Информационно-методический и научно-педагогический журнал

bbs teen child fuck bbs

  • Категория: Здоровье наших детей
  • Просмотров: 3257

Автор представил результаты мониторинга организации инклюзивного образования, который изучал создание специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья  с учетом разнообразия их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, и отношение педагогов и родителей к инклюзивному образованию.

В настоящее время проблема образования детей с ограниченными воз-можностями здоровья (ОВЗ) привлекает внимание не только педагогов, психологов, социальных работников, но и является одним из приоритетных направлений в современной социальной и образовательной политике Российского государства. Задачи создания специальных условий и защиты прав детей с ОВЗ, разработки специальных программ обучения и развития поставлены на правительственном уровне.


С 2011 г. Вологодская область участвует в реализации мероприятий Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011‒2015 годы по формированию в области сети базовых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования и обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития (инклюзивное образование).


Для целенаправленного проектирования процесса развития инклюзии в Вологодской области необходимо иметь информацию, как осуществляется организация инклюзивного образования, для чего с 31 октября по 14 ноября 2014 г. проводился мониторинг организации инклюзивного образования.


В мониторинге приняли участие 54 базовые общеобразовательные организации (ОО), реализующие образовательные программы общего образования, в которых созданы условия для инклюзивного обучения детей-инвалидов, общеобразовательные организации, включенные в программу «Доступная среда» с 2011 по 2014 годы; педагоги, работающие в них, и родители обучающихся в ОО. В ходе мониторинга изучалось создание специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья с учетом разнообразия их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, и отношение педагогов и родителей к инклюзивному образованию.


Полученные данные свидетельствуют о том, что в большинстве школ, включенных в программу «Доступная среда» в 2011‒2013 гг., созданы архитектурные условия, включающие в себя возможность въезда личного автотранспорта для родителей ребенка с ДЦП на территорию образовательного учреждения (в 100% ОО), наличие пандусов (в 96% ОО), широкие дверные проемы (в 92% ОО), специально оборудованные санитарно-гигиенические помещения (в 100% ОО), выделенные места в классе (в 40% ОО) и т.д. В 29 общеобразовательных организациях, подключенных к программе «Доступная среда» в 2014 г., данные архитектурные условия создаются.


В большинстве ОО имеется специальное, в том числе учебное, медицинское и реабилитационное оборудование. В 88% ОО представлено специальное компьютерное оборудование для детей с нарушениями слуха, в 76% ОО ‒ специальное компьютерное оборудование для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для детей с нарушениями зрения закупается компьютерная техника с возможностью работы на шрифте Брайля. Для всех категорий детей закуплено реабилитационное оборудование.

В большинстве ОО имеются необходимые специалисты службы сопро-вождения (диагр.1).

 

Диаграмма 1

Обеспеченность ОО специалистами (в % по убыванию)

125-1

 

В половине ОО (52%) созданы психолого-медико-педагогические консилиумы (ПМПк); имеются договоры (соглашения) образовательных организаций о сотрудничестве с другими учреждениями и организациями; нормативно-правовое обеспечение организации получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья; специальные дидактические материалы для обучения детей.
В общеобразовательных организациях есть подготовленные кадры для реализации инклюзивного образования (табл. 1).

Таблица 1

Наличие подготовленных кадров

для реализации инклюзивного образования

№ п/п

Показатель

Всего

В 29 школах, включенных в программу «Доступная среда в 2014 г.

В 25 школах, включенных в программу «Доступная среда» в 2011-2013 гг.

1.

Общее количество педагогических работников

2411

1183

1228

2.

Количество педагогических работников, прошедших повышение квалификации по вопросам инклюзивного образования (не менее 72 ч.) за последние 3 года

6%

2%

10%

Большинство образовательных организаций имеют специальные поме-щения для совместного обучения детей-инвалидов, детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений (табл. 2).

Таблица 2

Наличие специальных помещений

№ п/п

Показатель

Всего

В 29 школах, включенных в программу «Доступная среда в 2014 году

В 25 школах, включенных в программу «Доступная среда» в 2011-2013 годах

1.

Помещения для внеурочной деятельности

70%

62%

80%

2.

Кабинет психолога

78

66%

93%

3.

Кабинет логопеда

35%

21%

52%

4.

Сенсорная комната

22%

-

48%

5.

Физкультурный зал

91%

86%

96%

Анкетирование родителей показало, что большинство родителей обучающихся правильно понимают, что такое инклюзивное образование, имеют представление о том, какие дети относятся к детям с ОВЗ (табл. 3)

Таблица 3

 

Знания родителей о том, что такое инклюзивное образование

Показатель

Всего

Родители детей с ОВЗ

(%)

Родители детей, обучающихся совместно с детьми с ОВЗ (%)

Родители детей обычных классов

(%)

Слышали об инклюзивном образовании

74%

69%

85%

68%

Знают, что такое инклюзивное образование

66%

67%

74%

57%

Отличительные черты инклюзивного образования это:

       

1. Совместное обучение детей с ОВЗ и не имеющих ограничений

46%

47%

44%

51%

2. Создание доступной среды

31%

27%

38%

28%

3. Наличие специальных программ

 

22%

8%

 

4. Индивидуальный подход

 

16%

21%

15%

54% всех родителей, и прежде всего родителей детей с ОВЗ, принимают идеи инклюзивного образования для детей вообще и своих детей в частности, адекватно оценивают возможности ОО для реализации инклюзивного образования.


62% всех педагогов ОО поддерживают идею инклюзивного образования, четко представляют трудности, которые возникают при совместном обучении детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений, имеют представление об особенностях организации образовательного процесса при совместном обучении детей, объективно оценивают готовность ОО к реализации инклюзивного образования и четко представляют, какая помощь необходима для реализации инклюзивного образования в общеобразовательной организации.


Таким образом, мониторинг показал, что в Вологодской области создаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья с учетом разнообразия их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, и формируется позитивное отношение родителей и педагогов к инклюзивному образованию. В дальнейшем необходимо продолжить работу над повышением квалификации педагогов по вопросам образования детей с ОВЗ, принятием идеи инклюзивного образования среди общественности, педагогов и родителей всех обучающихся.