button 11   button 12
dou89
ДОУ №89 Зоренька
НЕ НА САЙТЕ
7 лет назад
6 лет назад
7 лет назад

Личные данные

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 89 «Зоренька»
Коллектив авторов
-
-
-
-
1008

Характеристика опыта

-
Ребенку расти поможет IT
Снижение познавательной активности детей в процессе образовательной деятельности, организуемой в дошкольном учреждении

Создание системы использования ИКТ в образовательном процессе ДОУ с целью повышения познавательной активности детей, развития творческих способностей, повышению качества взаимодействия с родителями через сайт.
Сами по себе информационные технологии не осуществляют образовательной функции. Только при определенной системе применения  ¬ ИКТ в  процессе образования детей можно говорить о наличии  информационной образовательной технологии
Суть инновации: система использования ИКТ как инструмента для развития познавательной активности детей,  творческих способностей, организации взаимодействия с родителями через сайт.
Направления:
1. Развитие познавательной активности детей (Расширение инструментария управления вниманием):
- Визуализация дидактического материала через мультимедиа.
По сравнению с традиционными формами использование мультимедиа обладает рядом преимуществ: предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка.
Использование новых приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание.
- Использование средств мультимедиа для мотивации детей на решение дидактических задач занятия.
     Формированию познавательных мотивов способствуют все средства совершенствования учебного процесса. Об этом говорят многие педагоги - дидакты: Бабанский Ю. К., Скаткин М. Н., Махмутов М. И., Лернер И. Я., Пидкасистый П. И. (http://www.pedlib.ru/) и т.д. Несомненно, Информационные технологии обучения являются одним из путей повышения активизации познавательной деятельности школьников. Кандидаты педагогических наук Е.И.Машбиц и  М.В.Монахов в своих работах, посвященных теории совершенствования учебного процесса с помощью компьютерной техники, рассматривают психолого-педагогические аспекты компьютеризации обучения. Применение информационных технологий совершенствует все виды познавательных мотивов, прежде всего широкие познавательные мотивы: интерес к знаниям, к содержанию и процессу учения. В той мере, в какой ученик участвует в поиске и обсуждении разных способов решения проблемы, разных путей его проверки, у него, безусловно, совершенствуются и учебно-познавательные мотивы — интерес к способам добывания знаний. Становятся более зрелыми и приемы целеполагания обучающихся.
В отношении детей дошкольного возраста – ИКТ, в основном, рассматриваются как способы мотивации в организации индивидуального обучения (в процессе развивающей дидактической компьютерной игры), мы же реализуем преимущества мультимедиа в организации групповых занятий. Анимационный персонаж выступает как организатор игровой проблемной ситуации, побуждающий детей к определенным действиям, с целью разрешения проблемной ситуации. Все занятие объединено единой сюжетной линией, в ходе которого происходит интерактивное взаимодействие игрового персонажа и детей. (Слово «интерактив» для нашего проекта ключевое: герои, с которыми встречается ребенок на экране, с ним разговаривают, реагируют на реплики, просят о помощи, благодарят и т.д.)
Для реализации направления проект предусматривает создание следующих условий:
•    Наличие достаточного количества оборудования.
•    Подготовка педагогов для разработки и использования мультимедийных презентаций.
•    Наличие банка методических материалов: конспектов, презентаций и др.

2. Развитие творческих способностей детей.

В данном направлении проект реализуется  через занятия в кружке «Компьютоша» (занятия с детьми на персональных компьютерах  с использованием программы KidSmart)
Анализ изучения уровня владения компьютером у детей, прошедших курс занятий в кружке, показывает, что все  дети (100%) уверенно пользуются компьютерной мышкой, клавиатурой, умеют выполнять разнообразные действия: создавать, перемещать, комбинировать объекты, удалять.
Изучение развития  творческих способностей у детей, занимающихся в кружке, также показывает значительный рост самостоятельно выбираемых вариантов решения заданий, а также повышение заинтересованности детей и умения выполнять самостоятельно творческие задания. Но подобные задания не позволяют полностью воплотить творческие замыслы детей. Возникла необходимость движения вперед, использование новых технологий.
Речь идёт о создании с детьми анимационных роликов. Дети участвуют в создании сценария, в построении сцен и озвучивании персонажей.  Записанный фильм показывается детям и обсуждается ими. Важно, что в него по-прежнему легко внести изменения. В ходе реализации данного направления проекта мы намерены оценить потенциал подобных занятий в части развития творческих способностей, социализации и  непринуждённого освоения полезных навыков обращения с компьютерной техникой.

3. Организация взаимодействия с семьями воспитанников через сайт.

Сайт изначально был ориентирован не только на взрослых, но и на детей. Этим задачам отвечают как стилистическое оформление страниц сайта, так и его структура. Например, в соответствующих разделах с днём рождения детей поздравляют анимированные персонажи. Но пока в этом нет системы. Персонажей много, и у них нет ни характера, ни реплик. Современные программно-технические средства позволяют реализовать эту идею в полном объёме. Однако, узнаваемость локализованных, т.е. «своих» персонажей должна основываться на их сквозном присутствии в продуктах мультимедиа, которые используются педагогами.
На страницах сайта есть ссылки на развивающие детские игры, дополняющие образовательную деятельность учреждения, в которой участвуют непосредственно дети и родители. Но формирование познавательной активности ребенка во многом зависит от заинтересованности родителей данным вопросом и интереса к тому, что происходит в детском саду.
С помощью регулярно размещаемых видеофильмов мы формируем и поддерживаем в родителях чувство причастности к «казённому» воспитанию.  И это одно уже делает его менее казённым. Мы переносим события сада, в которых участвовал ребёнок, в его семью. Там они становятся предметом совместного обсуждения. По сути, сад выступает в качестве организатора семейного общения по педагогически важным вопросам. Считаем эту миссию чрезвычайно важной. И полагаем, что она даёт свои плоды. Так, количество родителей, откликающихся на наши предложения включиться в то или иное мероприятие, в т.ч. связанное с образовательной деятельностью, проявить инициативу, растёт с каждым годом (Реализация семейных познавательных проектов «Старшее поколение», «Семейный герб» - участие с 2012 – 2013 учебном году  96% семей из старших и подготовительных групп). Мы полагаем, что это одно из достижений проводимой нами с помощью средств IT политики открытости.

Цель проекта: повышение познавательной активности детей путем создания и внедрения системы по использованию ИКТ в образовательную деятельность ДОУ.
Задачи:
1. Разработать план использования ИКТ в системе познавательных занятий с детьми старшего дошкольного возраста.
2. Создать необходимые условия для организации образовательной деятельности с использованием ИКТ
3. Создать на базе компьютерного кружка «Компьютоша» детскую  анимационную студию.
4. Сформировать на базе сайта дошкольного учреждения систему интерактивного взаимодействия с семьями воспитанников.
5.  Повысить компетентность педагогов в области ИКТ, сформировать умения использовать данные технологии в работе с детьми.
6. Сформировать банк цифровых образовательных ресурсов методического и дидактического назначения.
7. Разработать методическое обеспечение работы с детьми по использованию ИКТ в образовательной деятельности.
8. Создать у всех участников образовательного процесса устойчивую мотивацию к использованию ИКТ в различных видах деятельности.


1. Перенос акцентов с визуализации на мотивацию детей на решение задач познавательного занятия.
2. Ориентация стилистики и содержательного наполнения сайта на совместное посещение его родителями с детьми. Формирование интерактивных средств воспитательного воздействия на детей через сайт («свои» виртуальные персонажи).

Результативность
Дети: повышение уровня познавательной активности.
Диагностический инструментарий для оценки познавательной активности дошкольников. Показатели:
Когнитивный: вербально-логическое и наглядно-образное мышление,  внимание,  память, зрительно-пространственное восприятие.
Эмоциональный: эмоциональная сфера младших дошкольников
Деятельностный: психосоциальная зрелость младших дошкольников
Автор: Штепина И. С. Диагностический инструментарий для оценки познавательной активности дошкольников [Текст] / И. С. Штепина // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 374-377.
Методика «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия
http://brunner.kgu.edu.ua/index.php/cv/147-luria-10
Методика «Закончи историю» http://www.gurutestov.ru/test/70/
Методика  «Исключение неподходящей картинки» http://www.maaam.ru/
Методика «Самое непохожее» (автор Л.А. Венгер)
http://psyholog.dp.ua/dlya-psixologa/psixodiagnostika/metodika-samoe-nepoxozhee-avtor-l-a-venger.html
Методика «сюжетные картинки» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина) http://www.gurutestov.ru/test/88/

Уровень развития познавательных способностей детей.
Уровень    Количество детей
    Контрольная группа
(№ 9 старшая)
19 чел    Группа, в которой активно использовались на занятиях ИКТ
(№ 5 старшая коррекционная)
15 чел
    Сентябрь 2012г    Май
2013г.    Сентябрь
2012г    Май
2013г.
Высокий    5 (26%)    9 (47%)    1 (7%)    8 (53%)
Средний    8 (42%)    10 (53%)    5 (33%)    7 (47%)
Низкий    6 (32%)    0    9 (60%)    0

Педагоги: повышение уровня компьютерной компетенции, развитие навыков работы с детьми с использованием ИКТ.
Результаты анкетирования
педагогов старших, подготовительных групп, специалисты (24 чел.)
Вопросы анкеты.    Апрель 2012г.
Кол-во (%).    Ноябрь 2013г.
Кол-во (%)   
Имею элементарные навыки владения компьютером (умею включать, выключать, набирать текст в программе Word)    85 %    100%   
Умею пользоваться программой PowerPoint, создавать простейшие презентации    52,5 %    100%   
Использую в программе PowerPoint различные эффекты (наложение звука, анимацию)     20 %    90%   
Умею работать в программе обработки видео    7 %    50%   
Активно использую Интернет в поиске информации для образовательной деятельности с детьми    70 %    100%   
Использую Интернет
- для поиска методических материалов для работы
- для общения в социальных сетях    
70 %
85%   
95%
95%   

Сравнительный анализ эффективности проведения занятия.
Метод: Экспертная оценка.
Параметры оценивались по 5 балльной шкале.
Деятельность детей на занятии    Занятия без использования ИКТ    Занятия с использованием ИКТ
    Средний балл 8 занятий    % от максимальной оценки    Средний балл 8 занятий    % от максимальной оценки
Внимание    3,5    70%    4,1    82%
Интерес    3,38    68%    4,75    95%
Активность    3,5    70%    4,75    95%
Взаимодействие друг с другом    4,1    82%    4,1    82%
Речь    4,1    82%    4,6    92%
Освоение детьми
программного содержания занятия    3,5    70%    4,6    92%
Общая оценка занятия:    3,68    74%    4,5    90%

Анализ изучения уровня владения компьютером у детей, занимающихся в кружке, показывает, что все  дети (100%) уверенно пользуются компьютерной мышкой, клавиатурой, умеют выполнять разнообразные действия: создавать, перемещать, комбинировать объекты, удалять.
Метод: наблюдение практической деятельности детей, выполнение тестовых заданий по программе KidSmart.
Программа раннего обучения KidSmart. Руководство для учителей. Москва, 2008 С.73
Развитие творческих способностей детей, занимающихся в кружке «Компьютоша»

Основные умения    Начало занятий
Сентябрь 2012г.    Окончание занятий
Май 2013г.
Проявляет интерес к самостоятельному созданию объекта    13 (46%)
    28 (100%)

Выбирает предполагаемый объект - результат    16 (57%)
    28 (100%)

Самостоятельно находит варианты реализации проекта    6 (21%)    26 (93%)

Выполняет самостоятельно творческие задания    5 (18%)
    26 (93%)

Родители: активизация взаимодействия через сайт. За время существования сайта его посетили более 45 тыс. человек. Около 80% родителей наших воспитанников посещают сайт сада от 2 раз в неделю и чаще (по результатам анкетирования родителей). Сайт создает оптимальные условия (максимально доступные) для получения информации по образовательной деятельности (Рубрики сайта «Учите с нами», «Играйте с нами»), дополнительные возможности для совместного с детьми обсуждения жизни ребенка в детском саду (Рубрика «Наша жизнь»), что по нашим наблюдениям, беседам с родителями способствует созданию благоприятной психологической атмосферы в семье.

Оптимальность:
В результате применения системы использования ИКТ в образовательной деятельности ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста (на занятиях, в индивидуальной совместной деятельности в кружке, во взаимодействии с родителями) мы отмечаем значительный рост высоких показателей уровня освоения программы дошкольного учреждения, уровня готовности детей к школе. Предлагаем сравнительные результаты мониторинга.

ТАБЛИЦЫ!!!!Открытые показы организованной образовательной деятельности с использованием ИКТ для слушателей курсов повышения квалификации «Современные тенденции в развитии дошкольного образования: проблемы, инновации» 29.03.2013г.

Мониторинг освоения программы.
Авторы: Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Михайлова З.А. и др. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 592 с.
Результаты мониторинга
    Май, 2012г.    Май, 2013г.
Возраст    264 чел.    336  чел.
Младший возраст
(3-4 года)    В- 35% С-62% Н-3%    В-35,5% С-64,5% Н- 0%
Средний возраст
(4-5 лет)    В-54% С-46% Н-0%    В-45% С-55% Н-0%
Старший возраст
(5-7 лет)    В-38% С-60% Н-2%    В-61% С-39% Н-0%
Общий итог    В – 40% С – 58% Н -2%    В – 51% С – 49% Н – 0%

Результаты изучения уровней готовности детей к школе.
М.В. Гамезо, В.С. Герасимова, Л.М. Орлова «Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития», - М.: изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998, с. 156.

Изучение уровня готовности детей к школе. (Тест Керна - Йирасека)

Год,
количество детей участвовавших в мониторинге    Уровни готовности детей к школе
    Высокий    Средний    Низкий
    Кол-во детей    %    Кол-во детей    %    Кол-во детей    %
Май, 2012
81 чел.    34    42%    47    58%    0    0
Май, 2013
71 чел.    48    68%    23    32%    0    0

Мониторинг сформированности личностных качеств выпускников.
Авторы: Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Михайлова З.А. и др. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 592 с. Стр. 19.
Год,
количество детей участвовавших в мониторинге    Сформированность личностных качеств
    Высокий    Средний    Низкий
    Кол-во детей    %    Кол-во детей    %    Кол-во детей    %
Май, 2012
82 чел.    36    44%    46    56%    0    0
Май, 2013
71 чел.    54    76%    17    24%    0    0

Открытые показы организованной образовательной деятельности с использованием ИКТ для слушателей курсов повышения квалификации «Современные тенденции в развитии дошкольного образования: проблемы, инновации» , для участников методического объединения учителей – логопедов дошкольных образовательных учреждений образовательной системы г. Вологды

Проведение серии семинаров – практикумов по обучению педагогов дошкольных образовательных учреждений образовательной системы технологии ТРИЗ

Открытые показы организованной образовательной деятельности с использованием ИКТ для слушателей курсов повышения квалификации «Современные тенденции в развитии дошкольного образования: проблемы, инновации» 29.03.2013г.

1. «Спасем домовенка Кузю». Образовательная область «Познание» (ФЭМП). Подготовительная к школе группа.  Воспитатель Н. А. Бабина – I кв. категория
    2. «Фонтаны Петергофа». Образовательная область «Художественное творчество» (Рисование). Подготовительная к школе группа. Педагог дополнительного образования Е.А. Портнягина высшая кв. категория.
    3. «Путешествие в историю Московского кремля». Образовательная область «Познание». Старшая группа коррекционной напрвленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Учитель – логопед И.А. Нифанова высшая кв. категория, воспитатели В.И. Капина высшая кв. категория, Л.В. Корепова высшая кв. категория.

Презентация из опыта работы «Использование информационных технологий в образовательном процессе ДОУ» Старший воспитатель  С. Б. Сабурова высшая квалификационная категория.

Открытые показы организованной образовательной деятельности с использованием ИКТ для участников методического объединения учителей – логопедов дошкольных образовательных учреждений образовательной системы г. Вологды
1. Организованная образовательная деятельность в старшей группе коррекционной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «Наши пернатые друзья»
Учитель – логопед И.А. Нифанова – высшая квалификационная категория
    Воспитатель Л.В. Корепова - высшая квалификационная категория.
2. Организованная образовательная деятельность в подготовительной группе коррекционной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «Космическое путешествие»
Учитель – логопед Т.А. Воробьева – высшая квалификационная категория
    Воспитатель Н.Ю. Крупина - высшая квалификационная категория.

Проведение серии семинаров – практикумов по обучению педагогов дошкольных образовательных учреждений образовательной системы технологии ТРИЗ в 2011 – 2012, 2012 – 2013уч.гг. (6 семинаров) с использованием ИКТ.
Авторы: Воспитатель В.Н. Репина, высшая квалификационная категория, Ф.Б. Чистякова педагог – психолог,  высшая квалификационная категория.

Планируется
Выступление педагогов – участников проекта на педагогических чтениях – в марте 2014г.
Предоставление доступа к банку методических разработок педагогам других дошкольных учреждений – апрель – май 2015г.

-

1. Видеозанятие с использованием ИКТ «Мамаев Курган» с детьми старшего дошкольного возраста. (+Презентация и конспект)
2. Видеозанятие с использованием ИКТ «Путешествие в историю Московского кремля» с детьми старшего дошкольного возраста. (+Презентация и конспект)
3. Конспект и презентация к занятию «Фонтаны Петергофа».
4. Конспект и презентация к занятию «Путешествие в Спортландию».
5. Конспект и презентация к занятию «Спасем домовенка Кузю».
6. Методическая разработка – презентация для педагогов дошкольных учреждений «Составление загадок с детьми по технологии ТРИЗ».
7. Фильм – презентация «Как мы работали по проекту «Старшее поколение» для заключительного праздника по проекту.

Файлы

Ознакомиться с материалами

Авторизация