Информационно-методический и научно-педагогический журнал

bbs teen child fuck bbs

  • Категория: Оценка качества образования
  • Просмотров: 1505

В статье описаны основные элементы системы управления качеством в Черепо-вецком государственном университете. Для достижения поставленных целей наряду с процессным подходом реализуется проектный подход – как основной механизм улучшений. Приведены некоторые результаты реализации проектов, направленных на повышение качества образования в университете. В настоящее время о процессах управления качеством образования в ЧГУ можно говорить как о сложившейся, достаточно эффективной системе, все элементы которой направлены на реализацию стратегических задач университета.

Современная система высшего образования в России характеризуется высокой динамичностью. Учитывая тенденции последнего десятилетия, ощутив необходимость в применении новых подходов к управлению качеством деятельности как образовательной системы в целом, так и отдельных ее элементов, вузы разрабатывают и внедряют системы менеджмента качества, совершенствуют финансовый менеджмент, осуществляют стратегическое планирование своего развития.


С 2008 г. в Череповецком государственном университете внедрена система менеджмента качества (СМК) в соответствии с требованиями международного стандарта ИСО 9001, в основу которого положена модель системы менеджмента качества, учитывающая восемь базовых принципов менеджмента качества и методологию РDСА.


С 2011 г. реализуются среднесрочная программа развития ЧГУ на 2011–2015 гг., а также комплекс целевых программ по отдельным направлениям деятельности. В их числе: Программа формирования общекультурных и профессиональных компетенций студентов в условиях развития университетской социокультурной среды, Целевая программа повышения качества образовательного процесса ЧГУ.


Ключевыми факторами качества образования являются: качество субъекта получения образовательных услуг (обучающегося); качество объекта предоставления образовательных услуг (образовательной организации).


Решения, принятые на основе объективных фактов, являются более пра-вильными, оправданными, а их реализация более успешной. Система управления качеством образования в ЧГУ строится на управлении процессами мониторинга, анализа и дальнейшего совершенствования образовательной деятельности.


Анализ внешней среды наряду с другими параметрами включает анализ рынка образовательных услуг, исследования целевых аудиторий (потенциальные абитуриенты, выпускники, работодатели).


В рамках анализа внутренней среды осуществляются анализ реализации процессов и ключевых показателей деятельности ЧГУ, анализ реализации образовательных программ, программ развития и проектов, исследования целевых аудиторий (обучающиеся и персонал ЧГУ), анализ результатов внутренних аудитов (СМК в целом, отдельных ее процессов и структурных подразделений).


Мониторинг продукции (образовательной услуга и ее результаты – уровень освоения обучающимися образовательных программ) осуществляется для проверки соблюдения установленных требований (требования ФГОС, нормативные требования к организации образовательной деятельности) на всех этапах процесса обучения согласно запланированным мероприятиям. Так, основными элементами оценки качества обучения являются следующие:
1. Входной контроль по физико-математическим, естественнонаучным и гуманитарным дисциплинам, соответствующим предметам школьной подготовки. Проводится на первом курсе (1–2-я учебные недели) среди студентов очной формы обучения. По результатам анализа результатов осуществляются корректирующие мероприятия.
Так, в течение 2012/2013 уч. г. кафедрой математики реализован проект «Преодоление трудностей освоения студентами математических дисциплин в условиях реализации ФГОС». Цель проекта: повышение сохранности кон-тингента студентов за счет уменьшения доли студентов, имеющих задолженности по математическим дисциплинам (уменьшение доли студентов, имеющих задолженности по математическим дисциплинам по результатам текущей и промежуточной аттестации на 20% в целом по выбранным направлениям). В апробации были задействованы студенты направлений 020400.62 – Биология, 080100.62 – Экономика, 080200.62 – Менеджмент, 190600.62 – Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов, 280700.62 – Техносферная безопасность. С 2013/2014 уч. г. результаты проекта внедрены в учебный процесс для всех направлений подготовки, изучающих дисциплины кафедры математики.


С 2013/2014 уч. г. кафедрой иностранных языков реализуется проект «Повышение качества подготовки студентов неязыковых направлений подготовки и специальностей по дисциплине “Иностранный язык”». Цель проекта: повышение исходного уровня владения иностранным языком, достигнутого на предыдущей ступени образования, и овладение студентами необходимым и достаточным уровнем коммуникативной компетенции для решения социально-коммуникативных задач в различных областях бытовой, культурной, профессиональной и научной деятельности, а также для дальнейшего самообразования. В рамках проекта планируется достичь следующего результата: доля студентов, повысивших исходный уровень владения иностранным языком на одну ступень в соответствии с Общеев-ропейскими компетенциями владения иностранным языком, 40%. Проект про-длится до 01.07.2015.
2. Текущий контроль успеваемости студентов обеспечивает оценивание хода освоения дисциплин (модулей) и прохождения практик, проводится с целью осуществления преподавателем непрерывного контроля работы обучающихся и равномерного распределения нагрузки в течение семестра, а также с целью вовлечения обучающихся в целенаправленную самостоятельную работу по освоению образовательной программы и постоянного контроля собственной успеваемости. Текущий контроль успеваемости проводится в форме рейтинга.
3. Промежуточная аттестация обучающихся – оценивание промежуточных и окончательных результатов обучения по дисциплинам (модулям) и прохождения практик, в том числе результатов курсового проектирования (выполнения курсовых работ).
4. Независимая внешняя оценка качества обучения (в рамках федерального экзамена в сфере профессионального образования (ФЭПО), в период государственной аккредитации образовательной деятельности).
5. Государственная итоговая аттестация выпускников проводится государственными экзаменационными комиссиями в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Большое значение в системе управления качеством придается оценке удо-влетворенности потребителей. С этой целью проводятся исследования среди внутренних потребителей (обучающиеся и работники университет), основными из которых являются:
– оценка качества организации учебного процесса (ежегодно). В рамках исследования обучающиеся оценивают условия и различные аспекты органи-зации учебного процесса, работу подразделений, участвующих в организации учебного процесса;
– оценка качества организации внеучебной работы (ежегодно). В рамках исследования обучающиеся оценивают условия и различные аспекты органи-зации внеучебной работы, деятельность соответствующих служб и студенческих объединений;
– оценка качества преподавания дисциплин (два раза в год). Оценивается работа преподавателей по дисциплинам, изучение которых завершено в текущем семестре);
– оценка основными подразделениями (институтами, факультетами, кафедрами) работы обеспечивающих подразделений университета (ежегодно).

Основными исследованиями среди внешних потребителей и заинтересованных сторон являются:
– оценка предприятиями, организациями и учреждениями города и ре-гиона компетенций студентов (в период практик) и выпускников ЧГУ, работаю-щих на соответствующих предприятиях;
– исследования среди выпускников с целью мониторинга их трудоустрой-ства, изучения проблем трудоустройства;
– исследования среди потенциальных абитуриентов ЧГУ с целью определения их намерений в получении высшего образования, определения основных источников информации об университете.

Мониторинг и последующий анализ результатов обучения, удовлетворенности потребителей позволяют корректировать деятельность университета по оказанию образовательных услуг. Основным механизмом улучшений является проектный подход.
Так, в рамках Целевой программы повышения качества образовательного процесса реализован ряд проектов:
1. В 2012/2013 уч. г. реализованы:
1) проект «Разработка информационно-методического обеспечения кредитно-модульной организации учебного процесса в условиях реализации ФГОС». В апробации участвовали несколько студенческих групп, а с 2013/2014 уч. г. – все студенты направлений подготовки кафедры математического и программного обеспечения ЭВМ. С 2015/2016 уч. г. результаты проекта планируется распространить на весь университет, в связи с чем в текущем году в рамках приведения структуры и содержания образовательных программ в соответствие с ФГОС ВО (ФГОС3+) одновременно решается задача перехода на кредитно-модульную организацию учебного процесса;
2) проект «Информационно-методическое обеспечение организации учебного процесса с использованием дистанционных технологий на базе модуля «Образовательный портал» в рамках внедрения единой информационной системы управления университетом Tandem University. В настоящее время в университете действует ресурсный центр, осуществляющий повышение квалификации и методическое сопровождение работы преподавателей по вопросам электронного обучения.
3) проект «Формирование в ЧГУ методической школы по направлению “Использование в образовательном процессе интерактивного оборудования”». В настоящее время в университете действует ресурсный центр, осуществляющий повышение квалификации и методическое сопровождение работы преподавателей по вопросам использования в учебном процессе интерактивного оборудования.
2. В 2014 г. реализован проект «Внедрение международных стандартов CDIO в образовательный процесс подготовки инженерных кадров». В апробации участвовали студенты инженерно-технического института, обучающиеся по программам бакалавриата в рамках направлений «Электроэнергетика и электротехника», «Технологические машины и оборудование». С 2015 г. результаты проекта будут распространены на программы бакалавриата по направлениям «Строительство», «Автоматизация технологических процессов и производств», «Управление в технических системах».
В рамках Программы формирования общекультурных и профессиональных компетенций студентов в условиях развития университетской социокультурной среды с 2010/2011 уч. г. реализуются:
– проект «Твой выбор», целью которого является формирование моти-вации к обучению в ЧГУ, приобщение абитуриентов к корпоративной культуре ЧГУ;
– проект «Программа личностного и профессионального развития», це-лями которого являются адаптация к условиям обучения в ЧГУ, формирование коллектива групп, выявление лидеров, создание условий для формирования корпоративной культуры, формирование навыков эффективного взаимодействия и основ социального проектирования, создание условий для самопознания, формирования и развития ключевых общекультурных и профессиональных компетенций;
– проект «Моя карьера», целью которого является создание условий для социализации студентов и выпускников ЧГУ, их интеграции в экономическое, политическое и социокультурное пространство г. Череповца и региона, поддержание в различных формах устойчивых связей с выпускниками.
Факультативные курсы «Программа личностного и профессионального развития» и «Технология карьеры», реализуемые в рамках программы, встроены в учебный процесс всех образовательных программ высшего образования, осваиваемых в очной форме.
Таким образом, в настоящее время о процессах управления качеством образования в ЧГУ можно говорить как о сложившейся, достаточно эффективной системе, все элементы которой направлены на реализацию стратегических задач университета.