button 11   button 12
litvinovana
Литвинова Наталья Александровна
НЕ НА САЙТЕ
5 лет назад
-
-

Личные данные

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №111 «Медвежонок» города Вологды
Учитель-логопед
Победитель в областном конкурсе «Информационно-коммуникационные технологии в профессиональном творчестве педагогов», 2015 г., Почетная грамота Управления образования Администрации г. Вологды, 2011 г.
"ИКТ в творчестве педагогов"
-
-
860

Характеристика опыта

Дошкольное образование. Коррекционная педагогика
Формирование правильного произношения и подготовка к обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи с использованием ИКТ.
Новые требования Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО) указывают на необходимость создания специальных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), использование специальных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов для осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития в дошкольных образовательных организациях компенсирующего вида. Содержание коррекционной работы в соответствии с ФГОС ДО направлено на овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты. С другой стороны, в дошкольных организациях компенсирующего вида существует проблема недостаточного методического и практического обеспечения в соответствии с новыми требованиями ФГОС ДО, поэтому возможности специалистов учреждений ограничены, в арсенале учителя-логопеда не хватает инструментария для того, чтобы повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса. Возникшее противоречие между новыми требованиями и результатами обучения ставит проблему и вызывает необходимость поиска новых методов и организационно-педагогических условий, способствующих успешному решению задач коррекционно-образовательного процесса.

Внедрение в практику работы учителя – логопеда с дошкольниками с ОВЗ информационно-коммуникационных технологий с целью повышения эффективности коррекционно-образовательного процесса. ИКТ как средство интерактивного обучения, способствует развитию речи дошкольников с ОВЗ, а значит позволяет учителю-логопеду стимулировать познавательную активность детей и обеспечить усвоение фонетической системы русского языка и подготовку к обучению грамоте согласно целевым ориентирам ФГОС ДО.

Сущность новизны заключается в стимулировании мотивации к деятельности воспитанников и удовлетворения запросов дошкольников, в разработке конспектов занятий по подготовке к обучению грамоте с использованием ИКТ, новых форм работы с родителями, создании и применении наглядного и дидактического материала с помощью ИКТ. Для достижения поставленной цели и повышения эффективности логопедической работы по обучению элементам грамоты и формированию правильного произношения у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), были внедрены в коррекционно-образовательный процесс новые средства обучения и внесены следующие изменения: - внесены изменения в рабочие программы и перспективно-тематическое планирование по формированию правильного произношения и подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ТНР, дополнив его разделом с указанием инновационных средств обучения; - обновлено оборудование кабинета логопеда необходимыми средствами ТСО; - внесено разнообразие через создание дидактических материалов и изменено оборудование занятий по формированию правильного произношения и подготовке к обучению грамоте, с помощью внесения интерактивных игровых элементов, мультимедийных презентаций, иллюстративных и дидактических материалов, познавательных видеороликов, аудиозаписей, текстовых файлов. - внедрены новые формы в систему работы с родителями: консультации и семинары-практикумы с использованием мультимедийных презентаций, размещение информации на сайте ДОО, рекомендации по выполнению домашних заданий с указанием различных электронных и интернет ресурсов.

В процессе наблюдений за дошкольниками подготовительной логопедической группы было выявлено, что в сравнении с традиционными формами обучения детей использование ИКТ обладает рядом преимуществ: предъявление информации на мультимедийном экране в игровой форме вызывает у детей большой интерес к деятельности; яркие слайды, движения, звук, надолго привлекают и удерживают внимание детей в течение всего занятия. Использование ИКТ помогает учителю-логопеду привлекать пассивных детей к активной деятельности, преодолевать речевой негативизм, трудности в общении, делать образовательную деятельность более наглядной и интересной, формировать информационную культуру у дошкольников и адаптировать к обучению к школе.

Достижение положительных результатов при формировании навыков языкового анализа и синтеза у детей с ТНР подготовительной группы компенсирующей направленности МДОУ  подтверждается следующими данными диагностики:

Умения сформированы, дети справляются с заданиями по следующим направлениям работы:

 Начало учебного года(09.2013)

Конец учебного года(05.2014)

Подбор слов на заданные гласные и согласные звуки

Звуковой анализ и синтез слова 

-из трех-пяти звуков

36%

 88%

0

82%

Различение и характеристика звуков:

-гласные – согласные

-твердые – мягкие

-звонкие – глухие

66%

88%

54%

76%

48%

70%

Слоговой анализ и синтез слов:

- из одного слога

- их трех слогов

60%

 94%

48%

 82%

Анализ предложения:

-без предлога

-с предлогом

30%

 76%

12%

54%

В – высокий

С – средний

Н – низкий

В-0

С-76%

Н-24%

В-24%

С-70%

Н-6%

Использовалась «Диагностика развития ребенка седьмого года жизни с ОНР»: Нищева Н. В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

Муниципальный уровень:

• Открытое комплексное занятие с педагогом-психологом «Секреты волшебства».
• Выступление из опыта работы по теме «Формирование навыков интонационной выразительности речи у детей с ТНР в подготовительной к школе группе".
• Выступление с презентацией из опыта работы по теме: «Работа с родителями в ДОУ».
• Участие в творческой группе муниципальной методической службы.
• Выступление с презентацией опыта работы по теме: «Специфика работы учителя-логопеда при организации театрализованной деятельности у дошкольников с ТНР».

Региональный уровень:

• Обобщенный опыт по модульной технологии на тему: «Формирование процессов словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи II-III уровня»
• Выступление по теме: «Взаимодействие специалистов и педагогов в комплексном сопровождении детей в ДОУ».
• Выступление по теме: «Использование ИКТ на занятиях по формированию правильного произношения и подготовке к обучению грамоте в группах компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи».
• Открытое занятие по ФЛГСР в старшей группе ТНР по лексической теме «Посуда».

1. Методические объединения, семинары-практикумы на базеМДОУ «ДС компенсирующего вида №111 «Медвежонок» г. Вологды:

• МО педагогов ОУ и ДОУ 7-8 вида г. Вологды. Тема: «Взаимодействие специалистов и педагогов в рамках службы комплексного сопровождения», 2008 г.
• МО учителей-логопедов г.Вологды. Тема: «Развитие просодических элементов речи в логопедической работе в условиях ДОУ», 2009 г.
• Семинар-практикум для старших воспитателей ДОУ г.Вологды.Тема: «Организация службы комплексного сопровождения в образовательном учреждении», 2009 г.
• МО педагогов групп компенсирующей направленности ДОУ г. Вологды. Семинар «Театрализованная деятельность в работе воспитателя группы компенсирующей направленности на этапе освоения ФГТ. Презентация проекта «Творчество С.В. Михалкова. 2013 г.
• В период с 2008-2011 г. являлась организатором и руководителем родительского клуба МДОУ №111 «Ступеньки общения».
2. Курсы повышения квалификации учителей-дефектологов, учителей-логопедов АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования». Тема: «Современные технологии коррекционно-развивающей работы в ДОУ», МДОУ №111, 2010 г.
3. Мероприятие по обмену опытом с доктором педагогических наук института лечебной педагогики г.Бохоум (Германия) Ютта Фишер. МДОУ №111, 2009 г
4. МОУ «ЦПК педагогических работников образовательной системы г.Вологда»: участие в творческой группе муниципальной методической службы по теме «Работа учителя-логопеда с детьми раннего, младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения», 2008 -2009 г.
5. Областной банк педагогических данных Департамента образования Вологодской области АОУ ВО ДПО «ВИРО». (Свидетельство № 626). 2009 г.
6. Областные педагогические чтения «Региональная система дошкольного образования в контексте ФГОС ДО». 2015 г.

Публикации:
• Статья «Диагностика моторного развития у детей с тяжелыми нарушениями речи».
Научно-практический журнал «Медработник ДОУ» №8, 2012, с.72-76, ООО «ТЦ Сфера».
• Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка «Подарки».000 «Ассоциация творческих педагогов России» СП «Центр исследования качества образования», г. Санкт-Петербург. 2012 г.
Адрес публикации: http://educontest.net/2012/.
• Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи для детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи «Путешествие пчелки», СМИ «Педагогический мир», http://pedmir.ru/27174 23.08.2012.
• Брошюра «Методические рекомендации для работы воспитателей по заданию учителя-логопеда и учителя-дефектолога «Игры и упражнения коррекционной направленности на закрепление лексических тем в младшей, средней и старшей группах для детей с задержкой психического развития и детей с тяжелыми нарушениями речи», 207 стр., 2013 г.

Опыт работы востребован учителями – логопедами и учителями-дефектологами МДОУ компенсирующего вида № 111 г. Вологды.

• Разработка конспекта занятия по обучению грамоте (с презентацией).
• Семинар-практикум для родителей (с презентацией).
• Статья для родителей на сайте ДОУ
• Выступление на областных педагогических чтениях (с презентацией).

Файлы

Ознакомиться с материалами

Авторизация