Информационно-методический и научно-педагогический журнал

 

Аннотация: В статье использованы материалы выступления с семинара-совещания Северо-Западного округа по вопросам развития дополнительного образования детей «Интеграция общего и дополнительного образования как фактор развития воспитательного и социально-педагогического потенциала региона»

 

На протяжении длительного времени мы с вами являемся участниками модернизационных процессов в сфере общего, профессионального и дошкольного образования. Несмотря на то, что дополнительное образование на федеральном уровне оставалось вне институциональных преобразований, в нашем регионе продолжалась работа по совершенствованию данной сферы. Мы находили пути (направления) развития дополнительного образования, понимая его значимость в формировании качеств успешной личности в соответствии с задачами перспективного развития страны.

В области мы обеспечили стабильное функционирование системы дополнительного образования детей, увеличение охвата детей программами дополнительного образования, сохранили кадровый состав при незначительном оттоке педагогов. Повышается заработная плата педагогических работников дополнительного образования.

Подчеркивая значимость данной системы, Президент России В.В. Путин поставил стратегическую задачу – вернуть дополнительное образование в сферу ответственности государства.

Для повышения статусности системы дополнительного образования требуется изменение полномочий в данной сфере.

В связи с этим в рамках мониторинга, проводимого Министерством образования и науки Российской Федерации по вопросу передачи полномочий в сфере дополнительного образования детей, нами были направлены предложения об изменении полномочий на уровне Федерации, субъекта, муниципалитета. В частности, мы считаем необходимым внесение изменений в федеральные законы (№ 273-ФЗ и № 131-ФЗ) в части перераспределения полномочий между субъектами и муниципалитетами.

Мы поддержали инициативу закрепить за субъектами Российской Федерации полномочия по организации предоставления дополнительного образования детям в муниципальных организациях дополнительного образования посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда и учебные расходы. При этом за муниципалитетами остаются полномочия по содержанию зданий и сооружений муниципальных организаций дополнительного образования детей, по обустройству прилегающих территорий (за исключением полномочий по финансовому обеспечению организации предоставления дополнительного образования детей).

Наряду с этим мы считаем возможным осуществлять распределение бюджетных средств между муниципальными образованиями на уровне субъекта на основе нормативно-подушевого финансирования.

Это позволит обеспечить:

Во-первых, регулирование в каждом муниципальном образовании охвата детей услугами дополнительного образования в соответствии с теми показателями, которые установлены в «дорожных картах», и Указом Президента РФ.

На наш взгляд, необходимо доводить норматив финансирования до муниципалитета в равных объемах в соответствии с показателями охвата детей, установленных Указом Президента и «дорожными картами» для текущего года (в области для 2013 года  охват детей в муниципальном образовании программами дополнительного образования детей составил 64%; для 2014 года – 65%). Муниципалитет рассчитывает стоимость услуги с учетом коммунальных платежей.

Во-вторых, нормативное финансирование дополнительного образования будет способствовать развитию приоритетных образовательных программ (технических, спортивных, программ профессиональной ориентации и др.) за счет применения повышающего коэффициента финансирования.

В связи с этим предлагаем рассмотреть возможность разработки рекомендаций по установлению нормативов финансирования на уровне Российской Федерации для выработки единого подхода к расчету норматива финансирования в системе дополнительного образования детей.

Считаем, что при расчете норматива следует учитывать заработную плату (в том числе с учетом повышения согласно Указу Президента Российской Федерации № 761), виды программ дополнительного образования (общеразвивающие, предпрофессиональные); приоритетность образовательных программ (например, технического направления); количество часов по программам; наполняемость групп и индивидуальные планы.

Нормативное подушевое финансирование – эффективный механизм обеспечения деятельности образовательных учреждений при сетевом взаимодействии при реализации программ дополнительного образования.

В области имеется опыт такого сетевого взаимодействия образовательных учреждений.

Так, в области на площадках базовых школ (26) создаются ресурсные центры дополнительного образования с задачами реализации программ дополнительного образования для детей различных групп детей (с ограниченными возможностями здоровья, одаренных детей).

Кроме того, на основе сетевого взаимодействия на базе 20 ресурсных центров учреждений среднего профессионального образования реализуются элективные курсы для обучающихся школ области с целью их дальнейшего профессионального самоопределения и ориентации на востребованные в регионе профессии. При сетевых формах реализации программ заключаются договоры по организации образовательного процесса.

На базе областного учреждения «Вологодский многопрофильный лицей» создан центр для одаренных детей, реализующий программы дополнительного образования на основе сетевого взаимодействия.

Но в настоящее время финансирование данных учреждений осуществляется в рамках стоимости государственной или муниципальной услуги.

Нормативное подушевое финансирование – только один из подходов к финансированию системы дополнительного образования детей.

В регионе основным механизмом финансирования является финансирование государственного задания на выполнение различных видов работ.

У нас сложилась модель управления системой дополнительного образования детей с ведущей ролью областного государственного учреждения, функции которого заключаются в координации деятельности муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей; создании организационно-методического центра для образовательных учреждений всех типов и видов области, обеспечения участия детей области в мероприятиях федерального и международного уровня; организации работы по переподготовке и повышению квалификации педагогических кадров с учетом специфики деятельности.

Переход к нормативу финансирования ставит проблему наличия федеральных государственных требований к условиям реализации направлений дополнительного образования детей. По нашему мнению, на федеральном уровне должны быть нормативно закреплены перечни направленностей программ, что позволит сформировать региональные реестры образовательных программ по направленностям.

Следует отметить, что для обеспечения условий в полном объеме необходима поддержка из федерального бюджета.

Финансирование системы дополнительного образования детей осуществляется посредством программно-целевого метода, который является эффективным для реализации проектов межведомственного характера(культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики и т.д.).

В области уже существует положительный опыт такого взаимодействия в рамках крупных проектов:

  •       «Великий Устюг – родина Деда Мороза» (1998 г.);
  •       «Истоки»;
  •       проекты, направленные на сохранение самобытной традиционной культуры нашего края.

В регионе стало традиционным составление единого областного календарного плана работы, согласованного с курирующими органами исполнительной власти.

Развитие вариативности, создание современных условий реализации программ дополнительного образования детей возможно на основе реализации механизма сочетания бюджетных и внебюджетных форм финансирования.

Мы делаем успешные шаги для расширения внебюджетной деятельности, в том числе платных образовательных услуг путем включения в контракт показателя привлечения внебюджетных средств; изучения спроса потребителей образовательных услуг.

Мы поддерживаем принятие на федеральном уровне государственной межведомственной программы по развитию дополнительного образования детей с предоставлением субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на модернизацию региональных и муниципальных систем ДОД.

При этом формирование вариативных моделей развития систем дополнительного образования, разработка и реализация проблемных вопросов, обозначенных в программе, может отрабатываться под руководством Межведомственного совета при Министерстве образования и науки Российской Федерации, с целью обмена опытом, в том числе и на базе стажировочных площадок.