Информационно-методический и научно-педагогический журнал

bbs teen child fuck bbs

  • Категория: Оценка качества образования
  • Просмотров: 1374

В статье представлен опыт построения независимой оценки качества об-разования в Кировской области, первые итоги и практические результаты проведения оценочных процедур в 2013, 2014 годах.


Авторы рассматривают основные направления деятельности общественных советов при органах исполнительной власти, реализующих функции и полномочия в сфере образования, и Института развития образования Кировской области в формировании и развитии независимой оценки качества образования в регионе.

Важное место региональной системе оценки качества образования Кировской области отводится участию общественности в процедурах оценивания и информированию потребителей о результатах оценочных процедур. Поэтому такая новая оценочная процедура, как независимая оценка качества образования, является одним из ее структурных элементов.


Впервые система независимой оценки разработана и реализована в регионе осенью 2013 года. Данная процедура осуществлялась в соответствии с Указами Президента, Постановлениями Правительства Российской Федерации, распоряжениями и постановлениями Правительства Кировской области и была направлена на определение соответствия предоставляемого образования потребностям физических лиц, в отношении которых осуществляется образовательная деятельность; повышение конкурентоспособности организаций и качества предоставления ими образовательных услуг; обеспечения информированности участников образовательного процесса о качестве работы государственных образовательных организаций Кировской области.


Для проведения независимой оценки департаментом образования Кировской области и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, была разработана и утверждена нормативно-правовая база независимой оценки, созданы общественные советы, проведены оценочные процедуры в пилотном и штатном режиме.
Общественные советы при органах исполнительной власти являются постоянно действующими коллегиальными совещательными органами, которые образованы в целях обеспечения открытости деятельности органов исполнительной власти и повышения эффективности их взаимодействия с институтами гражданского общества, научными, образовательными и иными учреждениями при реализации функций и полномочий в сфере образования.


На заседаниях Общественного совета при департаменте образования Кировской области были рассмотрены и утверждены: система независимой оценки качества работы образовательных организаций Кировской области, порядок проведения независимой оценки и диагностический инструментарий, проанализированы результаты независимой оценки, составлены рейтинги областных государственных образовательных организаций.


В состав Общественного совета вошли представители различных обще-ственных организаций: Общественной палаты Кировской области, член Президиума Кировского областного отделения общероссийской организации «Всероссийское общество охраны природы», заместитель председателя Кировской областной общественной организации «Перспектива», председатель Кировской областной территориальной организации Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации, заместитель председателя регионального отделения Общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание», член регионального отделения Общероссийской общественной детской организации «Лига юных журналистов», председатель регионального отделения общероссийского движения «Родительская забота».


За 2013/2014 уч.г. на заседаниях Общественного совета прошли обще-ственное обсуждение и экспертизу проекты трех нормативных актов департа-мента образования Кировской области.
Ежегодно с целью оказания информационно-методической помощи Ин-ститут развития образования совместно с департаментом образования Кировской области проводят совещание для специалистов управлений образовательных округов, сетевых методистов, представителей органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, муниципальных методических служб, на котором разъясняют основные положения независимой оценки и особенности ее реализации в системе образования Кировской области.
Важная роль в формировании, функционировании и развитии независимой оценки в регионе отводится Институту развития образования Кировской области. Для проведения независимой оценки сотрудниками Института разработаны проекты нормативно-правовых актов, утвержденных Общественным советом, методика проведения оценочных процедур, анкеты для руководителей, родителей и обучающихся.


В целях обеспечения открытости и доступности информации о деятель-ности образовательных организаций Институтом осуществляется мониторинг размещения информации на сайте www.bus.gov.ru и отчета о результатах самообследования на официальных сайтах образовательных организаций.


Сотрудниками Центра инновационных образовательных проектов Института развития образования Кировской области ежегодно проводится независимая оценка областных государственных образовательных организаций с привлечением более 100 представителей общественности. Это председатели и члены наблюдательных советов образовательных организаций, родительских комитетов, члены совета школы (колледжа), ветераны труда, председатели советов общественности муниципалитетов, участники клуба маркетологов Кировской области, представители предприятий Кировской области: ООО «Газосиликатстрой плюс», ООО «ЛДС», ОАО «Кировский машзавод 1 Мая», ОАО «Сосновский судостроительный завод», ООО «Жуковский комбинат строительных материалов», ООО «Олимпия», ООО «Крона», отдела общественного питания муниципального райпо, председатели районных управлений сельского хозяйства, МО МВД России, участковых избирательных комиссий, городской думы и администраций городских поселений, начальники районных отделов профориентации и профобучения центров занятости населения, Ассоциации образовательных учреждений профессионального образования Кировской области, отделения облпотребсоюза, начальники отделов воспитательной работы с осужденными ФКУ ОИК УФСИН России по Кировской области и др. представители общественности.


В 2013 г. независимой оценкой было охвачено 984 образовательных организации Кировской области, в 2014 г. – 1001 образовательная организация. Общее количество респондентов, участвовавших в независимой оценке, ежегодно составляет порядка 19 тыс. человек, в том числе 10 тыс. обучающихся, 8 тыс. родителей и 1000 руководителей образовательных организаций.


Независимая оценка проводится по единым для региона пяти критериям: безопасность образовательной среды, материально-техническое оснащение, организация образовательного процесса и результативность, воспитательный потенциал, психологический климат.


Для обеспечения сопоставимости результатов государственных и муни-ципальных образовательных организаций на региональном, окружном и муниципальном уровне оценочные процедуры ежегодно проводятся на едином диагностическом инструментарии.


Результаты независимой оценки свидетельствуют, что в целом удовле-творенность участников образовательного процесса качеством предоставляе-мых образовательных услуг государственными образовательными организациями на протяжении двух лет сохраняется высокой и имеет положительную динамику. В 2013 г. она составила 85,4% (в 2014 г. – 88,6%): ОУ – 86,5% (85,8%), СПО – 85,4% (89,3%) и ДОД – 84,5% (91,1%).


В образовательных организациях дополнительного образования высокий процент удовлетворенности респондентов в 2013 г. отмечен по критериям «Психологический климат» (91%), «Безопасность образовательной среды» (88,2%) и «Воспитательный потенциал» (85,3%); в 2014 г. – «Организация образовательного процесса и результативность» (94,9%), «Психологический климат» (94,2%), «Воспитательный потенциал» (91,5%) «Материально-техническое оснащение» (87,3%).


В учреждениях профессионального образования высокий процент удо-влетворенности респондентов в 2013 г. отмечался по критерию «Организация образовательного процесса и результативность» (89,6%), в 2014 г. – «Безопасность образовательной среды» (89,2%).


В общеобразовательных учреждениях высокий процент удовлетворенности респондентов в 2013 г. наблюдался по критерию «Материально-техническое оснащение» (86,1%), в 2014 г. – «Психологический климат» (89,2%).


Однако результаты независимой оценки позволили выявить и наиболее проблемные вопросы функционирования и развития образовательных организаций. Например, ежегодно респонденты отмечают недостаточное количество экскурсий, в том числе на высокотехнологичное производство, туристических мероприятий во внеурочной деятельности, разнообразных кружков и факультативов в основной и старшей школе с занятиями в форме тренингов, дискуссий, встреч с возможностью приобретения навыков эффективного общения в социуме. В 2014 г. у обучающихся государственных образовательных организаций появился запрос на выбор индивидуальной траектории развития (желательны иные способы освоения школьной программы).


Результаты проведенной оценки показывают необходимость и значи-мость информационной работы с родителями и обучающимися по вопросам изменений, происходящих в системе образования в целом и деятельности каждой образовательной организации в частности.


В ряде образовательных организаций результаты независимой оценки рассмотрены не только с педагогическим коллективом, но что очень ценно – на заседаниях общешкольных родительских комитетов, попечительских советов и иных органов общественного управления.


По итогам проведения независимой оценки учредителями направляются предложения образовательным организациям об улучшении качества их работы. На основе предложений учредителя образовательные организации разрабатывают план по улучшению качества работы организации, утверждают его по согласованию с учредителем, размещают план на своем официальном сайте и обеспечивают его выполнение.


В 2014 г. на основе совместного решения Общественного совета и департамента образования Институтом развития образования Кировской области разработан Порядок получения паспорта готовности образовательных организаций Кировской области к реализации инклюзивной практики, проводится мониторинг региональной структуры государственно-общественного управления в сфере образования; в 2015 году планируется разработка рекомендаций по расширению социокультурной среды образовательных организаций при реализации общеобразовательных программ.


В целом независимая оценка качества образования играет важную роль в развитии системы государственно-общественного управления в сфере образования, так как позволяет организовать диалог органов власти, образовательных организаций, обучающихся, родителей и иных представителей общественности при проведении оценочных процедур, анализе результатов и построении перспектив развития каждой образовательной организации и системы образования на муниципальном и региональном уровне.