1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer
Сбор заявок на курсы повышения квалификации

Отчёт по организации комплексного адресного сопровождения школ с целью повышения качества образования (сопровождение 28 школ Вологодской области в рамках проекта «Повышение качества образования в школах с низкими результатами)

В соответствии с договором №944 от 25 октября 2018 года, заключённого между АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования» и ООО «Издательская фирма «Сентябрь», в 28 школах Вологодской области в период с 26 октября 2018 года по 20 декабря 2018 года было организовано комплексное адресное сопровождение школ с целью повышения качества образования в данных школах.

Главная идея, заложенная в комплексном адресном сопровождении
По результатам анализа более 60 тыс. исследований были выделены 138 факторов, влияющих на качество образования. На первом месте – групповая эффективность педагогов (значение 1,57). Для сравнения: компьютерная поддержка изложения материала учителем имеет значимость лишь 0,45.

Таким образом, чтобы улучшить качество образования в школах с низкими результатами и в школах, работающим в сложном социальном контексте, помимо внешней поддержки необходимо обеспечить интенсивное профессиональное взаимодействие и взаимообучение учителей внутри каждой школы — повысить низкий социальный капитал школ.

Для изменения сложившейся в коллективе малоэффективной структуры профессиональных взаимоотношений, необходимо ее исследовать: зафиксировать сильные и слабые стороны, проблемы и точки роста. Для этого группой экспертов под руководством профессора НИУ ВШЭ К.М. Ушакова был разработан инструмент исследования структуры профессиональных отношений и социального капитала образовательной организации. Вместе с тем была разработана инновационная модель организации методической работы в школе, основанная на парной работе педагогов по достижению профессионально значимых педагогических целей — Кураторская методика, суть которой в том, что в школе запускается процесс еженедельных взаимопосещений уроков учителями с одной очень конкретной целью. Далее куратор организует обсуждение уроков и инициирует поиск решений обнаруженных проблем.

Таким образом, в школе изменяется структура отношений, появляются новые звенья в организационной структуре, появляется возможность для горизонтального профессионального роста учителей, что коррелирует с президентской инициативой построения Национальной системы учительского роста.

В комплексное адресное сопровождение 28 школ входило проведение исследования социального капитала в каждой школе и повышение квалификации руководителей и педагогов данных школ для организации в них альтернативной модели методической работы – Кураторской методики.


Дизайн сопровождения школ включал несколько этапов:
1.Подготовительный этап
1.Подготовка заданий и материалов для изучения по тематике социального капитала и управления организационными изменениями.
2.Регистрация участников в электронной системе «Директория»: предоставление доступа к сервису исследования, разработанным методическим материалам.
3.Проведение вебинара с участниками по теме «Структура организации как ресурс повышения качества преподавания в школе», а также порядку реализации сопровождения.
2.Первый этап (исследование)
1.Проведение исследования структуры профессиональных взаимодействий педагогических работников в школах-участницах Проекта (с использованием дистанционных технологий).
3.Второй этап (запуск Кураторской методики)
1.Обучение директоров и их заместителей в количестве 84 человек на дистанционном курсе «Организация методической работы в школе (на основе Кураторской методики)» в соответствии с Программой курса (прил. №2 к договору).
2.Обучение школьных кураторов, выбранных директорами школ на основании результатов исследования социального капитала в соответствии с Программой курса «Мастерство куратора: организация внутрифирменного обучения педагогов в условиях реализации ФГОС».
3.Проведение вебинара «Рефлексия кураторской методики».
Всего прошли обучение 124 человека, в их числе 28 директоров школ, 56 заместителей, 40 педагогов.

1 . Подготовительный этап
В рамках подготовительного этапа были разработаны материалы для изучения по теме социального капитала, управления организационными изменениями, преодолению сопротивления, а также задания для еженедельного выполнения участниками проекта. Все материалы размещены в системе «Директория». Перед запуском проекта был проведен вебинар по теме «Структура организации как ресурс повышения качества преподавания в школе».
2. Первый этап — Исследование структуры профессиональных взаимодействий в школах.
Основная цель – исследование структуры организации (социального капитала) каждой школы (исключение составляют малые школы, в которых численность педагогов менее 12 человек).

Задачи:

Специфика исследования

Исследование представляет собой онлайн-анкетирование всех педагогических сотрудников каждой образовательной организации, входящей в проект. Все анкеты обрабатываются в автоматическом режиме. После обработки индивидуальные отчеты по каждой школе предоставлены директорам.

Более подробно вы можете ознакомится в приложении:

Файлы, доступные для скачивания:
Скачать этот файл (otchet_vshe.docx)Отчёт ВШЭ283 Кб