, а телефон и скайп - неотъемлемая часть их жизни. Только используют они данные технологии большей частью для развлечения, отдыха, общения. К реальным объектам получения информации они обращаются всё реже и не умеют находить, вычленять нужную информацию и преобразовывать её в знания.
В 2009г результаты диагностики обучающихся четвёртого класса показали, что уровень сформированности информационной компетентности моих учеников ниже, чем читательской и предметной. Данные результаты заставили задуматься над проблемой формирования информационной компетентности младших школьников и создания условий для ее развития у обучающихся.

Ведущая педагогическая идея данного  опыта заключается в создании модели развития информационной компетентности учащихся в соответствии  с современными требованиями к уроку  на основе системно-деятельностного подхода.

В модели выделены 3 этапа развития информационной компетентности младшего школьника (Приложение 1).

I этап предполагает формирование первоначальных знаний и способов деятельности в работе с информацией. Для детей, находящихся на данном этапе развития информационной компетентности, задачи по поиску информации ставит учитель, предлагая им разные источники, способы её получения и обработки. 

II этап предполагает организацию деятельности учащихся, направленную на применение школьниками предложенного учителем или выбранного способа получения информации, извлечение информации по заданным или самостоятельно сформулированным основаниям, а также создание условий для формирования навыков самостоятельного выбора информационной деятельности. 

На III этапе школьники осваивают формы и виды деятельности по работе с информацией, связанные с её интерпретацией. Используют разные типы информации, представляющие содержание одного и того же вопроса. Основное внимание на данном этапе акцентируется на создании условий для поиска самостоятельных путей информационной деятельности, апробации не одного, а ряда вариантов, которые отрывают учащегося от образца, предоставляют простор для деятельности.

 

  Отбор, апробация,  корректировка и адаптация совокупности средств, методов и приемов, способствующих развитию информационной компетентности учащихся в начальной школе. Разработка конспектов уроков, оценочных листов по предмету,  обновление банка контрольно-измерительных материалов.

Об эффективности разработанной модели развития информационной компетентности младших школьников говорят  результаты контрольных работ, работ по определению сформированности учебной читательской деятельности  информационной компетентности,  анкетирование родителей, самооценка обучающихся.

  Сравнительный анализ успеваемости и качества знаний показал, что  при 100%  обученности  возросло качество знаний по литературному чтению с 69% до74%,  по русскому языку   с 59% до 61%,  по математике с 59% до 65%, а по окружающему миру показатели стабильные – 70%.  Методики диагностики? 

Свои навыки работы с различными источниками информации обучающиеся применяют при подготовке к дистанционным олимпиадам и   конкурсам регионального и всероссийского  уровня, показывают хорошие  результаты. Так в 2011/12 учебном году 8 обучающихся стали лауреатами межрегиональных  интеллектуально-творческих конкурсов; 3 человека – лауреаты IV региональной краеведческой олимпиады,  два третьих места  во Всероссийской дистанционной олимпиаде по математике, первое и вторые места в общероссийском конкурсе (олимпиаде) по русскому языку «Родное слово». В 2012/13 году – победители  Всероссийской (дистанционной) олимпиады по литературному чтению,  по русскому языку, математического конкурса  «Ребус -2013», всероссийской дистанционной олимпиады «Планета Земля» и др.

 

Выступления, лекции (участие в организации и проведении занятий на курсах повышения квалификации), открытые уроки, мастер-классы, участие в Форуме педагогических работников муниципальной системы образования города Вологды, подготовка и съёмка видео-урока  (как учебного пособия) для лаборатории центра образовательных ресурсов и технологий ГОУ СПО «ВПК», участие видео-урока в  в региональном  вебинаре, участие в семинарах в  рамках городской площадки «Школа молодого учителя»,   учебно – методической площадки АОУ ВО ДПО «ВИРО» и   учебно – методической площадки лаборатории центра образовательных ресурсов и технологий ГОУ СПО «ВПК».

 Публикации методических материалов.

 Работа в составе жюри городской  олимпиады: муниципального  этапа II Всероссийской интеллектуальной олимпиады «Ученик XXI века: пробуем силы -проявляем способности»

Работа  в составе жюри городского  смотра –конкурса  «Педагог года» в номинации «Начальное образование».

Участие в конкурсах профессионального мастерства и конкурсах методических разработок.

Участие в работе городских творческих групп.

 

МОУ«СОШ № 26» города  Вологды,  

МОУ «ЦПК педагогических работников образовательной системы г.Вологды»

БОУ СПО ВО «ВПК», 

АОУ ВО ДПО «ВИРО»

ГОУ высшего профессионального образования «ВГПУ»

ФГБОУ ВПО «Российский химико-технологический университет имени Д.И.Менделеева»

г. Москва

 

Опыт работы  востребован учителями начальных классов образовательных учреждений г. Вологды, коллеги МОУ «СОШ 26» : Куваева Лидия Евгеньевна, Паничева Татьяна Дмитриевна, Сорокина Екатерина Викторовна, Клюкина Галина Вениаминовна,  Жук Ирина Александровна, и др., МОУ «СОШ № 3» - Гущина Галина Пантелеймоновна  Использование представленных методов и приёмов при проектировании уроков позволяют    констатировать повышение мотивации к учению и познавательного интереса, следствие чего положительную динамику качества знаний.

Разработки открытых уроков (отдельными файлами) в открытом доступе

Файлы

Ознакомится с материалами

Авторизация