Информационно-методический и научно-педагогический журнал

Психолого-педагогическая поддержка в образовании

Планирование деятельности педагога-психолога как условие эффективной сопровождающей деятельности в образовательной организации

Н.В. Афанасьева, к.психол.н., директор центра психолого-педагогического сопровождения региональной системы образования

АОУ ВО ДПО «ВИРО»,

Н.В. Малухина, к.психол.н., научный сотрудник

центра психолого-педагогического сопровождения

региональной системы образования АОУ ВО ДПО «ВИРО»,

А.А. Хахлина, педагог-психолог МОУ «СОШ № 14» г. Вологды

Аннотация:В статье представлен новый подход к планированию деятельности педагога-психолога, ориентированный на  актуальные задачи образовательной организации, предлагается алгоритм и форма перспективного планирования специалиста.

Ключевые слова: Перспективное планирование, образовательные задачи, ориентировочные нормы времени для выполнения отдельных видов работ педагогом-психологом.

Успех сопровождающей деятельности и эффективность достигаемых результатов во многом зависят от того, насколько грамотно эта деятельность планируется, в какой мере план педагога-психолога соотносится с актуальными образовательными задачами образовательной организации, с деятельностью других специалистов службы ППМС.

Подробнее

  • Автор: Лина Валерьевна КОРОБЕЙНИКОВА, заместитель начальника управления образования мэрии г. Череповца, Татьяна Николаевна МИХАЛЕНКО, методист МБОУ ДО «Центр детского творчества и методического обеспечения» г. Череповца
  • Категория: Психолого-педагогическая поддержка в образовании
  • Просмотров: 471

МУНИЦИПАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ППМС-СОПРОВОЖДЕНИЯ В Г. ЧЕРЕПОВЦЕ

Введение нового стандарта, задачи модернизации образования требуют серьезных изменений в его содержании. Однако процессы изменения целей и содержания образовательного и воспитательного процесса должны быть технологически дополнены многими значимыми компонентами, в том числе и современными моделями сопровождения детей в решении задач их развития, обучения, воспитания, коррекции и социализации. Эта комплексная деятельность, осуществляемая различными специалистами, и является главной целью службы пси­холого-педагогического, медицинского и социального сопровождения (далее – ППМС-сопровождение, Служба) на современном этапе. Создавая муниципальную и институциональную модели ППМС-сопровождения, необходимо прежде всего определить стратегию и направления деятельности Службы, формы взаимодействия с участниками образовательного процесса, сетевыми партнерами, апробировать организационно-управленческие и организационно-содержательные направления деятельности.

Подробнее

  • Автор: Наталья Владимировна АФАНАСЬЕВА, к.психол.н., директор центра психолого-педагогического сопровождения региональной системы образования АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования», Нина Владимировна МАЛУХИНА, к.психол.н., научный сотрудник цен
  • Категория: Психолого-педагогическая поддержка в образовании
  • Просмотров: 530

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПСИХОЛОГА И ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Реализация новых образовательных стандартов, ориентированных на «становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности, уникальности, неповторимости»1, невозможна вне эффективно организованного взаимодействия педагогов и психологов. Речь идет прежде всего о личностных и метапредметных результатах освоения основной образовательной программы, создании специальных условий для детей, проявивших выдающиеся способности, обучающихся с особыми возможностями здоровья; обеспечении индивидуализированного психолого-пе­дагогического сопровождения каждого обучающегося2. Кроме того, грамотно выстроенное взаимодействие педагогов и психологов является едва ли не единственной возможностью обеспечения требований стандарта к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы в условиях кадрового дефицита специалистов службы сопровождения.

Подробнее

  • Автор: Наталия Владимировна Афанасьева, директор центра психолого-педагогического сопровождения регионального образования АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования», к.психол.н. Алла Владимировна Смирнова, директор МОУ «Средняя общеобразовательная ш
  • Категория: Психолого-педагогическая поддержка в образовании
  • Просмотров: 459

Организуем деятельность специалистов психолого-педагогического сопровождения в условиях реализации новых образовательных стандартов

Новый закон об образовании, федеральные государственные стандарты [1, 2, 3, 4] определили психолого-педагогические условия в качестве необходимых составляющих качества современного образования. Это означает, что цели и задачи обучения и воспитания ребенка не могут быть адекватно решены без специалистов службы сопровож­дения.

Однако задачи сопровождения приходится решать в условиях, когда недостаточно конкретизированы нормативные правовые и организационные основания этой деятельности. Профессиональный стандарт педагога и педагога-психолога только проходят экспериментальную апробацию. Для практического работника (руководителя образовательной организации, специалиста службы сопровождения) важно в этих условиях определить принципы организации деятельности по психолого-педагогическому сопровождению, продумать организационно-управленческие шаги по обеспечению психолого-педагогических условий достижения образовательных результатов в ОО. Можно воспользоваться региональным опытом создания организационно-управленческих оснований деятельности по психолого-педагогическому сопровождению [5], однако он требует корректировки.

Подробнее

Социально-психологическое тестирование учащихся: основные итоги и перспективы

В период с 24 февраля по 5 марта 2015 г. в Вологодской области на сайте АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования» прошла процедура социально-психологического тестирования учащихся общеобразовательных школ и профессиональных образовательных организаций.
Основной целью тестирования являлось изучение у обучающихся готовности (склонности) к реализации различных форм отклоняющегося поведения, в том числе к употреблению психоактивных веществ. Тестирование учащихся проводилось на добровольной основе и носило строго конфиденциальный характер.

Подробнее

  • Автор: Н.В. Афанасьева, заведующий лабораторией развития общего образования АОУ ВО ДПО «ВИРО», Н.В. Малухина, научный сотрудник лаборатории развития общего образования АОУ ВО ДПО «ВИРО»
  • Категория: Психолого-педагогическая поддержка в образовании
  • Просмотров: 1488

Психолого-педагогическое обеспечение образования: состояние и перспективы развития в новых условиях

Новый закон «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ) (далее – Закон об образовании) [6], федеральные государственные стандарты [5] определили психолого-педагогические условия в качестве необходимых составляющих качества современного образования. В условиях реализации ФГОС ОО психолого-педагогическое сопровождение как целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка становится необходимым элементом образовательного процесса школы. Это означает, что цели и задачи обучения и воспитания ребенка не могут быть адекватно решены без ресурсов специалистов службы сопровождения.

Подробнее

  • Автор: Галина Валентиновна Гулина, педагог-психолог муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр «Лидер»
  • Категория: Психолого-педагогическая поддержка в образовании
  • Просмотров: 2909

Программа социализации подростков «Хорошо!»

Современный мир, окружающий подростка, стремительно меняется. В этом есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, активизируется виртуальное общение в социальных сетях, появляются яркие, захватывающие компьютерные игры и развивающие программы, новые информационные технологии. С другой стороны, у подростка сужается круг живого общения и, как следствие, одиночество, агрессивность, появляются соблазны употребления ПАВ, снижаются возможности для проявления себя в реальной жизни. В школе чаще всего перед подростком ставят задачи: учиться, сдавать экзамены, быть прилежными, думать о будущем. Однако, в силу возраста, ребята хотят жить настоящим, получать опыт здесь и сейчас, включая опыт взаимодействия с другими людьми, лучше познать себя и включиться в позитивное преобразование окружающей действительности. Обеспечение необходимых для этого условий, в том числе возможность практико-ориентированного эксперимента, – большая редкость в школьной жизни.

Подробнее

Психолого-педагогическое сопровождение педагогов в рамках модели деятельности ДОУ при реализации ФГОС

В настоящее время основная задача системы дошкольного образования – это реализация новых федеральных образовательных стандартов. С вопросом «Что делать?» казалось бы, разобрались: педагоги ознакомились со стандартом и обсудили его. А вот вопрос «Как делать?» остается открытым, так как на практике возникает целый ряд задач технологического характера: каким образом должна быть организована деятельность ДОУ, чтобы осуществить внедрение стандарта в практику работы дошкольных педагогов, специалистов, руководителей? Как организовать современный образовательный процесс без проведения занятий? Кроме того, возникает ряд противоречий, связанных с требованиями, предъявляемыми государством к организации образовательного процесса, и низким уровнем профессиональной компетентности педагогов ДОУ, то есть неготовностью педагогов осуществить эти требования.

Подробнее