Информационно-методический и научно-педагогический журнал

bbs teen child fuck bbs

  • Категория: Оценка качества образования
  • Просмотров: 3044

Аннотация. В статье дан краткий анализ результатов апробации всероссийских проверочных работ в 4 классах в 2016 году, представлены рекомендации учителям начальной и основной школы по использованию результатов в образовательной деятельности. Раскрыты условия повышения качества выполнения Всероссийских проверочных работ: внесение изменений в рабочие программы, оказание адресной помощи, разработка индивидуальных образовательных маршрутов, организация внутришкольного контроля.

Ключевые слова: Всероссийские проверочные работы, корректировка рабочих программ, адресная помощь обучающимся, индивидуальные образовательные маршруты, внутришкольный контроль.

Анализ результатов апробации Всероссийских проверочных работ (далее – ВПР) по русскому языку, математике и окружающему миру в 2016 году выявил проблемы в достижении учащимися 4-го класса планируемых образовательных результатов по данным учебным предметам. Результаты по математике свидетельствуют о слабой сформированности навыков геометрического конструирования, навыков самоконтроля, недостаточном уровне сформированности умения сравнивать значения размерных величин, решать текстовые задачи. Недостаточно сформированы умения обучающихся, связанные с освоением программы по русскому языку. К ним относятся умение распознавать основную мысль текста при его письменном предъявлении, адекватно формулировать основную мысль в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления, умение соблюдать в практике письма изученные орфографические и пунктуационные нормы. При освоении программы по окружающему миру обучающиеся проявили недостаточную сформированность умений вычленять из текста-описания информацию, представленную в явном виде, сравнивать описанные в тексте объекты, процессы; делать вывод на основе проведенного опыта; проводить аналогии, строить рассуждения.

Результаты ВПР должны стать объектом пристального внимания учителей начальных классов, учителей основной школы.

 Прежде всего необходимо внести изменения в рабочие программы. Коррективы могут быть связаны с включением уроков обобщающего повторения, проводимых за счет резервного времени или за счет уменьшения количества учебных часов на изучение тем, освоение которых не выносится на контроль по итогам начальной школы. Важно понять, что ключевые вопросы, понятия, алгоритмы должны быть изучены до полного усвоения.

Другим условием является оказание адресной помощи обучающимся, испытывающим затруднения при освоении учебных программ. Адресная помощь заключается в использовании различных форм и методов дидактической помощи учащимся. К ним относятся алгоритмы и карточки-памятки, опорные схемы, дифференцированные задания. Необходимо уходить от практики «натаскивания» на стандартные формулировки. Наоборот, целесообразно подбирать максимально широкий спектр заданий, акцентируя внимание учеников на деталях текста каждого из них.

Одним из условий повышения качества образования является регулярное выполнение практико-ориентированных заданий. В сюжетах текстовых заданий следует уделять больше внимания темам, которые близки детям. Например, им интереснее решать задачи про детей, моющих посуду, чем про тракторы, вспахивающие поле, или трубы, заполняющие бассейн. За счет удачного подбора задач можно расширить кругозор учеников.

Особое место на уроках математики должна занимать организация работы с алгоритмом, включающая в себя умение составлять алгоритм и умение им пользоваться.

Следует помнить, что большим потенциалом обладают упражнения, направленные на формирование действий самоконтроля [2]. Необходимо планировать диагностический контроль по выявлению пробелов в знаниях и умениях учащихся, формировать у них диагностико-коррекционные действия.

Представим алгоритм формирования диагностико-коррекционных действий учащихся на примере орфографического задания (см. табл.).

Работа учащихся над ошибками должна быть не формальной, а содержательной, направленной на исследование причин ошибки. Результат такой деятельности возможен, если ученик проанализирует, как он действовал, и сопоставит с тем, как надо было действовать (с определенным способом действия). Только тогда он найдет причину допущенной ошибки и попытается ответить на вопрос: как избежать ошибки? Организованная таким образом работа помогает младшему школьнику вспомнить нужное правило, необходимую последовательность действий (алгоритм); учит задумываться над причинами ошибок, что помогает избегать их в будущем.

Для формирования данных орфографических и пунктуационных умений целесообразно применять аудиодиктанты на основе электронных форм учебников (ЭФУ) по русскому языку, позволяющие формировать у обучающихся навык аудирования, а также действия самоконтроля и коррекции. В целях мониторинга важно вести листы продвижения учащихся в освоении тематических результатов по русскому языку и математике.

При подготовке обучающихся к Всероссийской проверочной работе по окружающему миру необходимо увеличивать долю практико-ориентированных заданий как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Для расширения знаний обучающихся о родном крае (его главном городе, достопримечательностях, особенностях природы) рекомендуем использовать методическое пособие «Реализация регионального и этнокультурного компонента предметной области «Окружающий мир» в общеобразовательных организациях Вологодской области» [1].

Важным условием повышения качества выполнения обучающимися ВПР является разработка индивидуальных образовательных маршрутов. Они могут быть созданы для ликвидации пробелов в освоении программы и рассчитаны на реализацию в течение учебной четверти или нескольких недель. Сущность индивидуального маршрута заключается в формулировании планируемых результатов в соответствии с уровнем обученности ребенка и особенностями его индивидуального развития, адекватном отборе содержания учебного материала и определении логики освоения материала с учетом темпа работы учащегося. Учитель разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут, а в его сопровождении принимают участие и родители обучающихся [3].

Учителям основной школы также необходимо использовать результаты ВПР в своей образовательной деятельности. Прежде всего необходимо реализовать преемственные связи с начальным общим образованием в основной школе. Следует приступать к изучению каждой темы, продолжающей тему начальной школы, с уровня, гарантированного авторской программой, по которой обучались учащиеся в начальной школе. Авторская программа курса, который изучался пятиклассниками в начальной школе, гарантирует определенный уровень подготовки, заявленный в требованиях: «Выпускник научится» / «Выпускник получит возможность научиться». Требуется внесение изменений и в тематическое планирование по математике, русскому языку, географии, биологии, обществознанию, истории в связи с результатами Всероссийских проверочных работ. Важно включить учебные часы на повторение тем, по которым получены низкие результаты, уточнить виды учебной деятельности обучающихся.

Коррекционно-развивающая работа с учениками, продемонстрировавшими низкий уровень подготовки по математике, русскому языку и окружающему миру при выполнении Всероссийских проверочных работ в 4-м классе, может быть продолжена и в 5-м классе.

Руководителям общеобразовательных организаций при организации внутришкольного контроля следует внимательно проверять рабочие программы педагогов на предмет внесения корректив в связи с результатами ВПР.

Требуется внесение изменений и в основные образовательные программы начального общего и основного общего образования. Раздел «Планируемые результаты» важно конкретизировать теми умениями, по которым обучающиеся продемонстрировали низкие результаты по итогам Всероссийских проверочных работ. Во время классно-обобщающего контроля рекомендуется контролировать использование учителями адресной помощи обучающимся, диагностико-коррекционных способов работы с результатами действий учащихся. Целесообразно включение в план методической работы мероприятий, связанных с повышением технологической и коррекционно-развивающей компетентности педагогов. Базовым условием выступает осуществление образовательного процесса на принципах системно-деятельностного подхода к обучению, исключающего методы «натаскивания» на результат.

Литература

1. Бурова, Л.И. Реализация регионального и этнокультурного компонента предметной области «Окружающий мир» в общеобразовательных организациях Вологодской области: методическое пособие / Л.И. Бурова, З.А. Кокарева. – Вологда: ВИРО, 2015.

2. Каирова, И.З. Формирование навыков самоконтроля и самооценки у младших школьников / И.З. Каирова // Начальная школа. – 2014. – № 8. – С. 42.

3. Кокарева, З.А. Эффективные модели и практики реализации системы оценки планируемых результатов в соответствии с требованиями ФГОС / З.А. Кокарева, И.Н. Кожевникова, Н.Ю. Степанова. Вып. 1. Серия. Работаем по ФГОС. Вологда: ВИРО, 2016.

Лариса Сергеевна
Гугова,

методист лаборатории развития общего образования АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования»;

Зоя Александровна Кокарева,

старший научный сотрудник
лаборатории развития общего образования АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования»,
к.п.н., доцент