Информационно-методический и научно-педагогический журнал

bbs teen child fuck bbs

Сергей Валерьевич Шадрунов,
педагог-организатор АОУ ДО ВО «Региональный центр дополнительного образования детей»;

Елена Владимировна Шаталова,
методист АОУ ДО ВО «Региональный центр дополнительного образования детей»

Аннотация
Статья посвящена одному из направлений деятельности Регионального центра по дополнительному образованию детей.
В ней освещается деятельность школьных лесничеств Вологодской области.
В статье представлены основные сведения о деятельности школьных лесничеств, перечислены мероприятия и достижения обучающихся.
Ключевые слова
Дополнительное образование; естественнонаучная направленность; школьные лесничества.

Точкой отсчета в истории Всероссийского движения школьных лесничеств принято считать создание в 1952 году ученического отряда «Лесной патруль» в Жуковском лесхозе Брянской области, где ребята совершали свои первые шаги на «лесном поприще». Вскоре подобные отряды стали создаваться повсеместно. В 1966 году они получили название «школьные лесничества» и движению был придан официальный статус.
В Вологодской области первые школьные лесничества были образованы в 1967 году, получив широкое развитие как одна из форм трудового воспитания детей. В них реализовывался принцип соединения обучения с производственным трудом, а создавались первые школьные лесничества на базе юннатских кружков, «зеленых» и «голубых» патрулей, лесоводческих звеньев.
Основателем движения школьных лесничеств в Вологодской области можно по праву считать Льва Николаевича Беляева. Лев Николаевич родился в г. Никольске Вологодской области в 1930 году. В 1948 году Лев Беляев закончил среднюю школу, получил аттестат зрелости и поступил в Лесотехническую академию имени С.М. Кирова на лесохозяйственный факультет. Годы учебы пролетели незаметно. После защиты дипломной работы «на отлично» и получения красного диплома, молодой специалист, пользуясь своим правом, выбрал местом своей работы Вологодский лесоустроительный трест. Одним из основных направлений деятельности Льва Николаевича стала охрана лесов от пожаров. Основным профилактическим средством по предотвращению лесных пожаров была работа с лесопользователями и населением: значительно усилилась работа с детьми в школах, получила развитие наглядная агитация, сеть школьных лесничеств.
Самыми насыщенными в жизни школьных лесничеств стали 1970–1980-е годы. В эти десятилетия с периодичностью один раз в три года проводились всероссийские слеты и конкурсы школьных лесничеств и юных друзей природы. В 1985 году только в РСФСР насчитывалось 6262 школьных лесничества, в которых состояло 350 тысяч учащихся. Достаточно сказать, что в 1985 году в области работало 136 школьных лесничеств, а это сотни ребятишек – защитников леса, будущих работников лесного хозяйства.
Если обратиться к истории, с 1973 по 1989 год Министерство просвещения РСФСР, Министерство лесного хозяйства РСФСР, ЦК ВЛКСМ, Всероссийское общество охраны природы раз в три года проводили Всероссийские слеты и конкурсы школьных лесничеств и юных друзей природы. Для детей это была хорошая возможность познакомиться со своими ровесниками-единомышленниками, обменяться с ними опытом, да и просто получить признание и оценку своего труда. А потом на целое десятилетие о проведении съездов школьных лесничеств забыли: видимо, стране было не до этого.
Преобразования в стране в начале 90-х годов пагубно повлияли на деятельность школьных лесничеств, их количество к 1995 году значительно сократилось. К 1996 году на Вологодчине осталось всего 12 школьных лесничеств.
В 1999 году, спустя десятилетие, наконец-то провели IX Всероссийский слет членов школьных лесничеств и юных друзей природы, который, выражаясь официальным языком, «показал необходимость сохранения и дальнейшего развития школьных лесничеств как активной формы патриотического воспитания детей на лучших традициях лесного хозяйства, расширения и углубления их знаний по ботанике, биологии и другим естественным наукам, а также способствовал профессиональной ориентации учащихся».
Но Вологодчина – это лесной край, край с богатыми природоохранными и научными традициями, и школьные лесничества выдержали испытание временем.
Более 70% вологодских школ расположено в сельской местности. Сама специфика сельской школы как источника возрождения и сохранения культурных традиций, близость ее к природе выдвигают эколого-биологическое и природоохранное направления работы на одно из первых мест.
Школьные лесничества являются наиболее эффективной формой взаимосвязи экологического просвещения, профориентации и трудового обучения. Здесь дети не только получают специальные знания и осваивают навыки, но и учатся любить лес, понимать его значение в жизни человека.
Очень важно, что работа школьного лесничества – это не эпизодические мероприятия, а целостная круглогодичная система учебной, трудовой, исследовательской, просветительской и культурной деятельности учащихся.
Надо отметить, что участие в школьных лесничествах для многих ребят не прошло бесследно, они сделали свой осознанный выбор и после школы, окончив лесохозяйственные учебные заведения, естественно-географический факультет ВГПУ, факультет агрономии и лесного хозяйства ВГМХА им. Н.В. Верещагина, связали свою жизнь с лесным хозяйством области, охраной природы, преподаванием биологии и экологии.
В школьных лесничествах области проводится учебно-исследовательская работа по изучению охраняемых природных комплексов. Сегодня члены школьных лесничеств, так же как и их предшественники, распространяют знания о лесе среди сверстников и учеников младших классов. Эта работа включает и участие в различных конкурсах и викторинах. Неоднократно воспитанники школьных лесничеств области становились победителями всероссийского юниорского лесного конкурса «Подрост». В 2008 году представительницы Вологодской области Екатерина Ерасова и Екатерина Петухова заняли первые места в двух секциях всероссийского этапа конкурса «Подрост» и стали лауреатами премии по поддержке талантливой молодежи в Приоритетном национальном проекте «Образование». На международном уровне Екатерина Ерасова также представила свою исследовательскую работу, за что была отмечена специальным призом от Государственной Думы РФ. После окончания Вожегодской средней школы № 1 Екатерина поступила в Московский институт леса, который окончила с красным дипломом в 2014 году и в настоящее время работает в Правдинском лесхозе Московской области. В 2013 году в Великом Новгороде на X юбилейном конкурсе «Подрост» была представлена работа Ивана Сотникова из школьного лесничества «Кедр». В номинации «Практическая природоохранная деятельность» его работа «Лесные пожары как социальное явление» заняла 2 место. За свои заслуги Иван был отмечен областной премией по поддержке талантливой молодежи в Приоритетном национальном проекте «Образование».
В 2009 году была разработана ведомственная целевая программа «Юные творцы природы». Она позволила скоординировать и направить развитие природоохранной, эколого-биологической и лесохозяйственной деятельности в сфере воспитания школьников на региональном уровне.
Благодаря финансовому обеспечению Программы стали возможны выездные семинары. В рамках Программы были подготовлены и опубликованы методические пособия.
В 2010 году был проведен конкурс символики, разработаны и утверждены атрибуты школьных лесничеств Вологодской области: эмблема, значок, гимн. Авторами эмблемы стали Анна Александровна Фабричнова, руководитель, и Татьяна Фабричнова, член школьного лесничества «Кедр» Грязовецкого района. Слова гимна написала выпускница Гончаровской школы Вологодского района Надежда Николаевна Каранина. Музыку для гимна написала Татьяна Борисовна Тераевич, преподаватель музыкальной школы им. В.П. Трифанова (г. Вологда).
Эскиз значка был разработан членами школьного лесничества «Зеленый мир» Оштинской школы Вытегорского района.
В 2017 году школьные лесничества Вологодской области отметили свой полувековой юбилей. «50 замечательных лет увлекательных дел и побед, походов лесных и слетов больших, конкурсов и фестивалей и разных достоинств медалей», – с этих слов началось юбилейное, торжественное мероприятий. На экране, где сменялись фотографии, ожила вся полувековая история школьных лесничеств области.
Сегодня в Вологодской области в 24-х муниципальных районах создано 41 школьное лесничество, в которых занимаются более 700 обучающихся школ и учреждений дополнительного образования.
Руководят школьными лесничествами преимущественно преподаватели общеобразовательных школ и центров дополнительного образования, а техническое руководство осуществляют специалисты лесхозов и лесничеств области.
Среди школьных лесничеств есть несколько старожилов, чья история уходит в прошлое столетие.
О школьном лесничестве «Кедр» надо сказать особо. Оно является одним из старейших в области, ему более трех десятков лет. Ребята, входящие в него, занимаются под девизом «Узнай лес, посади лес, сбереги лес». Его бессменным руководителем в течение 38 лет являлась заместитель директора средней школы № 2 г. Грязовца Анна Александровна Фабричнова, а наставником от Грязовецкого лесхоза – начальник лесохозяйственного участка Ю.М. Кашин.
Лесничество работает на базе Грязовецкого лесхоза. В специально созданном классе теоретические занятия проводят специалисты лесхоза. За лесничеством закреплены теплицы по выращиванию саженцев ели площадью 500 кв. м и участок леса в 67 га. Школьники ухаживают за кедровыми, дубовыми и еловыми насаждениями общей площадью в 23 га. Ежегодно юные лесоводы выращивают до 300 тыс. саженцев ели. Ребята изучают флору и фауну родного края, собирают семена деревьев и кустарников, изготавливают и развешивают искусственные гнездовья для птиц, занимаются прополкой саженцев елей, распространяют листовки о правильном поведении в лесу во время отдыха. Школьное лесничество ежегодно проводит акции и праздники: «Каждой пичужке – по кормушке», операцию «Муравей», День птиц, «Лучший скворечник», «Жаворонок», «Плакат», День Земли, День воды, игру «Тропа Робинзона». При лесничестве есть свой экологический театр, выступления которого всегда зрелищны и интересны.
В области есть еще несколько школьных лесничеств с богатой историей: «Медведь» Вогнемской школы Кирилловского района (год образования – 1970-й); «Кедр» средней школы № 2 г. Белозерска (с 1972 года); «Друзья леса» Рослятинской школы Бабушкинского района (с 1973 года); «Ковжа» Анненской школы Вытегорского района (с 1976 года); «Енангское» Енангской школы Кичменгско-Городецкого района (с 1977 года).
Организаторами школьных лесничеств выступают и лесопромышленные предприятия – арендаторы лесных участков. Школьное лесничество «Лес» Бабаевской школы № 3 создано и работает при поддержке ОАО «Бабаевский леспромхоз», а инициатором возрождения школьного лесничества «Крепкий орешек» Лентьевской школы Устюженского района выступило ОАО «ЛПК им. Желябова». В 2010 году на базе Лентьевской школы возобновило свою работу школьное лесничество. Изначально оно было организовано на базе школы в 1968 году. Руководил школьным лесничеством Борис Иванович Евстигнеев. Это уважаемый человек в деревне Лентьево, участник Великой Отечественной войны, заслуженный лесовод России, проработавший в лесу ровно 40 лет. За огромный вклад в работу Лентьевского лесничества он награжден орденом Ленина. В его честь около озера Ваня была названа лесопосадка сосен площадью 44 гектара, возраст которой уже более 50 лет. В настоящее время школьное лесничество носит название «Крепкий орешек».
Только в 2017 году активисты школьных лесничеств вырастили больше 550 тыс. саженцев и сеянцев лиственных и хвойных деревьев, собрали около 5 кг еловых шишек (могли бы и больше, но год на шишки выдался неурожайный). Вместе с педагогами ребята заготовили свыше 360 кг лесных грибов и ягод, смастерили и отремонтировали около 500 скворечников, синичников и гоголятников, а 15 выпускников школьных лесничеств поступили в лесохозяйственные учебные заведения. На торжественном мероприятии, прошедшем 7 декабря 2017 года, 15 лучших школьных лесничеств награждены благодарственными письмами заместителя Губернатора области Михаила Глазкова и начальника Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу Алексея Эглита, а также ценными подарками Департамента лесного комплекса Вологодской области.
Особое значение для воспитанников школьных лесничеств имеет Областной слет школьных лесничеств, где дети и взрослые делятся накопленным опытом. Он проводится раз в два года. В 2018 году состоится десятый, юбилейный слет, который пройдет на базе Школы путешественника Федора Конюхова в Тотемском районе с 26 по 28 июня.
Свои знания и практические навыки члены школьных лесничеств с успехом демонстрируют на российских мероприятиях.
В 2011 году представители школьных лесничеств Грязовецкого и Кирилловского районов стали участниками Всероссийского съезда школьных лесничеств в Казани, где школьное лесничество «Кедр» Грязовецкого района было признано лучшим в Российской Федерации и отмечено грамотой Федерального агентства лесного хозяйства.
В 2015 году члены школьного лесничества «Лес» Бабаевской основной школы № 3 приняли участие во Всероссийском слете школьных лесничеств, где заняли первое место в общекомандном зачете.
В 2017 году в рамках Года экологии в России на базе ВДЦ «Орленок» проходила профильная смена для школьных лесничеств «Лесной подрост». Вологодскую область представляла член школьного лесничества «Ель» Вологодского района Марина Хамова. Лучшие участники смены были награждены дипломами и памятными подарками. В их число вошла и Марина. Она была отмечена дипломом в номинации «Лучший проект по противопожарной пропаганде».
В августе 2017 года сборная команда школьных лесничеств Кирилловского района приняла участие в Ассамблее школьных лесничеств, проходившей на территории Каргопольского сектора Кенозерского национального парка Архангельской области. По итогам образовательной части ассамблеи прошел конкурс «Лесное многоборье». Вологжане неплохо справились с конкурсными заданиями и вошли в первую десятку.
Члены школьных лесничеств – находчивые, целеустремленные ребята, всегда готовые прийти на помощь и оказать поддержку. Пожалуй, лучше всех о школьниках прошлых лет высказался педагог из Устюжны Борис Евстигнеев: «Лесоводами они, может быть, и не стали, но уважать все живое на земле научились!». Эти же слова характеризуют и нынешних ребят. Пожелаем им удачи и творческих успехов на многие годы.