button 11   button 12
kolesnikovaiv
Колесникова Инна Викторовна
НЕ НА САЙТЕ
3 лет назад
-
-

Личные данные

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 16» г. Вологда
Учитель музыки и МХК
1. Конкурс лучших учителей и преподавателей государственных и муниципальных образовательных учреждений Вологодской области, реализующих общеобразовательные программы (2010) – победитель. 2. Областной конкурс «Мастерство педагога - детям» (2010г.) - Номинация «Методическая разработка урока музыки» (Диплом лауреата I степени). - Номинация «Сценарий внеклассного мероприятия» (Диплом лауреата I степени). - Номинация « Компьютерная презентация» (Диплом лауреата II степени) 3. Конкурс лучших учителей Российской Федерации - Приоритетный национальный проект «Образование» (2012) – победитель. 4. Региональный конкурс «Информационно-коммуникационные технологии в профессиональном творчестве педагогов» (2015) – лауреат.
"ПНПО"
Проектирование индивидуального маршрута личностного развития школьника во внеурочной деятельности.
Методист лаборатории развития общего образования, АОУ ВО ДПО «ВИРО»; закончила обучение в аспирантуре ВГПУ по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования» (2010-2014гг.)
250

Характеристика опыта

Искусство (музыка)
Художественно – творческие проекты как эффективное средство реализации курса внеурочной деятельности в основном образовании.
В связи c введением ФГОС ООО на первый план выдвигаются проблемы подготовки обучающихся к сознательному активному участию в жизни социума, творческой развитости индивида, готовности к самостоятельному жизненному выбору.
Система взглядов на базовые принципы, цели, задачи, основные направления преподавания предметной области «Искусство» в Российской Федерации представлены в проекте научно-обоснованной концепции модернизации содержания и технологий преподавания предметной области «Искусство».
Существует противоречие между минимальным количеством учебного времени на занятия искусством в общеобразовательной школе и социальным заказом на полноценное, творчески ориентированное художественное образование.
Данное противоречие выявляет ряд проблем:
1. Ограниченная возможность применения:
- разнообразных видов творчества: хорового и сольного пения, инструментального исполнительства, сочинения, электронной аранжировки; проектной деятельности.
2. Отсутствие достаточного количества ресурсов, условий для творческой самореализации каждого школьника (в урочное и внеурочное время).
Решение обозначенных проблем возможно при
- создании условий – организации внеурочной деятельности общекультурного направления, позволяющей всем желающим расширить свои познания и умения в области музыки, изобразительного искусства;
- обновлении содержания, форм и методов внеурочной деятельности обучающихся в системе основного общего образования;
- использовании метода художественно – творческих проектов.

Создание полихудожественной  среды, способствующей формированию активной творческой позиции и продуктивной художественной деятельности обучающихся.

1. Осуществлены подбор и апробация комплекса методов формирования творческой развитости индивида через продуктивную деятельность обучающихся во внеурочное время, развития метапредметных умений и навыков, общехудожественных способностей, которые являются универсальными в любой художественной и творческой деятельности.
2. Разработана программа внеурочной деятельности обучающихся основного общего образования (5-9 классы) «Мир школьных праздников» с целью вовлечения большего количества обучающихся в продуктивную творческую деятельность.
3. Создан мультимедиа-продукт «Методический конструктор организации проектной деятельности по предмету «Музыка», содержащий виды, формы, методы организации проектной деятельности школьников ООО в урочное и внеурочное время.

Оптимальность. Реализация программы внеурочной деятельности «Мир школьных праздников» позволила
- увеличить объём применения разнообразных видов творчества, что способствовало развитию способностей школьников;
- работать учителям - предметникам, классным руководителям и родителям в тесном сотрудничестве; в учебной параллели создаётся атмосфера сотрудничества, взаимовыручки и поддержки;
- объединить обучающихся общим делом;
- снять психологические проблемы при смене классного коллектива в условиях дифференцированного и профильного обучения
Результативность.
Любое педагогическое взаимодействие с воспитанником становится эффективным только с учётом особенностей его мотивации. Мотивация является ведущим фактором, регулирующим активность, поведение, ответственность за результат в любом виде деятельности школьника, в том числе и во внеурочное время.
Результативность опыта заключается в выявлении динамики положительной мотивации школьников к художественно – творческой деятельности во внеурочное время (Методика диагностики направленности учебной мотивации Т.Д. Дубовицкой, модифицированная с учетом условий внеурочной деятельности; анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой) и формировании личностных компетенций обучающихся, которые определяются с помощью оценки по выбранным параметрам:
1) Позиция школьника (внешний, положительный) – показатель готовности ребенка к активной деятельности – сплав познавательной потребности ребенка и потребности занять более взрослую социальную позицию.
2) Саморазвитие (внутренний)– это постоянная работа над собой, самосовершенствование и выработка личных качеств. В этом процессе человек концентрируется на своих собственных желаниях и целях и постоянно добывает новые знания, приобретает новые умения для их достижения. Этот процесс является основным для достижения жизненного успеха. Регулярное участие школьников в коллективно – творческих делах, предполагающее смену ролей, взаимодействие с различными социальными партнёрами, рефлексивно-оценочную деятельность, способствует пониманию причин успеха и неудач.
3) Достижения (внешний, положительный) — потребность добиваться успехов в разного рода деятельности, особенно в ситуациях соревнования с другими людьми.

 Параметры 5 классы  6 классы  7 классы 
 Позиция школьника  75%  80%  85%
 Саморазвитие  80%  85%  90%
 Достижения  50%  60%  75%

Переход ребенка из начальной школы в среднюю характеризуется объективными изменениями условий его школьной жизни. По результатам исследований выявлено, что в это время у школьников весьма сильно выражено положительное эмоциональное отношение к саморазвитию, которое благоприятно влияет на развитие интересов и способностей детей. Повышает мотивацию учащихся созданная в школе полихудожественная среда, организация и проведение коллективно творческих дел. Результатом деятельности является увеличение количества обучающихся школы, вовлечённых в коллективно – творческие проекты. В таблице приведены данные вовлеченности обучающихся основного общего образования (5-9 классы) в коллективно – творческие дела по учебным параллелям.

Учебный год   2013/14 2014/15  2015/16 
 5 классы  20%  40%  100%
 5-6 классы    40%  100%
 5-9 классы      100%

Показателем результативности опыта является увеличение  количества обучающихся (таблица)  и рост качества (призовые места)  участия в творческих конкурсах, фестивалях школьного, муниципального  и регионального уровня (солисты, ансамбли, хоры, музыкально - литературные композиции).

 Уровень участия 2013/14 уч. год  2014/15 уч. год   2015/16 уч. год
 Школьный (КТД)  20%  40%  100%
 Муниципальный  20%  20%  33%
 Региональный  7%  10%  10%

1. Выступления
Институциональный уровень:
- «Организация проектной деятельности школьников» (выступление на педагогическом совете;
- работа в творческой группе учителей по разработке методических материалов по теме «Организация проектной деятельности школьников основного общего образования».
Межрегиональный уровень:
- «Особенности организации проектной деятельности в образовательной организации в условиях реализации ООП НОО»
- «Кружок «Свирелька» - атмосфера детского счастья» (Из опыта работы: формы и методы организации инструментального музицирования младших школьников).
2. Открытые уроки и занятия по внеурочной деятельности:
- «Дорога музыки – дорога добра»;
- «Специфика проведения мастер – класса по предмету «Музыка»;
- «Цветомузыка» (внеурочная деятельность);
- «Ритмические трудности»;
- «Оркестр народных инструментов».
3. Публикации:
1) Колесникова И.В. Внеурочная деятельность по предмету «Музыка»: организация и проведение занятий/И.В. Колесникова// Образование в современной школе. – 2013. - №1. - С.50-53.
2) Колесникова И.В. Дорога музыки – дорога добра»/ И.В. Колесникова// Искусство в школе.- 2013.-№1.- С. 26-29.
3) Колесникова И.В. О музыке пишут ученики И.В. Колесниковой/ И.В. Колесникова// Музыка в школе».- 2013.- №5.- С.60-63.
4) Колесникова И.В. Материалы практической деятельности: "Организация общекультурного направления внеурочной деятельности в начальной школе: модель, паспорт рабочей программы, технологическая карта занятия" / И.В. Колесникова//Учитель сегодня (сетевое издание).-2014.- №3.- http://учитель-сегодня.рф/3vypusk-2014-4/
5) Колесникова И.В., Куфырина В.В. Презентация практического опыта «Спектакль как результат художественно – творческого проектирования»/ И.В. Колесникова, В.В. Куфырина// Начальная школа. Приложение «Практика».- 2014. - №10. - С.24-29.
6) Колесникова И.В. Проектирование индивидуального маршрута младшего школьника в условиях внеурочного пространства/ И.В. Колесникова// Человек и образование .- 2014.- №3.- С.121-128.
7) Колесникова И.В. Творческие и информационно - исследовательские проекты на уроках музыки/ И.В. Колесникова// Искусство в школе.-2016.- №1.
8) Колесникова И.В. Особенности организации проектной деятельности в образовательной организации в условиях реализации ООП НОО./ И.В. Колесникова// Начальное общее образование: реализация ФГОС, новые подходы (материалы межрегиональной научно – практической конференции).- 2016.- С.55-58.
9) Колесникова И.В. О проекте Концепции преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях Российской Федерации/ И.В. Колесникова//Источник.-2016.-№4.

Конференции, семинары.
Муниципальный уровень:
Муниципальный семинар по вопросам реализации внеурочной деятельности в общеобразовательной школе «Реализация основных направлений внеурочной деятельности в общеобразовательной школе» - Вологда, 2013г.
Межрегиональный уровень:
- Межрегиональная научно-практическая конференция «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи» - Вологда, ВИРО, 2012г.
- Межрегиональная научно – практическая конференция «Начальное общее образование: реализация ФГОС, новые подходы», г. Ярославль, 2016 г.
Федеральный уровень:
- Всероссийская научная конференция «Социальное воспитание: от зарождения традиций до современной практики» - Кострома, 2012г.
- Всероссийская научно – практическая конференция «Стандартизация в образовании: проблемы и пути их решения» - Вологда, ВГПУ, 2013г.
- Всероссийская научно – практическая конференция с международным участием «Актуальные проблемы социальной работы» - Вологда, 2013г.
- Всероссийская научно-практическая конференция «Инструментальное музицирование в школе: история, теория и практика (от опыта Курского края – к предложениям других регионов России)» г. Курск, 2015, 2016 гг.
Международный уровень:
- Международная научно-практическая конференция «Компетентностный подход в образованном процессе: реализация, проблемы, перспективы» - г. Псков, 2012г.
- III Международная научная конференция «Социальное развитие и общественные науки», г. Москва , 2014 г.
- Участие в работе общероссийской конференции «Актуальные проблемы преподавания искусства в общеобразовательных организациях Российской Федерации» (2016 г.) и Съезда представителей ассоциаций учителей музыки, изобразительного искусства и мировой художественной культуры (2016 г.).

Опыт используется в МБОУ ВМР «Новленская средняя школа» учителем музыки Осиповой М.Д.

1. Программа внеурочной деятельности «Мир школьных праздников».
2. Методический конструктор организации проектной деятельности по предмету «Музыка».

Файлы

Ознакомиться с материалами

Авторизация