button 11   button 12
ds125
Детский сад №125 г. Череповец
НЕ НА САЙТЕ
7 лет назад
7 лет назад
7 лет назад

Личные данные

МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №125»
Коллектив авторов
-
-
-
-
1091

Характеристика опыта

-
Обеспечение социального взросления дошкольников в процессе приобщения к детской субкультуре
1. Обеспечение социального взросления дошкольников в условиях ДОУ.
2. Профилактика социального инфантилизма

1. Работа с детьми:

использование современных педагогических форм по социальному развитию

(презентации, выставки, игровые проекты, события;  формы мероприятия по разновозрастному общению).

2. Работа с педагогами (организация и проведение педагогических и рефлексивных практикумов по развитию установок на принятие особенностей детской субкультуры)

3. Развивающая среда

 (внесение компонентов детской субкультуры: сундучок нужных, ненужных вещей, сокровищницы, паровозики времени, материалы выставок, коллекции, материалы, полученные в результате реализации игровых проектов)

4. Работа с родителями ( участие в различных детских мероприятиях: презентации, выставки, игровые проекты; опосредованное участие  в создании коллекций, персональных выставок).

 

 

1.Использование овременных педагогических средств для обеспечения социального взросления

дошкольников:

- детская субкультура;

-разновозрастное общение

1. Отмечается позитивная динамика в социальном развитии детей (социальная компетентность, социальные качества, освоение социальных моделей поведения и социальных ролей).

2. Благоприятная социальная адаптация  выпускников к школе.

3. Повышение профессиональной компетентности педагогов в области социально-личностного развития детей.

4. Формирование профессиональных умений у педагогов по использованию  социализиру-

ющих возможностей детской субкультуры.

 

Поэтапная реализация содержания проекта.

 I этап – формирование профессиональных умений и развитие перцептивно-рефлексивных способностей педагогов.

II  этап – создание условий для накопления детьми социального опыта.

III этап – развитие у детей социально-значимых качеств – ответственности и самостоятельности.

IVэтап – развитие социальной индивидуальности ребенка.

1. Представление опыта на международных, всероссийских и региональных конференциях и конкурсах.

2. Публикации в периодической печати.

3. Издательская деятельность (Москва, ТЦ «Сфера»)

4. Курсы повышения квалификации для педагогов дошкольного образования г. Череповца и г. Вологды

5. Семинары-практикумы, круглые столы для студентов специальности «Педагогика и методика дошкольного образования» (ЧГУ)..

- Представление опыта на конференциях, конкурсах.

1. Е.Ю. Бардинова. Освоение социальных отношений дошкольниками в процессе приобщения к детской субкультуре // Инновационный опыт педагогов и руководителей ДОУ: Материалы областных научно-практических конференций /Ред.: Е.И. Касаткина, О.Л. Лебедева, С.В. Зорина, В.М. Кузнецова, А.Н. Сытник. – Вологда: Издательский центр ВИРО, 2009. – 304 с.

2. Н.В. Иванова, Кривовицына О.Б. Разновозрастное общение и детская субкультура как средства социального взросления дошкольников в условиях ДОУ// Материалы I Всероссийской научно-практической конференция «Актуальные проблемы социального здоровья дошкольников», 2011.

3. Н.В. Иванова, Е.Ю. Бардинова, А.М. Калинина, О.Б. Кривовицына, Павлова Я.М. Социально-психолого-педагогическая программа «На одном языке» // Областной конкурс социально-психолого-педагогических программ «Современные социально-психолого-педагогические ресурсы образования», 2012.

4. Н.В. Иванова, Е.Ю. Бардинова, А.М. Калинина, О.Б. Кривовицына, Павлова Я.М. Социально-психолого-педагогическая программа «Непоседы» // Первый Всероссийский конкурс авторских программ, учебно-методических материалов и электронных ресурсов по развитию творческой активности детей, подростков и молодежи «Поддержка творческих инициатив обучающихся и воспитанников в системе российского образования». Москва. Центр социализации, воспитания и неформального образования ФГАУ «Федеральный институт развития образования». 2012.

 

- Публикации в печати

1. Н.Иванова, А.Калинина, Е.Бардинова. Дошкольники в детской субкультуре // Дошкольное воспитание. 2006г. №9, №10.

2. Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю., Калинина А.М. Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

3. Н.В. Иванова, О.Б. Кривовицына. Формирование социальной готовности ребенка к школе в процессе приобщения к детской субкультуре. // Модернизация начального общего образования: первые итоги: Сборник статей и материалов научно-практической конференции (13-14 апреля 2005 г.). – Вологда: Изд. Центр ВИРО, 2005. – 640 с.

4. Калинина А.М., Кривовицына О.Б., Якупова Е.Ю. Педагогические и рефлексивные практикумы в ДОУ. // Воспитатель ДОУ. 2010. №11. С.112-117.

5. Н.В. Иванова, Е.Ю. Бардинова. Проект: Современные подходы к социальному развитию дошкольников // Региональный образовательный форум «Педагогическая инноватика – 2008».

6. Е.Ю. Бардинова. Освоение социальных отношений дошкольниками в процессе приобщения к детской субкультуре // Инновационный опыт педагогов и руководителей ДОУ: Материалы областных научно-практических конференций /Ред.: Е.И. Касаткина, О.Л. Лебедева, С.В. Зорина, В.М. Кузнецова, А.Н. Сытник. – Вологда: Издательский центр ВИРО, 2009. – 304 с.

7. Н.В. Иванова, Кривовицына О.Б. Разновозрастное общение и детская субкультура как средства социального взросления дошкольников в условиях ДОУ// Материалы I Всероссийской научно-практической конференция «Актуальные проблемы социального здоровья дошкольников», 2011.

8. Иванова Н.В., Виноградова М.А. Детская субкультура как средство социализации детей дошкольного возраста. /Сборник научных статей 4 Международной научно-практической конференция «Экология души» / Под ред. д.пед.н., проф. Т.А. Пинчук - Севастополь: Южный валеологический центр «ФАЙБА», 2012.- С. 19-30.

9. Иванова Н.В., Виноградова М.А. Детская субкультура как форма социального образования современного детства / Problemsofmodernphilology, pedagogicsandpsychology.Materials digest of the XXV international Scientific and Practical Conference and the II stage of Research Analytics Championship in pedagogical sciences, psychological sciences and the I stage of the Research Analytics Championship in the philological sciences. (London, May 16 – May 21, 2012) – С.31-33 Материалы XXV международной научно-практической конференции «Проблемы современной филологии, педагогики и психологии» (Лондон, 16-21 мая 2012 г.). - Международная Академия Науки и высшего образования (МАНВО, Великобритания). – С. 31-33.

10. . Иванова Н.В.Детская субкультура как средство формирования ценностно-смысловой сферы ребенка-дошкольника// Вестник Ярославского государственного педагогического университета: Научный журнал. – 2012. - № 4. – С.49-53.(входит в перечень ВАК)

11. Иванова Н.В., Павлова Я.М. Современные педагогические средства социального развития дошкольников / Череповецкие научные чтения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (7-8 ноября 2012 г.).- Череповец: ФБГОУ ЧГУ, 20121.

12. Н.В. Иванова, Е.Ю. Бардинова. Построение современного пространства детства в условиях дошкольного образовательного учреждения // Стратегические и технологические перспективы воспитания и обучения детей в образовательном пространстве дошкольного учреждения: Материалы Региональной научно-практической конференции, посвященной 30-летию основания кафедры дошкольного образования (г. Череповец, 23 сентября 2009 г.) / Под ред. Н.А. Лосева. – Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ, 2010. – 179 с.

 

- Издательская деятельность

1. «Социальное развитие детей в ДОУ».- М.: ТЦ Сфера,2008.

2. «Социальная адаптация малышей в ДОУ». - М.: ТЦ Сфера,2011.

Результаты используются точечно воспитателями дошкольных учреждений г. Череповца

 

Реализация инновационного проекта по теме «Обеспечение социального взросления дошкольников посредством приобщения к детской субкультуре» осуществляется по этапам:

I этап – Подготовка педагогов к принятию особенностей детской субкультуры.

Задача: 

1.Способствовать развитию у педагогов диалогических отношений с миром детства на основе познания и принятия особенностей детской субкультуры.

Работа по реализации содержания I этапа осуществляется через организацию и проведение педагогических  и рефлексивных практикумов:

Основными  задачами педагогических и рефлексивных практикумов являются:

– оказание помощи педагогам в понимании и принятии  особенностей детской субкультуры.

 – профессиональное развитие и обучение.  

На педагогических практикумах формируются  профессиональные умения педагогов по использованию возможностей детской субкультуры для построения  взаимоотношений с миром детства. С этой целью  используются  разные активные формы, помогающие педагогам решить спектр проблем в области понимания и использования детской  субкультуры в педагогическом процессе.    

На рефлексивных практикумах решается задача по развитию перцептивно-рефлексивных способностей педагогов. Эта задача поставлена не случайно. Принимая во внимание тот факт, что детская субкультура может удовлетворять основные социально-психологические потребности детей, воспитателю необходимо знать, насколько данный ребенок включен в детскую субкультуру, насколько у него сформированы способы деятельности и общения, характерные для традиционного детского сообщества.

Программа практикума рассчитана на 4 встречи; продолжительность каждой встречи 2 часа.

В содержание практикума включены упражнения на снятие эмоционального напряжения педагогов; формирование позитивного принятия себя; упражнения и практические задания, направленные на формирование гуманистической позиции в общении с детьми дошкольного возраста; на переосмысление представлений о ребенке дошкольного возраста; на поиск оптимальных средств передачи  информации; отработку навыков понимания мира ребенка, мотивов его поступков и поведения. 

II этап – Освоение ребенком содержания детской субкультуры.

Задачи: 

1.Способствовать раскрытию ребенком собственного внутреннего мира.

2.Развивать у детей инициативу в общении.

3.Способствовать самореализации ребенка в группе сверстников, освоению социальных ролей.

Основными технологиями реализации содержания II этапа являются формы приобщения дошкольников к детской субкультуре. Творческой группой детского сада  разработаны и апробированы  такие  формы  приобщения дошкольников к детской субкультуре как: выставки, презентации, события, игровые проекты. Данные формы способствуют естественному включению ребенка в систему социальных связей и отношений, раскрытию своих возможностей и освоению различных социальных ролей.

Подробнее указано в прикрепленных файлах.

Файлы

Ознакомиться с материалами

Авторизация