Информационно-методический и научно-педагогический журнал

  • Категория: Образовательная политика
  • Просмотров: 1156

Электронные сервисы: для чего они? Для начала определимся, что мы понимаем под электронным сервисом в системе образования.

В словаре Д.Н. Ушакова находим такое определение: «Сервис – совокупность учреждений и мероприятий по обслуживанию населения… и созданию всевозможных удобств для него».

В обиходе электронными сервисами (или веб-сервисами) называют услуги, оказываемые в Интернете.

Под электронным сервисом в системе образования мы понимаем комплекс средств интерактивного взаимодействия, обслуживающий участников образовательного процесса на уровне школы, органы управления образованием муниципального и регионального уровня. В отдельных случаях пользователями таких услуг могут быть заинтересованная общественность и средства массовой информации.

Электронные сервисы в системе образования позволяют:

-​ оперативно доставлять необходимую информацию до школ и муниципалитетов;

-​ в короткие сроки организовать любой экспертный опрос;

-​ получить данные от школ и непосредственно от участников образовательного процесса;

-​ накапливать в электронной среде на разных уровнях управления структурируемую информацию по основным аспектам деятельности школ;

-​ проводить анализ информации по определенным направлениям деятельности школы.

Создание электронного сервиса предоставляет новые возможности для организации взаимодействия различных уровней управления образованием.

В Новосибирской области электронные сервисы создаются:

-​ для системы образования. Например, сервис для сбора информации о необходимых расходах на полное обеспечение учебниками, сервис «О проведении летней оздоровительной кампании в 2014 году»;

-​ общеобразовательных учреждений. Такие сервисы создавались для организации внутришкольного мониторинга профессиональных компетенций педагогов и руководителей, для сбора информации по результатам самообследования школы;

-​ участников образовательного процесса. Например, для опроса родителей об их удовлетворенности сторонами образовательного процесса; для опроса родителей о незаконных сборах денежных средств в школах.

Поддержка или дополнительная нагрузка? Наполнение сервиса – это в первое время конечно, дополнительная нагрузка для школ. Ведь нужно не просто заполнить информацию в файле привычного формата, а разобраться, как попасть на электронный сервис, понять его интерфейс и принципы работы. Вполне объяснимо, что введение в штатный режим работы нового электронного сервиса сопровождается определенным недоверием и настороженностью. На этом этапе нивелирование риска негативного отношения участников образовательного процесса к новому и незнакомому сервису заслуживает самого пристального внимания. Грамотное управление таким риском подразумевает проведение разъяснительной работы на семинарах (вебинарах) и разработку региональных методических рекомендаций по работе с сервисом.

Действительно, дополнительная нагрузка появляется в первое время работы с электронным сервисом, но там же и заканчивается. На следующем этапе сервис становится помощником для школ.

Например, сервис для организации внутришкольного мониторинга профессиональных компетенций педагогов и руководителей помогает администрации школы:

-​ выявить профессиональные дефициты педагогов и спланировать работу внутришкольной системы профессионального развития по их восполнению;

-​ организовать работу по выстраиванию индивидуального образовательного маршрута каждого члена коллектива с целью повышения квалификации в рамках курсовой системы ПК и самообразования.

Сервис по самообследованию позволяет:

-​ минимизировать работу по подготовке отчета о самообследовании;

-​ без особых временных затрат и специальных ресурсов накапливать нужную информацию в динамике, проводить ее анализ и использовать в дальнейшей работе.

«Привилегии» и «ограничения». Итак, пользователи электронного сервиса имеют определенные привилегии (исключительные права, преимущества). В чем они заключаются? Прежде всего в экономии временного ресурса при организации сбора информации, подготовке отчетов и во владении информационной базой для принятия обоснованных управленческих решений.

Но работа с электронным сервисом накладывает ряд ограничений: при его создании необходимо взвесить все «за» и «против». Создание сервиса актуально при организации многоэтапного проекта или мониторинга. Не стоит его создавать для разового сбора информации или для проведения мониторингов, не требующих анализа показателей в динамике, формирования сводных отчетов в разрезе муниципалитета и/или региона.

Важная составляющая успеха при работе с сервисом – заинтересованность в нем всех групп пользователей.

Создание и внедрение сервиса, как правило, включает в себя четыре основных этапа:

Этап 1. Формулировка управленческой задачи/проблемы.

Этап 2. Определение путей решения. Работа над созданием электронного сервиса: нормативное утверждение содержания, разработка технического задания для программного обеспечения, создание и апробация сервиса.

Этап 3. Организация информационного сопровождения.

Этап 4. Работа электронного сервиса в штатном режиме. Использование информации, собираемой с помощью сервисов, и расчетных показателей.

Перейдем к примерам. Электронный сервис по самообследованию. Как на практике происходит создание электронного сервиса? Рассмотрим пример создания электронного сервиса для сбора информации о показателях деятельности организаций, подлежащих самообследованию (далее – электронный сервис по самообследованию), в Новосибирской области.

Этап 1. Формулируем проблему.

Самообследование образовательных организаций можно отнести к инструментам, позволяющим ежегодно получать достоверную и актуальную информацию о состоянии образовательного процесса. Согласно Федеральному закону «Об образовании», «к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится… предоставление учредителю и общественности… отчета о результатах самообследования».

Вместе с тем подготовка отчета о самообследовании для общеобразовательной организации – очень трудоемкий процесс, требующий от исполнителей больших интеллектуальных и временных затрат.

Есть и еще ряд моментов, которые оказались достаточно важными при разработке электронного сервиса на обозначенную тему.

Информация, выставляемая в открытом доступе, в первую очередь предназначена для родителей и других заинтересованных пользователей, например экспертов. Мы понимали, что даже если информация на сайтах представлена, то зачастую пользователи не могут ею воспользоваться, поскольку:

– не всегда понятно, в каком разделе сайта расположена нужная информация;

– формы представления информации у разных школ различны, ее нельзя свести и применить к поставленным экспертами задачам.

Поэтому сервис создавался для поддержки школ, заинтересованных пользователей (в том числе специалистов системы управления) и направлен на решение такой задачи, как информационная открытость системы образования на разных ее уровнях.

Этап 2. Определяем пути решения. Работаем над созданием электронного сервиса.

Федеральный перечень показателей, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.12.2013 № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию», был дополнен разделами показателей, регулярно используемых в работе специалистами подразделений Минобрнауки Новосибирской области (табл. 1).

Таблица 1

Разделы сервиса. Главная страница в личном кабинете школы

 98 1

Реальную помощь для школ по работе с электронным сервисом оказали методические рекомендации, разработанные на региональном уровне. В них приведены общие требования к организации проведения самообследования, примерная структура отчета, требования к написанию его аналитической части, пояснения по заполнению значений показателей.

Электронный сервис по самообследованию:

–​ оптимизирует работу школ по подготовке отчета о результатах самообследования, позволяет представить стандартизированный отчет учредителю с публикацией открытых данных на сайте;

–​ позволяет автоматически накапливать данные о деятельности школы в динамике за 3 года для последующего самоанализа;

–​ существенно облегчает работу с открытыми данными для экспертов и родителей;

–​ позволяет исключить повторный сбор информации со школьного уровня, так как автоматически формирует сводный отчет данных самообследования по школам для работы специалистов муниципальных и региональных органов управления образованием;

–​ способствует обеспечению информационной открытости школы, а также региональной и муниципальной системы образования.

Электронный сервис устроен таким образом, что часть информации (около 30% всех показателей) не заполняется школами, а подгружается автоматически из региональных баз данных (информационных систем). Для автоматической подгрузки используются:

1)​ региональные информационные системы по обеспечению проведения государственной итоговой аттестации;

2)​ мониторинг реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;

3)​ база данных результатов региональной оценки качества образования обучающихся Новосибирской области;

4)​ формы федерального статистического наблюдения (ОШ–1, ОШ–5, РИК–83);

5)​ форма регионального статистического наблюдения «Паспорт ОУ».

При заполнении информации на электронном сервисе для школы наглядно представлено, какие показатели будут подгружены автоматически (табл. 2).

Таблица 2

Страница электронного сервиса в школьном личном кабинете

98 2

На начальном этапе работы с электронным сервисом возникает проблема, решение которой ложится на плечи разработчиков – обеспечение достоверности информации, вносимой и накапливаемой на сервисе.

Поэтапная работа с электронным сервисом по самообследованию позволила определить механизмы обеспечения достоверности:

–​ все долевые показатели в системе рассчитываются автоматически (участники образовательного процесса вносят только количественные значения);

–​ значимая часть информации автоматически подгружается из других баз данных (информационных систем). За счет этого исключается дублирование в разных системах одних и тех же показателей с разными значениями;

–​ электронный сервис по самообследованию содержит встроенную функцию проверки достоверности вносимой информации (например, перекрестное сопоставление значений показателей);

–​ вся информация проверяется на муниципальном уровне. Проверка сопровождается официальным письмом-подтверждением.

Этап 3. Организуем информационное сопровождение.

Рабочие вопросы, возникающие при создании электронного сервиса по самообследованию, активно обсуждались на региональных вебинарах. На обсуждениях присутствовали разработчики электронного сервиса, директора школ, руководители и специалисты муниципальных органов управления образованием, муниципальных методических служб. Проходил конструктивный разговор всех потенциальных пользователей сервиса, по итогам которого вносились изменения, определялись дальнейшие направления работы и возможности использования сервиса на разных уровнях управления образованием.

Электронный сервис по самообследованию получил высокую оценку руководителей школ, специалистов муниципальных органов управления образованием Новосибирской области и экспертов. Информация о сервисе была представлена на межрегиональной конференции «Информационно-коммуникационные технологии в оценке качества образования» (октябрь, 2014, г. Йошкар-Ола), международной конференции «Особенности и направления развития национальных систем оценки качества образования» (ноябрь, 2014, г. Астана).

Этап 4. Использование информации, собираемой с помощью сервиса, или «пожинаем плоды».

Говоря о «плодах», определим их прежде всего для самих школ. После заполнения информации на сервисе каждая школа получает возможность выгрузить готовый раздел отчета в формате Excel. По данным на 1 октября 2014 г., 99% школ Новосибирской области воспользовались этой возможностью.

Разработка электронного сервиса по самообследованию, ориентированная на поддержку школ региона, способствовала решению задач других уровней управления образованием.

Так, у специалистов муниципальных и регионального органов управления образованием появилась возможность использовать данные электронного сервиса в текущей работе, при подготовке аккредитационной экспертизы. Это стало возможным за счет дополнения федерального перечня показателей деятельности школы и формирования региональных форм статистического наблюдения на основе открытых данных без дополнительного сбора информации.

Возможности, которые дает сервис, и наши вебинары помогут специалистам муниципального уровня образования при подготовке такого сложного вопроса, как ежегодный итоговый отчет о результатах анализа состояния и перспективах развития системы общего образования.

Разработанный в Новосибирской области электронный сервис по самообследованию – самостоятельный продукт, который может использоваться в общеобразовательных организациях любого региона.