Информационно-методический и научно-педагогический журнал

  • Категория: Образовательная политика
  • Просмотров: 746

 

Аннотация: В статье представлены итоги модернизационных процессов в региональной системе общего образования в 2013 году; обозначены проблемы и намечены пути их решения по основным направлениям Комплекса мер: введение ФГОС общего образования; изменение инфраструктуры школ для обеспечения доступности и качества образования; укрепление кадрового потенциала; совершенствование экономических механизмов в сфере образования; совершенствование системы информационной открытости образования.

 

 

Стратегические ориентиры развития региональной системы образования определены в Комплексе мер по модернизации общего образования 2013 года как  система целевых показателей. Это, прежде всего,  обеспечение введения ФГОС общего образования; модернизация инфраструктуры школ для обеспечения доступности образовательных услуг, в том числе дистанционных, и качественных условий обучения; укрепление кадрового потенциала; совершенствование экономических механизмов в сфере образования; совершенствование системы информационной открытости образования. Гарантией предоставления федеральной субсидии Вологодской области было выполнение регионом взятых на себя обязательств по достижению значений названных выше показателей.

Наименование показателя результативности предоставления субсидии

Значение показателя результативности предоставления субсидии (в %)

2011

2012

2013

1

Соотношение среднемесячной годовой заработной платы педагогических работников в Вологодской области за 2013 год и среднемесячной годовой заработной платы работников в целом по экономике Вологодской области за аналогичный период

90,1

120,8

100,0

2

Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников

13,8

21,9

34,6

2.1

Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования, в общей численности школьников

31,0

51,9

75,0

2.2

Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам основного общего образования, в общей численности школьников

0,0

0,1

1,25

3

Доля учителей, получивших в установленном порядке первую и высшую квалификационные категории и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей

7,5

29,6

50,5

4

Доля руководителей и учителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности руководителей и учителей общеобразовательных учреждений

26,9

41,2

100,0

5

Доля образовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений

1,2

3,3

6,1

6

Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов

положительная

положительная

положительная

Выход на запланированное для региона значение показателя по доле школьников, обучающихся по ФГОС (это значение  зафиксировано и в Плане мероприятий – «Дорожной карте» – «Изменения, направленные на повышение эффективности образования» на 2013-2018 годы), стал возможен благодаря реализации в 2013-2014 учебном году стандартов начального общего образования всеми 1-3-ми классами образовательных организаций области и 4-ми классами нескольких пилотных школ, а также благодаря введению ФГОС общего образования в опережающем режиме  в  5-ых и двух 6-х классах базовых образовательных организаций области.  

В условиях введения новых стандартов наиболее важной задачей стало  введение профильного обучения на старшей ступени школы. Приходится, к сожалению, отмечать, что, несмотря на позитивную динамику последних трех лет, в 2013 году углубленное или профильное изучение отдельных предметов  в 11 классах ведется только в 15 муниципальных районах и городских округах  области и в среднем составляет 26,2 % (для сравнения: в 2011 году – 17 %, в 2012 – 19 %). Достаточно высокие показатели реализации профильного  и углубленного обучения в прошедшем году дали Междуреченский, Устюженский, Великоустюгский, Нюксенский, Сямженский районы, города Вологда и  Череповец.

Важным фактором получения школьниками высоких образовательных результатов является качество созданных условий осуществления образовательного процесса.  Проведенные модернизационные мероприятия     позволили увеличить значение этого показателя более чем в два раза: по данным мониторинга национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»,  для 77,1% обучающихся региона созданы от 80 % до 100 % современных условий обучения (для  сравнения: в 2011 эта доля составляла 32,5 %, в 2012 – 61,9 %).  В рамках комплекса мер закупались учебники, современное оборудование для кабинетов информатики, физики, химии, спортивное оборудование; оснащались школьные столовые и медицинские кабинеты;  обновлялся автопарк для подвоза детей в школы; производился капитальный ремонт зданий общеобразовательных организаций.  Безусловно,  кабинеты не  во всех школах области за время действия комплексов мер удалось оборудовать современными лабораторными комплексами по естественнонаучным дисциплинам, не во всех школьных столовых удалось обновить технологическое оборудование и не при всех школах создать специальные территории  для занятий легкой атлетикой. По существу, это и есть задачи, которые поступательно необходимо будет решать в 2014 и последующих годах.

Иллюстрация

Объемы финансирования комплекса мер в 2013 году

id51-1

Реализация комплекса мер по модернизации общего образования была нацелена на обеспечение доступности качественного образования, которая достигается, в том числе, и за счет использования дистанционных форм обучения. В течение двух последних лет в области был сделан качественный рывок  в оснащении школ широкополосным Интернетом.  Все общеобразовательные организации Вологды, 88,8 % школ  – в Череповце, 52,9 % – в Сокольском районе имеют скорость Интернета 2 Мбит/с и более.  113  образовательных организаций области имеют скорость Интернета 1 Мбит/с, 184 школы – 512 Кбит/с.

Иллюстрация

Доля школ, имеющих широкополосный Интернет

id51-2

В 2013 году в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина доля руководителей и учителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку для работы в соответствии с  ФГОС,  должна была составить 100 %.  В абсолютных величинах это очень большая цифра – 9166 человек (для сравнения: в 2012 году по новым стандартам было обучено 1645 человек).  Чтобы выполнить это поручение, в области была проделана масштабная работа. Изменилась традиционная модель повышения квалификации: обучение проходило на трех уровнях – школьном, муниципальном и региональном. В реализации дополнительных профессиональных программ активное участие принимали не только сотрудники Вологодского института развития образования, но и тьюторы, и профессорско-преподавательский состав двух ведущих университетов Вологодчины: ВГПУ И ЧГУ.  Активно использовались дистанционные технологии.  Конечно, не все шло гладко. Конечно, в 2014 и в последующие годы повышение квалификации педагогов области для работы в соответствии ФГОС  будет продолжено. Но уже сейчас мы можем с уверенностью говорить о том, что 2013 год заложил прочный фундамент в плане подготовки педагогических кадров для максимально безболезненного перехода всех школ области в 2015 году на стандарты основного образования.    

Решение задачи укрепления кадрового потенциала связано и с   привлечением в школу молодых специалистов. За время действия комплекса мер по модернизации общего образования 60 молодым учителям были предоставлены льготные ипотечные кредиты (займы).  Единовременные выплаты из средств областного бюджета получили 84 молодых педагога в возрасте до 30 лет, проживающие и работающие в сельской местности (28 педагогов - по 50 тыс. руб., 25 педагогов – по 30 тыс. руб., 31 педагог - по 20 тыс. руб.).

Безусловно, не только меры материального стимулирования используются в области для привлечения в школу молодых специалистов.   Два года назад была создана и сейчас активно работает при методической поддержке Вологодского института развития образования региональная общественная организация «Вологодская ассоциация молодых педагогов», основная задача которой – комплексная консультационная поддержка вчерашних студентов.  Пусть не так быстро, как хотелось бы, но в области возрождаются традиции наставничества. А в начале апреля в Вологде пройдет IIобластной конкурс «Педагогический дебют».

Иллюстрация

Доля учителей в возрасте до 30 лет  

id51-3

*Среднее значение по России – 13,5 %

Что касается открытости образовательной системы Вологодской области, то следует сказать, что в 100 % общеобразовательных организаций   работают сайты, на которых размещается вся необходимая, нормативно закрепленная информация. Значимые события – конкурсы, олимпиады, конференции и т.д. – находят отражение в публикациях и сюжетах различных, в том числе электронных, СМИ. 20 лет в этом году исполняется региональному  информационно-методическому и научно-педагогическому  журналу «Источник».

Иллюстрация

Уровень удовлетворенности потребителей образовательных услуг (общее образование)

Условия, необходимые для оказания качественных образовательных услуг

Удовлетворенность

(%)

Профессионализм педагогов

90,5

Информирование субъектов образования об основных направлениях деятельности организации

81,4

Участие обучающихся в различных конкурсах

89,6

Психологический комфорт

78,4

Сохранение здоровья обучающихся

79,0

Участие общественности и родителей в образовательном процессе

83,8

Санитарно-гигиенические условия (освещение, тепло, чистота)

85,4

Материально-техническая оснащенность

75,2

Возможность дополнительного образования (кружки, секции)

78,8

Подготовка обучающихся к выбору будущей профессии

74,4

Обеспеченность школьных библиотек необходимыми учебными пособиями

83,2

Предоставление качественного медицинского обслуживания

67,9

Обеспеченность качественным питанием

80,3

         В заключение необходимо отметить, что реализация комплекса мер по модернизации общего образования позволила Вологодской области  выйти на ряд важных институциональных и проектных результатов, наиболее значимыми из которых стали:

– наличие и использование в каждой начальной школе и базовых образовательных организациях оборудования для проведения обучения с использованием электронных образовательных ресурсов в соответствии с требованиями ФГОС; 

– обеспечение всех обучающихся по новым стандартам бесплатными учебниками;

– прохождение всеми учителями начальной и основной школы повышения квалификации по работе в условиях ФГОС;

– апробация персонифицированной системы повышения квалификации в аспекте взаимодействия различных образовательных организаций;

– совершенствование системы оплаты труда работников образовательных учреждений с учетом повышения эффективности и качества предоставляемых населению образовательных услуг;

– наличие в каждом образовательном учреждении коллегиального органа с участием родителей и представителей местного сообщества, обладающего полномочиями согласовывать в том числе и распределение стимулирующей части фонда оплаты труда на основе оценки качества предоставляемых образовательных услуг.

Вместе с тем, сложность решения некоторых модернизационных задач поставила нас перед необходимостью разработки ряда нормативных документов. Это, во-первых, Положение о базовой общеобразовательной организации, которая должна стать, по сути, ресурсным центром муниципального района или городского округа, организатором сетевого взаимодействия учреждений образования, культуры, спорта и др., обеспечивающим получение всеми детьми, независимо от их места жительства, качественного общего и дополнительного образования. Мы надеемся,  что именно базовая школа  позволит решить столь проблемный для нашей области вопрос – предоставление возможности каждому старшекласснику обучаться по выбранному им профилю.  Во-вторых, это Положение о конкурсе на лучшую программу перехода в эффективный режим деятельности общеобразовательных организаций, работающих в сложных социальных условиях. Иными словами – это положение о конкурсе на грантовую поддержку школ, которые разработали программу выхода из категории «устойчиво неуспешных». Наконец, это Положение о повышении квалификации и профессиональной переподготовке работников образования в 2014 году, цель которого – регламентировать изменения в существующей системе ПК, направленные на переход к персонифицированному финансированию дополнительных профессиональных программ.