Информационно-методический и научно-педагогический журнал

bbs teen child fuck bbs

  • Категория: Оценка качества образования
  • Просмотров: 2900

Важнейшей характеристикой высшего образования является качество подготовки специалистов. Определение качества высшего образования - сложная многоаспектная проблема, одним из элементов которой является оценка достижений студентов. Статья посвящена рассмотрению одного из подходов к оценке качества усвоения учебных дисциплин: балльно-рейтинговой системы. На основе анализа опыта внедрения указанной технологии оценки достижений студентов предложен ряд мероприятий, позволяющих повысить эффективность использования балльно-рейтинговой системы в учебном процессе вуза.

Качество подготовки специалистов является важнейшей характеристикой высшего образования, охватывающей соответствие его результатов, процессов подготовки и условий реализации образовательного процесса потребностям общества, государства и личности. Требования государства к качеству образования приведены в федеральных государственных образовательных стандартах, которые предоставляют больше, чем ранее, самостоятельности вузам в определении содержания образования, но повышают их ответственность за конечный результат – подготовку компетентного специалиста. В связи с этим возрастает роль вузов в совершенствовании внутренней системы оценки качества.


Система обеспечения качества образования предполагает учет европей-ских требований к внутривузовским системам гарантии качества, которые разработаны для семи основных направлений деятельности вуза. К данным требованиям относятся:
1. Наличие стратегии гарантии качества образования.
2. Наличие системы мониторинга и коррекции образовательных про-грамм.
3. Оценка достижений студентов.
4. Оценка квалификации преподавательских кадров.
5. Оценка достаточности и доступности учебных ресурсов.
6. Наличие информационной среды в вузе.
7. Информирование общественности о качестве образования [2, с. 34].


Оценка достижений студентов является одним из важных элементов в определении качества высшего образования. Ее результаты оказывают большое влияние на мотивацию к обучению и будущую карьеру студентов. Кроме того, такая оценка дает возможность получить существенную для образовательных организаций информацию об эффективности обучения. Поэтому необходимо, чтобы оценочный процесс производился профессионально, с учетом накопленных знаний в рассматриваемой сфере.


Процедура оценивания качества связана с измерениями, опирающимися на сопоставление изучаемого объекта с некоторым эталоном (нормой), принятым в качестве стандарта качества. Система измерения качества усвоения студентами учебных дисциплин должна включать объективные, легко применимые, простые и понятные критерии и показатели. В этом случае система оценивания будет не только обеспечивать получение информации об учебных достижениях студентов для принятия управленческих решений, но и способствовать повышению мотивации обучающихся, так как результаты контроля позволяют студенту определять уровень своих достижений и корректировать учебную деятельность для преодоления возникающих трудностей.


Одной из технологий оценки качества усвоения учебных дисциплин является балльно-рейтинговая система. Рейтинг – это индивидуальный числовой показатель оценивания знаний обучающихся, система оценки накопительного типа [3].


Опыт использования балльно-рейтинговой системы показывает, что при ее введении меняется методика преподавания учебной дисциплины, увеличивается количество заданий, выполняемых каждым студентом индивидуально. Основными позитивными результатами являются возрастание учебной активности студентов, улучшение посещаемости студентами занятий, повышение успеваемости, стимулирование систематической самостоятельной работы, повышение мотивации студентов. Кроме того, преподаватели, использующие балльно-рейтинговую систему, отмечают возрастание объективности оценивания уровня освоения дисциплины, снижение нагрузки на студентов и преподавателей во время сессии, организацию регулярной обратной связи, что позволяет своевре-менно определять проблемы обучаемых и корректировать их деятельность в течение семестра, а не только во время сессии [1].


Опрос студентов выявил следующие преимущества указанной системы: четкий фиксированный процесс учета успеваемости, стимул к активной учеб-ной деятельности в течение всего семестра, снижение нагрузки на студентов во время сессии, шанс получить оценку на зачете или экзамене «автоматом» по результатам работы в семестре. Аналогичные исследования, проведенные в Оренбургском государственном университете, выявили, что «студенты адекватно определяют три функции балльно-рейтинговой системы: стимулирующую, контролирующую, поощрительную. Они считают, что стимулирующая функция выражается в повышении активности студентов в обучении. Контролирующая функция выступает в своем классическом понимании контроля результата обучения. Поощрительная функция определяется как возможность получить итоговую оценку по предмету «автоматом», показатель к назначению стипендии» [4].


К недостаткам использования балльно-рейтинговой системы преподаватели относят возрастание внеаудиторной составляющей учебной нагрузки, объема документации и трудоемкости контроля, что ведет к снижению мотивации педагогов. Студенты выделили прежде всего формальное отношение преподавателей к процедуре оценивания, несвоевременность выставления баллов, что уменьшает эффективность обратной связи, недостаточно продуманный механизм «зарабатывания» баллов в результате болезни, или других пропусков по уважительной причине. Кроме того, была высказана озабоченность повышением уровня соревновательности и индивидуализации, что разрушает межличностные отношения между обучающимися.


Таким образом, следует отметить, что применение балльно-рейтинговой системы позволяет реализовать принципы:
– систематичности контроля знаний и навыков;
– индивидуального подхода к студенту в процессе обучения.
Опыт внедрения балльно-рейтинговой системы показал, что эффектив-ность ее функционирования обеспечивается при выполнении следующих ос-новных требований к организации учебного процесса:
– повышение квалификации преподавателей;
– выработка единых подходов к оцениванию деятельности студентов и уровня освоения ими дисциплин с учетом особенностей последних;
– совершенствование документации и технологии оценки;
– подготовка студентов к восприятию системы рейтингового контроля в целом, к изменению форм и режимов текущей работы;
– своевременное доведение методики расчета рейтинга по каждой дисциплине и количества полученных баллов до сведения студентов.

Повышению эффективности использования балльно-рейтинговой систе-мы способствует разделение содержания учебных дисциплин на логически завершенные части (модули), заканчивающиеся тем или иным контрольным мероприятием.


Обязательным условием внедрения системы является обеспечение сту-дентов необходимой учебно-методической литературой. Использование ком-плекса учебно-методических материалов (практикумы, контрольные работы, индивидуальные задания, рекомендации по организации самостоятельной работы и т.д.) позволяет студентам, пропускающим те или иные занятия, отработать их и получить соответствующие рейтинговые баллы. Кроме того, такие материалы необходимы для организации самостоятельной работы обучающихся по изучаемым дисциплинам. Большое значение для эффективного функционирования балльно-рейтинговой системы имеет размещение комплекта учебно-методических материалов на сайте вуза, что облегчает их доступность для студентов.


Проверка и оценка знаний и умений студентов является важным элементом процесса обучения и должна непрерывно осуществляться в течение семестра и всего учебного года. Для этого определяются рейтинги студентов в группе и на курсе по отдельным дисциплинам, внутрисеместровый рейтинг студента, рейтинг по итогам семестра и за более продолжительный период обучения. Использование различных рейтингов дает возможность определить отношение студентов к учебе, регулярность их работы в семестре и за все время обучения.


Балльно-рейтинговая система активизирует работу студентов во время семестра, заставляет их систематически и регулярно готовиться к занятиям, повышает состязательность среди обучающихся и их ответственность за свою учебную деятельность. Опыт работы свидетельствует о том, что при соответ-ствующей организации функционирования балльно-рейтинговой системы, она является достаточно эффективной.

ЛИТЕРАТУРА
1. Гузакова О.Л. Балльно-рейтинговая система оценивания качества усвоения учебных дисциплин как элемент оценки достижений студентов. Ре-жим доступа: expert-nica.ru›library/sbornik2011/3/guzakova.doc
2. Мотова Г.Н., Наводнов В.Г. Экспертиза качества образования: европейский подход. М.: Национальное аккредитационное агентство в сфере образования, 2008. 100 с.
3. Рейтинговая система оценивания знаний учащихся в современном образовательном пространстве. Режим доступа: http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,5733/ Itemid,118/
4. Токарева М.А., Глотова М.И. Балльно-рейтинговая система как фактор мотивации учебной деятельности студентов. Режим доступа: confer-ence.osu.ru›assets/files/conf_reports/