Информационно-методический и научно-педагогический журнал

bbs teen child fuck bbs

  • Категория: Оценка качества образования
  • Просмотров: 2045

В статье определены цели, задачи и основные направления деятельности муниципальной системы качества образования в образовательных учреждениях г. Самаре, реализованные отделом мониторинга Центра развития образования.

В последнее время качество обучения и воспитания все более определяет уровень развития страны, становится стратегической областью, обеспечивающей их безопасность и потенциал. В качестве одного из главных направлений модернизации образования рассматривается создание общероссийской системы оценки качества образования для организации мониторинга на всех уровнях [8]. Таким образом, мониторинг становится частью государственной программы, в которую вовлечены все объекты системы образования страны на федеральном, региональном, муниципальном уровне.


Одним из наиболее эффективных инструментов оценки качества образования является мониторинг. Процедура мониторинга, в отличие от разовых диагностических мероприятий, может служить основой для определения направления развития образования и принятия управленческих решений. Одной из составляющих качества образования является степень соответствия достижений образовательных результатов обучающихся требованиям к результатам как основы образовательного стандарта. 


Проблема мониторинга в современной школе разработана во многих исследованиях. Выявлены недостатки традиционной системы мониторинга, из которых чаще всего указывается: нерегулярность; отсутствие комплексности, недостаточная информативность, недостоверность и т.д. [1, 2, 3]


При этом отсутствуют методики определения метапредметных результатов, уровня сформированности универсальных учебных действий.


Это является основанием для проектирования системы мониторинга до-стижения образовательных результатов на муниципальном уровне в соответ-ствии с требованиями к результатам как составной части образовательного стандарта. В ходе работы сформулированы цели, задачи и основные направления муниципальной системы оценки качества обучения обучающихся в образовательных организациях г.о. Самара, реализуемых отделом мониторинга развития образования:
1. Получение независимой, объективной, полной и своевременной ин-формации об уровне соответствия учебных достижений требованиям к результатам образовательного стандарта. Необходимость данной информации для ОО подтверждается увеличением количества заявок на проведение мониторинга обученности учащихся.

Таблица 1

Учебный год

Количество

ОО

Проверенных работ

2010/2011

35

18 717

2011/2012

49

12 017

2012/2013

57

12 313

2013/2014

69

28 718

2014/2015

(заявлено)

84

35 665

Так, в 2013/2014 уч. г. мониторинг проводился в 4-х ОО Самарской области, на 2014/2015 уч. году получены заявки от шести областных ОО.
По результатам мониторинга ОО предоставляются аналитические материалы.


Виды мониторинговых исследований, проводимых отделом мониторинга Центра развития образования г.о. Самара:
– готовности выпускников 9, 11-х классов к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ по следующим предметам: русский язык, математика, история, обществознание, физика, химия, биология, информатика, иностранный язык (английский), литература, география;
– уровня предметной обученности учащихся 1–8, 10-х классов по предметам в соответствии с заявкой администрации ОО;
– комплексной диагностики обученности учащихся 1–5-х классов по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению.
– стартовой диагностики уровня готовности к обучению учащихся 1-х классов;
– уровня сформированности УУД для классов, обучающихся по ФГОС;
– достижения планируемых результатов учащимися 4-х классов (итоговый контроль), учащимися 5-х классов (входной контроль) по отдельным предметам.
2. Формирование у педагогов профессиональной компетентности экс-пертной оценки образовательных результатов учащихся.
В качестве экспертов по проверке и анализу выполненных работ привлекаются учителя-предметники, учителя начальных классов, преподаватели СФ МГПУ. В 2013/2014 уч. г. обучены и привлекались к работе в качестве экспертов 54 учителя.
3. Методическая, консалтинговая помощь администрации и учителям ОО при анализе результатов мониторинга и составлении плана коррекционной работы.
В рамках данных мероприятий по результатам каждого этапа мониторинга проводятся методические семинары, мастер-классы для учителей-предметников; совещания, консультации с отдельными преподавателями и представителями администрации ОО.
4. Формирование у администрации и педагогов ОО умений проектирования системы педагогического мониторинга качества обучения обучающихся в рамках курсов повышения квалификации.

Обучение работников образования проектированию системы диагностических мероприятий в рамках одной образовательной организации или предмета основывается на разработанном отделом мониторинга ЦРО г.о. Самара комплексе статистической обработки результатов мониторинга. Он позволяет автоматизировать процесс проверки работ учащихся и обработки полученных результатов; автоматизировать работу по статистическому расчету коэффициентов выполнения учащимися отдельных заданий и всей работы в целом; создавать графическую интерпретацию результатов мониторинга. Таким образом, с помощью данного комплекса имеется возможность в короткие сроки получить исчерпывающую информацию для аналитической работы.


Перечисленные выше основные направления работы по проектированию системы мониторинга достижения образовательных результатов на муниципальном уровне позволяют решить задачи:
– определение цели организации мониторинга;
– выделение объекта мониторинга;
– выявление критериев оценки объекта мониторинга;
– создание инструментария мониторинга;
– определение методов и форм проведения мониторинга;
– определение технологии обработки результатов;
– определение возможных форм анализа информации.

ЛИТЕРАТУРА
1. Беспалько В.М. Мониторинг качества обучения – средство управления образованием. М., 1996.
2. Вовна В.И., Короченцев В.В. и др. Мониторинг качества обучения как важнейший инструмент управления образованием // Инновации в образовании. 2005. № 5.
3. Горб В.Г. Педагогический мониторинг образовательного процесса как фактор повышения его уровня и результатов // Стандарты и мониторинг. 2000. № 5.
4. Кайнова Э.Б. Критерии качества образования: основные характеристики и способы измерения. М., 2005.
5. Крамаренко И.С. Прогнозирование уровня учебных достижений учащихся средствами мониторинга / И.С. Крамаренко // Стандарты и мониторинг в образовании. 2001. № 1. С. 38.
6. Мокшеев В.А. Организация системы мониторинга в образовании // Школьные технологии. 2005. № 1.
7. Петрухин В.В. Проблема организации и апробации системы педагогического мониторинга в образовательном учреждении // Интернет-журнал "Эйдос". 2007. 15 янв.
8. Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осу-ществлении мониторинга системы образования».
9. Поташник М.М. Управление качеством образования в школе. М., 1996