Информационно-методический и научно-педагогический журнал

bbs teen child fuck bbs

Елена Михайловна Милютина,
учитель русского языка и литературы учебно-консультационного пункта
МОУ «Центр образования № 23 “Созвучие”» г. Вологды

Аннотация
Статья содержит описание опыта работы учителя русского языка и литературы по организации клуба любителей поэзии как формы внеурочной работы по литературе. Автор знакомит читателей со спецификой педагогической деятельности по привитию интереса к чтению вообще и к поэзии в частности у осужденных, получающих общее среднее образование. Раскрыты идея создания культурно-образовательного проекта «Клуб любителей поэзии», его цель, миссия и принципы деятельности клуба как одного из видов полезного досуга осужденных. Говорится о перспективах развития творческого объединения для мотивации к обучению и расширению кругозора взрослых учащихся
Ключевые слова
Социокультурный уровень обучающихся; просветительская функция; познавательная мотивация; система воспитательной работы

Идея создания клуба любителей поэзии как формы внеклассной работы по литературе в структурном подразделении МОУ «Центр образования № 23 “Созвучие”» – учебно-консультационном пункте (УКП) при ФКУ «Исправительная колония № 1 Федеральной службы исполнения наказаний по Вологодской области» – возникла в связи с необходимостью расширения и обогащения социокультурного опыта обучающихся. Специфика образовательной деятельности УКП заключается в том, что она не ограничивается рамками учебных программ, так как является важной частью воспитательной работы в колонии и выполняет просветительскую функцию для всех осужденных.
Многие обучающиеся УКП имеют слабую читательскую компетенцию, которая выражается в недостаточном уровне понимания прочитанного, в отсутствии потребности в чтении как средстве самопознания и познания мира. Есть осужденные, практически ничего не читающие. Несформированность познавательной мотивации препятствует их развитию и исправлению. Поэтому привитие интереса к чтению и обучение работе с текстом – одно из важнейших направлений образовательной деятельности УКП.
Три года тому назад учащиеся 11-го класса заинтересовались изучением жизни и творчества поэтов Серебряного века. Установочные лекции по этому модулю программы превратились в открытые просветительские лекции, на которые приходили не только учащиеся УКП, но и осужденные, имеющие образование, любящие поэзию и желающие слушать профессиональное чтение стихов и романсы на стихи поэтов начала XX века. Когда закончились лекции о творчестве «старших символистов» Валерия Брюсова и Константина Бальмонта, младосимволистов Александра Блока и Андрея Белого, акмеиста Николая Гумилева, слушатели предложили продолжить встречи уже не на учебных занятиях, а во внеурочное время. Так родился культурно-образовательный проект «Клуб любителей поэзии “Души отрада”», который стал частью проекта «Школа – культурно-образовательный центр» ре­гио­нальной инновационной площадки, работающей на базе МОУ «Центр образования № 23 “Созвучие”».
Миссия клуба заключается в предоставлении возможности каждому участнику найти для себя способ самореализации во время отбывания наказания. Деятельность клуба основывается на принципах индивидуального подхода, педагогической поддержки, доступности, открытости, психологического комфорта с учетом условий содержания в исправительном учреждении. Проект реализуется уже третий учебный год. Безусловно, в ходе его реализации у участников ярко проявились их проблемы: страх публичного выступления, сложность заучивания наизусть, небольшой словарный запас, который препятствовал пониманию содержания стихов, отсутствие умения выразительно читать. Но трудности постепенно удалось преодолеть в ходе подготовки цикла поэтических вечеров «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется…», посвященного Году литературы в России. Темами таких вечеров стали: «Этот мир очарований, этот мир из серебра» (Серебряный век русской поэзии), «Со мною вот что происходит…» (поэзия периода оттепели), «Негромкая поэзия души» (бардовская поэзия), «Тихая моя Родина…» (поэзия русского Севера), «В горнице моей светло…» (песни на стихи Н. Рубцова), «Поэты, не вернувшиеся с войны». Поэтические вечера проходили в клубе колонии. Выступали все желающие: кто умел читать стихи и кто только учился. Вечер «Праздник, пахнущий мимозой…» накануне 8 Марта по стихам Ларисы Рубальской и живописи Анны Коттерилл и литературную гостиную, посвященную 130-летию со дня рождения Игоря Северянина, провели в камерной обстановке, в кабинете литературы. Но где бы ни проходили поэтические встречи, они привлекают слушателей атмосферой открытости, искренности, задушевности. Вот отрывок из статьи «За стихи спасибо!» в газете «Казенный дом» за 2016 год: «Для всех желающих Елена Михайловна проводит в клубе поэтические вечера. Встречи проходят в теплой, доверительной атмосфере. Побывав на таком вечере, понимаешь и чувствуешь поэзию глубже и полней, испытываешь огромное уважение к учителю».
Обучающиеся УКП с удовольствием участвуют и в конкурсах чтецов, понимая, что это возможность преодолеть боязнь выступления перед аудиторией и почувствовать дух соревнования, получить хорошую оценку по литературе, сертификат участника или диплом победителя. Тематика конкурсов обусловлена юбилейными датами поэтов. Традиционным стал конкурс чтецов, который проводится в рамках фестиваля поэзии и музыки «Рубцовская осень».
Какие у нас перспективы? В ноябре 2017 года был проведен конкурс литературного перевода стихов Уильяма Блейка, Джеймса Томсона, Роберта Бернса и Иоганна Вольфганга Гете «Легкое перо». Конкурс прошел настолько удачно, что решили сделать его ежегодным. В планах клуба – организация встреч с вологодскими поэтами и разработка концепции ежегодного поэтического праздника, посвященного Всемирному Дню поэзии, который отмечается в марте. В связи с постоянным движением контингента мы будем привлекать новых членов клуба, передавать им опыт и традиции, открывать новые имена исполнителей поэтических произведений. Хочется верить, что будущие участники творческого объединения, как и их предшественники, осознают ту простую истину, что подлинное понимание поэзии начинается с того момента, когда слова начинают рождать в сердце чувства, за ними начинаешь видеть образы, слышать звуки и пропадает тонкая грань между словом и реальностью:
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце…
Надежда на то, что поэзия поможет осужденным достойно провести годы наказания за совершенные преступления, а размышления о жизни и творчестве поэтов помогут им лучше понимать себя и других, дают силы для педагогического творчества.